2 Паралипоменон 7 глава

Вторая книга Паралипоменон
Под редакцией Кулаковых → Толкование Мэтью Генри

Под редакцией Кулаковых

1 Когда Соломон окончил молитву, огонь сошел с небес и поглотил жертвы всесожжения и все другие жертвы. И Слава ГОСПОДНЯ наполнила Храм.
2 Священники не могли войти в Храм ГОСПОДЕНЬ, потому что Слава ГОСПОДНЯ наполняла его.
3 Увидев, как огонь с неба и Слава ГОСПОДНЯ сошли на Храм, все израильтяне, стоявшие на мощеном дворе, пали на колени, простерлись ниц и стали прославлять ГОСПОДА:

«Он — благ!
Ибо вечна любовь Его неизменная!»

4 Затем царь и весь народ совершили жертвоприношение перед ГОСПОДОМ.
5 Царь Соломон принес в жертву Господу двадцать две тысячи быков и сто двадцать тысяч овец. Так царь Соломон и весь народ освятили Храм Божий.
6 Священники, каждый в назначенном месте, совершали свое служение,1 левиты славили ГОСПОДА, играя на музыкальных инструментах, сделанных царем Давидом, чтобы восхвалять ГОСПОДА (они играли псалом Давидов «Вечна любовь Его неизменная!»). А напротив них священники трубили в трубы в окружении всех стоявших израильтян.
7 Соломон освятил середину двора перед входом в Храм ГОСПОДЕНЬ. Там он принес всесожжения и вознес жир благодарственных жертв, потому что сделанный им медный жертвенник не мог вместить столько всесожжений, хлебных даров и жира жертвенных животных.
8 Затем Соломон устроил семидневное празднование вместе со всем Израилем, собрав великий сход народа от Лево-Хамата до русла реки Египетской.
9 На восьмой день, по завершении празднеств, было торжественное собрание. В течение семи дней они освящали жертвенник, и все семь дней длился праздник.
10 На двадцать третий день седьмого месяца Соломон распустил по домам народ, который ликовал и радовался всем сердцем тому благу, которое ГОСПОДЬ даровал Давиду, сыну его Соломону и всему народу Своему Израилю.
11 Так Соломон завершил возведение Храма ГОСПОДНЯ и царского дворца. Всё, что задумал он в сердце своем совершить в Храме ГОСПОДНЕМ и во дворце, он исполнил.
12 В ту же ночь ГОСПОДЬ явился Соломону и сказал: «Я услышал твою молитву! Я избрал сей Храм, чтобы он был местом для жертвоприношений.
13 И если Я закрою небеса и не будет дождя, если Я прикажу саранче опустошать эту страну, если Я пошлю моровое поветрие на Мой народ,
14 если тогда Мой народ, который именем Моим зовется, смирится, если помолится, если будет искать единения со Мной2 и раскается в своих злых поступках, — тогда Я услышу их с небес, и прощу им грехи их, и дарую стране исцеление.
15 Глаза Мои будут открыты, уши Мои будут внимать молитвам в этом Храме.3
16 Ныне Я избрал и освятил этот Храм, чтобы имя Мое здесь пребывало вечно. Очи Мои и сердце Мое здесь во все дни.
17 И если ты будешь ходить предо Мною, как отец твой Давид ходил предо Мною, если будешь исполнять всё, что Я заповедал, будешь соблюдать законы Мои и установления, —
18 тогда Я укреплю твой царский престол, как обещал отцу твоему Давиду, когда вступил в союз с ним и сказал ему: „Потомки твои не утратят власти в Израиле“.
19 Но если вы отвергнете Меня, забыв законы Мои и заповеди, которые Я дал вам, если пойдете служить другим богам и станете поклоняться им,
20 тогда Я вырву вас с корнем из земли Моей, которую Я дал вам, и отверну лицо Свое от этого Храма, который Я освятил для имени Моего, и станет он притчей во языцех и предметом насмешек у всех народов.
21 И всякий, проходя мимо этого Храма, ныне столь великолепного, ужаснется, взглянув на него, и скажет: „Почему же ГОСПОДЬ сотворил такое с этой страной и с этим Храмом?“
22 И ответят ему: „ГОСПОДА они оставили, Бога отцов своих, который вывел их из Египта, и покорились иным богам,4 стали поклоняться им и служить! Поэтому Господь и обрушил на них это зло“».

Толкование Мэтью Генри

В данной главе приводится ответ Бога на молитву Соломона.

I. Он ответил видимым образом огнем с небес, который поглотил жертвы (ст. 1); это очень впечатлило священников и людей (ст. 2−3). Знак того, что Бог доволен, ободрил их продолжать торжество в течение четырнадцати дней, а Соломон был ободрен продолжать осуществление Своих планов во славу Бога (ст. 4−11).

II. Он ответил ему лично словами уст Своих во сне или в ночном видении (ст. 12−22). Мы читали об этом ранее в 3 Книге Царств, гл. 8 и 9.

Стихи 1−11. I. Бог сразу дал положительный ответ на молитву Соломона: сошел огонь с неба и поглотил всесожжение и жертвы (ст. 1). Так Он свидетельствовал о том, что принял жертвы Моисея (Лев 9:24), Гедеона (Суд 6:21), Давида (1Пар 21:26) и Илии (3Цар 18:38); в общем, в еврейском языке принять жертву означает превратить ее в пепел (Пс 19:4). И в данном месте огонь сошел не тогда, когда убили жертвы, а когда вознесли молитву.

1. Этот огонь подразумевал, что Господь (1) прославился, ибо Бог наш есть огонь поядающий, вызывающий страх даже тогда, когда находится на Своем святом месте. Он ниспал (скорее всего) из плотной тьмы, и это сделало его еще более страшным, как на горе Синай (Исх 24:16−17). У грешников на Сионе был повод устрашиться при виде этого явления и сказать: «Кто из нас может жить при огне пожирающем!» (Ис 33:14).

(2) Был милостив к Израилю, ибо огонь, который вполне справедливо мог поглотить их, пал на жертвы, принесенные вместо них, и поглотил их; это символизировало, что Бог принял жертвы и Его гнев отвратился от них.

2. Давайте посмотрим, что у этого явления общего (1) со страданиями Христа. Когда Господу стало угодно поразить Христа и предать скорби, то в этом Он проявил благосклонность к человечеству, возложив на Него беззакония всех нас. Его смерть была нашей жизнью, Он стал грехом и проклятием, чтобы мы могли наследовать праведность и благословение. Эта жертва была поглощена, дабы мы могли спастись. Это Я; оставьте их, пусть идут.

(2) С освящением Духа, Который сошел, как огонь, пожирая наши похоти и пороки те твари, которые должны стать жертвой, или в противном случае мы погибнем, зажигая в нашей душе святой огонь ревности и благоговейных чувств, которые будут постоянно гореть на жертвеннике сердца. Самым надежным доказательством того, что Бог принял наши молитвы, является схождение на нас святого огня. Не горело ли в нас сердце наше? (Лк 24:32). В качестве еще одного доказательства того, что Бог принял молитву Соломона, слава Господня наполнила дом. Безусловно, живым храмом является сердце, подобным образом наполненное святым благоговением и почтением к божественной славе, которому Бог явил себя во всем Своем величии и (что также является Его славой) благости.

II. Соломон поблагодарил Бога за этот милостивый знак Его благоволения.

1. Люди поклонились и славословили Господа (ст. 3). Когда они увидели огонь Божий, сходящий с небес, то не убежали напуганные, а остались на месте, во дворах Господних, и использовали эту возможность, чтобы (1) с благоговением выразить свое восхищение славой Божьей. Они пали лицем на землю и поклонились; тем самым они выразили свое почтение и благоговейный страх перед божественным величием, свою готовность с радостью подчиниться божественной власти и осознание того, что они недостойны находиться в присутствии Бога и неспособны устоять перед силой Его гнева.

(2) С благодарностью признать благость Бога; даже когда огонь Божий сошел с небес, они прославляли Его, говоря: «Он благ, ибо вовек милость Его». Эта песнь никогда не будет несвоевременной, и наши сердца и уста должны быть постоянно настроены на нее. Как бы ни было, но Бог благ. Когда Он являет себя грешникам в качестве огня поедающего, то Его народ может радоваться Ему, как своему свету. Более того, у них есть основание говорить, что в этом Бог был благ. «По милости Господа мы не поглощены огнем, а вместо нас поглощены жертвы, и за это мы должны быть благодарны Ему».

2. Царь и весь народ принесли обильные жертвы (ст. 4−5). Ими они питали этот святой огонь и приглашали сойти на жертвенник. Они и раньше приносили жертвы, но теперь умножили их. Отметьте: знаки благоволения Бога к нам должны расположить наше сердце больше служить Ему и все больше пребывать в Нем. Пример царя ободрил людей. Доброе дело тогда будет успешным, когда лидеры народа будут его инициаторами. Жертв было так много, что жертвенник не вмещал их, и, чтобы ни одна из жертв не была возвращена (хотя мы можем предположить, что весь жертвенник был покрыт их кровью), всесожжения и тук мирных жертв сжигались во внутренней части двора (ст. 7), которую Соломон освятил для этого служения или которую данное жертвоприношение освятило. В случае необходимости жертвенником может стать и тротуар.

3. Священники совершали служение и были заняты своим делом, а певцы и музыканты своим (ст. 6); они были обеспечены инструментами, которые сделал Давид, и псалмами, которые Давид дал им для славословия (ссылаясь на 1Пар 16:7), или, как написано в английском переводе, когда Давид славил Бога через их служение. Он задействовал их в этом служении, направлял и ободрял в прославлении Бога; поэтому их служение было принято как его дело, и сказано, что он славил через их служение.

4. Все собрание выразило великую радость и удовлетворение. Народ праздновал посвящение жертвенника семь дней со второго по девятый день; на десятый назначили день искупления, когда их души должны были страдать из-за греха, и это не было несвоевременным посреди веселья. На пятнадцатый день начался праздник кущей, продолжавшийся до двадцать второго дня; и они не расставались до двадцать третьего дня. Мы никогда не должны жалеть времени, потраченного на поклонение Богу и общение с Ним; не должны считать, что оно длилось слишком долго, и уставать от этого.

5. Соломон сделал свое дело и успешно закончил все работы, запланированные для украшения дома Божьего и его собственного (ст. 11). Кто начал дело со служения Богу, тот, скорее всего, благополучно справится с личными делами. Соломон заслуживает похвалы за то, что выполнил все, взятое на себя; и он был успешен благодаря благодати Божьей.

Стихи 12−22. Огонь с небес подтвердил, что Бог принял молитву Соломона. Молитва может быть принята, но на нее не дан ответ, поэтому Бог явился Соломону ночью (как делал это раньше, 2Пар 1:7) после дня жертвоприношений, как и в тот раз, и особым образом ответил на его молитву. Мы раньше уже рассматривали ее содержание (3Цар 9:2−9).

I. Он пообещал признать этот дом домом жертвоприношения и домом молитвы для всех людей (Ис 56:7): «Имя мое будет там вовеки» (ст. 12, 16), то есть «Там Я буду являть себя, и там будут призывать Меня».

II. Он пообещал отвечать на молитвы Своего народа всякий раз, когда они будут возноситься на этом месте (ст. 13−15).

1. Здесь подразумеваются государственные бедствия (ст. 13), голод, эпидемии и, возможно, война, ибо под саранчой, поедающей землю, подразумеваются враги, такие же прожорливые, как саранча, и все опустошающие.

2. Требуется, чтобы весь народ покаялся, молился и реформировался (ст. 14). Бог говорит, что если Его народ, называющийся Его именем, будет бесчестить это имя своими беззакониями, то ему все-таки придется прославить его, приняв наказание за свои беззакония. Они должны смириться под Его рукой, молиться, чтобы Он отменил наказание, искать лица и благоволения Божьего. Но все это будет напрасно, если они не отвратятся от своих злых путей и не вернутся к Богу, от Которого отступили.

3. Обещано, что народ будет помилован, что Бог простит их грех, за который они наказаны, и затем исцелит их землю и возместит весь ущерб. Прощающая милость открывает путь для исцеляющей милости (Пс 102:3; Мф 9:2).

III. Он пообещал сохранить царство Соломона при условии, что тот будет неизменно исполнять свой долг (ст. 17−18). Если он надеется получить пользу от завета, который Бог заключил с Давидом, то должен следовать примеру Давида. Бог предложил ему смерть и жизнь, проклятие и благословение.

1. Он предположил, что хотя они и построили этот храм во славу Бога, но, возможно, увлекутся поклонением другим богам (ст. 19), зная их склонность впадать в этот грех.

2. Он твердо угрожает, что, если они будут поклоняться другим богам, это приведет к гибели Церкви и государства.

(1) Это уничтожит их государство (ст. 20). «Хотя они хорошо укоренились и долго живут на этой хорошей земле, но Я исторгну с корнем весь народ исторгну, как человек выдергивает сорняки в своем саду, которые затем бросает на мусорную кучу».

(2) Это уничтожит их церковь. Данное святилище не будет для них святилищем и не защитит от судов Божьих, как они воображают, говоря: «Мы храм Бога» (Иер 7:4). Этот высокий дом является не только величественным зданием; он построен для определенных целей и использования, но он необыкновенно унизится (Плач 1:9), вызвав изумление всех соседей.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
6  [1] — Букв.: стояли.
14  [2] — Букв.: Моего лица.
15  [3] — Букв.: на этом месте.
22  [4] — Или: привязались к иным богам.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.