Неемия 7 глава

Книга Неемии
Под редакцией Кулаковых → Толкование Мэтью Генри

Под редакцией Кулаковых

1 Когда стена была достроена и я навесил створы ворот, назначены были привратники,1 певцы и левиты.
2 Над Иерусалимом я поставил своего брата Ханани и начальника крепости Хананью — одного из самых надежных мужей, благоговеющих пред Богом.
3 Я сказал им: «Пусть не открывают ворот Иерусалима, пока не наступит полдень;2 пусть стража, заступив на пост, закрывает их на засовы. Назначьте жителям Иерусалима, где стоять на страже: кому на сторожевом посту, а кому рядом с домом».3
4 Город был велик и пространен, но жителей в нем было мало, и дома еще не были построены.
5 И Бог мой положил мне на сердце собрать знать, начальников и простой народ, чтобы составить родословия. Я нашел родословную запись первых переселенцев, где было сказано:
6 «Вот те, кто переселился в Иудею, из некогда угнанных в Вавилон царем вавилонским Навуходоносором. Они возвратились в Иерусалим и в Иудею — каждый в свой город.
7 Во главе их выступили Зоровавель, Иисус, Неемия, Азарья,4 Раамья,5 Нахамани, Мардохей, Билшан, Мисперет,6 Бигвай, Нехум7 и Баана.
Вот сколько насчитывалось израильтян,8 отправившихся вместе с ними:
8 две тысячи сто семьдесят два из рода Пароша,
9 триста семьдесят два из рода Шефатьи,
10 шестьсот пятьдесят два из рода Араха,
11 две тысячи восемьсот восемнадцать из рода Пахат-Моава (то есть из рода Иисуса и Йоава),
12 тысяча двести пятьдесят четыре из рода Элама,
13 восемьсот сорок пять из рода Затту,
14 семьсот шестьдесят из рода Заккая,
15 шестьсот сорок восемь из рода Виннуя,9
16 шестьсот двадцать восемь из рода Вевая,
17 две тысячи триста двадцать два из рода Азгада,
18 шестьсот шестьдесят семь из рода Адоникама,
19 две тысячи шестьдесят семь из рода Вигвая,
20 шестьсот пятьдесят пять из рода Адина,
21 девяносто восемь из рода Атера (то есть Езекии),
22 триста двадцать восемь из рода Хашума,
23 триста двадцать четыре из рода Вецая,
24 сто двенадцать из рода Харифа,10
25 девяносто пять из рода Гивона,11
26 сто восемьдесят восемь человек из Вифлеема и Нетофы,
27 сто двадцать восемь человек из Анатота,
28 сорок два человека из Бет-Азмавета,
29 семьсот сорок три человека из Кирьят-Еарима,12 Кефиры и Беэрота,
30 шестьсот двадцать один человек из Рамы и Гивы,
31 сто двадцать два человека из Михмаса,
32 сто двадцать три человека из Бет-Эля и Ая,
33 пятьдесят два человека из другого Нево,
34 тысяча двести пятьдесят четыре из рода другого Элама,
35 триста двадцать из рода Харима,
36 триста сорок пять из рода Иерихона,
37 семьсот двадцать один из рода Лода, Хадида и Оно,
38 три тысячи девятьсот тридцать из рода Сенаа.
39 Священники: девятьсот семьдесят три из рода Едаи (из рода Иисуса),
40 тысяча пятьдесят два из рода Иммера,
41 тысяча двести сорок семь из рода Пашхура,
42 тысяча семнадцать из рода Харима.
43 Левиты — семьдесят четыре из рода Иисуса и Кадмиэля (потомки Ходвы).13
44 Певцы — сто сорок восемь из рода Асафа.
45 Привратники: род Шаллума, род Атера, род Талмона, род Аккува, род Хатиты, род Шовая — всего сто тридцать восемь.
46 Храмовые служители: род Цихи, род Хасуфы, род Таббаота,
47 род Кероса, род Сии,14 род Фадона,
48 род Леваны, род Хагавы,15 род Шалмая,
49 род Ханана, род Гиддэля, род Гахара,
50 род Реаи, род Рецина, род Некоды,
51 род Газзама, род Уззы, род Пасеаха,
52 род Бесая,16 род Меуним, род Нефишсим,
53 род Бакбука, род Хакуфы, род Хархура,
54 род Бацлита,17 род Мехиды, род Харши,
55 род Баркоса, род Сисеры, род Тамаха,
56 род Нециаха, род Хатифы.
57 Потомки слуг Соломоновых: род Сотая, род Соферета, род Фериды,18
58 род Ялы, род Даркона, род Гиддэля,
59 род Шефатьи, род Хаттиля, род Покерета Цеваимского, род Амона.19
60 Всего храмовых служителей и потомков слуг Соломоновых было триста девяносто два.
61 Пришли также люди из Тель-Мелаха, Тель-Харши, Керува, Аддона20 и Иммера, но они не смогли доказать, что их отеческие роды принадлежат к Израилю, —
62 шестьсот сорок два человека из рода Делаи, рода Товии и рода Некоды.
63 Среди священников — род Ховаи, род Хаккоца и род Барзиллая ( потомки человека, взявшего в жены дочь Барзиллая Гиладского, откуда и родовое имя);
64 они искали записи о своем родословии, но безуспешно, а потому были исключены из списка священников.21
65 Правитель22 запретил им вкушать жертвы, что относились к великим святыням, доколе не появится первосвященник с уримом и туммимом.
66 Вся община составила сорок две тысячи триста шестьдесят человек,
67 не считая семи тысяч трехсот тридцати семи слуг и служанок и еще двухсот сорока пяти певцов и певиц.
68 [При них было семьсот тридцать шесть лошадей, двести сорок пять мулов],23
69 четыреста тридцать пять верблюдов и шесть тысяч семьсот двадцать ослов.
70 Некоторые из старейшин24 жертвовали деньги на восстановительные работы, сам правитель внес в сокровищницу тысячу золотых дариков,25 пятьдесят чаш и пятьсот тридцать священнических одеяний.
71 А некоторые из старейшин внесли в сокровищницу на строительство двадцать тысяч золотых дариков26 и две тысячи двести мин27 серебра.
72 Остальной народ внес двадцать тысяч золотых дариков, две тысячи мин28 серебра и шестьдесят семь священнических одеяний.
73 Священники, левиты, привратники и певцы и те, кто был из простого народа, а также храмовые служители — весь Израиль — поселились в своих городах».

Толкование Мэтью Генри

Успех благочестивого плана, содействующего делу Божьему и нашему поколению, должен побуждать нас идти тем же путем и создавать следующий. Так поступил Неемия; укрепив Иерусалим воротами и стенами, он начал заботиться о том:

(I) Чтобы учредить в городе порядок (ст. 1−4).

(II) Чтобы населить его людьми. Для этого он решил осмотреть и переписать всех, вышедших из плена и вернувшихся на родину во время первого переселения (ст. 5−73). Фактически в данной главе перечисляются те же люди, которые упоминаются в Книге Ездры, гл. 2. Мы узнаем позже, какая от этого польза, когда Неемия решил, что каждый десятый должен жить в Иерусалиме (Неем 11:1).

Стихи 1−4. О Своей Церкви Бог сказал: «На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей» (Ис 62:6). И это стало первоочередной задачей для Неемии, ибо голые стены без стражников являются слабой защитой для города.

I. Он назначил привратников, певцов и левитов на служение свое. Здесь подразумевалось их служение в общем посещение богослужения в храме, которым в некоторой степени пренебрегали, но теперь возродили. Поклонение Богу защищает место и служителей; когда они стараются исполнить свой долг, то являются стражниками на стене. Или, более детально, он велел им приготовиться к освящению стены, чтобы это служение совершить торжественно и организованно, ибо посвящение было ее силой. То, что посвящено Богу, принесет нам пользу.

II. Он назначил двух губернаторов или начальников, поручив им заботиться о городе, обеспечивать гражданский мир и безопасность. Одним из них был его брат Ханани, который принес ему известие об опустошении Иерусалима; этот человек характеризовался твердой непорочностью и любовью к своей стране. Вторым был Ханания начальник Иерусалимской крепости, который также доказал свою верность в малом, и поэтому ему было вверено больше. О Ханании сказано, что он был более многих других человек верный и богобоязненный (ст. 2). Отметьте:

(1) Среди истинно боящихся Бога верующих есть люди, которые более других богобоязненны и превосходят в выражении и проявлении этого страха; таковые вдвойне достойны почестей, которые подлежат боящимся Бога (Пс 14:4). В Иерусалиме было много людей, боящихся Бога, но этот благочестивый человек более других был известен своей религиозностью и благочестием.

(2) Кто боится Бога, тот должен демонстрировать это всем людям своей верностью и добросовестностью во всем.

(3) Божий Иерусалим будет процветать в том случае, когда руководить и править им будут люди, превосходящие других в добродетели, известные благочестием и честностью. Некоторые предполагают, что как раз в то время Неемия собирался вернуться в Персию, во дворец, чтобы обновить свое поручение, и он на время своего отсутствия оставил этих двух достойных людей ответственными за дела в городе. Хорошие руководители должны быть очень осторожны, назначая своими заместителями других, когда сами не могут совершить это дело.

III. Он повелел закрывать ворота и охранять стены (ст. 3−4). Здесь обратите внимание:

(1) В каком состоянии был Иерусалим в то время. Он занимал большую площадь и был великим городом. Стены окружали ту же площадь, что и раньше, но большая часть города оставалась опустошенной, ибо дома там не были построены или их было очень мало по сравнению с прежним количеством. Поэтому Неемия окружил город стеной по вере, взирая на обещание Бога населить его людьми, недавно переданное через пророка (3ах 8:3 и далее). Хотя в то время людей было мало, но он верил, что они умножатся, и поэтому строил стены с таким расчетом, чтобы для них в городе было достаточно места; если бы он не уповал на это обетование, то мог бы подумать, что стены без города являются таким же большим позором, что и город без стен.

(2) Как Неемия позаботился о нем. Он лично назначил начальников города, которые должны были:

[1] Следить, чтобы городские ворота закрывались и запирались на ночь, ибо напрасно они строили стену, если никто не следит за воротами.

[2] Следить, чтобы утром они не открывались до тех пор, пока не было уверенности, что вокруг все тихо и спокойно.

[3] Поставить стражу на стенах или в других местах на удобном расстоянии, чтобы в случае приближения врага она могла своевременно предупредить город об опасности; и, когда наступала очередь нести служение, стражники должны были стать каждый напротив дома своего, ибо в таком случае (можно предположить) они будут особо бдительными. Безопасность государства зависит от стараний отдельных людей оградить себя и свою семью от греха нашего общего врага. Каждый должен быть бдительным ради самого себя, но многие не понимают своей выгоды, и поэтому на власти возлагается обязанность назначать стражников. И так как совсем недавно люди убедились в том, что Бог был с ними, когда они строили стену (в противном случае они напрасно строили бы), то теперь, когда она была окончена, они, безусловно, осознавали, что, если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж (Пс 126:1).

Стихи 5−73. Данные стихи рассказывают о еще одном хорошем плане Неемии, ибо мудрые и ревностные люди постоянно что-то придумывают для прославления Бога и назидания Его Церкви. Он очень хорошо знал, что безопасность города, вверенного Богу, больше зависит от численности и мужества горожан, чем от высоты или прочности его стен; и поэтому, принимая во внимание тот факт, что в нем было мало обитателей, он подумал, что было бы хорошо исчислить народ и найти семьи, которые раньше жили в Иерусалиме, но теперь переехали в деревни. Тогда, привлекая их религией или бизнесом, которым они занимались, можно было попытаться убедить их вернуться, восстановить свои дома в Иерусалиме и жить в них. Мы найдем мало оснований, чтобы склонить человека жить в одиночестве на земле или в Иерусалиме, ибо наша безопасность и утешение в значительной мере зависят от наших соседей и друзей; чем больше сильных, тем больше веселья. Мудро поступают те руководители народа, которые поддерживают баланс между городом и деревней, чтобы город не становился чрезмерно большим и тем самым не обеднял и не истощал деревню и в то же время не становился настолько слабым, что не мог защитить ее. Обратите внимание:

I. Каким образом этот хороший план возник у Неемии. Он признает: «Положил мне Бог мой на сердце сделать это» (ст. 5). Отметьте: когда к нам в голову приходит хорошее, благоразумное или благочестивое побуждение, то мы должны признать, что оно пришло от Бога. Именно Он положил нам его на сердце, ибо всякий добрый дар и всякое доброе дело приходят свыше. Бог дает знание; Он дает благодать; все приходит от Него и поэтому должно быть для Него. Все, что совершает благоразумие человека, должно приписываться водительству Божественного провидения; Тот, Кто учит порядку и наставляет земледельца (Ис 28:26), учит и государственного деятеля.

II. Каким путем он пошел, чтобы осуществить его.

1. Он созвал вместе начальников и народ, чтобы получить представление о нынешнем положении их семей: об их численности и силе, а также о месте их проживания. Возможно, созвав их вместе, он также велел собрать и принести информацию об областях, где они проживают. Не думаю, чтобы их было много, главное что это было быстро сделано.

2. Он просмотрел родословную перепись тех, которые сначала пришли, и сравнил с нынешней переписью; здесь повторяется то, что написано в Книге Ездры, гл.

2. Озаглавлены эти стихи так же (ст. 6−7), как там (Езд 2:1−2): «Вот жители страны ...» В данных стихах повторяются: имена и численность некоторых семей и их пожертвования для богослужения в храме. Повторение этой переписи может подразумевать тот факт, что великому Богу очень нравятся отдельные люди, семьи и служение духовного Израиля и Он обращает на это особое внимание. Он знает Своих, знает всех их, знает по именам, взирает на перепись сынов плена и делает для них все необходимое согласно древнему совету Своей воли.

(1) Здесь перечислены главы нескольких семей, которые вышли в первую очередь (ст. 6−69). Что касается их, то следует отметить:

[1] Хотя кажется, что нам от этого мало пользы, но тогда было очень полезно сравнить их численность при переселении и спустя некоторое время. Можно предположить, что к тому времени они значительно умножились, но переселенцам было полезно вспомнить, какими незначительными они были вначале, чтобы признать руку Божью в умножении своих семей и их укреплении. Похоже, именно благодаря этому сохранились их генеалогии и поддерживалось различие между семьями, пока не пришел Мессия и не положил конец всем генеалогиям, которые хранились только ради Него, а впоследствии стали бесконечными.

[2] Присутствует много различий в численности, приведенной в данной главе и в Книге Ездры. Большинство семей совпадает по численности, некоторые отличаются незначительно (на одного, двух больше или меньше), поэтому я не считаю, как некоторые, что в той книге приведена их численность во время первого выхода, а в данной их нынешнее количество, ибо прошло около сорока лет (некоторые считают, намного больше) и невозможно предположить, что численность большинства семей вообще не изменилась или изменилась незначительно за такое время. Поэтому можно предположить, что возникшие расхождения возникли то ли вследствие ошибок переписчиков (что часто имеет место при переписи чисел), то ли из-за различий копий, с которых они переписывались. Или, возможно, один список составлялся, когда они выходили из Вавилона с Зоровавелем, а второй когда они прибыли в Иерусалим. Общее количество людей одинаково и в одном и в другом списке, за исключением певцов и певиц, которых в том документе зарегистрировано 200, а в данном 245. Они не считались важными персонами, чтобы тщательно пересчитывать их.

(2) Описаны пожертвования, совершенные для дела Божьего (ст. 70). Их количество значительно отличается от приведенного в Книге Ездры (Езд 2:68−69), поэтому возникают сомнения, идет ли речь об одном и том же пожертвовании. Здесь упоминается тиршафа, или начальник (не упоминающийся там), который совершил первое пожертвование; а одна сумма, упомянутая в той книге, превосходит все жертвы, приведенные здесь. Возможно, описывается одно и то же событие, но здесь приводится копия другой страницы, а не той, которая приведена там, ибо последний стих данной главы совпадает с параллельным отрывком из Книги Ездры (Езд 2:70, а также 3:1). Благословен Бог за то, что наша вера и надежда не базируются на точности имен и чисел, на генеалогии и хронологии, а на великих истинах закона и Евангелия. Бог не неправеден, чтобы забывать то, что пожертвовано на дело Божье, и без награды не останется даже чаша холодной воды, которой Он почитается.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: поставлена была охрана у ворот.
3  [2] — Букв.: пока не пригреет солнце. Друг. возм. пер.: пусть не будут открыты ворота Иерусалима во время дневного зноя, т. е. в самое жаркое время дня.
3  [3] — Или: каждому на посту рядом с домом.
7  [4] — Этот список с некоторыми изменениями имен и количества переселенцев повторяет список в Эзр 2:2−70. Здесь в Эзр 2:2: Серая.
7  [5] — Эзр 2:2: Реэлая, после него нет имени Нахамани.
7  [6] — Эзр 2:2: Миспар.
7  [7] — Эзр 2:2: Рехум.
7  [8] — Букв.: народа Израиля.
15  [9] — Эзр 2:10: Вани.
24  [10] — Эзр 2:19: Йоры.
25  [11] — Эзр 2:20: Гиббара.
29  [12] — Эзр 2:25: Кирьят-Арима.
43  [13] — Эзр 2:40: Ходавьи.
47  [14] — Эзр 2:44: Сиахи.
48  [15] — В Эзр 2:45,46 добавлено: род Аккува, род Хагава.
52  [16] — В Эзр 2:50 добавлено: род Асны.
54  [17] — Эзр 2:52: Бацлута.
57  [18] — Эзр 2:55: Феруды.
59  [19] — Эзр 2:57: Ами.
61  [20] — Эзр 2:59: Аддана.
64  [21] — Перевод по LXX и Вульгате; масоретский текст: исключены из (списка) священников как нечистые.
65  [22] — Евр. тиршата — титул персидского правителя в Иудее, возм. пер.: его превосходительство; то же в ст. 70.
68  [23] — В масоретском тексте этого стиха нет, он встречается в некот. рукописях, ср. Эзр 2:66.
70  [24] — Букв.: главы отеческих (родов / домов); то же в ст. 71.
70  [25] — Ок. 8,5 кг (при весе 1 дарика в 8,5 г).
71  [26] — Ок. 170 кг.
71  [27] — Ок. 1,2 т.
72  [28] — Ок. 1,1 т.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.