Есфирь 2 глава

Книга Есфири
Под редакцией Кулаковых → Толкование Мэтью Генри

Под редакцией Кулаковых

1 Некоторое время спустя, когда гнев царя Ксеркса утих, он вспомнил об Астини — о ее поступке и о вынесенном ей приговоре.
2 Прислуживавшие царю придворные1 сказали ему: «Пусть поищут для царя красивых непорочных девушек.
3 А царь пусть назначит в каждую область своего царства должностных лиц, которые соберут всех красивых непорочных девушек в крепость Сузы, на женскую половину дворца2 под надзор царедворца3 Хегая, стража жен. Пусть им выдадут благовонные мази.
4 И та из дев, которая понравится царю, станет царицей вместо Астини». Эти слова понравились царю, так он и поступил.
5 В то время жил в крепости Сузы иудей4 по имени Мардохей,5 сын Яира, внук Шими, правнук Киша, вениаминитянин:
6 его выселили из Иерусалима вместе с теми, кого вавилонский царь Навуходоносор увел в плен, захватив царя иудейского Иехонию.
7 У Мардохея была на воспитании его двоюродная сестра6 Хадасса, она же Эсфирь,7 круглая сирота,8 — после смерти родителей он растил ее как свою дочь. Девушка была стройна и красива.
8 Когда было объявлено царское повеление, царский указ, собрали в крепость Сузы много девушек под надзор Хегая; тогда и Эсфирь была взята в царский дворец под надзор Хегая, стража жен.
9 Девушка приглянулась ему и снискала его расположение. Он тут же выдал ей благовонные мази и всё положенное ей и приставил к ней семь лучших служанок из царского дворца. Хегай переселил ее с этими служанками в лучшие покои гарема.
10 Эсфирь же не говорила никому ни о народе своем, ни о родне своей, ведь Мардохей не велел ей о том рассказывать.
11 Сам Мардохей изо дня в день приходил ко двору гарема, чтобы справиться о благополучии Эсфири и о том, что с ней происходит.
12 Девушки входили к царю Ксерксу, каждая в свой черед, а перед тем каждая из них двенадцать месяцев готовила себя, как предписано царским женам: шесть месяцев натиралась мирровым маслом и шесть месяцев — женскими благовониями и мазями.
13 После этого девушка шла к царю, и ей давали всё, что бы она ни пожелала взять с собой из гарема в царский дворец.
14 Вечером она приходила к царю, а утром отправлялась в другую часть гарема под надзор царедворца Шаашгаза, стража наложниц, и более уже не входила к царю. Но если она понравилась царю, он мог позвать ее снова, назвав ее имя.
15 Когда настал черед Эсфири (дочери Авихаиля,9 дяди Мардохея, который растил ее как дочь) идти к царю, она ничего не просила сверх того, что предложил ей царедворец Хегай, страж жен. Кто ни видел Эсфирь — чувствовал к ней расположение.
16 В десятом месяце (месяце тевете) седьмого года10 правления царя Ксеркса Эсфирь была отведена к нему, на царскую половину дворца.
17 И Эсфирь полюбилась царю более прочих жен. Она снискала его благоволение и расположение больше, чем все другие девушки, и он возложил ей на голову царский венец и сделал царицей вместо Астини.
18 И устроил царь великий пир в честь Эсфири — пир для всей своей знати и вельмож. Объявил он праздничные дни11 и по областям, раздавая дары с царской щедростью.
19 Когда во второй раз стали собирать девушек, Мардохей как раз сидел у царских ворот.12
20 (Эсфирь тогда еще не говорила о родне своей и о народе своем, как повелел ей Мардохей, ведь Эсфирь продолжала исполнять повеления Мардохея, как и прежде, когда была у него на воспитании.)
21 Как раз в те дни, когда Мардохей сидел у царских ворот, Бигтан и Тереш, два царедворца, стороживших вход во дворец,13 по злобе своей задумали убийство Ксеркса.
22 Мардохею стало известно об этом, и он сообщил царице Эсфири, а та, по поручению Мардохея,14 всё рассказала царю.
23 Дело расследовали, заговор раскрыли, и обоих заговорщиков казнили, а их тела повесили на деревянном столбе. И было это записано в летописи в присутствии царя.

Толкование Мэтью Генри

В этой главе говорится о двух обстоятельствах, которые содействовали спасению иудеев от заговора Амана:

(I) Есфирь занимает высокое положение, став царицей вместо Астинь. На эту честь претендовало множество других девушек (ст. 1−4); но Есфирь сирота из плененных иудеев (ст. 5−7) понравилась сначала царскому евнуху (ст. 8−11), а затем и царю (ст. 12−17), который сделал ее царицей (ст. 18−20).

(II) Мардохей сослужил царю добрую службу, раскрыв покушение на его жизнь (ст. 21−23).

Стихи 1−20. О том, как Бог низлагает знатных и сильных, мы читали в предшествующей главе, а теперь узнаем, как Он возносит смиренных, о чем сказала в своей песни дева Мария (Лк 1:52), а еще раньше Анна (1Цар 2:48). Астинь за свою высоту унижена, а Есфирь возвышена за смирение. Примите во внимание:

I. Какой сумасбродный курс действий выбрали, чтобы угодить царю и найти ему другую жену вместо Астинь. Иосиф Флавий говорит, что, когда гнев царя утих, он сильно опечалился из-за того, что дело зашло так далеко, и был бы рад помириться с Астинь, но по указу правительства приговор отмене не подлежал; и поэтому, чтобы помочь царю забыть ее, приближенные придумали, как его сначала развлечь огромным числом наложниц, а затем сделать так, чтобы он выбрал из них в жены вместо царицы Астинь ту, которая устроила бы всех. Браки правителей, как правило, совершаются, исходя из политических интересов, например для расширения владений или укрепления союзов; но в данном случае заботились о том, чтобы будущая царица в некоторой степени соответствовала прихотям царя, независимо от того, бедна она или богата, знатного происхождения или простолюдинка. Каких усилий стоило угодить царю! Как будто бы власть и богатство даны ему с единственной целью чтобы он испытал все самые утонченные и изысканные плотские утехи, достигнув вершины наслаждения, хотя в лучшем случае таковые представляют собой лишь жалкие отбросы по сравнению со святой радостью и духовной усладой.

1. Обыскали все области его царства, чтобы найти молодых и красивых девушек; причем на поиски направили выбранных с этой целью наблюдателей (ст. 3).

2. Для этих девушек специально подготовили дом (сераль) и приставили к ним стража, который следил, чтобы о них хорошо заботились.

3. Девушкам выделили ни много ни мало двенадцать месяцев на притирания (в этом нуждались, по крайней мере, некоторые из них, прибывшие «из глубинки»), чтобы каждая была очень чистой и благоухала (ст. 12). Даже те, которые являлись «шедеврами природы», нуждались в такой помощи, чтобы угодить суетному и плотскому уму.

4. После того как девушка однажды побывала на ложе царя, она навсегда становилась затворницей, если только царь не соизволит когда-нибудь послать за ней (ст. 14); теперь она считалась одной из неглавных жен; царь таковых содержал, и они не могли выходить замуж. На этом примере мы видим, каких нелепых обычаев придерживались люди, лишенные Божьего откровения; и в наказание за свое идолопоклонство они были преданы постыдным страстям. Нарушив закон сотворения, по которому Бог создал человека, они нарушили еще один закон, основанный на том, что Бог сотворил одного мужчину и одну женщину. Видите, как необходимо людям Евангелие Христово, чтобы очистить их от плотских похотей и вернуть к изначальным установлениям. Познавшие Христа сочтут, что стыдно и говорить о том, что они делают (Еф 5:12), причем не только тайно, но, как в данной ситуации, открыто.

II. Как в этой ситуации по воле Божьего провидения царицей стала Есфирь. Если бы кто-то порекомендовал Артаксерксу взять ее в жены, то он с презрением отклонил бы это предложение; но когда наступила ее очередь прийти к царю после других девушек, то, хотя многие из них были искренними и благоразумными, миловидными и приятными, оказалось, что Есфирь превзошла всех; и таким образом, даже за счет соперниц, для нее был проложен путь к сердцу царя и к последовавшим вслед за этим почестям. По словам епископа Патрика, толкователи, которые полагают, что Есфирь совершила большой грех, чтобы прийти к успеху, определенно не учитывают, какие обычаи существовали в то время в тех странах. Каждая девушка, побывавшая на ложе царя, становилась его женой, но более низкого ранга как Агарь у Авраама; так что если бы Есфирь не стала царицей, то у сыновей Иакова все равно не было бы повода сказать, что царь поступил с сестрою их, как с блудницею. В отношении же Есфири следует обратить внимание на:

1. Ее происхождение и характер.

(1) Она принадлежала к числу детей, рожденных в пленении, иудейкой, разделившей участь своего народа в узах. Даниил и его друзья тоже получили повышение в стране своего пленения; ибо они были среди тех, кого Бог отправил туда им же на благо (англ. пер., Иер 24:5).

(2) Есфирь была сиротой; у нее умерли и мать и отец (ст. 7), но, когда они оставили свою дочь, ее принял Господь (Пс 26:10). Когда люди, пережившие горечь утраты родителей в детстве, становятся впоследствии благочестивыми и весьма успешными, то следует воздавать славу Господу, отмечая Его благодать и провидение, ибо Он среди других званий, к Своей чести, носит и такое: Отец сирот.

(3) Она была красивой девушкой: красива станом и пригожа лицом (написано на полях, ст. 7). Главной ее красотой была мудрость и достоинство, но ей также посчастливилось стать алмазом в хорошей оправе.

(4) Опекуном Есфири был ее двоюродный брат Мардохей, который взял ее к себе вместо дочери и стал ее воспитателем. Согласно Септуагинте, Мардохей намеревался сделать ее своей женой; и если это так, то он достоин похвалы за то, что не противился, когда у Есфири появилась возможность занять более высокое положение в обществе. Следует видеть Божью руку в том, что Господь дает друзей сиротам без матери и отца. Пусть этот благочестивый пример милосердия послужит воодушевлением для многих людей, которые берут на себя заботы о воспитании сирот; ибо когда они увидят добрый плод своих трудов, то это станет для них сильным утешением. Доктор Лайтфут считает, что этот Мардохей и Мардохей, упомянутый в Езд 2:2, одно и то же лицо, якобы он отправился в числе первых в Иерусалим и способствовал устройству своего народа до прекращения строительства храма, а затем вернулся ко двору персидского царя, чтобы посмотреть, чем еще сможет помочь иудеям. О Мардохее в качестве опекуна или человека, заменившего Есфири родителей, здесь говорится:

[1] Как преданно он о ней заботился, словно она была его собственным ребенком; каждый день он приходил к дверям дома, где она жила, и справлялся о ее здоровье и делах. Пусть те, кому Божье провидение вверило заботу о родственниках, будут нежно любить их и проявлять к ним внимание.

[2] С каким уважением относилась к Мардохею Есфирь. Хотя по родственной связи они были равны, но по возрасту Есфирь была младше и зависела от Мардохея, почитая его, как отца: слово Мардохея Есфирь выполняла (ст. 20). Это хороший пример для сирот; если они попадают под опеку людей, которые любят их и заботятся о них, то пусть отвечают им любовью и послушанием. Когда опекуны добросовестно исполняют свой долг по обеспечению сирот, то последние обязаны с благодарной почтительностью слушаться своих опекунов. Одним из примеров покорности Есфири Мардрхею было то, что она не сказывала о родстве своем и о народе своем, ибо так ей велел Мардохей (ст. 10). Он не приказывал Есфири предавать свою страну или лгать, чтобы скрыть свое происхождение; если бы он призывал ее именно к этому, то ей не следовало бы подчиняться. Но он лишь сказал ей не говорить о своей стране во всеуслышание. Не во всякое время нужно делать достоянием гласности истину, хотя неправду нельзя говорить никогда. Есфирь родилась в Сузах, ее родители умерли, все считали, что у нее персидское происхождение, и она не обязана выводить их из заблуждения.

2. Ее повышение. Кто бы мог подумать, что иудейка, пленница, сирота рождена, чтобы стать царицей, императрицей! Тем не менее именно так и оказалось. Подчас Провидение из праха подъемлет бедного... посаждая с вельможами (1Цар 2:8).

(1) Есфирь почтил своим вниманием евнух (ст. 9) и был готов ей послужить. Мудрость и достоинство заслуживают уважения. Кто сникал Божью благосклонность, тот найдет расположение и у людей; и это окажется полезным. Все видевшие Есфирь восхищались ею (ст. 15) и пришли к выводу, что она именно та женщина, которой достанется приз; и он ей достался.

(2) Сам царь полюбил Есфирь. Она не стремилась, в отличие от других девушек, выделиться искусственной красотой: она не просила ничего, кроме положенного (ст. 15), и тем не менее оказалась самой привлекательной. Наиболее приятна естественная красота. И полюбил царь Есфирь более всех жен (ст. 17). Он не нуждался в дальнейших испытаниях или во времени на размышления; и вскоре решил возложить царский венец на голову ее и сделал ее царицею (ст. 17). Это произошло на седьмой год правления, тогда как Астинь получила развод на третьем (Есф 1:3). Так что царь был без царицы четыре года.

Здесь обращается внимание на [1] почести, которых царь удостоил Есфирь. Торжеству ее коронации сопутствовал большой пир (ст. 18), во время которого Есфирь с согласия царя, наверно, появилась на публике (от чего отказалась в свое время Астинь) и таким образом заслужила похвалу за послушание в ситуации, в которой другую царицу осудили за непокорность. Кроме того, царь сделал льготу областям либо в виде прощения неуплаченных податей, либо актом помилования преступников; так поступал и Пилат, когда во время праздника отпускал заключенного. Чтобы радость умножилась.

[2] Почтение, которое Есфирь продолжала оказывать своему бывшему опекуну: а слово Мардохея Есфирь выполняла и теперь так же, как тогда, когда была у него на воспитании (ст. 20). Мардохей сидел у ворот царских, будучи одним из придворных стражей или привратников, и это была самая высокая должность, которую он получил. Здесь не говорится, занимал ли он таковую раньше или повышение для него выхлопотала Есфирь; во всяком случае, он довольствовался своим положением и не стремился к более высокому; тем не менее Есфирь и после своего восхождения на престол проявляла к нему внимание. Это свидетельствует о характере смиренном и благодарном; женщина была признательна Мардохею за прежние милости и за его неизменную мудрость. Людей, занявших высокое положение в обществе, очень украшает и достойно похвалы то обстоятельство, что они не забывают своих благодетелей и хранят то доброе, чему их научили, оказывая почтение, желая принимать советы и благодарить за них.

Стихи 21−23. Здесь сообщается о доброй услуге, которую Мардохей оказал государству, раскрыв покушение на жизнь царя, потому что упоминание о ней в будущем станет для него огромным преимуществом. Пока еще не сделано ни единого шага в замысле Амана об истреблении иудеев, зато предпринято несколько шагов, содействующих воплощению Божьего замысла об их спасении, и одним из них был этот поступок Мардохея. Бог сейчас дал Мардохею возможность сослужить царю добрую службу, чтобы у того появилась в дальнейшем прекрасная возможность оказать ответную услугу иудеям.

1. Двое из собственных слуг царя составили против него заговор, ибо замышляли наложить на него руку, то есть не только сделать его узником, а и лишить жизни (ст. 21). Вероятно, они обиделись на какое-то оскорбление, которое царь, как они считали, им нанес, или не забыли о причиненном им ущербе. Кто из великих может избежать участи объекта зависти? Кто из деспотов не становился мишенью для недоброжелателей? Правители рискуют своей жизнью больше любого другого из смертных и зачастую лежат с сошедшими в могилу, особенно те из них, которые были ужасом на земле живых.

2. Мардохей узнал о заговоре и через Есфирь сообщил о нем царю, утвердив таким образом ее положение и заслужив себе право на благосклонность царя. Как он сам получил эти сведения, точно сказать нельзя: то ли подслушал разговор заговорщиков, то ли они пытались втянуть и его; так или иначе, ему это стало известно. Этот пример может послужить предостережением против разного рода предательства и мятежа: хотя люди и полагаются на секретность, тем не менее и птица небесная может перенести слово. Как только Мардохей узнал о заговоре, он постарался донести сведения до царя, и это должно стать примером в назидание всем желающим быть хорошими подданными, чтобы они не скрывали любые известные им злые умыслы против правителей и общественного порядка: в противном случае они становятся союзниками врагов государства.

3. Заговорщики были повешены, как и заслуживали, но это произошло лишь после того, как дело расследовали и нашли против них исчерпывающие доказательства (ст. 23). А потом происшествие было занесено в книгу дневных записей царя с особой пометкой, что человеком, раскрывшим заговор, был Мардохей. Его пока не наградили, но памятная запись была сделана. Подобным образом происходит и в отношении служащих Христу: хотя их вознаграждение откладывается до воскресения праведных, тем не менее не неправеден Бог, чтобы забыл дело их и труд любви (Евр 6:10).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Букв.: мальчики; или: слуги.
3  [2] — Или: в гарем.
3  [3] — Или: царского евнуха; то же в ст. 14, 15, 21.
5  [4] — Слово «иудей» (евр. йехуди) здесь и ниже во всей книге относится ко всем переселенцам из Иудеи, т. е. ко всем евреям.
5  [5] — Имя Мардохей (евр. Мордохай) происходит от имени языческого бога Мардука и было дано ему, вероятно, после пленения; его евр. имя в книге не упоминается, ср. имя Эсфирь.
7  [6] — Букв.: дочь его дяди.
7  [7] — Евр. Хадасса — мирт или невеста; имя Эсфирь (Эстер) возводят к древн.-перс. штара — звезда; или к имени вавилонской богини Иштар.
7  [8] — Букв.: у нее не было ни отца, ни матери.
15  [9] — LXX: дочери Аминадава.
16  [10] — События, описанные здесь, вероятно, происходят между декабрем 479 и январем 478 г. до Р. Х.
18  [11] — Или: амнистию; или: налоговые льготы.
19  [12] — Возможно, Мардохей занимал какой-то пост при дворе, чем и объясняется его сидение у ворот.
21  [13] — Букв.: порог.
22  [14] — Букв.: от имени Мардохея.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.