Псалтирь 139 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Толкование Мэтью Генри

Под редакцией Кулаковых

1 Руководителю хора
Псалом Давида
2 Избавь меня, ГОСПОДИ, от людей злых,
от людей, насилие чинящих, обереги меня.
3 Злое замышляют они в сердце своем,
всякий день пламя войны раздувают.
4 Язык их — что смертоносное жало гадюки,
во рту у них — яд змеиный.
5 ГОСПОДИ, защити меня от рук нечестивого,
храни от людей, насилие творящих,
задумавших наземь повергнуть меня.
6 Гордецы западню мне приготовили и силки расставили,
раскинули сеть поперек дороги
и ловушку для меня поставили.
7 А я говорю ГОСПОДУ: «Ты — Бог мой.
Услышь, ГОСПОДИ, мольбы мои».
8 ГОСПОДИ, Владыка и оплот спасения моего,
в день битвы защитил Ты голову мою.
9 И ныне, ГОСПОДИ, не дай исполниться желанию нечестивого,
не дай осуществиться злому умыслу его,
чтобы он и ему подобные не превозносились.
10 Те, кто окружает меня, поднимают головы свои;
пусть же зло уст их придет на них.
11 Пусть падут на них угли горящие,
пусть они низвергнуты будут в огонь и в ямы глубокие,
чтобы никогда не подняться им!
12 Да не найдет себе места на земле человек злоязычный!
Пусть обрушит зло удар за ударом на того,
кто насилие над другими чинит.
13 Знаю я, что ГОСПОДЬ вступится за угнетенных
и за справедливость в деле бедных выступит.
14 Воистину, будут праведные славить имя Твое
и правдивые будут жить в присутствии Твоем!1

Толкование Мэтью Генри

Данный и четыре следующих псалма составляют как бы единое целое, в них затронута та же тема, что и в большинстве псалмов начала и середины книги Псалтирь, хотя она звучит лишь в нескольких главах ее последней части. Видимо, они были записаны Давидом, когда его преследовал Саул. Об одном из псалмов сказано как о «молитве в пещере», и, вероятно, остальные были написаны приблизительно в то же время. В данном псалме (I) Давид сетует на злобность своих врагов и молит Господа, чтобы Он уберег его от них (ст. 2−6).

(II) Давид ободряет себя тем, что Господь — его Бог (ст. 7−8).

(III) Он молится о поражении своих гонителей и предрекает его (ст. 9−12).

(IV) Псалмопевец заверяет весь скорбящий Божий народ в том, что в должное время его бедам придет конец (ст. 13−14). Воспевая данный псалом, нам надлежит утешаться этим заверением самим и ободрять друг друга.

Начальнику хора. Псалом Давида.

Стихи 2−8. Давид выступает в качестве прообраза Христа, ибо прежде царствования много страдал, был унижен, а потом вознесен, не многие люди любили, ценили его и стремились почтить; зато многие ненавидели, завидовали ему и стремились причинить зло, как становится очевидным из данных стихов, где:

I. Псалмопевец дает характеристику своим врагам, показывает их в истинном свете как опасных людей, бояться которых у него было достаточно причин, и в то же время как людей нечестивых, в отношении которых у него не было ни малейшего основания думать, что праведный Господь станет их поощрять. У врагов, похоже, был предводитель, которого Давид называет человеком злым и притеснителем (ст. 2, 5), вероятно, он имеет в виду Саула. По рассказам халдеев (ст. 10), таким человеком мог быть и Доик, и Ахитофел, но их разделяет громадный промежуток времени. Притеснители — злые люди. Но рядом с этим злодеем было много других, объединившихся против Давида; здесь они представлены как истинные потомки и семя змея. Ибо (1) были слишком хитры и изобретательны на злодейство; с невообразимым коварством они придумали таковое (ст. 3) и составили план по всем правилам искусства. Замыслили и сговорились поколебать стопы благочестивого (ст. 5), ввести его в грех и в беду, погубить, запятнав его доброе имя, разорив его и отняв у него жизнь. С этой целью враги, подобно сильным охотникам, скрыли силки, раскинули сеть по дороге, разложили тенета (ст. 6), дабы их, хранимый в тайне, замысел против Давида с высокой степенью вероятности достиг цели, и псалмопевец попал бы в руки врагов, прежде чем смог бы опомниться. Великие гонители зачастую были великими политиками, чем еще больше прославились; но хранит Господь простодушных без всяких хитростей.

(2) Были весьма злобными, в чем не уступали самому сатане: изощряют язык свой, как змея, жалящая жертву языком, полным яда. Во всех речах врагов столько злобы, что вряд ли кто-либо усомнится, что под устами их нет ничего, кроме яда аспида (ст. 4). Со всею своею клеветою и замыслами они поставили себе за цель уничтожить Давида, но тайно, — так происходит, когда змея, спрятавшись в траве, неожиданно жалит человека. Притеснители подобным же образом стремились ужалить своей злобой других людей и сделать их чадами ада в семь раз худшими, чем они сами. Злой язык уподобляет человека древнему змию, а яд на устах — достоверный признак наличия яда в сердце.

(3) Враги объединились, их много, и все они ополчились против меня на брань (ст. 3). Те, что не могут достичь согласия ни в чем, достигают его в преследовании благочестивого мужа. В этом объединятся Ирод и Пилат, чем и уподобятся сатане, который не может разделиться сам в себе, и все бесы находят согласие в веельзевуле.

(4) Притеснители горды (ст. 6), тщеславны и уверены в успехе, чем тоже напоминают сатану, главным и губительным грехом которого была гордыня. Гордость гонителей хотя и вселяет ужас, тем не менее может послужить утешением для гонимого, ибо чем больше превозносятся притеснители, тем стремительнее они несутся к погибели. Погибели предшествует гордость.

II. Давид молится Господу о том, чтобы Он уберег псалмопевца от притеснителей, дабы те не поглотили его: « Избавь меня, Господи… соблюди меня… сохрани меня (ст. 2, 5), не дай врагам одолеть меня и лишить жизни, доброго имени, преимуществ, утешения и помешать мне взойти на престол. Соблюди меня от поступков, которые совершают притеснители и могут подтолкнуть меня к таковым, ибо они сами обещают, что я буду так поступать». Заметьте, чем более злобны по отношению к нам враги, тем усерднее мы должны молиться Господу, прося Его взять нас под Свою защиту. Именно на Бога должны полагаться верующие в поисках безопасности и могут рассчитывать на нее со святым спокойствием. В безопасности только тот, кого бережет Господь. Если Бог за нас, то кто может быть против нас?

III. Давид торжествует в Господе, а следовательно, и восторжествовал над своими притеснителями (ст. 7−8). Когда враги псалмопевца изощряли против него свой язык, не поступил ли он точно так же по отношению к ним? — Нет! Под устами врагов был яд аспида, а на устах Давида — елей благодати, доказательством тому служат слова, сказанные им Богу; именно Господа псалмопевец искал и к Нему обращался, когда ему грозила большая опасность в лицо злобных врагов: как хорошо, что у нас есть Бог, к которому мы можем прийти! Давид находил утешение:

1. В преимуществах, которыми он обладает в Господе: «Я сказал Господу: Ты Бог мой; а если мой Бог, то значит — мой щит и могущественный покровитель». Во времена смуты и опасностей нам следует заявлять о своей зависимости от Господа и верою держаться за Него.

2. В своем доступе ко Всевышнему. Его утешал не только сам факт вступления в завет с Господом, но и общение с Ним и то, что ему разрешено обращаться к Богу и ждать от Него ответа с миром; Давид мог со смиренным дерзновением сказать: «…услышь, Господи, голос молений моих!»

3. В гарантии помощи от Господа и блаженства в Нем: «Господи, Господи, сила спасения моего! Как Господь Иегова — Ты самосуществующий, самодостаточный и безмерно совершенный. Как Господь Адо-най — Ты моя сила и опора, мой господин и повелитель, а следовательно, — сила спасения моего, мой сильный Спаситель; и не только мой Спаситель, но — само спасение — тот, от кого и в ком мое спасение; не просто сильный Спаситель, но сама сила спасения, на которого возлагаю все свои надежды о достижении и сохранении блаженства».

4. В том, что Господь и раньше заботился о нем: «Ты покрыл голову мою в день брани». Подобно тому как Саулу Давид напоминал, что в служении его государству он неоднократно рисковал своей жизнью на передовой поля брани, так и в обращении к Господу псалмопевец ссылается на то, что в данном служении Всевышний дивным образом хранил его и дал ему шлем, защитивший его лучше, чем шлем Голиафа: «Господь, Ты сохранил меня в день брани с филистимлянами и не допустил моего падения от коварных интриг израильтян со лживыми сердцами». Господь способен защитить Свой народ как от тайных заговоров, так и от открытого нападения; и, зная по собственному опыту о силе и защите Всевышнего, явленной нам в какой-то одной опасной для нас ситуации, мы можем надеяться на Него и в опасностях другого рода, ибо ничто не способно укоротить десницу Господню.

Стихи 9−14. Здесь Давид с верою предрекает:

I. Позор и крушение притеснителей.

1. Их разочарование. Псалмопевец молится о том (ст. 9), чтобы вожделения нечестивых не исполнились: вожделения честолюбия, зависти и мести: «Не дай, Господи, желаемого нечестивому, но расстрой его планы; не допусти, чтобы нечестивец стал свидетелем крушения моих надежд, что он так страстно желает увидеть; но услышь, Господи, голос молений моих!» Давид молится, чтобы планы нечестивого не осуществились, но провалились: «…не дай успеха злому замыслу его, да не найдет он Твоей благосклонности, но противостань нечестивцу в Своем провидении; не допусти, чтобы он продвинулся в своих злых замыслах, но опутай цепью его колесницу и останови на пути следования». Именно так нам надлежит молиться против врагов народа Божия, дабы нечестивцы не преуспели в своих предприятиях. Так Давид молился, чтобы Господь разрушил совет Ахитофела. Данное прошение обосновано: иначе они возгордятся, увидев в своем успехе свидетельство Божьего к ним расположения. Если гордый преуспеет, он еще больше возгордится, станет более дерзким по отношению к Господу и надменным — к Его народу, поэтому: «Господи, не дай врагам преуспеть».

2. Погибель притеснителей. Давид молится об этом (так мы читаем), хотя существует мнение, что псалмопевец пророчествует, и это не противоречит подлиннику. Если принимать данные стихи за молитву, то она продиктована духом пророчества, и все взаимосвязано. Давид предсказывает поражение (1) своих личных врагов: «…окружающих меня, ищущих моей погибели». Во-первых, «зло собственных уст покроет их головы (ст. 10); несчастье, которого они желали мне, постигнет их самих, проклятия вернутся к ним, замыслы против меня обернутся им на погибель» (Пс 7:15−16). Пусть тот, кто несет зло клеветой и наговорами, пороча своего ближнего и распространяя недобрые слухи, с ужасом подумает о последствиях и о своей печальной участи, когда все злодеяния, к которым он был причастен, обратятся против него самого. Во-вторых, на врагов псалмопевца падет Божья кара, которая здесь сравнивается с горящими углями, — и таким образом проводится параллель с гибелью Содома. Более того, подобно тому как потоки вод, низвергающиеся свыше и поднимающиеся из глубин, встретились, когда разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились, и весь мир был потоплен — такое же полное уничтожение ждет врагов Христа и Его Царства — горящие угли свыше не только падут на их головы (Иов 20:23; Иов 27:22), но и сами они будут повержены в огонь преисподней; небо и ад, гнев Бога — Судии и месть сатаны — истязателя объединят свои силы, дабы усилить их мучения. Огонь, в который будут повержены враги, — это не печь раскаленная, из которой они могли бы сбежать, но глубокая пропасть — из нее невозможно выбраться. Согласно Писанию, Тофет — глубок и широк (Ис 30:33).

(2) Всех остальных, им подобных (ст. 12). Во-первых, в неустойчивости злоязычных нет ничего удивительного, ибо они никогда не утвердятся на земле. Тому, что достигается ложью и мошенничеством, клеветой и ложными обвинениями, не суждено преуспеть и длиться вечно. Богатство, добытое в суете, исчезнет. Да не помышляет человек, подобный Доику, царствовать долго, ибо его постигнет та же участь (Пс 2:5). Лживый язык — только на мгновение, в то время как уста правдивые вечно пребывают. Во-вторых, в погибели злодеев нет ничего удивительного: зло увлечет притеснителя в погибель, подобно тому как собака-ищейка преследует убийцу, дабы обнаружить его, как лев охотится за добычей, дабы разорвать ее на куски. Злодеи будут разоблачены и уничтожены, уготованная им погибель настигнет их и низвергнет. Грешников преследует зло.

II. Здесь псалмопевец предсказывает избавление и утешение притесняемых (ст. 13−14).

1. Господь поступит справедливо, избавляя подвергшихся угнетению, но сохранивших при этом Ему преданность: «Знаю, что Господь сотворит суд угнетенным и справедливость бедным и не допустит, чтобы сила всегда торжествовала над справедливостью, даже если речь идет о справедливости по отношению к бедным, которым больше не на что рассчитывать, кроме как на справедливость». Господь всегда был и будет покровителем невинно угнетаемых и особенно — гонимых за благочестие; знающий Его не может не знать об этом.

2. Угнетенные тоже поступят справедливо по отношению к Господу (если можно так сказать), воздавая Ему славу за свое избавление: «Так! Праведные, сознательно воздавшие Господу, равно как и людям, должное, будут славить имя Твое, увидев, как ревностно Всевышний защищает их дело и доводит до победного конца». Заключительные слова «непорочные будут обитать пред лицем Твоим» подразумевают Божье расположение к непорочным: «Ты позволишь им пребывать в Твоем присутствии (в благодати здесь и во славе потом), и в Тебе они найдут безопасность и блаженство»; так и долг непорочных пред Богом: «Они будут служить Тебе, как слуги в присутствии своего господина, дабы оказывать ему честь и получать распоряжения». Это истинное благодарение и даже жизнь в благодарности; именно этому должно нас научить каждое наше избавление, и нам надлежит служить Господу с еще большим усердием и радостью.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
14  [1] — Букв.: перед лицом Твоим.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.