Исход 29 глава

Исход, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Толкование Мэтью Генри

Под редакцией Кулаковых

1 Теперь о том, что должен ты сделать для них, чтобы посвятить их, дабы стали они священниками и служили Мне. Позаботься о том, чтобы были у тебя1 на тот час и бычок, и два барана без изъяна какого.
2 У тебя должен быть пресный хлеб и лепешки пресные из теста, замешенного на оливковом масле, а также коржи пресные, помазанные оливковым маслом. Испеки их из лучшей пшеничной муки
3 и положи в одну корзину, чтобы в нужное время они могли быть отданы Мне,2 как и бычок и два барана.
4 Когда приведешь ко входу в Шатер Откровения Аарона с сыновьями, то соверши над ними обряд омовения.
5 Потом возьми приготовленные одежды и облачи Аарона в хитон, в ризу, что под эфод надевается, и в сам эфод; возложи сверху нагрудник и препояшь Аарона поясом эфода.
6 Надень на голову его тюрбан,3 к которому прикрепи диадему священную.4
7 Возьми затем елей и, возлив на голову Аарона, соверши помазание.
8 А потом вели сыновьям его подойти к тебе: их тоже облачи в хитоны,
9 препояшь их — как Аарона, так и сыновей его, повяжи им высокие головные повязки; и священническое служение станет их правом и обязанностью навеки. Так возведешь ты в священники Аарона и сыновей его.5
10 Распорядись о том, чтобы к Шатру Откровения привели бычка, на голову которого возложат руки Аарон и его сыновья.
11 После этого ты заколешь бычка пред ГОСПОДОМ у входа в Шатер Откровения
12 и, взяв немного его крови, пальцем своим помажешь рога жертвенника, а остальную кровь выльешь к подножию жертвенника.
13 Затем отдели весь жир, которым покрыты внутренности, сними сальник, который на печени,6 обе почки и жир, что на них, и в дым обрати на жертвеннике.
14 Мясо бычка, шкуру его и все остальные внутренности вместе с их нечистотами сожги за станом, ибо то жертва за грех.7
15 Сделав сие, приведи одного барана и, после того как Аарон с сыновьями возложат руки свои на голову этого животного,
16 заколи его и кровью его окропи жертвенник со всех сторон.
17 Рассеки барана на части и, вымыв его внутренности и голени, положи их поверх его головы и остальных частей.
18 Сожги, в дым обрати всего барана на жертвеннике. Это будет всесожжением ГОСПОДУ, благоуханием отрадным, полностью на огне сжигаемой жертвой8 ГОСПОДУ.
19 Вслед за тем подведи второго барана и, после того как Аарон и сыновья его и в этот раз возложат руки на его голову,
20 заколи его и, взяв немного его крови, помажь ею Аарону и его сыновьям мочку правого уха, а также большие пальцы правых рук их и правых ног. Оставшейся кровью окропи жертвенник со всех сторон.
21 Возьми немного крови с жертвенника и немного елея помазания и окропи ими Аарона и одежды его, а с ним и сыновей его и их одежды. Так будут освящены и Аарон, и его сыновья, и их одежды.
22 Вынь из заколотого барана весь жир, курдюк и тот жир, коим покрыты внутренности; сальник вынь, что на печени, обе почки вместе с жиром на них и правое бедро барана (поскольку этот баран предназначен для обряда поставления во священство).
23 А из той корзины с пресным хлебом, что поместил ты перед ГОСПОДОМ, возьми один круглый хлеб, одну лепешку из теста, замешенного на оливковом масле, и один корж.
24 Положи всё это на руки Аарону и сыновьям его и вместе с ними подними вверх как приношение, возносимое перед ГОСПОДОМ.9
25 Затем прими дары эти из рук их и в дым обрати на жертвеннике вместе со всесожжением для благоухания, ГОСПОДУ отрадного; это дар ГОСПОДУ.
26 Грудь барана, предназначенного для обряда поставления Аарона во священство, подними вверх как приношение, возносимое перед ГОСПОДОМ, — то будет дар тебе, твоя доля.
27 (Отдели как святыню такие части жертвы, при посвящении принесенной для Аарона и его сыновей: грудь барана, что была поднята как приношение возносимое, и его же бедро, что было в дар преподнесено.
28 И по установлению, на все времена данному, эти части будут постоянной долей Аарона и сыновей его как дар от сынов Израилевых. И это должно быть их приношением ГОСПОДУ от тех благодарственных жертв,10 с коими они пред Ним предстают.
29 Что до священных одежд Аарона, они после него достанутся сыновьям его, чтобы в них же помазывать потомков его и поставлять во священство.
30 Священник, поставленный вместо него из его же сыновей, тот, кому предстоит в будущем входить в Шатер Откровения для служения во Святилище, должен облачаться в эти одежды семь первых дней при своем посвящении. )
31 Мясо барана, предназначенного для обряда поставления во священство, грудь и бедро его, вари на святом месте, во дворе Скинии.
32 Аарону и сыновьям его положено есть это мясо и хлеб, что остается в корзине, у входа в Шатер Откровения.
33 Они должны есть сии дары: через оные восстановилось их единение с Богом,11 чтобы смогли они принять служение и посвящение. Никому другому не позволено того есть: это святыня.
34 Если останется что-нибудь до утра от мяса или хлеба, приготовленного для обряда поставления, остаток тот предай огню; есть того уже нельзя, ибо это святыня.
35 Сделай же всё это для Аарона и сыновей его, как Я повелел тебе. Семь дней должен продолжаться обряд их посвящения, поставления на служение.
36 В каждый из тех дней закалывай бычка в жертву за грех, дабы восстановить их единение с Богом. И жертвенник ты должен очищать той же самой жертвой за грех, готовя его к святому служению на нем;12 при этом не упускай помазание жертвенника, тем самым освящая его.
37 Все семь дней тебе надо будет готовить жертвенник к святому служению на нем и совершать его посвящение, и станет он святыней великой, — тогда всё, что ни коснется его, освятится.13
38 И вот что ты будешь возлагать на этот жертвенник: двух годовалых ягнят изо дня в день, постоянно:
39 одного ягненка приноси в жертву утром, другого — вечером, перед наступлением темноты.
40 Возлагая на жертвенник первого ягненка, принеси в жертву и десятую часть эфы пшеничной муки, смешанной с четвертью гина елея чистого, из маслин выжатого, и четверть гина14 вина для возлияния на жертвенник.
41 Другого ягненка приноси вечером вместе с таким же хлебным даром и возлиянием, как и утром, дабы это было благоуханием отрадным, полностью на огне сжигаемой жертвой ГОСПОДУ.
42 Отныне всегда, из поколения в поколение, должно совершаться такое всесожжение пред ГОСПОДОМ у входа в Шатер Откровения, где буду открываться вам, чтобы говорить с вами.15
43 Я буду там в общении с сынами Израилевыми, и освятится место сие присутствием16 Моим.
44 И буду Я освящать Шатер Откровения и жертвенник, и Аарона с сыновьями его освящать, чтобы они как священники служили Мне.
45 Буду пребывать среди сынов Израилевых и буду их Богом.
46 И убедятся они, что Я, ГОСПОДЬ, Бог их, Который вывел их из Египта, чтобы быть с ними. Я — ГОСПОДЬ, Бог их.

Толкование Мэтью Генри

В этой главе даны обстоятельные указания:

(I) О посвящении священников и освящении жертвенника (ст. 1−37).

(II) О ежедневных жертвоприношениях (ст. 38−41). К таковым прилагаются благодатные обетования о том, что Господь признает и благословит их во всяком служении.

Стихи 1−37. Здесь изложен:

I. Закон о посвящении на священническое служение Аарона и его сыновей, которое надлежало совершить со всей серьезностью и торжественностью, дабы и они сами должным образом прочувствовали величие работы, к которой призваны, и народ научился почитать сие служение, и никто не дерзал посягать на таковое.

1. Церемонии, посредством которых сие предстояло совершать, определены весьма полно и детально, потому что ничто подобное не делалось прежде и потому что сему надлежало стать уставом вечным; посвящение священников на служение должно совершаться именно таким образом. Итак:

(1) Предстояло совершить посвящение людей, избранных Богом быть священниками; посредством этого обряда они посвящали и отдавали себя на служение Богу, а Бог провозглашал, что принимает их; а народу предстояло узнать, что те не сами себе присвоили славу быть священниками, но были призваны Богом (Евр 5:4−5). Таким образом между ними и обычными людьми было проведено различие: их удалили от общих работ и отделили Богу для непосредственного служения при Нем. Следует заметить, что все, кому предстоит работать для Господа, должны быть освящены Ему. Сначала человеку надлежит быть принятым, а потом исполнять. На древнееврейском «посвящение» звучит как «наполнение рук»: и наполни руки Аарона и сынов его (ст. 9), и овен посвящения это овен наполнения (ст. 22, 26). Их посвящение было их усовершенствованием; о Христе сказано, как о «на веки совершенном», или освященном (Евр 7:28). Вероятно, употребленное здесь словосочетание связано с тем, что священникам вручалась жертва, которой им надлежало потрясать пред Господом (ст. 24). Однако сие подразумевает:

[1] Что руки служителей были заняты; у них не было времени на пустые забавы так серьезно, так много и непрестанно они трудились.

[2] Им обязательно надлежит иметь что-то для приношения, но они не могут нести это от себя, сие должно быть дано им свыше. Они не могут наполнять сердца людей, если Бог не наполнит их руки; поэтому они должны идти именно к Нему и принимать от Его полноты.

(2) Человеком, которому предстояло совершить сие, по Божьему определению, был Моисей. И хотя он был поставлен для человеков, люди его не посвящали; Моисей, раб Божий и доверенное лицо Господа в этом деле, должен был сие совершить. По особому определению Господа он сейчас выполнял работу священника, поэтому священническая доля жертвоприношения, согласно повелению, была здесь его долей (ст. 26).

(3) Местом был вход в скинию собрания (ст. 4). Богу было угодно обитать в скинии, люди же присутствовали во дворе, так что вход, ведущий из двора в скинию, был самым подходящим местом для посвящения тех, кому предстояло служить посредниками между Богом и людьми: стоять между ними и Господом и возлагать руки (образно говоря) на них и на Него. Посвящение священников совершалось при входе, ибо таковым предстояло стать придверниками.

(4) Сие совершалось со множеством церемоний.

[1] Их надлежало омыть (ст. 4); это символизировало, что носящие сосуды Господни должны быть чисты (Ис 52:11). Кто желает совершать святыню, тот должен очистить себя от всякой скверны плоти и духа (2Кор 7:1; Ис 1:16−18). Сейчас им предстояло омыться полностью, но впоследствии, приступая к служению, они омывали только руки и ноги (Исх 30:19), ибо омытому большего не нужно (Ин 13:10).

[2] Их надлежало облачить в священные одежды (ст. 5−6, 8−9); это означало, что им недостаточно совлечься скверны греха, но нужно надеть на себя благодати Духа, облечься правдою (Пс 131:9). Они должны препоясаться, как мужи, готовые и укрепленные для своей работы; и должны носить ризу и диадему, как мужи, почитающие свой труд и свое положение за истинную честь.

[3] Первосвященника надлежало помазать святым елеем помазания (ст. 7), чтобы Церковь наполнилась и наслаждалась приятным благоуханием его деятельности (ибо масть и курение радуют сердце), а также в знак излияния на него Духа, готовящего его к данному труду. С елеем, которым был помазан Аарон, сравнивается братская любовь (Пс 132:2). О младших по чину священниках сказано, что они были помазаны (Исх 30:30), но не возлиянием елея на голову, как в случае первосвященника (Лев 21:10), а елей добавляли в кровь, которой кропили их одежды.

[4] Предстояло совершить жертвоприношение за посвящаемых. В завет священства, как и во все другие заветы, надлежало вступать при жертве.

Во-первых, нужно было принести жертву за грех, совершить очищение за посвящаемых (ст. 10−14). Закон поставлял священниками людей, имевших немощи, и поэтому, прежде чем совершать очищение за грехи народа, им надлежало сначала принести жертву за свой грех (Евр 7:27−28). Им предстояло возложить руки на голову своей жертвы (ст. 10), признавая, что за свои грехи они заслуживают смерти, и желая, чтобы умерщвление животного могло искупить их вину и быть принятым в качестве заместительного возмещения. С этой жертвой поступали, как и с другими жертвами за грех, только если священники съедали мясо других жертвенных животных (Лев 10:18) в знак того, что снимают с народа грех, сию жертву надлежало полностью сжечь вне стана (ст. 14), что символизировало несовершенство устроения по закону (как отмечает ученый епископ Патрик), ибо грехи священников сами по себе не могут быть устранены этими жертвами, но надлежит ожидать лучшего Первосвященника и лучшую Жертву.

Во-вторых, нужно было совершить всесожжение: полностью сжечь овна в честь Господа в знак полного посвящения себя Богу и Его служению в жертву живую, зажженную от огня и восходящую в пламени святой любви (ст. 15−18). Сначала надлежало принести жертву за грех, а потом совершить всесожжение, ибо, пока не удалена вина, никакое угодное Богу служение совершить невозможно (Ис 6:7).

В-третьих, нужно было принести жертву мирную: она названа овном вручения, потому что более двух других соответствовала случаю. При всесожжении Бог принимал славу священства, а этой жертвой священники принимали блага священства; и в знак взаимного завета между Богом и посвящаемыми:

[1] Кровь жертвы делилась между Богом и ними (ст. 21−22); частично кровью кропили жертвенник со всех сторон и частично кропили священников, возлагали кровь на их тела (ст. 20) и одежды (ст. 21). Таким образом к ним прилагалось искупление, осуществленное посредством жертвоприношения, в чем они получали и заверение, и теперь полностью с головы до ног были освящены на служение Господу. Кровь возлагалась на крайние участки тела, дабы символизировать, что все тело как бы окаймлялось и забиралось для Бога, не исключая края уха и большого пальца ноги. Мы склонны считать, что кровь и елей, попадая на одежду, оставляют на них пятна и загрязнения; однако святой елей и жертвенная кровь, которыми кропят одеяния священников, надлежит почитать величайшим их украшением, ибо таковые символизируют Кровь Христа и благодати Духа, которые составляют и делают совершенным благолепие святыни и говорят в нашу защиту пред Господом; мы читаем об одеждах, убеленных Кровью Агнца.

[2] Мясо жертвы вместе с прилагающимся к ней мучным даром также делилось между Богом и посвящаемыми, чтобы (говоря с благоговением) они разделили трапезу с Господом в знак дружбы и общения.

(1) Частью сего надлежало сначала потрясать перед Господом, а затем сжечь таковую на жертвеннике; часть мяса (ст. 22) и часть мучного (ибо мясо и хлеб должны идти вместе, ст. 23) сначала вручались Аарону, чтобы тот потрясал ими взад и вперед в знак приношения сего Господу (Который, хотя и невидим, но окружает нас со всех сторон), а затем сжигались на жертвеннике (ст. 24−25), ибо жертвеннику предстояло поглотить Божью часть трапезы. Таким образом Бог принимал Аарона и его сыновей к Себе на служение и позволял им прислуживать за столом, получая из их рук то, что приносилось на Его жертвенник. Здесь, как бы между прочим, вводится закон о том, какая часть мирной жертвы достанется потом священникам грудь и плечо, которые сейчас делили. Моисею принадлежала грудь, а плечо сжигалось на жертвеннике вместе с долей Бога (ст. 26−28).

(2) Другую часть как мяса овна, так и хлеба Аарону и его сыновьям предстояло съесть у дверей скинии (ст. 31−33), символизируя, что Господь назвал их не только рабами, но и друзьями (Ин 15:15). Он вечерял с ними, и они с Ним. Прием в пищу того, посредством чего совершено очищение, означало, что они получили примирение, как гласит Писание (Рим 5:11), что они с благодарностью принимают его блага и на этом основании с радостью общаются с Господом: сие-то и является истинной целью и смыслом трапезы после жертвоприношения. Если что-либо оставалось, то надлежало сжечь, дабы избежать риска загнивания и показать, что это была не обычная мирная жертва.

2. Время, которое надлежало уделить данному посвящению: в семь дней наполняй руки их (ст. 35). И хотя все церемонии предстояло совершить в первый день, тем не менее (1) посвящение нельзя было считать завершенным до истечения семидневного срока, что побуждало относиться к принятию посвящаемых с еще большей серьезностью и подчеркивало дистанцию между их нынешним и прежним состоянием, а также обязывало их выдержать перед началом служения паузу, позволяющую размыслить о важности и серьезности такового. Сие надлежало соблюдать и в грядущие века (ст. 30). Преемник Аарона в служении первосвященника должен облачаться в священные одежды семь дней кряду в знак хорошо обдуманного и постепенного вступления в должность, а также чтобы в процессе его посвящения прошла одна суббота.

(2) В каждый из семи дней этого первого посвящения в качестве жертвы за грех надлежало приносить тельца (ст. 36), и это должно было подразумевать:

[1] Что им надлежит весьма усердно побеспокоиться о прощении своих грехов, и, хотя очищение совершилось и утешение такового обретено, нужно сохранять чувство раскаяния во грехе и неоднократно повторять признание в таковом.

[2] Что жертвы, которые таким образом приносились каждый день для совершения очищения, не могли сделать совершенными приходящих, ибо тогда приношения прекратились бы, как утверждает апостол (Евр 10:1−2). Поэтому надлежит ожидать введения лучшей надежды.

3. Сие посвящение священников было тенью будущих благ.

(1) Наш Господь Иисус Великий Первосвященник нашего исповедания, призванный Богом быть таковым, посвященный навеки, помазанный Духом более соучастников Своих (почему и назван Мессией, Христом), облаченный в священные одежды, более того во славу и благолепие, освященный Своей собственной Кровью, а не кровью козлов и тельцов (Евр 9:12), совершившись, или посвятившись, через страдания (Евр 2:10). Таким образом именно в Нем сие стало уставом навеки (ст. 9).

(2) Все верующие суть духовные священники, приносящие духовные жертвы (1Пет 2:5), омытые Кровью Христа и таким образом соделанные священниками Богу нашему (Откр 1:5−6). Они также облачились в благолепие святыни и получили помазание (1Ин 2:27). Их руки заняты работой, в которой они должны непрестанно усердствовать; и именно через Христа, Великую Жертву, они посвящены сему служению. Его Кровь, окропившая совесть, очистит ее от мертвых дел для служения в качестве священников Богу живому и истинному. Дух Божий (как заметил Эйнсворт) назван перстом Божиим (Лк 11:20, ср. Мф 12:28), и через Него подвиг Христа действенно прилагается к нашим душам, так же как и здесь Моисей должен был своим перстом возложить кровь на Аарона. Подобным же образом подразумевается, что и евангельских служителей надлежит отделять на служение со всей осмотрительностью и серьезностью как со стороны рукополагающих, так и со стороны рукополагаемых, ибо им предстоит заниматься великой работой и принять огромную ответственность.

II. Посвящение жертвенника, которое, похоже, происходило одновременно с посвящением священников; при описании жертвоприношений за грех, которые совершались каждый день в течение семи дней подряд, упоминается об очищении жертвенника, равно как и священников (ст. 36−37). Совершалось очищение жертвенника. И хотя речь идет о предмете, неспособном грешить, более того о предмете, который пока еще не был в употреблении и следовательно не был осквернен грехами людей, однако с момента грехопадения никакого освящения Богу быть не может, если таковому не предшествует очищение от греха, что свидетельствует о нашей недостойности и непригодности работать у Бога. Жертвенник также освящался: не только отделялся исключительно для священного употребления, но и делался священным, чтобы освящать дары, на него приносимые (Мф 23:19). Христос наш жертвенник, ибо ради нас Он освятил Себя, дабы мы и наши поступки освятились и могли быть представлены Богу (Ин 17:19).

Стихи 38−46. В этом отрывке звучит:

I. Повеление о ежедневном служении. Надлежало приносить на жертвенник по агнцу каждое утро и каждый вечер, всякая жертва сопровождалась мучным даром в благоухание приятное всесожжение постоянное в роды их (ст. 38−41). Независимо от того, приносились или нет другие жертвы, сии жертвоприношения за счет народа были обязательными во благо и утешение всего Израиля, дабы совершать очищение за каждодневно совершаемые людьми грехи и выражать Богу благодарность за Его каждодневные милости. Сие было по уставу каждого дня. Когда Антиох отнял сие ежедневное жертвоприношение на очень много дней и вечеров, для Церкви это обернулось великой бедой, о чем было предсказано (Дан 8:11). Следует заметить:

(1) Сие служит прообразом непрерывного ходатайства, совершаемого Христом всю Его жизнь в силу Своей искупительной жертвы для постоянного искупления Церкви; и, хотя Он принес Себя единократно, эта единственная жертва становится постоянной жертвой.

(2) Сие учит нас приносить Богу духовные жертвы молитвы и хвалы каждый день утром и вечером в смиренном признании нашей зависимости от Него и наших обязательств перед Ним. Мы должны почитать свое ежедневное поклонение Господу самым необходимым из всех дел дня и самым приятным из всех утешений дня. Каким бы делом мы ни занимались, сие никогда не следует пропускать ни утром, ни вечером; время молитвы нужно соблюдать так же аккуратно, как и время еды. Ежедневные жертвоприношения были подобны приемам пищи в Божьем доме, поэтому они всегда сопровождались хлебом и вином. Кто не поддерживает постоянно служения у престола благодати, тот морит свою собственную душу голодом.

II. Великие и драгоценные обетования о Божьей благосклонности к Израилю и знаки особого присутствия Господа с народом, пока последний соблюдает Его постановления. Господь говорит, как тот, кто весьма доволен определением о ежедневных жертвоприношениях, ибо, прежде чем перейти к другим установлениям, Он вводит сии обетования. Именно постоянство в религии приносит утешение. Бог обещает, (1) что будет хранить общение с народом: встречаться и говорить не только с Моисеем, но и будет открываться сынам Израилевым (ст. 43), дабы принимать жертвы, приносимые от их имени. Следует заметить: Господь не откажет во встречах тем, кто прилежно и добросовестно участвует в определенных Им самим таинствах.

(2) Что будет признавать собственные постановления, скинию, жертвенник и священство (ст. 43−44); Он возьмет во владение все, что посвящено Ему. Следует заметить: что освящено во славу Господа, то будет освящено Его славой. Если мы исполняем свой долг, то Бог исполнит Свой, Он отметит и сделает пригодным для Себя то, что искренно отдают Ему.

(3) Что будет обитать среди израильтян, как Бог, состоящий в завете с ними; Он будет давать им надежные и утешительные знаки Своего особого расположения к ним и Своего особого присутствия с ними: и буду обитать среди сынов Израилевых (ст. 45). Следует заметить: где Бог устанавливает скинию Своих таинств, там Он и Сам будет обитать. И се, Я с вами во все дни (Мф 28:20). Кто пребывает в Божьем доме, с теми пребудет Господь. И буду им Богом, и узнают об этом. Следует заметить: поистине счастливы те, кто имеет свою часть в завете с Богом и утешительное свидетельство об этой части. Если мы это имеем, то имеем достаточно, и для счастья нам ничего большего не нужно.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: возьми — далее в этом стихе и следующем идет перечисление того, что потребуется для посвящения.
3  [2] — Или: представлены (Мне) — употребленное в оригинале слово означает: привести / принести нечто к жертвеннику или пожертвовать что-либо Богу; то же в ст. 4, где оно переведено как «приведешь».
6  [3] — Или: головную повязку, подобную тюрбану.
6  [4] — Или: символ священнического сана.
9  [5] — Букв.: ты наполнишь руки Аарона и сыновей его — возведение в должность среди восточных народов обычно сопровождалось вручением знака или эмблемы той должности. В данном случае определенные части жертвы являлись таким знаком. То же в форме глагола или существительного и в ст. 22, 26, 31, 34, 35.
13  [6] — Или: доля печени; или: лучшая часть печени; то же в ст. 22.
14  [7] — Евр. хаттат, по традиции переведенное здесь как «жертва за грех», обозначало особую очищающую жертву (см. Лев 4:1−5:13).
18  [8] — Евр. ишше традиционно переводилось как жертва, (вознесенная) в огне, или подобным образом, но, согласно новейшим лингвистическим и богословским исследованиям, его более точное значение — «дар / приношение» или «пища, принесенная в жертву».
24  [9] — Друг. возм. пер.: и размахивай со всем этим, т. е., держа их руки с приношением в своих руках, размахивай ими вперед и назад, что, очевидно, должно было выражать готовность давать и принимать. То же в ст. 26 и 27.
28  [10] — См. примеч. к 24:5.
33  [11] — Букв.: которыми было сделано для них укрытие (для защиты от наказания). В этом назидательно-прообразном служении кровь принесенного в жертву животного символически закрывала собой грехи, совершенные людьми, будучи пролитой вместо их крови, она побуждала их ожидать с верою ту Жертву, через которую Бог «всё примирит с Собою» (Кол 1:20). То же в ст. 36 и 37.
36  [12] — Ближе к букв.: простирая над ним покров (умиротворяющий), что символически совершалось через нанесение крови жертвы на рога жертвенника и излитие ее к его основанию. То же в ст. 37. Сделанный человеческими руками и в силу этого ритуально нечистый, жертвенник, прежде чем начнется на нем священное действо, нуждался в очистительной жертве.
37  [13] — Или: должно / должны стать святым(и), т. е. будет предназначено для святого служения.
40  [14] — Эфа — 22 л, гин — 4 л.
42  [15] — Букв.: с тобой.
43  [16] — Букв.: славой.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.