Исход 36 глава

Исход, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Толкование Мэтью Генри

Под редакцией Кулаковых

1 К сказанному Моисей добавил: «Теперь Бецалел и Оголиав должны будут взяться за дело вместе со всеми умельцами, которых ГОСПОДЬ наделил высоким мастерством1 и сообразительностью, чтобы выполнить все работы, необходимые при постройке Святилища, именно так, как то повелел ГОСПОДЬ».
2 И вот призвал Моисей Бецалела и Оголиава, а также тех умельцев, коих умудрил ГОСПОДЬ и чьи сердца влекли их взяться за труд и совершить его,
3 и отдал им все те пожертвования, которые принесли сыны Израилевы, чтобы было построено Святилище. Между тем всё новые дары поступали каждое утро.
4 Видя, что это уже становится помехой делу, умельцы, выполнявшие разные работы для Святилища, оставляли один за другим порученное каждому из них задание, шли
5 и говорили Моисею: «Народ приносит больше, чем требуется для того, чтобы сделать всё, что повелел ГОСПОДЬ».
6 Посему Моисей распорядился — и это было объявлено в стане, чтобы никто больше: ни мужчины, ни женщины — не готовили и не приносили никаких новых пожертвований для Святилища. Только после этого люди перестали приносить свои дары.
7 Собрано было более чем достаточно, чтобы выполнить всю работу.
8 И тогда все умельцы из тех, что взялись за дело, изготовили для Скинии десять полотнищ из тонкого льна и голубой, пурпурной и алой пряжи. На них под руководством Бецалела2 искусно выткали херувимов.
9 Длиною каждое из полотнищ было в двадцать восемь локтей, шириною — в четыре локтя;3 все полотнища были одного размера.
10 Пять из них сшили одно с другим, так же и остальные пять сшили вместе.
11 Вдоль наружного края полотнища в первом сшитом куске сделали петли голубого цвета, то же самое сделали и на другом куске вдоль его крайнего полотнища.
12 По пятьдесят петель было на крайнем полотнище в каждом сшитом куске, и располагались петли одна против другой.
13 Сделали также пятьдесят крючков золотых, ими соединялись оба куска сшитых полотнищ, дабы Скиния была единым целым.
14 После того соткали из козьей шерсти иные полотнища, числом одиннадцать, кои пошли на шатровое покрывало для Скинии.
15 Все полотнища были одного размера: длиною каждое в тридцать локтей, шириною — в четыре локтя.
16 Пять из них сшили вместе, вместе же сшили и другие шесть полотнищ.
17 И для них сделали петли: пятьдесят по краю последнего полотнища в первой части этого покрывала и пятьдесят — по соединительному краю на другой части.
18 Сделали и тут пятьдесят медных крючков для соединения обеих частей шатрового покрывала, чтобы стали они единым покрывалом.
19 Приготовили еще для Скинии с ее шатровым покрывалом один покров из бараньих шкур красного цвета, а сверху него — другой, из кож тонкой выделки.
20 В свой срок был сделан и каркас для Скинии — опорные рамы из акации,
21 длиной рамы были в десять локтей и шириной в полтора локтя.
22 У каждой из них было по два шипа, или упорных выступа, один против другого. Такими были все рамы Скинии.
23 Для южной стороны Скинии изготовили двадцать рам
24 и сорок серебряных оснований под них — под каждую раму по два основания, для каждого из ее шипов; и под всякую следующую раму тоже по два, по основанию на каждый шип.
25 И для другой стороны Скинии, северной, сделали двадцать рам,
26 и под них тоже сорок серебряных оснований: по два основания на каждую раму.
27 Для задней, западной, стороны Скинии сделали шесть рам,
28 и сверх того были изготовлены еще две угловые рамы для той же стены Скинии.
29 Они — от низа до самого верха — были двойными и завершенными вместе в едином кольце.4 Эти рамы по обоим углам были одинаковы.
30 Всего на задней стороне было установлено восемь рам, и к ним — шестнадцать серебряных оснований, по два основания под каждую раму.
31 Для соединения рам сделали пять деревянных же шестов для одной стороны Скинии
32 и пять — для другой стороны; еще пять шестов приготовили для задней, западной стороны Скинии.
33 Сделали, кроме того, и средний шест, который должен был проходить у середины рам, соединяя их от одного края Скинии до другого.
34 Рамы обложили золотом и сделали из золота кольца, гнезда для шестов, золотом покрыли и сами шесты.
35 В дополнение к перечисленному соткали завесу из голубой, пурпурной и алой пряжи и из тонкого льна и выткали искусно на ней херувимов.
36 Для нее были сделаны из акации четыре столба, кои обложили золотом, четыре основания к ним были отлиты из серебра, а крючки этих столбов были золотыми.
37 Изготовили и разноцветный полог из тонкого льна и голубой, пурпурной и алой пряжи, чтобы закрывать вход в Скинию,
38 и для полога — пять столбов с укрепленными на них крючками (сверху эти столбы и кольца5 к ним были покрыты золотом); а пять оснований для них были отлиты из меди.

Толкование Мэтью Генри

В данной главе повествуется:

(I) О начале работ в скинии (ст. 1−4).

(II) О повелении народу прекратить приносить приношения (ст. 5−7).

(III) О сооружении самой скинии и изготовлении ее тонких покрывал (ст. 8−13), грубых покрывал (ст. 14−19), брусьев (ст. 20−30), шестов (ст. 31−34), завесы отделения (ст. 35−36) и завесы у входа (ст. 37 и далее).

Стихи 1−7. I. Работники принялись за дело без промедления. И стали работать (ст. 1). Сначала Бог подготовил их к работе, а потом они приступили к ней. Следует заметить: таланты, которые нам вверены, надлежит не прятать, а применять, не держать под спудом, а вкладывать в дело. Зачем нам все эти дары, если не творить ими благо? Работники приступили к делу, когда их призвал Моисей (ст. 2). Даже те, кого Господь подготовил и расположил к служению скинии, должны ждать сигнала, либо экстраординарного, например от пророков или апостолов, либо обычного от пасторов или учителей. И обратите внимание, кого призвал Моисей: всех мудрых сердцем, которым Господь дал мудрость ради этой цели, мудрость, превосходившую их природные способности, и всех, коих влекло сердце приступить к работе и работать очень серьезно. Следует заметить: призывать к сооружению евангельской скинии надлежит тех, кого Бог Своей благодатью сделал в какой-то мере пригодными для работы и свободными, чтобы заниматься ею. Способности и готовность (решительная) это два обстоятельства, которые надлежит брать в расчет перед призывом духовных служителей. Дал ли им Господь, кроме знаний, еще и мудрости? (Ибо тот, кто желает обращать души, должен быть мудрым, и сердце должно влечь его приступить к работе, и не только ради почестей; выполнять работу, а не только говорить о ней). Пусть таковые приступают к работе с искренним намерением сердца довести дело до конца. Материалы, которые принес народ, Моисей доставил работникам (ст. 3). Те не могли ни сотворить скинии, то есть создать ее из ничего, ни работать, если не было бы с чем; поэтому люди приносили материалы, а Моисей вручал их работникам. Драгоценные души это материал евангельской скинии, из них возводится дом духовный (1Пет 2:5).

С этой целью они приносят себя в дар Господу для Его служения (Рим 15:16), и тогда поручаются попечению Его служителей, как строителей, чтобы те поработали над ними своим назиданием и возрастанием в святости, пока они все, подобно покрывалам скинии, не придут в единство веры, чтобы стать святым храмом (Еф 2:21−22; Еф 4:12−13).

II. Сдерживание приношений. Народ продолжал приносить добровольные дары каждое утро (ст. 3). Следует заметить: нам следует взять себе за правило каждое утро приносить дары Господу, а наипаче духовные дары молитвы и хвалы и сокрушенное сердце, полностью покорившееся Богу. Сего требует ежедневный долг. Божьи милости обновляются каждое утро, то же должно происходить и с нашим долгом перед Богом. Вероятно, среди израильтян были такие, кто поначалу медлил приносить пожертвования, однако усердие соседей растормошило их и пристыдило. Усердие нескольких побудило многих. Есть люди, которые согласны следовать за кем-то, тогда как сами не любят подавать пример в добром деле. Лучше всего быть в числе первых, тем не менее и позже лучше, чем никогда. Или, возможно, те, кто сделал приношения в самом начале, найдя радость в размышлениях о таковых, приносили еще; будучи весьма далекими от того, чтобы жалеть о пожертвованиях, они удвоили свои приношения. Таким образом, благотворя, давай часть семи и даже восьми; дав много, дай больше. Итак, примите во внимание:

(1) Честность работников. Сделав выкройки и увидев, сколько пойдет материала, тогда как люди все еще охотно приносили, они пошли все вместе к Моисею и сказали, что пожертвований больше не нужно (ст. 4−5). Ищи они своего, у них появилась бы сейчас прекрасная возможность обогатиться за счет даров народа, ибо могли бы сделать работу и пустить излишки на собственные нужды, воспользовавшись преимуществами своего служебного положения. Однако они были порядочными людьми, которым претило заниматься такими недостойными делами, как наживаться за счет людей и обогащаться тем, что принесено Господу. Самые большие мошенники те, кто обманывает народ. Как и в случае убийства, лишение жизни многих преступление более тяжкое, чем лишение жизни одного (такое же правило верно в отношении надувательства общин); и ограбление церкви или государства преступление намного более серьезное, чем залезть в карман одному человеку. Но эти работники не только готовы были отчитаться за все, что получили, но и не желали получать больше, чем требовалось, дабы не впасть в искушение и не попасть под подозрение в том, что присвоили излишки себе. Это были люди, которые знали, сколько им надобно.

(2) Щедрость народа. Хотя люди и видели изобилие пожертвований, они продолжали приносить, пока им не приказали прекратить специальным воззванием (ст. 6−7). Редкий случай! Большинству нужен толчок, чтобы пробудиться к благотворительности, и лишь немногим узда, их сдерживающая, однако именно это имело место здесь. Задайся Моисей целью обогатиться, он мог бы позволить людям и далее приносить пожертвования, и когда работа была бы закончена, забрал бы себе оставшееся; но он тоже предпочел общественное личному и явил в том добрый пример всем заведующим благотворительными фондами. Сказано (ст. 6), что перестал народ приносить; израильтяне сочли сие за ограничение сделать что-то большее для скинии, таково было усердие людей, которые давали, будучи доброхотны по силам и сверх сил и весьма убедительно просили сборщиков принять дар (2Кор 8:3−4). Таковы были плоды первой любви; в эти последние дни мы сильно охладели к благоворительности, чтобы ожидать чего-либо подобного.

Стихи 8−13. Первым делом, за которое принялись, было сооружение здания, что надлежало сделать прежде, чем будут готовы предметы его обстановки. Здание предстояло возвести не из дерева или камня, но из искусно украшенных, скрепленных между собою покрывал. Сие служило прообразом состояния Церкви в этом мире дворца Божьего царства среди людей.

1. Хотя это здание находится на земле, его основание не в земле, как у обычного дома; нет, Царство Христово не от мира сего и не имеет в нем своего основания.

2. Сие здание скромное, подвергающееся изменениям и находящееся в состоянии боевой готовности; пастыри жили в палатках, а Бог Пастырь Израилев; воины жили в палатках, а Господь муж брани, Его Церковь передвигается по земле врага и должна с боем прокладывать себе дорогу. Цари земные заключают себя в кедр (Иер 22:15), Божий же ковчег приютился лишь среди покрывал.

3. Тем не менее святыне присуще благолепие; покрывала были вышиты, так и Церковь украшена дарами и благодатями Духа, она в сей испещренной одежде (Пс 44:15).

4. Все отдельные сообщества верующих объединены в одно, и, как здесь, стала скиния одно целое; ибо один Господь, одна вера, одно крещение.

Стихи 14−34. Здесь говорится (1) о прикрытии и особой защите, под которой находится Церковь, что символизируется покрывалами из козьей шерсти, простиравшимися над скинией, покровом из красных бараньих кож и покрышкой сверху из кож синих (ст. 14−19). Бог обеспечил Своему народу осенение днем от зноя и защиту от непогод и дождя (Ис 4:6). Его народ вооружен против любой непогоды; солнце и луна не поразят его, и он защищен от бурь Божьего гнева того града, которым истребится убежище лжи (Ис 28:17). Те, кто живет в Божьем доме, увидят, что, какой бы сильной ни была буря и каким бы затяжным ни был ливень, в сие жилище дождь не попадает.

(2) О силе и прочности Церкви (хотя она представляла собой всего лишь скинию), что символизируют шесты и брусья, поддерживающие покрывала (ст. 20−34). Брусья соединялись и скреплялись вместе при помощи шестов, которые проходили через них; ибо единство Церкви и сердечное согласие тех, кто является ее опорой и поддержкой, весьма способствуют ее силе и стабильности.

Стихи 35−38. При сооружении здания много работы было связано с дверями и линиями раздела. В скинии они соответствовали остальному материалу; там были завесы при входе и завесы для отделения.

1. В скинии была завеса, служившая линией раздела между святилищем и Святым-святых (ст. 35−36). Сие символизировало, что на том этапе общения Бога с людьми многое было сокрыто и Господь держал народ на расстоянии по сравнению с Новым Заветом, который отчетливее явил Божью славу и пригласил нас приблизиться; это также символизировало скрытность и дистанцию нашего настоящего состояния по сравнению с небесами, где мы всегда с Господом будем и увидим Его, как Он есть.

2. В скинии была завеса, служившая вместо двери (ст. 37−38). У сей двери собирался народ, хотя внутрь ему заходить запрещалось; ибо, пока пребываем в нашем настоящем состоянии, нам надлежит подойти к Господу как можно ближе.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: все мужи с мудрым сердцем, которым Господь даровал мудрость и понимание; см. примеч. к 31:3.
8  [2] — Букв.: он сделал их; ниже в евр. тексте этого рассказа все глаголы стоят в ед. числе, как указание на руководящую роль Бецалела.
9  [3] — Все размеры здесь и ниже такие же, как в гл. 25−30.
29  [4] — Или: к одному кольцу.
38  [5] — Или: соединения / пруты.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.