Исход 40 глава

Исход, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Толкование Мэтью Генри

Под редакцией Кулаковых

1 И сказал ГОСПОДЬ Моисею:
2 «В первый день первого месяца нужно поставить1 Скинию — Шатер Откровения.
3 Внесите туда ковчег со скрижалями Закона2 и сокройте его за завесой.
4 А в первом покое Скинии поставьте стол, на нем ты разложишь в должном порядке всё то, чему там следует быть; затем светильник туда принесите и установите на нем его лампы.
5 И золотой жертвенник курения благоуханного поставьте перед той завесой, что закрывает ковчег со скрижалями Закона, другой же завесой закройте вход в Шатер.
6 Жертвенник для всесожжений должен стоять перед входом в Шатер Откровения.
7 Между Шатром и жертвенником пусть стоит сосуд для омовений, его наполните водой.
8 Вокруг Святилища обустройте двор, установив столбы и натянув полотнища, и повесьте в воротах его завесу.
9 И тогда, взяв елей помазания, ты помажешь Скинию и всё, что в ней, тем самым освятив и само Святилище, и все принадлежности его. И будет оно свято.
10 Такой же обряд освящения ты совершишь и над жертвенником для всесожжений: тем же елеем помажешь его и все принадлежности жертвенника — и станет он святыней великой.
11 Сосуд для омовений и подставку для него так же следует освятить.
12 После того ты должен привести3 Аарона и сыновей его ко входу в Шатер Откровения и совершить над ними обряд омовения.
13 Совершив сие, ты облачишь Аарона в священные одежды, а через помазание елеем посвятишь его во священники для служения Мне.
14 И, проведя вперед сыновей его, ты оденешь их в хитоны,
15 помажешь, как ты помазал отца их, чтобы они могли служить Мне как священники. С этим помазанием им даруется священство навеки, из поколения в поколение».
16 Моисей сделал всё точно так, как повелел ему ГОСПОДЬ:
17 в первый же месяц второго года,4 в первый день того месяца, была поставлена Скиния.
18 Когда Моисей ставил Скинию, то он для начала уложил все основания, расставил рамы, продел в них шесты и поставил столбы;
19 затем накрыл он Скинию шатровым покрывалом и всем тем, что было ее непременным покровом, — как повелел ему ГОСПОДЬ.
20 Он взял обе скрижали Закона и поместил их в ковчег, вставил шесты в кольца ковчега и положил на него златой Покров примирения.
21 Ковчег он внес в Скинию и повесил перед ним завесу — закрыл ковчег Свидетельства, — как повелел ему ГОСПОДЬ.
22 После того Моисей поставил стол в Шатре Откровения, на северной стороне первого покоя Скинии, перед той завесой поставил, что закрывала ковчег;
23 в должном порядке он разложил на столе хлебы5 перед ГОСПОДОМ, — как Сам ГОСПОДЬ повелел Моисею.
24 Светильник поставил он напротив стола, на южной стороне Скинии — Шатра Откровения,
25 и установил на нем лампы, коим гореть пред ГОСПОДОМ, — как Сам ГОСПОДЬ повелел Моисею.
26 Еще перед завесой ковчега в Шатре Откровения установил Моисей золотой жертвенник
27 и воскурил на нем благовонное курение, — как повелел ему ГОСПОДЬ.
28 Вход в Скинию закрыл он пологом,
29 установил жертвенник для всесожжений у входа в Скинию — в Шатер Откровения — и совершил на нем всесожжения и хлебные приношения, — как повелел ему ГОСПОДЬ.
30 Он распорядился поставить между Шатром Откровения и жертвенником большой сосуд и наполнить его водой для омовений,
31 чтобы там и сам Моисей, и Аарон, и сыновья его могли омывать руки и ноги свои
32 всякий раз перед тем, как войти в Шатер Откровения или подойти к жертвеннику, — как повелел ГОСПОДЬ Моисею.
33 Наконец под его наблюдением был огорожен и двор6 вокруг Скинии и жертвенника, а в воротах двора была повешена завеса. Так завершил Моисей это дело.
34 И вот облако окутало Шатер Откровения, и слава7 ГОСПОДНЯ наполнила Скинию.
35 Моисей не мог в то время войти в Шатер Откровения, ибо прямо на Шатер низошло облако, и слава ГОСПОДНЯ наполнила Скинию.
36 Отныне всякий раз, когда это облако поднималось вверх над Скинией, сыны Израилевы отправлялись в путь, и так было во время всего их странствования.
37 Если же облако не поднималось, то они не трогались с места, пока оно не поднимется.
38 Ведь облако ГОСПОДНЕ стояло над Скинией днем, а по ночам оно было исполнено огня. И это видели все израильтяне8 во время всего их странствования.

Толкование Мэтью Генри

В этой главе:

(I) Даны повеления об установлении скинии и размещении всех ее принадлежностей в надлежащих местах (ст. 1−8), об освящении скинии (ст. 9−11) и священников (ст. 12−15).

(II) Проявлена забота о том, чтобы было выполнено все, и выполнено согласно соответствующим определениям (ст. 16−33).

(III) Бог завладевает скинией сошествием облака (ст. 34 и далее).

Стихи 1−15. Итак, материалы и предметы обстановки скинии каждый по отдельности проверены и одобрены, и теперь их надлежит собрать воедино.

1. Бог приказывает Моисею поставить скинию и ее принадлежности на свои места. И хотя работа над скинией была завершена и все было готово к ее воздвижению, и народ, несомненно, горел желанием воздвигнуть ее, Моисей решил не ставить скинии, пока не получит соответствующих четких приказаний. Полезно шаг за шагом видеть идущего впереди нас Господа (Пс 36:23). Временем возведения скинии назначен первый месяц, первый день месяца (ст. 2), то есть всего за четырнадцать дней до годовщины выхода из Египта; и по проделанной работе сей год можно считать рекордным. Вероятно, все было готово только к концу года, поэтому назначение сей даты не давало или почти не давало времени для промедления в этом добром деле. Мы не должны откладывать выполнение какого-либо необходимого долга под предлогом ожидания некой знаменательной даты; самое удобное время сейчас. Однако случилось так, что скинию установили в первый месяц, в первый день месяца, что подразумевает: полезно начинать год каким-нибудь полезным делом. Пусть Тому, Кто есть первый, достанется первое. И пусть в первую очередь ищут Его Царства. Мы читаем, что во времена Езекии храм начали освящать в первый день первого месяца (2Пар 29:17). Новолуние (которое по вычислениям израильтян приходилось на первый день месяца) торжественно ими соблюдалось; и поэтому сие первое новолуние нового года было таким вот образом отмечено. Следует заметить, что с наступлением нового года нам надлежит думать о том, как служить Господу больше и лучше, нежели в прошедшем году. Моисею, в частности, велено в первую очередь установить саму скинию, в которой будет обитать Бог и в которой Ему будут служить (ст. 2), затем поставить на свое место ковчег и поместить перед ним завесу (ст. 3), затем установить стол, светильник и жертвенник для курения снаружи завесы (ст. 4−5), повесить завесу, служившую дверью, при входе. Затем во дворе Моисей должен разместить жертвенник всесожжения и умывальник (ст. 6−7); и наконец, он должен повесить покрывала двора и завесу в воротах двора. И все это легко сделают за один день, поскольку, вне сомнения, под руководством Моисея задействовано много рук.

2. Бог приказывает Моисею, когда тот установил скинию и все ее принадлежности, освятить их и скинию, помазав миром, приготовленным с этой целью (Исх 30:25 и далее). Именно тогда и прозвучало сие повеление, а здесь говорится, что это надлежит сделать сейчас (ст. 9−11). Примите во внимание, что каждый предмет освящался, когда ставился на надлежащее ему место, но не раньше, ибо до того он не годился для употребления, на которое освящался. Так же как все хорошо в свое время, все хорошо и на своем месте.

3. Бог приказывает Моисею освятить Аарона и его сыновей. Когда вещи были принесены в Божий дом, на них сначала нанесли метку, а потом были наняты слуги, чтобы носить сосуды Господни, и тому, кто занят сим служением, надлежит очиститься (ст. 12−15). Закон, который сейчас было велено исполнить, прозвучал ранее (гл. 29). Таким образом в церкви зримой, каковой была Божья скиния среди людей, требовалось, чтобы были служители, отвечавшие за святилище, и чтобы таковые приняли помазание.

Стихи 16−33. Когда скиния и ее принадлежности были готовы, ее водружение не стали откладывать до прихода в Ханаан, хотя в то время израильтяне надеялись быть там очень скоро, но в послушание воле Господа скинию установили посреди стана, пока еще находились в пустыне. Кто неустроен в этом мире, тот не должен почитать сие оправданием своего продолжительного неверия; как будто служить Господу можно лишь тогда, как только устроишься в этом мире. Отнюдь нет: скиния для Бога это необходимое и подходящее сопровождение даже в пустыне, особенно, если учесть, что мы можем трупами лечь в сей пустыне и обосноваться на том свете, не успев найти пристанища в этом.

Возведение скинии могло занять весь день; посвящение же скинии и священников совершили несколько дней спустя. Здесь приводится описание только той работы, которую выполняли в тот новогодний день.

1. Моисей не только сделал все, что Бог ему приказал, но и исполнил все в указанном Богом порядке, ибо Господа следует искать, как должно.

2. При перечислении каждого предмета звучит недвусмысленная ссылка на Божье повеление, которым Моисей руководствовался так же внимательно и добросовестно, как и работники, и поэтому, как и ранее, здесь повторяется: как повелел Господь Моисею, повторяется семь раз в пределах менее чем четырнадцати стихов. Сам Моисей, каким бы великим человеком он ни был, не дерзнул отойти от сего постановления: ни добавить к таковому, ни отнять и мельчайшей детали. Кто властвует над людьми, тот должен помнить о том, что и над ним есть Господин на небе, и поступать так, как ему велено.

3. То, что должно быть скрыто за завесою, скрыто за завесою (ст. 21), и то, что должно совершаться, Моисей сразу же совершил для наставления священников, дабы те, увидев, как он выполняет различные обязанности, могли научиться умело с таковыми справляться. И хотя, по сути, Моисей священником не являлся, он был исчислен среди священников (Пс 98:6), и иудейские авторы называют его священником священников; то, что он совершал, он делал по особому предписанию и указанию Бога, скорее, как пророк или законодатель, а не как священник. Он запустил механизм в действие и затем передал работу в руки тех, кто был определен отправлять обязанности священника.

(1) Поставив стол, Моисей разложил на нем в ряд хлебы предложения (ст. 23); ибо Богу угодно, чтобы сей стол никогда не пустовал.

(2) Как только Моисей установил светильник, он поставил лампады его пред Господом (ст. 25). Даже эта темная диспенсация не допускала незажженных светильников.

(3) Как только был поставлен на свое место золотой жертвенник, сразу же воскурил на нем благовонное курение (ст. 27), ибо Божий жертвенник должен быть курящимся жертвенником.

(4) Не успел установить во дворе скинии жертвенник всесожжения, как принес на нем всесожжения и приношение хлебное (ст. 29). Существует мнение, что, несмотря на упоминание в данном месте, сие было сделано лишь некоторое время спустя, но мне кажется, что Моисей тотчас приступил к обряду освящения, хотя таковой и не завершался в течение семи дней.

(5) Подобным образом и умывальник: как только он был установлен, Моисей сам омыл руки и ноги. Так во всех данных случаях Моисей не только показал священникам, как им отправлять свои обязанности, но и преподал нам урок, что Божьи дары предназначены для употребления, а не для внешнего лоска. И хотя жертвенники, стол и светильник были совершенно новыми, Моисей не сказал, что жалко их пачкать, а тотчас испробовал в деле. Таланты были даны, чтобы пустить их в оборот, а не зарывать в землю.

Стихи 34−38. Подобно тому как при сотворении мира, завершив создание этой земли, предназначенной для обитания человека, Бог создал человека и дал ее ему во владение, так и по окончании установления скинии, предназначенной быть местом обитания Бога среди людей, Господь пришел и завладел скинией. Слава Божия, shechinah, Вечное Слово, хотя еще и не ставшее плотью, но предваряя сие событие, пришло и обитало среди людей (Ин 1:14). С тех пор скиния стала местом престола Его и местом стопам ног Его (Иез 43:7); здесь Он обитал, здесь Он правил. Видимыми знаками Своего сошествия к израильтянам и овладения скинией Бог засвидетельствовал как о возвращении Своего расположения к ним, утраченного из-за золотого тельца (Исх 33:7), так и о благосклонном принятии всех их затрат, забот и трудов, приложенных к возведению скинии. Таким образом Господь признал их Своими, показал, что Ему угодно их изделие, и щедро вознаградил их. Следует заметить: Бог будет жить среди тех, кто приготовил Ему обитель. Сокрушенное и кающееся сердце, чистое и святое сердце, приготовленное к служению Ему и посвященное в честь Господа, станет покоем Его на веки, где верою вселится Христос (Еф 3:17). В той душе, где есть престол и жертвенник Божий, там живой храм. И Господь непременно признает и увенчает действия Своей собственной благодати и соблюдение Своих собственных определений.

Подобно тому как Бог явил Себя на горе Синай, так же Он явил Себя в только что возведенной скинии. Мы читаем, что слава Господня осенила гору Синай (Исх 24:16), и слава сия сравнивается с огнем поядающим (Исх 24:17), и читаем также, что снаружи покрывало ее облако, и слава Господня наполняла ее внутри, о чем, вероятно, упоминается в Книге пророка Захарии 2:5, где Бог обещает стать огненною стеною вокруг Иерусалима (и столп облачный был ночью столпом огненным) и прославиться посреди него.

I. И покрыло облако скинию. То же облако, которое подобно колеснице или шатру Божьей славы, shechinah, шло перед народом, вывело его из Египта и привело сюда, теперь водворилось над скинией и нависало над ней даже в самые жаркие и ясные дни; ибо сие облако не принадлежало к числу тех, которые рассеивает солнце. Это облако должно было (1) служить постоянно зримым знаком Божьего присутствия днем и ночью (ст. 38) всему Израилю, даже тем, кто обитал в самых удаленных уголках стана, чтобы люди больше никогда не сомневались: есть ли Господь среди нас, или нет? То самое облако, которое было насыщено чудесами у Чермного моря и у горы Синай, служивших достаточным доказательством, что истинно в нем есть Бог, непрерывно было пред глазами всего дома Израилева во все путешествие их, дабы им не было извинения, если не верят собственным глазам.

(2) Служить сокрытию скинии и Божьей славы в ней. Бог, несомненно, обитал среди израильтян, но обитал в облаке: истинно Ты Бог сокровенный. Да будет благословен Господь за Евангелие Христово, в котором мы все открытым лицем, как в зеркале, а не в облаке, взираем на славу Господню.

(3) Служить для скинии защитой. Кровом для скинии были покрывала один слой на другом, но в конечном счете наилучшей охраной стало покрывшее ее облако. Те, кто пребывает в доме Господнем, укрыты там и находятся в безопасности под Божьим покровительством (Пс 26:4−5). К тому же сие, ставшее тогда проявлением особой благосклонности к скинии, обещано всякому обитаемому месту горы Сиона (Ис 4:5), ибо над всем чтимым будет покров.

(4) Служить проводником стану Израилеву в его продвижении по пустыне (ст. 36−37). Пока облако пребывало над скинией, люди оставались на месте; когда же оно поднималось, они поднимались и следовали за ним, полностью находясь под Божьим руководством. Подробнее об этом говорится в Книге Числа 9:19 и в Псалтири — Пс 77:14; Пс 14:39. Облако было проводником израильтян и до установления скинии, появляясь то в одном месте, то в другом, но с этого времени оно пребывало над скинией и искать его надлежало только там; таким же образом и Церковь поначалу обрела себе в руководство Божье откровение до того как были написаны Писания, но с момента установления сего канона она пребывает в нем, как в своей скинии, и только там надлежит ее искать; подобным же образом при сотворении мира свет, созданный в первый день, на четвертый день сосредоточился в солнце. Да будет благословен Господь за закон и за откровение!

II. И слава Господня наполнила скинию (ст. 34−35). Слава Господня, shechinah, с ужасающим великолепием вошла в скинию, через самую наружную ее часть прошла в самую сокровенную во Святое Святых, как в приемный зал, и там воссела между херувимами. Именно посредством света и огня, и (насколько нам известно) не иначе, слава Господня сделала себя зримой; ибо Бог есть свет; Бог наш есть огонь поядающий. Сим теперь была заполнена скиния, однако, подобно тому как и прежде куст не сгорал, так и теперь завесы даже не опалились этим огнем, ибо для тех, кто получил помазание, внушающее страх величие Божие не губительно. И все же сей свет был столь ослепительным, а огонь столь устрашающим, что не мог Моисей войти в скинию собрания, у входа в которую он ждал, пока великолепие немного не умерило свою силу и слава Божия не удалилась за завесу (ст. 35). Сие показывает, сколь ужасна слава и величие Божие и как немощны величайшие и лучшие среди людей, чтобы стоять перед Господом. Божий свет и огонь, если разгорятся в полную мощь, то одолеют самые сильные головы и самые чистые сердца. Но то, что было не под силу Моисею, ослабленному плотию, удалось нашему Господу Иисусу, которого Бог приблизил, и Он приступил к Нему, и который предтечею за нас вошел и пригласил нас с дерзновением приходить даже к месту милосердия. Он смог войти в нерукотворное святилище (Евр 9:24); более того, Он Сам истинная скиния, наполненная Божьей славой (Ин 1:14) и даже Божьей благодатью и истиной, прообразом которых служили сии огонь и свет. В Нем Божья слава нашла свой покой навеки, ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно. Да будет благословен Господь за Иисуса Христа!

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Форма евр. глагола кум («поставить» или «поднять») подчеркивает, что речь идет о наставлениях относительно порядка действий Моисея как руководителя.
3  [2] — Или: ковчег Свидетельства; то же в ст. 5 и 20; см. примеч. к 16:34.
12  [3] — Или: представить (Мне) — употребленное в оригинале слово означает: привести / принести к жертвеннику или пожертвовать что-либо Богу; то же в ст. 14.
17  [4] — Второго года после исхода из Египта; ср. 12:2.
23  [5] — Или: уложил стопкой хлебы один на другой.
33  [6] — Букв.: он устроил двор.
34  [7] — Или: и сияние величия; то же в следующих ниже стихах.
38  [8] — Букв.: весь дом Израилев.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.