Исаия 24 глава

Книга пророка Исаии
Под редакцией Кулаковых → Толкование Мэтью Генри

Под редакцией Кулаковых

1 Опустошит ГОСПОДЬ всю землю,

всего ее лишит, лик ее исказит,
обитателей ее рассеет.

2

Одна постигнет всех участь:
народ и священника;
слугу и господина;
служанку и госпожу;
покупателя и продавца;
получателя ссуды и ростовщика;
заимодавца и должника.

3

Совершенно будет опустошена земля
и разграблена полностью!
Это изрек ГОСПОДЬ.

4

Оскудевает,1 увядает земля,
мир весь томится и увядает,
поникнут все, кто был на земле высок.

5

Осквернена земля живущими на ней:2
законы они преступили,
установления попрали,
нарушили с Богом Союз, Завет3 вечный.

6

И вот пожирает землю проклятие,
страдают жители ее
из-за вины своей,
тают они, как в огне,4
совсем мало их осталось!

7

Иссякло вино молодое, увяла лоза,
вздыхают тяжко все,
кто прежде ликовал.

8

Веселых звуков бубна не услышишь,
умолкла лира —
шум праздничный утих;

9

вина не пьют, не слышно песен —
кто пригубит, тому напиток горек,

10

и город опустевший разорен.
Дома все заперты —
войти в них невозможно;

11

вино исчезло — зреет смута,
уныние объяло тех, кто веселился,
и радость навсегда покинула страну.

12

В руинах город,
от ворот — одни обломки…

13

Народы земли постигнет то же,
что бывает с деревом масличным,
когда собьют с него все ягоды,
или с виноградником,
когда соберут последний урожай.

14

Громко возликуют они,
на западе5 возгласят о величии ГОСПОДА!

15

Посему прославьте ГОСПОДА повсюду:
на востоке и на побережьях6
славьте имя ГОСПОДА, Бога Израиля!

16

С самых дальних окраин земли
слышна песнь: «Слава Праведному!»
…А я говорю: «Беда мне, беда!
Горе меня постигло!
Предатели предают!
Подло предают предатели!»

17

Пагуба, ров и сеть7
вот что ждет вас, обитатели8 земли!

18

Кто от страшных слухов побежит —
в ров упадет;
кто рва избежит — в сети угодит.
Окна небесные отворятся,9
содрогнутся основания земли.

19

Задрожит земля, затрепещет,
сокрушится до основания,
в разные стороны расползется;

20

словно пьяный, зашатается она,
как шалаш на ветру, заколышется;
под тяжестью беззаконий своих падет
и уже не поднимется.

21

И в тот День ГОСПОДЬ воздаст
небесному Воинству в небесах
и земным царям на земле:

22

соберут их вместе,
словно узников в яме,
в темнице их заключат,
и по прошествии многих дней
постигнет их возмездие.

23

Луна зальется краскою
и солнце устыдится,
когда ГОСПОДЬ Воинств будет править —
на горе Сионе, в Иерусалиме,
и перед всеми старейшинами
явит Он славу Свою.

Толкование Мэтью Генри

Согласно общепринятому мнению, здесь начинается новая проповедь, которая продолжается до конца 27 главы. В ней пророк, в соответствии с полученными указаниями, произносит много драгоценных обетований: «Скажите праведнику, что благо ему» и много страшных угроз: «А беззаконнику горе, ибо будет ему возмездие» (Ис 3:10−11). Причем обетования чередуются с угрозами для большей иллюстративности. В данной главе приводятся в основном угрозы; грозящие суды весьма болезненны и скорбны, к тому же людей, которым эти суды грозят, весьма много. Пророчество адресовано не какому-то конкретному городу или царству, как в предшествующих главах, но является бременем для всей земли. Действительно, употреблено слово «земля», потому что, говоря «наша земля», мы подразумеваем весь земной шар. Тем не менее здесь приводится уточнение при помощи другого слова с более широким смыслом, а именно «вселенная» (ст. 4); так что, по крайней мере, речь идет о целом сообществе близлежащих стран.

1. Существует мнение (и весьма правдоподобное), что данное пророчество относится к великому опустошению, которое вскоре Сеннахирим со своим ассирийским войском причинит многим странам этой части мира.

2. Согласно другому мнению, пророчество указывает на еще одно подобное опустошение, совершенное в тех же странах 100 лет спустя Навуходоносором и его войсками, которые разоряли царство за царством, причем не только чтобы завоевать их, но разрушить и опустошить; ибо именно к такому методу ведения войны прибегали эти восточные народы. Обетования, которые звучат среди угроз, предназначены для поддержки и утешения народа Божия в это весьма неспокойное время. И поскольку конкретно не названы ни народы-разорители, ни народы разоряемые, то я не вижу ничего иного, кроме как отнести пророчество к обоим упомянутым событиям. Более того, данное место Писания неоднократно исполнялось, и нам следует отдать должное широте диапазона его действия. А посему я склонен думать, что пророк на данном и подобных ему примерах, которым он придавал особое значение, намеревался представить в общем бедственное положение человечества со множеством невзгод, которым подвергается людская жизнь, в особенности тех, которые сопутствуют войнам между народами. Несомненно, миссия пророков не только предсказывать отдельные события, но и воспитывать в людях добродетель и благочестие, ибо именно ради этой цели их пророчества были записаны и сохранены нам в назидание, поэтому не следует ограничиваться лишь частным толкованием. Итак, поскольку всестороннее обличение мира в суетности и неспособности сделать нас счастливыми имеет целью привести нас к Богу и привить нам любовь к иному миру, пророк здесь показывает, какое томление духа нас ждет в мире, и как невозможно обрести в нем покой, и почему не следует обещать себе радость где-нибудь вдали от Бога. В данной главе звучит:

(I) Угроза о сокрушительных судах за грех (ст. 1−12), к которой добавлено заверение, что в разгар этих судов благочестивые люди получат утешение (ст. 13−15).

(II) Еще одна угроза о подобных разрушениях (ст. 16−23), к которой добавлено заверение, что в разгар всего этого надлежит прославлять Господа.

Стихи 1−12. Пророк предлагает нашему взору весьма мрачную и печальную картину: куда ни кинешь взгляд все выглядит плачевно. Описание грозящего опустошения состоит из великого множества образов, которые усиливают впечатление, преследуя одинаковую цель.

I. У земли отнимется вся ее краса, и она будет выглядеть так, как будто бы лишилась своей основы; станет пустой и бесплодною (ст. 1), как если бы вернулась в состояние изначального хаоса, Тоху и Боху, ничего, кроме беспорядка и пустоты, когда земля была безвидна и пуста (Быт 1:2). Верно, что иногда под словом «земля»2 (англ. the earth) мы подразумеваем ее определенную часть (англ. the land), именно так переводится употребленное здесь слово eretz: «Земля опустошена вконец и совершенно разграблена» (ст. 3), однако я не вижу причины, почему в данном стихе нельзя перевести слово так же, как и в первом the earth, ибо в большинстве случаев, если не всегда, там, где слово обозначает некий конкретный участок суши, ему сопутствует уточняющее определение, например: земля Египта или Ханаана, или же: эта земля, ваша земля, наша земля и тому подобное. Действительно, можно было бы отнести это к какой-то определенной стране и в подтверждение употребить какое-нибудь слово, допускающее двоякое толкование, ибо весьма полезно применять слова Писания о суете и томлении духа, присущих этому миру, к нам самим и к собственной стране; но, по-видимому, согласно изначальному замыслу, речь идет о том, что часто случается и будет происходить со многими странами, пока стоит мир, и что может, неизвестно как скоро, произойти с нашей собственной страной, ибо все земное абсолютно лишено надежного утешения и обоснованной радости; немного надо, чтобы всего этого лишиться. Мы зачастую становимся свидетелями тому, как большие семьи и богатые имения подвергаются полному опустошению или грабежу в результате того или иного суда, либо исчезают постепенно, незаметно угасая. Грех радикально изменил вид земли; земля стала для человека совсем другой по сравнению с тем, какой Господь сотворил ее для его обитания. К тому же грех рассеял живущих на ней. Смута вокруг строительства вавилонской башни стала причиной разобщения людей. Как много в мире путей, по которым жители городов и отдельных домов бросаются врассыпную, так что близкие родственники и старые соседи ничего друг о друге не знают! По сути, происходит описанное в стихе 4. Сетует, уныла земля; разочаровывает людей, полагавших, что обретут на ней счастье, причем упования их были весьма высоки, но, как оказалось, их надежды не сбываются. Поникла, уныла вся вселенная, стремительно приближаясь к распаду. В лучшем случае, она подобна цветку, который вянет в руках искавших в нем слишком большую отраду и хранивших его у себя на груди. И поскольку земля стареет, то живущие на ней исчезают; люди носят с собой обезумевшее, больное тело, часто ощущают одиночество и обречены на скорбь (ст. 6). Когда земля чахнет и уже не столь плодородна, как раньше, тогда ее обитатели, сделавшие землю своим домом, покоем и уделом, одиноки и покинуты, в то время как верою вселившиеся в Христа радуются в Нем, даже если не расцвела смоковница. Посмотрев вокруг и увидев множество мест, в которых неистовствуют чума и лихорадка, за короткое время уносящие жизни множества людей, так что едва хватает живых, чтобы похоронить мертвых, возможно, мы поймем, что имел в виду пророк, когда говорил: сожжены обитатели земли, или истреблены, кто одним недугом, кто другим, и сравнительно немного осталось людей. Следует заметить: мир, в котором мы живем, это мир разочарований, юдоль печали, мир умирающий; и сыны человеческие в нем краткодневны и пресыщены печалями.

II. Именно Бог наведет на землю все эти бедствия. Господь, создавший землю и сделавший ее плодородной и прекрасной для удобства человека, теперь опустошает землю и делает ее бесплодною (ст. 1), ибо ее Творец есть и будет ее Судьей. Бог обладает неоспоримым правом выносить земле приговор, равно как и неодолимой силой приводить таковой в исполнение. Именно Господь изрек слово сие (ст. 3) и совершит дело; именно Его проклятие поедает землю (ст. 6): общее проклятие, которое навлек на землю за человека грех (Быт 3:17), и все частные проклятия, которые навлекают на себя семьи и страны своим непомерным нечестием. Видите, какова сила Божьего проклятия, как оно опустошает и делает все бесплодным; кого проклинает Бог, тот воистину проклят.

III. Люди всех рангов и сословий разделят в описанных бедствиях общую участь: и что будет с народом, то и со священником и т. д. (ст. 2). Это верно в отношении многих общих трагедий человеческой жизни: все подвержены одинаковым болезням тела, печалям души, огорчениям в отношениях и тому подобному. Люди, занимающие совершенно разное положение в обществе, станут участниками одного события. Все в одночасье испытают на себе превратности судьбы. И это в особенности верно в отношении сокрушительных судов, которые Бог время от времени наводит на нечестивые народы; когда Господу будет угодно, суды смогут приобрести вселенский характер, так что никто не избежит их и не получит от них освобождения; сколько бы ни имел человек много ли, мало ли, он лишится всего. Люди низшего сословия пострадают первыми от голода; высшее же сословие в числе первых пойдет в плен, тогда как нищие земли останутся на ней. Всех постигнет похожая участь:

(1) Знатных и плебеев: что будет с народом, то и со священником или с князем. Достоинство духовных служителей и правителей, а также надлежащие тем и другим честь и уважение, не спасут их. Лица старцев не уважены (Плач 5:12). Священники были такими же порочными, как и народ, и если характер их служения не уберег их от греха, то вправе ли они рассчитывать, что он убережет их от судов? И в грехе, и в судах что будет с народом, то и со священником (Ос 4:8−9).

(2) Рабов и свободных: что со слугою, то и с господином его; что со служанкою, то и с госпожою ее. Все они извратили свои пути, и поэтому всех постигнет несчастье, когда земля будет опустошена.

(3) Богатых и бедных. У кого прежде были средства, кто покупал и давал деньги в рост, тот окажется ничуть не в лучшем положении, чем люди, обнищавшие настолько, что вынуждены продавать свои имения и занимать деньги под проценты. Существуют суды, за исключением великого судного дня, на которых богатые будут судимы с бедными. Так пусть же достигшие высокого положения в обществе не держат людей низшего сословия на слишком большой дистанции, потому что не знают, как скоро окажутся с теми на одном уровне. Имение богатого крепкий город его в его собственном воображении; но не всегда оказывается таковым на самом деле.

IV. Именно грех навлек эти бедствия на землю. Земля сделалась пустой и поникла, потому что осквернена под живущими на ней (ст. 5); земля испачкана грехами людей, и поэтому Божьи суды сделали ее пустынной. Так грязна природа греха, что оскверняет саму землю под ее грешными обитателями и предстает в неприглядном виде перед взором Господа и благочестивых людей (см. Лев 18:25, 27−28). В частности, землю оскверняет кровь (Чис 35:33). Земля никогда бы не извергла своих обитателей, если бы сначала они не осквернили ее своими грехами. Так что же они сделали?

1. Преступили законы сотворения и не исполнили конечной цели этих законов. Разорвали узы закона природы и отбросили свои обязательства перед Богом природы.

2. Изменили устав открытой им религии (те из них, кто обрел привилегию ее познать). Пренебрегли уставами (существует и такое чтение) и не позаботились соблюдать их. Совершая грех, они обходили законы и оставили без внимания устав, пренебрегая своим долгом.

3. Тем самым они нарушили вечный завет, который есть и будет для соблюдающих устав неразрывными узами, связывающими их с непрерывным благословением. Тем, что Господу было угодно общаться с людьми посредством завета и благотворить им, они обязаны Божьей снисходительности, и это обязывает их служить Ему. Даже не имевшие преимуществ Божьего завета с Авраамом имели преимущества завета Господа с Ноем и его сыновьями, и этот завет назван вечным, заветом о дне и ночи; но люди не соблюдали заповедей ноевых сынов и не признавали благости Божьей днем и ночью, не научились воздавать Господу благодарность и таким образом нарушили вечный завет, расстроив благодатный замысел и цели такового.

V. Упомянутые суды смирят гордыню людей и испортят им веселье. Когда земля сделается пустой:

(1) Это посодействует умерщвлению гордости людей: поникли возвышавшиеся над народом земли (ст. 4), ибо потеряли то, что поддерживало их гордость и за что они себя возвеличивали. Что касается людей, которые привыкли ходить с гордо поднятой головой, то Бог может заставить их повесить голову.

(2) Это значительно подавит веселость людей. И это касается многих: воздыхают все веселившиеся сердцем (ст. 7−9). Такова природа мирского веселья: оно всего лишь треск тернового хвороста под котлом (Еккл 7:6). Большие насмешники обычно заканчивают воздыханием. Кто сделал своей главной радостью мир, тот уже не может радоваться. Посылая на землю Свои суды, Бог замышляет посредством таковых заставить стать серьезными людей, которые всецело предавались наслаждениям. Смех ваш да обратится в плач. Когда земля опустеет, умолкнет шум веселящихся. Плотская радость делает много шума, но скоро ее шум прекратится, и концом его станет печаль. Возбуждают же и помогают выразить суетную радость две вещи, которых веселая компания вскоре лишится: [1] выпивка: плачет сок грозда; он прокис, потому что его не пьют; ибо, каким бы желанным ни казалось молодое вино огорченному душою (Притч 31:6), ему оно не принесет того наслаждения, которое приносит веселому сердцем. Болит виноградная лоза и подает мало надежды на урожай, поэтому и воздыхают веселившиеся сердцем, ибо не знают иной радости, кроме как от умножения у себя хлеба, вина и елея (Пс 4:8); и если вы опустошите виноградные лозы и смоковницы их, то прекратите у них всякое веселье (Ос 2:11−12). Теперь они уже не пьют вина с песнями и криками «Ура!», как прежде, но пьют с воздыханием; более того, горька сикера для пьющих ее, потому что пьют ее, не иначе как смешав со своими слезами или из-за болезни потеряв к ней вкус. У Бога есть много способов сделать вино и сильный напиток горьким для тех, кто их любит и получает от них наивысшее наслаждение: телесные недуги, душевные муки, разорение имения или страны сделают сикеру горькой, а все плотские услады безвкусными и неинтересными. [2] Музыка: прекратилось веселье с тимпанами... затихли звуки гуслей, на которых прежде играли на пиршествах (Ис 5:12). Пленники в Вавилоне повесили свои арфы на вербах. Короче говоря, помрачилась всякая радость: нет ничего радующего глаз и нет силы выдавить улыбку; изгнано всякое веселие земли (ст. 11); и если это было веселье, которое Соломон называет безумием, то невелика потеря.

VI. Города по-особому ощутят на себе опустошение страны: разрушен опустевший город (ст. 10), (читаем) сломлен; лежит незащищенным перед вторжением врага, и не только потому, что стены его разрушены, но и по причине замешательства, в котором пребывают его жители. Все домы заперты, возможно, по причине чумы, которая «сожгла», или истребила, население, так что немного осталось людей (ст. 6). Зараженные дома обычно запираются, чтобы никто не входил. Или же дома заперты, потому что жители оставили их и они необитаемы. Плачут о вине, то есть о погубленном урожае винограда, из-за чего, вероятно, не будет вина. В городе, в самом Иерусалиме, столь часто посещаемом ранее, не останется ничего, кроме запустения; улицы зарастут травой, и ворота развалились (ст. 12); все, кто раньше неоднократно входил и выходил воротами, поражены, и город лишился своей силы. Как быстро может Господь превратить город порядка в город смятения! И как быстро потом этот город превратится в город запустения!

Стихи 13−15. В разгар гнева не забыта и милость. В Иудее, Иерусалиме и в соседних странах, когда они будут захвачены врагом (Сеннахиримом или Навуходоносором), Господь убережет от всеобщего краха остаток, причем это будет преданный Ему, благочестивый остаток. Бог обычно соблюдает это правило, когда повсюду свирепствуют Его суды. Он не доводит до полной погибели (Ис 6:13). Или же мы можем понимать это так: несмотря на то что большая часть человечества лишится своих благ в результате разорения земли и превращения ее в безжизненную пустыню, все равно останутся немногие, которые лучше понимают, где должно быть сокровище, и собирают таковое на небесах, а не на земле, а посему им удается хранить утешение и радость в Боге, даже когда сетует, уныла земля. Примите во внимание:

I. Малочисленность данного остатка (ст. 13). Когда все разрушится, будет то же, что бывает при обивании маслин, при обирании винограда, в разных местах некоторым удастся избежать общего бедствия (как было с Ноем и его семьей, когда потонул древний мир), и они будут сидеть на груде развалин земных благ и даже тогда радоваться о Господе (Авв 3:16−18), Который, когда все лица станут мрачными, поможет Своему остатку поднять голову, чтобы возрадовались (Лк 21:26, 28). Эти немногие пребывают в рассеянии и далеки друг от друга, подобно остатку маслин после обивания: их непросто разглядеть, ибо они прячутся под листьями. Только Господь знает Своих, мир же не знает их.

II. Усердное поклонение данного остатка тем более усердное, что едва избежали великого истребления: они возвысят голос свой, восторжествуют (ст. 14).

1. Они будут петь от радости за свое избавление. Когда веселье плотской суетности прекращается, тогда радость святых, как и всегда, полна жизни. Когда веселившиеся сердцем воздыхают от того, что виноградная лоза чахнет, тогда правые сердцем воспевают от того, что завет благодати, источник их утешения и основание надежды, никогда не подведет. Кто радуется о Господе, тот может радоваться и в скорби и восторжествует верою, когда все вокруг в слезах.

2. Воспоют славу и хвалу Господу, восторжествуют не только в милости, но и в величии Господа. Их пение благоговейно и серьезно, и в своей духовной радости они с почтением признают величие Бога и будут смиренно держаться на расстоянии, служа Ему своей хвалой. Божье величие, которое наводит ужас на нечестивцев, побуждает святых к песням хвалы. Они будут петь о величии, или о непревзойденном превосходстве, Господа, которое Он являет как в судах, так и в милости, ибо нам надлежит петь как милость, так и суд, и петь Ему (Пс 100:1). Кто убежал или бежит из земли (которая стала опустошенной и бесплодной) к морю и к островам в море, тот будет там громко восклицать; рассеяние остатка посодействует распространению знания о Боге, и пребывающие в рассеянии заставят звучать хвалою даже дальние берега. Если боящиеся Бога радуются о Нем и воздают хвалу в самые мрачные времена, это немало способствует Его чести.

III. Святую ревность о побуждении других к такому же поклонению (ст. 15); они поощряют претерпевших вместе с ними страдание делать, как они.

1. Таковые пребывают в огне (в русск. пер., на востоке), то есть в горниле страданий, которыми сожжены обитатели земли (ст. 6). Или же в низинах низких, темных, грязных местах.

2. Таковые находятся на островах морских, куда они изгнаны или вынуждены бежать в поисках крова и прятаться вдали от всех своих друзей. Они вошли в огонь и в воду (Пс 65:12); но пусть и в огне, и в воде прославляют Господа и прославляют Его как Господа Бога Израилева. Кто по благодати может хвалиться скорбями, тому следует прославлять Господа в скорбях и благодарить Его за утешение, обильно дарованное в изобилии скорбей. В любом огне, даже самом горячем, и на любом острове, даже самом удаленном, нам надлежит хранить добрые мысли о Господе. Когда Он убивает нас, а мы доверяемся Ему, когда ради Него умерщвляют нас всякий день, но ничто не способно поколебать нас тогда мы прославляем Господа в огне. Так поступили три мужа иудейских, так поступали мученики, воспевавшие, когда их сжигали на костре.

Стихи 16−23. Данные стихи, как и предшествующие, четко возвещают:

I. Утешение святым. Возможно, общие бедствия, постигшие место, где они жили, заставили их удалиться до края земли, или, может быть, они там оказались из-за гонений за свою религию; тем не менее там они поют, а не воздыхают. Именно оттуда мы услышали песнь, и это стало для нас утешением, ибо мы узнали, что благочестивые люди берут с собой религию даже в самые отдаленные регионы, что Бог посещает их там и воодушевляет надеяться, что Он их оттуда заберет (Втор 30:4). И вот что они поют: «Слава Праведному!» Поскольку слово употреблено в единственном числе, то мы вправе отнести его к Праведному Богу, Который явил справедливость во всем, что навел на нас. Вот что значит славить Господа в огне. Или возможен такой смысл: «Эта песнь способствует славе и красоте праведников, поющих ее». Мы делаем себе невообразимо большую честь, когда заняты чествованием и прославлением Бога. Может быть, речь идет о распространении Евангелия до края земли (такого далекого, как наш собственный остров) в дни Мессии, Благая Весть о Котором отозвалась эхом прозвучавшей оттуда песни в церквах, основанных здесь во славу Праведному Богу, в унисон с песней ангелов: слава в вышних Богу и слава всем праведным земли! Ибо дело искупления было замышлено ради нашей славы еще до основания мира.

II. Ужас грешникам. Пророк, утешив себя и других перспективой спасения остатка, возобновляет стенания о бедствиях, грядущих на землю, подобно сильному и стремительному потоку: «И сказал я: беда мне, беда мне! увы мне! Сама мысль об этом бросает меня в дрожь» (ст. 16). Исаия предвидит:

1. Преобладание греха и обилие беззакония: злодеи злодействуют (ст. 16), что само по себе является карой и может побудить Бога навести другие кары.

(1) Люди обманывают друг друга, верить им нельзя, нечестность приобрела всеобщий характер. Истина священные узы общества удалилась, и теперь в делах между людьми нет ничего, кроме вероломства (см. Иер 9:1−2).

(2) Все они обманывают Бога, изменяют как Ему Самому, так и завету с Ним; сыны человеческие все злодеи, они злодействуют злодейски по отношению к своему Господу, отступив от верности Ему. В этом первопричина греха мира, и это является отягчающим обстоятельством; и если люди неверны Богу, то как они могут быть правдивы с кем-то другим?

2. Преобладание гнева и наказание за этот грех.

(1) Население земли время от времени будет подвергаться гонениям с места на место из-за той или иной беды (ст. 17−18) ужас и яма, и петля (страх перед ямой и петлей) будет преследовать людей, где бы те ни оказались, ибо сыны человеческие не знают, какое неожиданно нашедшее на них зло уловит их (Еккл 9:12). По-видимому, выбор этих трех слов обусловлен изящным стилистическим приемом парономазией, или, как мы пренебрежительно называем его, каламбуром: Pachad и Pachath и Pach; тем не менее смысл ясен (ст. 18): грешников преследует зло (Притч 13:21), проклятие постигнет непослушных (Втор 28:15); а кто беспечен, потому что ему удалось избежать одного суда, тот не знает, как скоро станет жертвой следующего. То, чем Исаия угрожает здесь всему населению земли, другой пророк представляет одной из составляющих суда над Моавом (Иер 48:43−44). Речь идет о распространенном примере бедственного состояния в жизни человека, когда мы в поисках выхода из одного злоключения попадаем в еще худшее, и зачастую конец одной беды становится началом следующей; так что, чувствуя себя в полной безопасности, мы подвержены наибольшему риску.

(2) Сама земля распадется на куски. Это в буквальном смысле произойдет в конце, когда земля и все дела на ней сгорят, но перед тем неоднократно совершится в переносном смысле. Окна с небесной высоты растворятся, чтобы излить гнев, как во время вселенского потопа. Дождем прольет Бог на нечестивых горящие угли (Пс 10:6); и поскольку источники этой великой бездны откроются и основания земли, несомненно, потрясутся, то порядок мироздания расстроится и все придет в полное замешательство. Посмотрите, с каким изяществом это описано: земля сокрушается, земля распадается, земля сильно потрясена (ст. 19−20) и сошла со своего места. Бог сотрясает небо и землю (Агг 2:6). Видите, как несчастны собирающие себе сокровище на земле и беспокоящиеся о нем: они уповают на то, что вскоре полностью сокрушится и распадется. Шатается земля, как пьяный; так же ненадежно и нестабильно в своих движениях все земное. Мирские люди живут на земле, как будто во дворце, в замке или в неприступной башне; но это убежище будет снесено, как изба (в русск. пер., качается, как колыбель), легко и внезапно, не представляя большой потери для Великого Домовладельца. Сокрушение земли уподобится сносу избы, от которой в деревне решили избавиться, потому что та ни на что не годится, кроме как быть пристанищем попрошаек; поэтому никто не позаботится отстроить ее вновь: она упадет и уже не встанет. Но будет новое небо и новая земля, на которых обитает только праведность. Что же именно сокрушит и погубит таким образом землю? Беззаконие, ставшее для нее тяжелым. Следует заметить: грех бремя всего творения, причем бремя тяжкое бремя, под которым вся тварь стенает сейчас и утонет в конце. Грех губит целые страны, царства и семьи; они падают под тяжестью этого куска свинца (Зах 5:7−8).

(3) Особый спор будет У Бога с царями и сильными мира сего: посетит Господь воинство выспреннее на высоте (ст. 21). Воинство правителей перед Богом не более чем войско обычных людей. Что может сделать, даже совместными усилиями, воинство высокопоставленных, когда против него выступит Всевышний, Господь Саваоф, чтобы унизить его выспренность, рассеять его войска и расстроить все его заговоры? Высокопоставленные, надмевающиеся высотой и величием своего положения, думают, что, находясь так высоко, они пребывают вне досягаемости для какой-либо опасности: Господь же посетит и накажет их за гордость и жестокость, с которой они угнетали и обижали своих соседей и подчиненных; и все это обратится на их же голову. С царями земными посчитаются на земле, дабы показать, что подлинно есть Бог, судящий на земле, Который воздаст самым гордым из царей по плоду их деяний. Пусть же люди, которых попирали высокопоставленные земли, утешают себя тем, что, хотя они сами не могут, не осмеливаются и не должны противиться сильным мира сего, тем не менее есть Бог, Который призовет тех к ответу и восторжествует над ними и над тем, что от них осталось, ибо земля, над которой они поставлены царями, в Божьих глазах ничем не лучше. Это только в общем. В частности же предсказывается, что будут собраны вместе, как узники, признанные виновными и осужденные, в ров, где будут заключены под строгим арестом (ст. 22). Цари и вельможи, располагавшие невероятной свободой, но гордившиеся и находившие удовольствие в том, чтобы лишать свободы других, будут теперь сами в заключении. Так пусть свободный не хвалится своей свободой, а сильный своей силой, ибо не знают, какие их еще ждут ограничения. Но после многих дней они будут наказаны:

[1] Либо во гневе, причем здесь употреблено то же слово (только другая его форма), что и в стихе 21: посетит Господь. Их будут держать до дня исполнения приговора, как поступают с осужденными заключенными и как падших ангелов Господь соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня (Иуд 1:6). Будем же считать это отсрочкой Божьего отмщения; приговор не исполняется поспешно, потому что день исполнения еще не настал и, возможно, настанет лишь по прошествии многих дней; определенно мы знаем лишь то, что нечестивые соблюдаются на день погибели, а посему пока сохранены, но предстанут в день гнева (англ. пер., Иов 21:30). Поэтому не будем судить раньше времени.

[2] Либо их посетят с милостью и освободят от заточения, и тогда они обретут, если не прежнее достоинство, то свободу. Навуходоносор в своих завоеваниях превратил многих царей и князей в пленников и держал их в вавилонской темнице; среди других был иудейский царь Иоаким; но по прошествии многих дней, когда Навуходоносора не стало, его сын посетил пленников и даровал (по-видимому) им всем некоторое облегчение в узах; ибо в качестве примера его особой милости по отношению к Иоакиму сказано, что вавилонский царь поставил престол его выше престола царей, которые были у него (Иер 52:32). Если применить это к общему состоянию человечества, то можно прийти к выводу о коренных переменах: бывшие некогда высокопоставленными наказываются, а наказанные получают облегчение по прошествии многих дней, и никто в этом мире не вправе быть уверенным в безопасности, каким бы благополучным ни было его состояние, равно как и не следует впадать в отчаяние, как бы плачевно ни складывались обстоятельства.

3. Славу Господа во всем упомянутом (ст. 23). Когда сбудутся все предсказанные события, когда гордые враги Божьей Церкви будут повержены и унижены, тогда (1) станет очевидным, причем неопровержимо, что Господь, правит: это истинно всегда, но не всегда столь наглядно. Когда земные цари будут наказаны за тиранию и угнетение людей, тогда всему миру будет возвещено, и он убедится, что Бог Царь царей, Царь над ними, Которому они подотчетны и Который правит, будучи Господом Саваофом, Господом всех воинств, в том числе и их воинств, и что Господь царствует на горе Сионе и в Иерусалиме, в Своей Церкви, ради ее чести и благосостояния, в соответствии с обетованиями, на которых Церковь зиждется; Господь правит посредством Своего Слова и установлений и правит пред старейшинами, пред всеми Своими святыми, в особенности Своими духовными служителями, старейшинами Своей Церкви, взирающими на все проявления Его силы и провидения и видящими Его руку во всех событиях. Божьи старейшины, старые ученики, опытные христиане, которые, попав в затруднительное положение, часто прибегали в святилище Господа на Сионе и в Иерусалиме и становились там свидетелями Его явлений Себя, увидят лучше других владычество и верховенство Бога во всех действиях Его провидения.

(2) Тогда станет очевидным, что Господь правит, причем, вне всякого сравнения, славно с таким блеском и великолепием, что покраснеет луна, и устыдится солнце, подобно тому как большие светила затмевают собой меньшие. Сильные мира сего, считавшие свое великолепие таким же ярким, а влияние таким же значительным, как у солнца и луны, устыдятся, когда над ними явится Бог, тем паче когда Он выступит против них. Тогда лица их исполнятся бесчестием, чтобы они взыскали Божье имя. Восточные народы поклонялись солнцу и луне; но, когда Бог встанет столь славно на защиту Своего народа от Своих и его врагов, все их мнимые божества будут пристыжены в том, что им вообще удалось снискать почтение со стороны своих обманутых поклонников. Слава Творца безмерно превосходит и затмевает славу ярчайших из тварей. В тот великий день, когда Судия неба и земли воссияет в Своей славе, солнце, благодаря непревзойденному великолепию Всевышнего, превратится во тьму и луна — в кровь.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
4  [1] — Друг. возм. пер.: зарыдает; то же в ст. 7.
5  [2] — Возможно, речь идет о том, что невинно пролитая кровь оскверняет землю, см. Чис 35:33,34.
5  [3] — Союз, Завет (евр. берит — договор, соглашение, завещание) — в Священном Писании это слово чаще всего употребляется для обозначения отношений, установленных между Богом, с одной стороны, и Израилем как избранным народом — с другой (см. Исх 20:13; Чис 35:6−34). Это особое соглашение заключалось между Вечным Богом и смертным человеком. Сам Бог определял условия соглашения, сообщал их Своему народу и оставлял за ним право принять такое соглашение, или завет, беря на себя определенные обязательства, или отвергнуть его.
6  [4] — Или: потому пожирает огонь жителей земли.
14  [5] — Или: с моря.
15  [6] — Или: на островах.
17  [7] — В оригинале игра слов: пахад вафахат вафах.
17  [8] — Букв.: на тебя, обитатель.
18  [9] — Здесь прямая отсылка к Быт 7:11.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.