Исаия 36 глава

Книга пророка Исаии
Под редакцией Кулаковых → Толкование Мэтью Генри

Под редакцией Кулаковых

1 В четырнадцатый год правления царя Езекии1 ассирийский царь Синаххериб напал на укрепленные города Иудеи и захватил их.2
2 Он послал к царю Езекии из Лахиша в Иерусалим своего военачальника3 с большим войском. Тот остановился у водостока из верхнего пруда, по дороге к полю белильщиков.4
3 Навстречу ему вышли Эльяким, сын Хилкияху, смотритель царского дворца, писец Шевна и советник царя Йоах, сын Асафа.
4 Вот что сказал им военачальник: «Передайте Езекии слова великого царя, царя ассирийского! На что надеешься ты?
5 Для войны нужны советники и сила, а не пустые слова.5 На кого понадеялся ты, когда решился восстать против меня?
6 Ты, как видно, на Египет думаешь опереться — на эту трость надломленную? Кто на нее обопрется, тому она и проткнет ладонь! Таков удел всех, кто рассчитывает на фараона, царя египетского.
7 Или скажешь мне: мы, мол, на ГОСПОДА надеемся, на Бога нашего? Уж не на Того ли, Чьи святилища и жертвенники Езекия уничтожил, потребовав от Иудеи и Иерусалима поклоняться только перед этим жертвенником?6
8 Лучше договорись с моим господином, ассирийским царем! Я мог бы дать тебе две тысячи коней — только найдешь ли ты для них всадников?
9 Как же ты собираешься обратить в бегство хотя бы одного из наместников господина моего, пусть и самого незначительного в его окружении? Ведь ты же на Египет надеешься, на конницу его и колесницы.
10 Разве не без воли ГОСПОДНЕЙ пришел я разорять эту страну? Так ГОСПОДЬ и сказал мне: „Ступай в эту страну и разори ее“».
11 Тогда Эльяким, Шевна и Йоах сказали ассирийскому военачальнику: «Будь добр, говори с нами, слугами своими, по-арамейски7 — мы тебя поймем; но не говори по-еврейски,8 чтобы не слышали тебя все эти люди, что на городской стене».
12 Но военачальник возразил: «Разве господин мой послал меня передать эти слова только вашему господину и вам, а не всем тем людям, которые находятся сейчас на стене и которым придется вместе с вами мочу свою пить и собственные испражнения есть?»
13 Тогда он выпрямился и стал громко кричать по-еврейски: «Слушайте слова великого царя, царя ассирийского!
14 Так говорит царь: пусть не обманывает вас Езекия, потому что он не сможет спасти вас.
15 И на ГОСПОДА пусть не внушает вам Езекия напрасных надежд: мол, непременно спасет нас ГОСПОДЬ, ни за что не будет отдан этот город в руки ассирийского царя.
16 Не слушайте Езекию! Вот что говорит вам ассирийский царь: покоритесь мне,9 выходите, и будет каждый из вас есть плоды своей лозы виноградной и своей смоковницы и пить воду из собственного колодца.
17 А потом я отведу вас в страну, такую же, как ваша, в страну, где много зерна и вина, хлеба и винограда.
18 Пусть не обольщает вас Езекия: ГОСПОДЬ, мол, нас спасет. Удалось ли богам других народов спасти страны свои от царя ассирийского?!
19 Где теперь эти боги Хамата и Арпада? Где боги Сефарваима? Может быть, Самарию уберегли они от меня?
20 Из всех богов этих стран кто уберег свою страну от моей руки? Неужели ГОСПОДЬ сбережет Иерусалим?»
21 Но все молчали и не сказали ни слова, ибо царь велел им ничего не отвечать.
22 А Эльяким, сын Хилкияху, смотритель дворца, с главным писцом Шевной и летописцем Йоахом, сыном Асафа, разорвав на себе одежды, пришли к царю и передали ему слова военачальника Синаххериба.

Толкование Мэтью Генри

В данной и трех следующих главах пророк Исаия выступает в роли историка, ибо написание истории, как и написание пророчества, давалось вдохновением от Бога и диктовалось святым людям. Многие пророчества предыдущих глав исполнились во время нашествия армии Сеннахирима на Иудею и осады Иерусалима, а также во время чудесного поражения его армии там же. Поэтому данная история, вставленная в этом месте, предназначена для пояснения и подтверждения пророчества. Ключ к пророчеству нужно искать в истории; и здесь, чтобы вхождение было более подготовленным для нас, ключ повешен у двери. Точное исполнение этого пророчества должно было послужить для подтверждения веры народа Божьего в другие пророчества, исполнение которых должно было произойти в отдаленные времена. Неважно, то ли эта история была взята из Книги Царств и здесь добавлена, то ли вначале она была написана Исаией, а потом вставлена в Книгу Царств, но история передана почти дословно, и она была настолько запоминающимся событием, что заслужила быть дважды записанной: (4Цар 18−19, данная глава, а также ее краткое изложение во 2 Паралипоменон 32). Здесь мы вкратце рассмотрим эту историю, так как она детально изложена ранее. В данной главе описывается:

(I) Вторжение царя Ассирийского в Иудею и его успех в сражении против укрепленных городов (ст. 1).

(II) Встреча с Езекией, которую он хотел устроить, и приготовления к ней с обеих сторон (ст. 2−3).

(III) Бранная и оскорбительная речь Рабсака, которой он хотел напугать Езекию, заставить его подчиниться и сдаться на его милость (ст. 4−10).

(IV) Его обращение к народу, попытка убедить их оставить Езекию и тем самым вынудить его сдаться (ст. 11−20).

(V) Отчет об этой встрече, предоставленный Езекии его посланниками.

Стихи 1−10. Здесь мы обратим внимание лишь на несколько практических уроков.

1. Люди могут исполнять свой долг и тем не менее сталкиваться с трудностями и бедствиями. Езекия производил реформы, и его народ в некоторой степени менялся, но в то же время на его страну было совершено нападение и часть ее лежала опустошенной. Возможно, люди стали беспечны и охладели к делу реформации, совершали ее частично и были готовы отказаться от основательной реформации. И тогда Бог посетил их Своим судом, чтобы вдохнуть в них жизнь и дать для того хороший повод. Мы не должны удивляться, когда Бог, несмотря на то что мы поступаем хорошо, посылает нам страдания, чтобы побудить нас поступать еще лучше и стремиться к совершенству.

2. Мы не должны быть уверены в продолжительности нашего спокойного состояния в этом мире, как и думать, что наша гора стоит так крепко, что не может поколебаться. Езекия был не только благочестивым царем, но и благоразумным в управлении своим государством и в ведении переговоров за его пределами. Его дела были в правильном положении, и он, похоже, договорился с царем Ассирийским на хороших условиях, ибо заключил с ним мир с помощью богатых подарков (4Цар 18:14). Тем не менее вероломный владыка внезапно посылает свою армию в его страну и опустошает ее. Поэтому нам полезно всегда поддерживать в себе ожидание беды, чтобы, когда она придет, не удивила нас; и тогда это меньше напугает нас.

3. Бог иногда позволяет врагам Своего народа, даже самым нечестивым и вероломным, побеждать его. Царь Ассирийский захватил все или большую часть укрепленных городов Иудеи, и тогда страна, безусловно, стала для него легкой добычей. Нечестие может процветать какое-то время, но не всегда.

4. Гордые люди любят много говорить, хвастаться тем, кем они являются, что имеют и что совершили, более того, хвастаться тем, что они сделают, чтобы оскорбить других и бросить вызов всему человечеству, хотя тем самым выставляют себя смешными для всех мудрых людей и отвратительными для гнева Бога, Который гордым противится. Они думают, что тем самым заставят себя бояться (хотя вызывают к себе лишь ненависть) и смогут достичь своей цели с помощью надутых и суетных слов (Иуд 1:16).

5. Враги народа Божьего думают завоевать его, напугав, особенно отпугнув от упования на Бога. Так и в данной ситуации Рабсак с шумом и насмешками пренебрежительно отзывается о Езекии, как о человеке, абсолютно неспособном бороться со своим хозяином или, по крайней мере, поднять против него голову. Поэтому мы должны стараться оставаться твердыми, встречаясь с врагами наших душ, чтобы могли поддержать свой дух, храня упование на Бога.

6. Всеми признано, что тот, кто оставляет служение Богу, лишается Его защиты. Если слова Рабсака о том? что Езекия разрушал жертвенники Бога, были правдой, то он мог справедливо сделать вывод, что царь не мог с уверенностью уповать на Него, ожидать помощи и облегчения (ст. 7). Вот что мы можем ответить дерзким грешникам, которые говорят, что они уповают на Господа и Его милость: «Разве не Его заповеди они презирают, разве не Его имя они бесчестят и разве не Его постановлениями они пренебрегают? Как же они надеются обрести Его благоволение?»

7. Очень часто и с легкостью преследователи Церкви и народа Божьего притворяются, что имеют поручение от Бога, чтобы так поступать. Рабсак мог сказать: «Разве я без воли Господней пошел?», но в действительности он пошел против Господа (Ис 37:28). Убивающие служителей Господа думают, что делают Ему услугу, и говорят: «Да будет прославлен Господь», но рано или поздно им придется узнать, как они заблуждались, и заплатить, покрывшись бесчестием.

Стихи 11−22. Из этого мы можем вынести следующие уроки.

1. Пока князья и советники решают вопросы государственной важности, нехорошо взывать к народу. Полномочные представители Езекии сделали хорошее предложение вести переговоры на языке, недоступном для простого народа (ст. 11), так как государственные дела являются тайной и должны храниться в тайне, ибо простолюдины не могут компетентно судить о них. Поэтому бесчестно и недостойно мужчин поднимать недовольство в подчиненных против их правителей низменными намеками.

2. Чем красивее говорят гордые и заносчивые хулители, тем чаще их речь оказывается более непристойной. Ничего более кроткого и уважительного, чем слова посланников Езекии Рабсаку, нельзя было сказать. Кроме того, то, чего они желали, было справедливо; они называли себя его рабами и просили: «Говори, мы просим тебя (англ. пер.)». Но от этого он стал еще более злобным и высокомерным. Давать грубый ответ тем, кто кротко разговаривает с нами, один из способов, как воздавать злом за добро; и нечестивыми несомненно являются те (и есть опасность, что это неисцелимо), кого слова, которые обычно отвращают гнев, обычно делают еще хуже.

3. Когда сатана искушал людей, чтобы они не уповали на Бога, а прилепились к нему, он намекал, что, покорившись ему, они смогут улучшить свои условия; но это было лживое предложение и величайший абсурд, и поэтому такие советы нужно отвергать с величайшим отвращением. Когда мир и плоть говорят нам: «Примиритесь со мною и выйдите ко мне, подчинитесь нашему владычеству, разделяйте наши интересы и каждый будет есть плоды виноградной лозы своей», то они лишь обманывают нас, обещая свободу, когда на самом деле ведут в самое низменное рабство и плен. Кто-то подобным образом мог воспринять слова Рабсака, как милостивое обращение и честное предложение; поэтому, если он говорит и нежным голосом, не верь ему. Пусть говорят, что хотят, но нет земли, подобной земле обетованной, святой земле.

4. Ничто само по себе не может быть более абсурдным и оскорбительным для живого истинного Бога, чем Его сравнение с богами языческими; словно Он не может сделать для защиты Своих поклонников больше, чем они могут сделать для защиты своих, словно Бога Израиля можно с такой же легкостью одолеть, как богов Емафа и Арпада, которые сами по себе суета и ложь. Они ничто, а Он велик: «Я есмь...»; они творения человеческой фантазии и рук человеческих, а Он Творец всего сущего.

5. Самонадеянные грешники готовы думать, что раз они были слишком жестоки по отношению к своим собратьям, то являются достойным соперником для их Творца. Они подчинили себе тот и иной народ, и поэтому сам Господь не освободит Иерусалим из их рук. Хотя черепки могут сражаться с земными черепками, но пусть не пытаются бороться с горшечником.

6. Иногда благоразумно не отвечать глупому по глупости его. Повеление Езекии было таким: «Не отвечайте ему, ибо это спровоцирует его еще больше браниться и хулить Бога; предоставьте Богу затворить его уста, ибо вы не сможете». На их стороне было благоразумие, но им было бы трудно говорить с таким безрассудным противником без примеси гнева; и если бы они пришли в ярость и стали браниться, как он, то Рабсак с таким оружием был бы для них очень трудным врагом.

7. Народу Божьему приличествует откладывать в сердце бесчестье, причиненное Богу хулой нечестивых людей, хотя они не считают благоразумным отвечать на подобную хулу. Хотя они не отвечали ему ни слова, тем не менее разодрали свою одежду в святой ревности о славе Божьего имени и в святом негодовании из-за презрения, которое они оказывают ему. Они разорвали свою одежду, услышав хулу, словно не дорожили ею, когда страдала честь Бога.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Т. е. в 701 г. до Р. Х.
1  [2] — Этот рассказ, как и последующие из исторической части книги (Ис 36−39), повторяется в 4Цар 18:13 и далее и во 2Пар 32:1 и далее с небольшими вариациями.
2  [3] — Или: виночерпия, или: Рав-Шаке (имя собственное); то же ниже.
2  [4] — См. примеч. «б» к 7:3.
5  [5] — Букв.: ты говоришь только слово уст, совет и сила — для битвы.
7  [6] — Поскольку ассирийский военачальник не верит в то, что Живой Бог израильтян отличается от богов, которым поклонялись в языческих святилищах, он представляет реформы Езекии и его усилия по искоренению языческих культов в Иудее в ложном свете, пытаясь создать впечатление, будто эти реформы оскорбительны для Господа.
11  [7] — Арамейский язык был дипломатическим языком той эпохи на Ближнем Востоке.
11  [8] — Или (ближе к букв.): по-иудейски; то же в ст. 13.
16  [9] — Букв.: сделайте мне благословение / подарок.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.