Исаия 37 глава

Книга пророка Исаии
Под редакцией Кулаковых → Толкование Мэтью Генри

Под редакцией Кулаковых

1 Услышав эти слова, царь Езекия разодрал на себе одежды и, облачившись в рубище, пошел в Храм1 ГОСПОДЕНЬ.
2 А смотрителя дворца Эльякима, сына Хилкияху, с писцом Шевной и со старшими священниками, он отправил в рубищах к пророку Исайе, сыну Амоца.
3 Передали они Исайе: «Так говорит Езекия: „Настал этот день — день беды, кары и позора! Пришло время младенцам на свет появиться, но нет у матерей сил родить!
4 Быть может, ГОСПОДЬ, Бог твой, выслушает слова военачальника, которого господин его, ассирийский царь, послал, дабы хулить Бога Живого; и ГОСПОДЬ, Бог твой, воздаст за слова, которые Он слышал! Помолись же о тех, кто еще остался в живых“».
5 Когда слуги царя Езекии пришли к Исайе,
6 он сказал им: «Передайте господину своему то, что говорит ГОСПОДЬ: „Да не пугают тебя услышанные тобой слова, которыми поносили Меня слуги царя ассирийского.
7 Я нашлю на него дух, который овладеет им, он получит весть и вернется в свою страну, а там он падет от меча по воле Моей“».2
8 Военачальник же Синаххериба вернулся к ассирийскому царю своему, когда тот осаждал Ливну, вернулся, поскольку ему сообщили, что царь уже покинул Лахиш.
9 А царю сообщили, что на него идет войной Тирхака, царь Куша. Услышав это, он снова послал гонцов к Езекии.
10 Вот что велел он им передать царю иудейскому, Езекии: «Да не обманет тебя Бог твой, на Которого надеешься, обещая тебе, что, мол, не будет Иерусалим предан в руки ассирийского царя.
11 Ведь ты же сам слышал, что сделали ассирийские цари с другими странами — предали они их заклятию, на уничтожение обрекли. А ты надеешься уцелеть?
12 Уберегли ли боги те народы, которые были уничтожены предками моими, — Гозан, Харан и Рецеф, или сыновей Эдена, что жили в Телассаре?
13 Где теперь царь Хамата и царь Арпада, где цари города Сефарваима, Хены или Иввы?»
14 Взял Езекия это послание из рук гонцов, прочитал его и пошел с ним в Храм ГОСПОДЕНЬ. Развернул Езекия свиток тот перед ГОСПОДОМ
15 и так молился Ему:
16 «ГОСПОДЬ Воинств, Бог Израилев, над херувимами восседающий! Ты один над всеми царствами земли, Ты небо и землю сотворил!
17 Внемли, ГОСПОДИ, и услышь, открой, ГОСПОДИ, очи Твои и узри! Услышь слова Синаххериба, который послал своих людей поносить Тебя, Живого Бога.
18 Ведь и вправду, ГОСПОДИ, обратили в развалины цари ассирийские все страны и земли их опустошили,
19 побросали богов их в огонь и уничтожили их. (Но ведь то не боги были, а творение рук человеческих — лишь дерево и камень.)
20 Но Ты, ГОСПОДИ, Боже наш, спаси нас от рук его, и тогда узнают все царства на земле, что один Ты — ГОСПОДЬ».
21 А Исайя, сын Амоца, послал передать Езекии такие слова ГОСПОДА, Бога Израиля: «Ты взывал ко Мне о Синаххерибе, ассирийском царе,
22 и вот что изрек о нем ГОСПОДЬ:

„Смеется над тобой, презирает тебя
дева, дочь Сиона,3
качает головой тебе вслед
дочь Иерусалима!

23

Кого поносил ты, Кого хулил,
на Кого голос возвысил,
на Кого смотрел свысока?
На Святого Бога Израиля?

24

Через слуг своих ты Владыку поносил,
хвастался: „Множеством колесниц своих
я горы покорил,
добрался и до дальних отрогов Ливана,
срубил высокие кедры его
и лучшие кипарисы,
добрался до вершин удаленных
и до цветущего леса его;

25

копал я колодцы в чужой стране4
и воду из них пил;
стопами ног своих
осушал все египетские реки“.

26

Но разве не слышал ты,
что издавна Я это сотворил,
издревле замыслил,
а ныне свершил?
Потому и обращаешь ты городские твердыни
в груды развалин.

27

Бессильны жители их,
в замешательстве они и в смятении,
уподобились траве полевой, зелени,
траве, что на крышах растет5
и засыхает прежде, чем колос даст.

28

На месте ли ты стоишь,
уходишь иль возвращаешься —
всё это Я знаю,
как знаю и то,
что ты весь в ярости против Меня.

29

За гнев твой против Меня,
за дерзость, которая достигла слуха Моего, —
продену тебе кольцо в нос,
в рот тебе вложу удила
и отправлю тебя назад той же дорогой“.

30 Тебе же, Езекия, будет такое знамение: в этот год только то ешьте, что само родится, и на следующий — самородный хлеб, а уж на третий год и сейте, и жните; виноградники вновь разбивайте и плоды с них ешьте.
31 Снова пустит тогда уцелевший остаток дома Иуды глубоко свои корни — крона его принесет плоды обильные.
32 Ведь из Иерусалима выйдет остаток, с горы Сион — уцелевшие. Безраздельной любовью к народу Своему 6 ГОСПОДЬ Воинств свершит это».
33 Потому говорит ГОСПОДЬ про царя ассирийского: «Не войти ему в город сей, стрелами не достать, со щитами не приблизиться, вала у стен его не насыпать.
34 По какой дороге пришел он, по той ему и возвратиться, а в город этот ему не войти, — так говорит ГОСПОДЬ, —
35 ибо Я сохраню этот город, сберегу его ради Себя и ради слуги7 Моего Давида».
36 Тогда выступил ангел ГОСПОДЕНЬ и сразил в ассирийском лагере сто восемьдесят пять тысяч человек — к рассвету все были мертвы, всюду лежали трупы!
37 И тогда Синаххериб, ассирийский царь, отступил и возвратился в Ниневию, где и остался.
38 Однажды, когда совершал он поклонение в капище своего бога Нисроха, сыновья его Адраммелех и Сарецер сразили его мечом,8 а сами бежали в страну Урарту.9 Править стал после него сын его Асархаддон.

Толкование Мэтью Генри

В этой главе дальше излагается история о Сеннахириме, описанная ранее в Книге Царств. В предыдущей главе он завоевывал и грозился завоевывать дальше. Данная глава описывает его падение, когда он наконец пал в ответ на молитву и во исполнение многих пророчеств, с которыми мы сталкивались в предыдущих главах.

I. Езекия близко к сердцу принял нечестивую речь Рабсака (ст. 1).

II. Он послал Исаие милостивое послание, в котором просил его молиться (ст. 2−5).

III. Исаия послал ему ободряющий ответ от Бога, убеждая в том, что Бог вступится за его дело и выступит против царя Ассирийского (ст. 6−7).

IV. Царь Ассирийский послал Езекии оскорбительное письмо с той же целью, что Рабсак говорил свою речь (ст. 8−13).

V. Езекия смиренно молится Богу по поводу этого письма (ст. 14−20).

VI. Бог через Исаию посылает ему полный ответ, обещая, что скоро все изменится и его дела будут иметь счастливый исход, буря закончится и все станет ярким и спокойным (ст. 21−35).

VII. Описывается непосредственное исполнение этого пророчества, гибель его армии (ст. 36) и его убийство (ст. 37−38). Обо всем этом подробно рассказывается (4Цар 19 гл.)

Стихи 1−7. В этих стихах мы можем обратить внимание на то, что (1) наилучший способ разрушить злобные планы врагов с их помощью приблизиться к Богу и начать исполнять свой долг, и таким образом отобрать мясо у едока. Рабсак хотел отпугнуть Езекию от Господа, но оказалось, что этим он лишь привлек его к Богу. Ветер, вместо того чтобы сорвать плащ с путешественника, заставляет его еще тщательнее закутываться в него. Чем больше Рабсак ругал Бога, тем больше Езекия учился почитать Бога, раздирая свои одежды за причиненное Ему бесчестие и посещая Его святилище, чтобы узнать Его мысли.

(2) Великим людям вполне приличествует желать молитв благочестивых людей и служителей. Езекия послал уважаемых людей, принадлежащих в высшему сословию, к Исаие, желая его молитв и памятуя, как много его недавние пророчества четко говорили о событиях сего дня, уповая на которые, возможно, он не сомневался в благоприятном исходе событий; тем не менее он хотел, чтобы это совершилось в ответ на молитву: «Сей день день скорби, поэтому пусть он будет днем молитвы».

(3) Когда мы полностью погрязли в чем-то, тогда наши молитвы будут наиболее ревностными: «Теперь, когда младенцы дошли до отверстия утробы матерней, а силы нет родить, пусть приходит молитва и помощь мертвому». Когда страдания особенно сильны, тогда молитвы должны быть особо энергичны; а когда мы сталкиваемся с наибольшими трудностями, тогда настает время встряхнуть не только себя, но и других, чтобы схватиться за Бога. Молитва повивальная бабка милости, которая помогает ей родиться.

(4) Это ободрение к молитве, хотя наши надежды на милость незначительны (ст. 4): «Может быть, услышит Господь Бог твой; кто знает, не сжалится ли Он?» Может быть, перспектива небесных благословений побудит нас с двойным усердием работать веслом молитвы.

(5) Когда остается лишь остаток, это должно побудить нас возносить молитвы за остаток (ст. 4). Молитва, достигающая небес, должна возноситься крепкой верой, искренними желаниями и иметь прямое предназначение воздать славу Богу; все это должно оживиться, когда мы достигнем последней отметки.

(6) У нас нет оснований бояться тех, кто сделал Бога своим врагом, ибо они отмечены для погибели; и хотя они могут шипеть, но не смогут причинить реальное зло. Рабсак хулил Бога, и поэтому Езекии нечего было бояться его (ст. 6). Своей руганью он сделал Бога враждующей стороной, и поэтому его несомненно ожидал суд. Бог обязательно вступится за Свое дело.

(7) Страхи грешников лишь предисловие к их падению. Он услышит весть об истреблении своей армии, и это обяжет его удалиться в свою страну, где он и будет убит (ст. 7). Преследующие его ужасы в конце концов приведут его к царю ужасов (Иов 18:14). Проклятия, обрушившиеся на грешников, одолеют их.

Стихи 8−20. В этих стихах мы можем обратить внимание на то, что (1) в своих обетованиях Бог дает нам внутреннее удовлетворение; это может подкрепить нас, когда мы молчаливо несем поругание. Бог ответил Езекии, но не похоже, чтобы после размышлений Он послал какой-либо ответ Рабсаку; но раз Бог взял дело в Свои руки, то царь спокойно отдает этот вопрос Ему. И возвратился Рабсак к царю, своему господину, за дальнейшими инструкциями.

(2) Те, кому нравится война, насытятся ею. Сеннахирим без какой-либо провокации или предупреждения со своей стороны выступил на войну против Иудеи, и теперь, после незначительной церемонии, царь Эфиопии выступает воевать против него (ст. 9). Кто любит ссориться, тот должен быть готов, что с ним будут ссориться; Бог часто сдерживает ярость Своих врагов, направляя ее на другой объект.

(3) Плохо, когда человек говорит надменно и богохульно, но он поступает еще хуже, когда пишет подобные слова, ибо это занятие требует большего размышления и планирования, а написанное распространяется дальше, дольше сохраняется и причиняет больше зла. Атеистам и безбожникам, написавшим свои труды, однажды придется отчитаться.

(4) Великий успех часто ожесточает сердца грешников на их греховных путях и делает их более дерзкими. Так как царь Ассирийский разорил все земли (хотя фактически они смогли достичь лишь немногие из них), то захватчики не сомневались, что смогут опустошить и Божью землю; так как боги иных народов не смогли оказать помощь, они сделали вывод, что и Бог Израиля беспомощен; так как поклонявшиеся идолам цари Емафа и Арпада стали для них легкой добычей, то религиозный, проводящий реформы царь Иудеи должен оказаться таким же. Так этот гордый человек созревал для гибели благодаря яркому процветанию.

(5) Свободный доступ к престолу благодати и свобода обратиться со словом во все времена были неизреченными привилегиями народа Божьего, особенно во времена бедствий и опасности. Езекия взял письмо Сеннахирима и развернул его перед Богом, не стремясь пожаловаться на него, а основываясь на его письме. Пусть вещи говорят сами за себя; здесь все представлено в белом и черном цвете: «Открой, Господи, очи Твои и воззри». Бог позволяет Своему молящемуся народу свободно, но смиренно обращаться к Нему, возносить к Нему свои слова, как это делал раньше Иеффай, разворачивать перед Ним письма то ли врага, то ли друга, оставлять Ему содержание и заботу о нем.

(6) Великие и фундаментальные принципы нашей религии, примененные верой и использованные в молитве, принесут нам огромную пользу в крайне стесненных обстоятельствах и беде, какими бы они ни были, поэтому именно к ним мы должны обращаться и ими жить. Так и поступил Езекия в данной ситуации. Он ободрял себя тем, что Бог Израиля Повелитель армий (Саваоф), всех армий: в том числе армий Израиля, и поэтому может вдохнуть в них силу; армий их врагов, и поэтому может угнетать и обуздать их; Он один Бог, и никто не сможет соперничать с Ним, Он Бог всех царств на земле и распоряжается ими, как Ему угодно, ибо Он сотворил небо и землю и поэтому все может и все делает.

(7) Если мы боимся людей, которые являются великими разрушителями, то можем со смиренным дерзновением взывать к Богу как к великому Спасителю. Безусловно, они истребили народы, которые сами лишили себя защиты истинного Бога, поклоняясь лживым богам; но лишь Господь, единственный Бог, является нашим Богом, нашим Царем, нашим законодателем и Он спасет нас, ибо Он Спаситель верующих.

(8) Мы имеем достаточно, за что держаться, сражаясь с Богом в молитве: мы можем просить, чтобы Его слава воссияла в нашем случае; мы можем ссылаться, что в случае нашего поражения Его имя будет обесчещено, и оно будет прославлено, если мы получим подкрепление. Поэтому пусть наши самые действенные молитвы будут похожи на эту: «Сделай это для славы Своей».

Стихи 21−38. Здесь мы можем обратить внимание на следующее:

(1) Кто принимает пугающее послание от людей с терпением и посылает в молитве Богу послание веры, тот может ожидать послание благодати и мира от Бога для своего утешения даже в том случае, если он очень удручен. Исаия послал длинный ответ на молитву Езекии во имя Бога, послал его в написанном виде (ибо оно было слишком длинным, чтобы передавать его словами уст), в виде ответа на его молитву, имеющего отношение к сказанному ранее: «Я знаю, о чем ты молился, ибо твое утешение в том, что твоя молитва услышана». Исаия мог отослать его к пророчествам, которые он недавно изрек (а именно то, что изложено в гл. 10), и велеть ему оттуда почерпнуть ответ. Но для того чтобы царь имел обильное утешение, ему передано послание по этому вопросу. Сообщение между небесами и землей никогда не прекратится по вине Бога.

(2) Кто возвеличивает себя, особенно возвеличивает себя, противопоставляя Богу и Его народу, тот на самом деле поносит себя и делает презренным в глазах всех мудрых людей: «Презрит девствующая дочь Сиона Сеннахирима, его бессильную злобу и угрозы; она знает, что, пока хранит свою непорочность, наверняка будет под божественной защитой; и хотя враг будет лаять, но не сможет укусить. Все его угрозы лишь насмешка; они brutum fulmen — лишь вспышка». Кто обижает народ Божий, тот оскорбляет самого Бога, и Он воспринимает все, что сказано и сделано против него, как сказанное и сделанное против Себя: «Кого ты порицал? Святого Израилева, Которого ты поносил потому, что Он Свят». Оскорбительное поведение Сеннахирима усугубляло то, что он не только сам порицал Его, но и послал слуг, чтобы они сделали то же самое: «...через рабов своих, через своих подданных ты порицал Меня».

(4) Кто хвалится собой и своими достижениями, тот бросает тень на Бога и Его провидение: «Ты сказал: ”Откапывал я и пил воду; я устраивал величественные праздники и буду делать их еще более величественными; и я не признаю, что это Ты сделал”» (ст. 24−26). Самые активные люди не более деятельны, чем делает их Бог, а Он делает их не более деятельными, чем ранее был намерен: «Я в древние дни предначертал это Своим вечным намерением, а ныне выполнил (ибо Бог делает все соответственно намерениям Своей воли). Я выполнил это тем, что ты опустошаешь крепкие города; и поэтому слишком самонадеянно делать это своей заслугой».

5. Вся злоба, побуждения и планы врагов Церкви известны и находятся под контролем Бога Церкви. Сеннахирим был активен и стремителен, находясь там, здесь и везде одновременно, но Бог знал его входы и выходы и постоянно следил за ним (ст. 28). Но это еще не все; Он держал над ним Свою руку, строгую и крепкую руку, и вложил кольцо Свое в ноздри его и удила Свои в рот его, которыми, несмотря на то что он был очень упрям и неуправляем, Он мог возвращать его назад тою же дорогою, которою он пришел (ст. 29). Доселе дойдешь и не перейдешь. Бог поставил подпись под поручением Сеннахириму выступить против Иудеи (Ис 10:6), но теперь Он заменяет его. Сеннахирим должен был напугать их, но не причинять им вред, поэтому он освобождается от дальнейшего выполнения этого задания; более того, его обязательство заверено, и поэтому ему придется ответить за то, что было сделано помимо этого поручения.

6. Бог щедрый Даятель Своего народа, как и его могущественный защитник: и солнце, и щит для тех, кто верит в Него. Иерусалим будет защищен (ст. 35), осаждающие не войдут в него и не будут осуществлять регулярные приступы, а будут поражены до начала осады (ст. 3З). Но это еще не все; Бог вернет милость Своему народу и сделает ему добро. Его земля станет необычно плодородной, и поэтому их потери будут щедро возмещены; они не будут ощущать никаких плохих последствий опустошения их страны врагами или того, что они были лишены возможности заниматься земледелием. Но земля, как и в первое время, сама произведет плоды, и они будут жить в изобилии благодаря самопроизвольному урожаю. Благословения Господа могут, когда Ему угодно, сделать богатым без участия усердной руки. И пусть не думают, что опустошение их страны освобождает от обязанности соблюдать год субботний, который настал (как кажется) год спустя, когда они не должны были ни пахать, ни сеять; хотя в то время у них не было обычного запаса, заготовленного заранее для этого года, тем не менее они должны были религиозно соблюдать его и доверять Богу, веря, что Он обеспечит их. Исполняя свой долг, они должны были уповать на Бога.

7. Невозможно устоять перед судами Бога, когда они приходят по поручению.

(1) Самые многочисленные народы не могут устоять перед ними: один ангел за одну ночь убил огромную армию людей, находящихся в одном месте, когда Бог поручил ему сделать это (ст. 36). 185 000 храбрых воинов в одно мгновение превратились в груду мертвых тел. Многие считают, что Псалом 75 был написан в связи с этим поражением, где из слов «крепкие сердцем стали добычею и были посланы уснуть долгим сном» (ст. 6) следует, что Бог славен, могущественнее гор хищнических (ст. 5) и что Он страшен (ст. 8). Ангелы, как служители Божьей справедливости, более, чем мы о том осведомлены, наказывают гордых и сокрушают славу нечестивых.

(2) Величайшие мужи не могут устоять перед ними: «Великий царь, царь Ассирийский, выглядит очень незначительным, когда вынужден бежать не только с позором, так как не смог осуществить задуманное с великой уверенностью, но и с ужасом и страхом, чтобы ангел, истребивший его армию, не убил и его. И он выглядит еще менее значительным, когда его сыновья, которые должны были охранять его, принесли его в жертву идолу, чьей защиты он искал» (ст. 37−38). Бог может быстро остановить дыхание тех, кто дышит угрозами и убийством против Его народа; и Он сделает это, когда они наполнят чашу своих беззаконий. Познан был Господь по суду, который Он совершил; Его познали как Бога, который гордым противится. В этом провидении исполнились многие пророчества, которые должны ободрить нас, так как касаются более отдаленного времени и предназначены для общего убеждения в безопасности Церкви всех, кто уповает на Бога и верит, что Он исполнит их. Избавивший избавляет и будет избавлять. Господь, прости наших врагов; но да погибнут все Твои враги, Господи

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: дом; то же в ст. 14.
7  [2] — Или (ближе к букв.): там Я устрою так, чтобы он пал от меча.
22  [3] — Дева, дочь Сиона — поэтическое обозначение Иерусалима (см. также Плач 2:13).
25  [4] — В масоретском тексте нет слов «в чужой стране»; так в рукописях Мертвого моря.
27  [5] — В друг. рукописях: как трава на земляных террасах.
32  [6] — Или: ревностью.
35  [7] — Или: раба.
38  [8] — Вероятная дата убийства Синаххериба — 681 г. до Р. Х. Внебиблейские источники тоже говорят об убийстве правителя, хотя и упоминают только одного убийцу.
38  [9] — Масоретский текст: Арарат.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.