Иезекииль 38 глава

Книга пророка Иезекииля
Под редакцией Кулаковых → Толкование Мэтью Генри

Под редакцией Кулаковых

1 Было мне слово ГОСПОДНЕ:
2 «Смертный! Повернись лицом к Гогу1 из страны Магог, к верховному правителю Мешеха2 и Тувала.3 Изреки пророчество о нем
3 и возвести слова Владыки ГОСПОДА: „Я иду против тебя, Гог, верховный правитель Мешеха и Тувала!
4 Я остановлю тебя, разверну вспять, подцеплю тебя крюками за челюсть и выдворю со всем твоим войском, конями и всадниками — всё твое огромное полчище в великолепном облачении, со щитами большими и малыми, с мечами в руках:
5 персов, кушитов, ливийцев с большими щитами и шлемами.
6 И Гомера поведу с его полками, Бет-Тогарму с дальнего севера4 со всеми его полками — и многие другие народы, что с тобой заодно!
7 Готовься, будь наготове со всеми своими полчищами, что окружают тебя, — ты будешь их стражем!5
8 Много дней спустя ты будешь призван,6 а в последние годы ты пойдешь на страну, что оправилась после войны. Жители ее были собраны из рассеяния среди народов, приведены на горы израильские, что долгое время находились в запустении. Среди разных народов жители страны этой7 были собраны, чтобы вместе жить в безопасности.
9 Ты поднимешься, как буря, полетишь, словно туча, нависшая над землей, вместе со своим войском и всеми многочисленными народами, что будут с тобою!“
10 Так говорит Владыка ГОСПОДЬ: „В тот день придет тебе недобрый замысел на сердце, и зло ты задумаешь,
11 решишь напасть на незащищенную страну, направишься туда, где живут беззаботно, живут в безопасности, без крепостных стен, засовов и ворот.
12 Ты решишь разорить народ и забрать награбленное, наложить руку на поселившихся среди развалин, на народ, собранный из рассеяния, что владеет скотом и всяким добром и живет в сердце мира.8
13 Шева, Дедан, торговцы Таршиша и все их львы молодые скажут тебе: „Пришел ты разорить народ и забрать награбленное, собрал свое полчище, чтобы унести серебро и золото, отнять скот и богатство, вдоволь пограбить“.
14 Потому изреки пророчество, смертный, возвести Гогу слова Владыки ГОСПОДА: „Когда Израиль, народ Мой, станет жить безопасно, тогда ты выступишь против них9
15 и выйдешь из своей страны, придешь с дальнего севера со многими народами, что с тобой заодно, — все они на конях, великое полчище, великое воинство!
16 Ты пойдешь войной на народ Мой, Израиль, как туча, что покрывает землю. В последние дни Я приведу тебя на Мою землю, чтобы народы Меня узнали, когда явлю Я в тебе, Гог, Мою святость у них на глазах“.
17 Так говорит Владыка ГОСПОДЬ: „Ты и есть тот, о ком Я говорил во дни древние через Своих слуг, пророков израильских. Многие годы они уже тогда предостерегали о том, что Я поведу тебя против земли Израилевой!
18 И будет в тот день, когда Гог войдет в землю Израилеву, — это слово Владыки ГОСПОДА, — разгорится Мой гнев и Моя ярость.
19 В негодовании Своем, в пылу гнева Своего Я предрек: великое землетрясение будет в тот день в стране Израилевой!
20 Затрепещут передо Мной рыбы морские, и птицы небесные, и звери полевые, и все пресмыкающиеся, что ползают по земле, и все люди, обитающие на земле. Горы обрушатся, падут утесы и стены рухнут на землю.10
21 Призову меч на Гога по всем горам израильским,11 — это слово Владыки ГОСПОДА, — и поднимут люди мечи друг на друга.
22 Кровь и моровое поветрие будут Моим возмездием12 ему. Потопляющий ливень, каменный град и горящую серу дождем пролью на него, и на его полчища, и на многие народы, что будут с ним.
23 И будет явлено Мое величие и святость, и Я откроюсь многим народам, и узнают они, что Я — ГОСПОДЬ!“»

Толкование Мэтью Генри

Эта и следующая глава посвящены Гогу и Магогу — могущественным врагам народа Израиля. Они совершат массированный набег на Израиль и вызовут испуг у израильтян, но их армия будет уничтожена и их планы не сбудутся. Скорее всего, это пророчество исполнилось вскоре после возвращения народа Израиля из плена: то ли в то время, когда они сражались с царем Сирийским, особенно Антиохом Епифаном, то ли во время других сражений, здесь не записанных. Но раз священная история Ветхого Завета касается времен, описываемых этим пророчеством, то нам необходимо разобраться в этих главах; хотя, не имея ключа, нам будет трудно понять их значение. Бог через пророка заверил Свой народ в том, что после их возвращения на родину настанут счастливые времена, но чтобы они не ошибались в отношении обетований, касающихся царства Мессии и духовных привилегий этого царства (словно на их основании они могут надеяться непрерывно наслаждаться процветанием здесь, на земле). Он говорит, как Христос сказал Своим ученикам, чтобы предотвратить их ошибку, что в мире они будут иметь скорби, но при этом должны мужаться, ибо в конце одержат победу. Несомненно, на данное пророчество о Гоге и Магоге ссылается пророчество о последних днях, которое, похоже, все еще не исполнилось (Откр 20:8); оно гласит, что Гог и Магог соберут армию и выступят против стана святых; подобным образом на пророчество Ветхого Завета об уничтожении Вавилона ссылается Книга Откровение (Отк. 18). Но в обоих случаях ветхозаветные пророчества исполнились в Иудейской Церкви, как исполнятся и новозаветные пророчества, когда настанет время христианской Церкви.

Данная глава повествует:

(I) О попытках Гога и Магога напасть на землю Израильскую, об их приготовлениях и огромной армии, которую они собрали, чтобы привести на поле боя (ст. 4−7), об их планах и целях, которые они при этом стремились достичь (ст. 8−13), и о руке Божьей, присутствовавшей во всем этом (ст. 4).

(II) О великом ужасе, который поразит землю Израильскую (ст. 15−16, 18−20).

(III) О божественной силе, которая будет сдерживать этих врагов, и о божественной защите Израиля (ст. 2−4, 14).

(IV) О поражении, нанесенном врагам Израиля непосредственно рукой Бога (ст. 21−23), о чем более подробно мы узнаем в следующей главе.

Стихи 1−13. Требовательным толкователям придется много поработать, чтобы выяснить, кто же такие Гог и Магог. Не стоит делать вид, что мы можем что-то добавить к их наблюдениям или разрешить их противоречия. Скорее всего, Гог — это царь, а Магог — царство, и, следовательно Гог и Магог следует воспринимать так же, как фараона и египтян. Некоторые полагают, что здесь речь идет о таких дальних странах, как Скифия, Татария и Россия, другие — что они расположены ближе к земле Израильской, в Сирии, Азии и Малой Азии. Иезекиилю велено пророчествовать против Гога и сказать ему: «Бог — на тебя» (ст. 2−3). Отметьте: Бог не только видит тех, кто в данное время является врагом Его Церкви и сражается против нее, но и предвидит тех, которые будут таковыми, и предупреждает их через слово, что Он — против них; тем не менее Ему угодно использовать их ради достижения собственных целей и ради славы Своего имени; безусловно, гнев человеческий обратится во славу Ему и остаток гнева Он укротит (Пс 75:11). Давайте обратим внимание:

I. Бог решил привести данного врага в замешательство. Поразительно, что именно этот факт поставлен первым в пророчестве; вначале предсказано, что Бог вложит удила в челюсти его и повернет его, а потом — что Он выведет его против Израиля (ст. 4). Это сделано для того, чтобы народ Божий имел уверенность в своем избавлении до того, как ему будет показана подстерегающая его опасность. Так трепетно Бог беспокоится об утешении Своего народа, чтобы они не испугались; еще до того как бедствие коснулось их, Он говорит им, что оно закончится хорошо.

II. Какие меры Он намеревался предпринять, участвуя в данном событии, чтобы поразить врага и расстроить его планы.

1. В этом походе против Израиля объединятся многие великие и могущественные народы (ст. 5−6): Персия, Эфиопия и т.д. Армия Антиоха состояла из всех перечисленных здесь народов и многих других. Эти народы враждовали друг с другом, но тем не менее объединились против Израиля. Как умножились те, которые беспокоят народ Божий!

2. Они были хорошо обеспечены оружием и обмундированием и вывели на поле боя огромное войско: коней и всадников (ст. 4), всех в полном вооружении, в бронях и со щитами для защиты, всех вооруженных мечами для нападения. Отданы приказы тщательно подготовиться для этого похода (ст. 7): «Готовься и снаряжайся. Посмотри, какие военные приготовления ты уже совершил, и готовься дальше, чтобы не оказалось, что чего-то недостает тебе и всем полчищам твоим». Пусть сам Гог следит за подготовкой союзников. Пусть заботится об их безопасности как главнокомандующий; пусть обратится к ним со словом, чтобы обнадежить их, и возьмет их под свою особую защиту. Военачальники, вместо того чтобы безрассудно и самонадеянно подвергать опасности жизни солдат, отправляя их в безнадежные мероприятия, должны учиться быть их стражами и, всякий раз подвергая их жизнь опасности, стараться поддержать и прикрыть их. Данный призыв приготовиться звучит несколько иронично: «Делай все, что в твоих силах (англ. пер.), но Я все равно поверну тебя»: подобная фраза звучит у Исаии 8:9: «Вооружайтесь. но вы будете сокрушены »(англ. пер.).

3. Их планы направлены на горы Израилевы (ст. 8), против земли. избавленной от меча. Не так давно меч войны тревожил ее; тем или иными судом, в большей или меньшей мере он опустошал ее; совсем недавно этот народ был собран из многих народов и возвращен из народов: он имел сравнительно короткое время для передышки. вряд ли сумел восстановить свою силу с тех пор, как был побежден в войне и оказался в плену: поэтому его соседям не следует бояться, что они будут сильным противником. более того, именно поэтому очень скоро они найдут жестокий повод для ссоры с ним. Это народ, который живет безопасно: все они живут без стен, и нет у них ни запоров, ни дверей (ст. 11). Это четкий знак, что они не замышляют ничего плохого для своих соседей, ибо не боятся и не ожидают ничего плохого от них. Нельзя представить, чтобы люди, замышляющие зло другим, не заботились о собственной защите; и это усугубляет грех захватчиков. Низко и бесчеловечно замышлять против ближнего своего зло. когда он без опасения живет с тобою (Притч 3:29). Но посмотрите, что в данном мире облака возвращаются после дождя и что у нас есть мало оснований считать себя в безопасности, пока мы не окажемся на небесах. Совсем недавно Израиль был избавлен от меча одного врага, и вот — меч другого поднимается против него. Прежние бедствия не избавляют нас от грядущих бедствий; и как только нам кажется, что можно снять сбрую хотя бы на какое-то время, новый внезапный сигнал тревоги призывает нас вновь препоясаться; поэтому мы не должны хвалиться и терять бдительность.

4. Прежде всего, разрабатывая этот план, враг стремился обогатиться и стать хозяином если не страны, то ее богатства, хотел грабить и нажиться за счет награбленного: «В то время, когда Бог решит осуществить задуманное, врагу придут на сердце мысли, и он задумает злое предприятие (ст. 10)». Отметьте: все зло, совершаемое людьми, особенно зло, причиняемое Церкви Божьей, исходит от злых помыслов, приходящих им на ум, от амбициозных и алчных мыслей, от ненавистных мыслей в адрес тех, кто благочестив ради своего благочестия. На ум Антиоху пришли мысли о том, каким замечательным народом являются эти благочестивые иудеи, насколько сильно их поклонение осуждает и свидетельствует против идолопоклонства их соседей, и поэтому, из враждебности к их религии, он решил мучить их. Ему на ум пришло, что они были богатым народом, занимающимся хозяйством и торговлей, живущим на вершине горы (ст. 12), к тому же они были слабы, неспособны оказать никакого сопротивления, и поэтому довольно легко будет отнять у них то. что они имеют; кроме того, этот грабеж значительно прославил бы его победоносный меч. Такие мысли пришли ему на ум; одна злая мысль порождала другую, пока, наконец, он не принял решение (ст. 11−12): «Поднимусь я на землю неогражденную; более того, я хочу этого; мне ничего не будет стоить завладеть ими. Пойду и побеспокою беззаботных, не предупредив их, но не для того, чтобы подавить их растущее величие, или наказать за насилие, или потребовать возмещения за причиненное ими зло (он не мог предъявить никаких оснований для развязывания с ними войны), а только для того, чтобы произвести грабеж и набрать добычи (ст. 12)». Это был открытый вызов справедливости и правосудию; это было все равно что убить путника на большой дороге, чтобы завладеть его деньгами. Такие мысли пришли на ум нечестивого правителя, и Бог знал их; более того, Он знал их до того, как они пришли ему на ум. ибо Он разумеет помышления издали (Пс 118:2).

5. Согласно задуманному плану он посылает всю свою армию на землю Израиля и находит союзников, имеющих такие же планы и готовых прийти ему на помощь (ст. 9): «Ты поднимешься, как буря, со всей силой и яростью, с максимальной свирепостью, и пойдешь, как туча, чтобы покрыть землю, чтобы сделать ее темной и напугать ее; ты и все полчища твои, все армии, которые ты приведешь на поле боя, и многие народы с тобою (которые перечисляются в ст. 13): Сава и Дедануsub> арабы и идумеи, купцы Фарсисские из Тира и Сидона, другие приморские города со всеми молодыми львами, жаждущими добычи, за счет которой они живут, скажут тебе: «Ты пришел, чтобы произвести грабеж на этой земле?»» Да, это так, и поэтому все они желают ему успеха. Или, возможно, они завидуют ему и жалеют, что ему достанется такая добыча. «Ты пришел за богатством, хотя сам и так богат?» Или, зная, что Бог на стороне Израиля, они подобным образом высмеивали его попытки, предвидя, что они ничем не оправдаются и что он будет огорчен добычей, на которую рассчитывал. Или если он придет, чтобы набрать добычи, то они придут и присоединятся к нему и добавят свои армии. Когда Лисий, генерал армии Антиоха, выступил против иудеев, то соседние народы присоединились к нему (1Мак 3:41) в надежде разделить с ним добычу, а на самом деле, чтобы разделить с ним вину. Когда видишь вора, сходишься с ним.

Стихи 14−23. Данная последняя часть главы является повторением первой; сон повторяется, ибо он обязательно исполнится и поэтому к нему нужно очень внимательно отнестись.

1. В данных стихах еще раз предсказывается, что этот злобный враг совершит массированное нападение на землю Израиля (ст. 15): «Ты пойдешь из пределов севера (Сирия расположена севернее Ханаана), и с тобой — войско многочисленное; ты придешь, как туча, чтобы покрыть землю Израиля» (ст. 16). Слова (ст. 14) «Когда народ Мой будет жить безопасно, ты узнаешь это» можно воспринять двумя путями:

(1) Как подразумевающие, что именно этот факт побудит его предпринять эту попытку. «До тебя дойдет информация о том, как открыто и, следовательно, беспечно живет народ Израиля, и в результате родится план напасть на него, ибо когда ты узнаешь, что он не только богат, но и является легкой добычей, то очень скоро примешь решение завоевать его». Отметьте: Божьему провидению нужно приписывать даже самые незначительные ситуации, которые порождают (кажется, неумышленно) самые первые мысли о великих мероприятиях. Чтобы достичь Свои цели. Бог позволяет людям узнать то, чем они наверняка неверно воспользуются, как в данном случае.

(2) Как подразумевающие безуспешность данной попытки. Как и ранее, данное пророчество начинается словами: «Когда народ Мой будет жить безопасно не только в своем представлении, но и в реальности, поскольку будет жить безопасно под божественной защитой, то разве ты не узнаешь об этом благодаря своим бесплодным попыткам уничтожить его?» Очень скоро ты убедишься в том, что нет волшебства против Иакова и ни одно орудие, сделанное против него, не будет успешно; ты познаешь на собственном опыте, к своему стыду, что хотя они не имеют ни стен, ни запоров, ни дверей, но имеют самого Бога — огненную стену вокруг него, познаешь, что тот, кто касается его, касается зеницы Его ока, а кто тревожит его, тот делает это себе во вред. И именно для демонстрации этого всему миру Бог приведет могущественную вражескую армию против Своего народа. Те, которые собираются против Израиля, говорят: «Давайте произведем грабеж и наберем добычи», но они не знают мыслей Господних (Мих 4:11−12). «Я приведу тебя на землю Мою». Довольно странная новость; Бог не только позволит Своим врагам выступить против Своих детей, но и Сам приведет их; но если мы понимаем, к чему Он стремится, то легко примиримся с ней. Это будет сделано для того, «чтобы народы узнали Меня, что Я являюсь единственным живым и истинным Богом, когда Я над тобою, Гог, явлю святость Мою!»; чтобы благодаря твоему поражению и уничтожению, которое совершится перед глазами их, все народы увидели и сказали: «Нет подобного Богу Израилеву, Который по небесам принесся на помощь Своему народу». Отметьте: Бог подвергает Свой народ опасности и посылает бедствие, чтобы затем прославиться за его избавление; Он позволяет, чтобы враги Его Церкви на какое-то время одержали победу (хотя те своим грехом оскверняют Его имя), чтобы потом Он был прославлен за то, что одержал над ними окончательную победу и освятил Свое имя их гибелью. Сказано, что это будет в последние дни, а именно в последние дни ветхозаветной Церкви; именно тогда Антиох угнетал Израиль; но в последние дни новозаветной Церкви восстанет другой такой же враг, который таким же образом будет побежден. Отметьте: в слове Божьем хранится действенная защита от бед и опасностей, которые могут коснуться Церкви даже в последние дни.

II. Приводится ссылка на предсказания пророков, служивших ранее (ст. 17): «Ты ли — тот самый, о котором Я говорил в древние дни, о котором говорил Моисей в своем пророчестве о последних днях (Втор 32:43: «Он воздаст мщение врагам Своим») и Давид (Пс 9:16: «Обрушились народы в яму, которую выкопали»), о котором часто упоминается в псалмах?» Это левиафан, о котором говорил Исаия (Ис 27:1), собрание народов, о котором говорил Иоиль (Иоиль 3:1). Возможно, многие пророки говорили об этом событии, хотя и не записывали свои пророчества, ибо все они говорили и писали то, что касалось этого события. Отметьте: между Божьими пророками присутствует привлекательная и восхитительная гармония и согласованность, хотя они жили в разные века, ибо все они были водимы одним и тем же Духом.

III. В этих стихах предсказано, что яростный и грозный враг будет полностью разбит во время своей попытки напасть на Израиль, которая закончится его гибелью. Многие предполагают, что это пророчество исполнилось, когда Маккавеи одержали много побед над армией Антиоха и поразительные суды Божьи обрушились на его голову, ибо сам он умер от страшной болезни. Но эти события здесь представлены, как обычно, в фигуральных выражениях, осуществления которых мы не должны ожидать буквально, но они могут исполниться раньше, чем мы ожидаем.

1. Бог будет в высшей степени недоволен этим дерзким нападением: «Когда он гордо и во гневе придет на землю Израилеву, надеясь победить всех, кто противостанет ему, тогда гнев Бога воспылает в Его лице (англ. пер.)». Это ссылка на поведение человека, цвет лица которого меняется, когда его в высшей степени оскорбляют и он решает продемонстрировать свое негодование (ст. 18). Бог заступится за Свой народ и будет говорить в ревности Своей, в огне негодования против Своих и его врагов (ст. 19). Посмотрите, что Бог позволяет грешить и предоставляет людям повод совершить грех, используя его для достижения собственных целей; это согласуется с Его ненавистью ко греху и недовольством грехом. Бог приведет врага на землю Свою, чтобы он познал, какой легкой добычей он может быть, и чтобы тем самым прославить Себя; но тем не менее, когда враг придет на эту землю, то гнев Божий воспылает и Он будет говорить с ним в огне Своего негодования. Если кто-либо спросит: «Почему Он таким образом обнаруживает ошибку, ибо кто может противостать Его воле?», то легко ответить: «А ты кто, человек, что споришь с Богом

2. Его армии окажутся в замешательстве и сильно испугаются (ст. 19): «Произойдет великое потрясение на земле Израилевой — всеобщее крушение (ст. 20), которое повлияет на рыб и птиц, на зверей полевых и пресмыкающихся, особым образом воздействует на всех людей, которые на лицо земли, ибо очень скоро их поразит страх». В результате этого землетрясения обрушатся горы — природные высоты и упадут утесы, а также падут стены и башни — искусственно возведенные высоты; все они падут на землю. Некоторые полагают, что здесь речь идет о страхе, который охватит всю землю Израильскую из-за ярости врага. Но, скорее, здесь говорится о страхе, который поразит врага из-за гнева Божьего; все, на что они надеялись и в чем были уверены, окажется несостоятельным, и их сердца затрепещут.

3. Он будет разбит и полностью уничтожен; и земля, и небо вооружатся против него.

(1) Земля выстроит свою армию, чтобы уничтожить его. Если народ Израиля не имеет силы и смелости противостоять ему, то Бог призовет меч против него (ст. 21). В Его распоряжении всегда находится меч, который упился на небесах (Ис 34:5). На всех горах Израиля, где он надеялся найти много добычи и за счет ее обогатиться, он натолкнется на мечи, которые будут поражать его, ибо меч каждого человека будет против брата его, как было с Мадиамом (Пс 82:10). Великие мужи Сирии будут сражаться и побеждать друг друга, будут обвинять и вызывать друг друга на дуэли. Отметьте: Бог может и часто делает противников Своего народа собственными губителями, которые уничтожают друг друга. Тем не менее Он сам будет их губителем и возьмет это дело в Свои руки, чтобы оно было сделано основательно (ст. 22): «Я буду судиться с ним моровою язвою и кровопролитием». Отметьте: Бог судится с теми, против кого Он выступает, чтобы их уста были закрыты и Он был оправдан в суде Своем.

(2) Против них также выступит армия небес: «Я пролью на него всепотопляющий дождь» (ст. 22). Он придет, как буря, на Израиля (ст. 9), а Бог придет, как буря, на него и прольет на него каменный град, как на хананеян (Нав 10:11), огонь и серу, как на Содом, и палящий ветер (Пс 10:6). Подобным образом Гог и Магог в Новом Завете будут поглощены огнем с неба и ввержены в озеро серное (Отк 20:9−10). Таковой будет вечная участь всех нераскаявшихся непримиримых врагов Церкви и народа Божьего.

4. Всем этим Бог прославится. Он достигнет цели (ст. 16), к которой стремился (ст. 23): «И покажу Мое величие и святость Мою».

Отметьте: уничтожая грешников, Бог продемонстрирует, что Он — великий и святой Бог, и Он будет совершать это до самой вечности. И если люди прославят и не освятят Его, как должно, то Он сам возвеличит и прославит себя. А мы должны желать и каждый день молиться: «Отче, да святится имя Твое».

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Возможно, здесь содержится указание на лидийского царя в западной части Малой Азии в VII в. до Р. Х. Еще одно указание на этого царя, прямо не связанное с Иез 38, 39, находится в Откр 20:8.
2  [2] — Друг. возм. пер.: правителю Роша (LXX: Роса), Мешеха…
2  [3] — Мешех и Тувал — два народа в Каппадокии в Малой Азии. Они же — сыновья Яфета (Быт 10:2; 1Пар 1:5).
6  [4] — Союз семи племен представлен севером (Мешех, Тувал, Гомер, Бет-Тогарма), юго-западом (Куш, Ливия) и востоком (Персия). Использование семикратного списка говорит о завершенности.
7  [5] — Друг. возм. пер.: и оставайся у них в запасе.
8  [6] — Или: ты будешь проверен; или: тебе дано будет повеление.
8  [7] — Букв.: они.
12  [8] — Букв.: на пупе земли. Это выражение встречается только здесь и в Суд 9:37, скорее всего, оно может значить: высокое место, вершина.
14  [9] — Так в LXX, масоретский текст: разве ты не будешь это знать?
20  [10] — Смысл масоретского текста неясен.
21  [11] — Букв.: Моим горам.
22  [12] — Букв.: приговором.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.