Осия 11 глава

Книга пророка Осии
Под редакцией Кулаковых → Толкование Мэтью Генри

Под редакцией Кулаковых

1 Едва забрезжит рассвет того дня,

лишится Израиль царя своего».
«Был совсем молод1 Израиль, —
говорит Господь, —
когда Я по любви к нему сыном его назвал
и выйти из Египта призвал сына Моего.2

2

Так произошло призвание израильтян,3
но они, увы, пошли своим путем:
ваалам стали жертвы приносить
и идолам воскурять.

3

А ведь это Я учил ходить Ефрема сынов,
на Своих руках держал и носил их,4
хотя они и пренебрегали Моей заботой,
которая несла им исцеление.5

4 Я влек их к Себе узами, достойными человека,

влек их узами любви
и был для них подобен тому,
кто в заботе о скоте своем убирает ярмо,
когда оно мешает животному есть.6
Я склонялся и кормил их.

5

За то, что раскаяние отвергли,
должны вернуться они в Египет,7
и Ассирия будет царствовать над ними.

6

Грозный меч засверкает в их городах,
истребит их лжепророков8
и намерениям их не даст осуществиться.

7

Народ Мой одержим желанием
оставить Меня.
Их зовут к возвышенному,
а никто из них и с места не трогается.

8

Но могу ли Я расстаться с тобой, Ефрем?!
Брошу ль тебя одного, Израиль?!
Разве могу Я поступить с тобой,
как некогда с Адмою?
Или обойтись, как с Цевоимом?9
Нет, в сердце Моем иное желание,
жалости Я преисполнен.

9

Не могу Я неудержимо гневаться,
не буду вновь уничтожать Ефрема.10
Бог Я, не человек,
в святости Своей Я среди вас пребываю;
и во гневе Я к вам не приду.11

10

Народ последует за ГОСПОДОМ
и, Его глас услышав, подобный рыку льва,
поспешат к Нему в трепете
и с далекого запада12 Его дети ( Его Израиль ).

11

Они, словно птицы, слетятся из Египта, трепеща,
и с Ассирийской земли, как голуби, соберутся.
В их покоях Я вновь их поселю», —
это вещее слово ГОСПОДНЕ.

12

«Ефрем, обманом13 вооружившись,
окружил Меня своими идолами;
так дом Израилев распространяет
ложь о Завете Моем ».
Да и Иуда, он еще колеблется
в своем отношении к Богу,
к Святому, Который неизменно верен.14

Толкование Мэтью Генри

Данная глава описывает:

(I) Милость Бога, проявленную к Своему народу Израиля, и великие дела, которые Он совершил для них (ст. 1, 3−4).

(II) Их неблагодарное отношение к Богу, несмотря на Его благоволение к ним (ст. 2−4, 7, 12).

(III) Бог угрожает пролить на них гнев за их неблагодарность и предательство (ст. 5−6).

(IV) Гневаясь, Бог вспоминает о милости (ст. 8−9).

(V) Обетования о том, что Бог в будущем сделает для них (ст. 10−11).

(VI) Благородный характер Иуды (ст. 12).

Стихи 1−7. I. Благ Бог к Израилю. Для этого народа Он сделал больше, чем для любого другого народа под небесами, и дал ему больше, чем другим. И я бы не сказал, что в этих стихах Он укоряет их в этом (ибо Бог дает и не укоряет), а напоминает, тем самым усугубляя их грех и ободряя покаяться.

1. Он был добр к нему, когда тот был юн (ст. 1): «Когда Израиль был юн, Я любил его! когда в Египте они начали умножаться и становиться народом, тогда Бог принял и избрал их, потому что полюбил их (Втор 7:7−8)». Когда они были слабыми и беспомощными, глупыми и упрямыми, как дети, когда они были изгнанниками и беззащитными детьми, тогда Бог полюбил их; Он пожалел их и засвидетельствовал о Своем доброжелательстве к ним; Он носил их, как кормилица носит младенца, питающегося грудью, кормил их и терпел их поведение. Отметьте: кто повзрослел, более того, кто состарился, тот должен часто вспоминать милость Бога, проявленную к нему в детстве.

2. Он освободил их из дома рабства: «Я из Египта вызвал сына Моего, ибо он — Мой сын, Мой возлюбленный сын». Когда Бог потребовал, чтобы фараон освободил их, то назвал их Своим сыном, Своим первенцем. Отметьте: кого Бог любит, того освобождает из рабства греха и сатаны и вводит в свободу славы Своих детей. Писание говорит, что эти слова исполнились во Христе, когда после смерти Ирода Он и Его родители были вызваны из Египта (Мф 2:15), поэтому данные слова имеют двойной аспект, ибо подтверждают исторический факт вывода Израиля из Египта и пророчествуют о том, что Христос будет отнесен туда; первое является прообразом последнего и залогом многих великих милостей, которые Бог хранил для этого народа, особенно когда послал Своего Сына в мир и вновь привел Его на землю Израиля, хотя был со злобой изгнан оттуда и справедливо мог больше туда не возвращаться. Вызволение Христа из Египта было прообразом освобождения через Него всех, кто Ему принадлежит, из духовного рабства.

3. Он дал им хорошее образование, заботился о них, прилагал усилия не только как отец или наставник, а (ибо таково снисхождение божественной благодати) как мать или кормилица (ст. 3): «Я Сам приучал Ефрема ходить, как учат ходить ребенка с помощью помочей». Когда они были в пустыне. Бог вел их столпом облачным и огненным. показывал путь, по которому они должны идти, носил их на руках Своих. Он приучал их ходить путем Своих заповедей с помощью постановлений и церемониального закона, которые были наставниками и руководителями этого народа в младенческом возрасте. Он носил их на руках и водил, чтобы они не потерялись, держал их, чтобы они не споткнулись и не упали. Так Бог поддерживает Свой духовный Израиль. Ты держишь меня за правую руку (Пс 72:23). Когда что-то было неправильно или их дела приходили в беспорядок, Он был их доктором и врачевал их; Он не только нежно заботился о них (как поступает нежный друг), но и эффективно лечил их; только Бог может сделать это. «Я Господь, целитель твой (Исх 15:26), Который возмещает все твои скорби».

4. С помощью мягких и нестрогих методов Он приучил их служить Себе (ст. 4): «Узами человеческими влек Я их, узами любви». Отметьте: именно Бог привлекает к Себе бедные души, и никто не может прийти к Нему, если Он не привлечет (Ин 6:44). Он привлекает (1) узами человеческими — узами, содержащими в себе принципы гуманности, которыми привлекают людей или привлекают люди; Он обращался с ними, как с людьми: справедливо и разумно, нежно и просто — узами Адама. Он обращался с ними, как с Адамом в период невинности, когда сразу привел его с Евой в рай и заключил с ними завет.

(2) Узами любви или канатами любви. Это слово означает более крепкие узы. Он привлекал их к служению Себе не силой (не смотря, хотят они того или нет) и не господствовал над ними жестоко, равно как и не удерживал их насильно, а привлекал любовью и терпением, лаской и нежностью, чтобы завоевать их милостью. Моисей, которого Он сделал их лидером, был самым кротким человеком в мире. Милость во взаимоотношениях между людьми мы часто называем обязанностью или узами, узами любви. Он влечет меня благовонием мастей своих (Песн 1:2−3) и благоволением (Иер 31:3, англ. пер.). Так Бог обращается с нами, и подобным образом мы должны обращаться с теми, кого наставляем и кто вверен нашему руководству; с такими мы должны быть благоразумны и милосердны.

5. Он освободил их от бремени, от которого они долгое время страдали: «Я был для них как бы поднимающий ярмо с челюстей их»; это ссылка на доброго земледельца, который заботится о скоте, милостив к нему и не утомляет трудной и непрерывной работой. Возможно, в те времена ярмо на шее вола пристегивалось некой уздечкой, которая располагалась над челюстями и заграждала рот у вола. Подобным образом израильтян в Египте лишили радостей утешений и заставляли много работать, но Бог освободил и снял с рамен его тяжести (Пс 80:7). Отметьте: свобода — великая милость, особенно когда ее получаешь, освобождаясь от рабства.

6. Он обеспечил их необходимой пищей. В Египте они с трудом находили пропитание, но когда Бог вывел их оттуда, то ласково подкладывал пищу им, как земледелец, освободив скот от ярма, дает ему корм. Бог проливал на стан манну — хлеб небесный и ангельскую пищу; другие творения разыскивают себе пищу, а Своему народу Бог подкладывает ее, как мы делаем для своих детей; Он и поставлял провизию, и подавал ее на стол, обеспечивая их благословениями благости.

II. Израиль же был неблагодарен Богу.

1. Они оставались глухими и непослушными Его гласу. Бог разговаривал с ними через Своих посланников — Моисея и других пророков, призывал их оставить свои грехи и вернуться к Нему, к своему делу и своему долгу; но, хотя звали их, они уходили прочь и не покорялись именно в тех вопросах, в которых их увещевали; чем более настойчивыми и требовательными становились пророки, убеждающие их жить благочестиво, тем более упрямыми и решительными становились они на своих злых путях, не повинуясь только из желания не повиноваться. Подобное безрассудство привязывается к сердцу детей, которые, только научившись ходить, желают уйти от тех, кто зовет их.

2. Они любили идолов и поклонялись им: приносили жертву Ваалам — вначале одному, а затем другому — и кадили истуканам, хотя пророки Господа вновь и вновь призывали их не совершать мерзости, которые Он ненавидит. Идолопоклонство было тем грехом, который с самого начала и на протяжении всех веков легко поражал их.

3. Они не обращали внимания на Бога и Его милости, оказанные им: «Они не осознавали, что Я врачевал их». Они смотрели только на Моисея и Аарона — инструменты, оказывающие им помощь, — и когда что-то было не в порядке, ругались с ними, но через них не взирали на Бога, Который задействовал их. Или, когда Бог подвергал их суровому наказанию, они не понимали, что это делается для их блага и тем самым Бог исцеляет их, что это необходимо для их полного исцеления, в противном случае они легче примирились бы с применяемыми Богом методами. Отметьте: корнем неблагодарности является неведение (Ос 2:8).

4. Они имели сильную склонность к отступничеству. Это является самой главной статьей в обвинении (ст. 7): «Народ Мой закоснел в отпадении от Меня». Каждое используемое здесь слово усугубляет их грех.

(1) Они отпали. В них не было твердости и постоянства; казалось, что они идут вперед, по направлению к Богу, но скоро поскальзывались и поворачивали назад, как неверный лук.

(2) Они отступили от Меня, от Бога — от основного блага, источника жизни и живой воды, от Бога, Который никогда не отворачивался от них и не воевал с ними, как пустыня.

(3) Они закоснели в отпадении и готовы грешить; по своей природе они предрасположены ко злу; даже наилучшие из них колеблются между Богом и этим миром, и поэтому их совсем несложно увлечь на неверный путь; они подступают близко к любому искушению. Эти слова также подразумевают, что они дерзко грешат; их сердца расположены делать зло, их центр значительно смещен в эту сторону. Они упорствуют в своем отступничестве, что бы ни говорилось или ни делалось, дабы остановить их; тем не менее (4) «по исповеданию они — народ Мой; они названы Моим именем и исповедуют родство со Мной; они — Мои; для них Я много сделал и многого ожидал от них; Я воспитал и возвысил их, как детей, но они отступили от Меня». Отметьте: каясь, мы должны оплакивать не только свое отступничество, но и свою закоснелость, не только наши фактические преступления, но и природную порочность, живущий в нас грех и плотской разум.

5. Они странным образом испытывали нежелание каяться и реформироваться. Вот две фразы, выражающие их упорство:

(1) Они не захотели обратиться (ст. 5). Они были настолько предрасположены к отступничеству, что хотя и не могли после исследования не признать безрассудство собственного отступничества и то, что, оставляя Бога, они меняются к худшему, но упрямо продолжали в том же духе. Я люблю чужих и буду ходить во след их. Им велели вернуться, их просили и привлекали вернуться, им обещали, что если они вернутся, то будут милостиво приняты, но они отказались.

(2) Хотя призывали их ко Всевышнему (англ. пер.). Божьи пророки и служители призывали их вернуться к Богу, от Которого они отступили, вернуться ко Всевышнему, от Которого они отошли и начали отчаянно деградировать; их призывали перестать поклоняться идолам, которые были значительно ниже их, и поэтому поклонение им было унижением, и вернуться к истинному Богу, Который был намного выше и поклонение Которому возвысило бы их; они призывали их от этой земли к горнему и небесным благам, но звали напрасно. Никто не хотел превозносить Его (англ. пер.). Хотя Он был Всевышним, но они не признавали Его таковым и не делали ничего, чтобы почтить Его и воздать славу, достойную Его имени. Или имеется в виду, что они не возвышаются: не хотят возвыситься из бедственного положения, в которое ввергли себя своим отступничеством; они удовлетворились своим положением, не поднимали даже голову и не возносили свои души. Отметьте: верные Божьи служители прилагали значительные усилия, чтобы призвать детей-отступников вернуться ко Всевышнему, но все напрасно; никто ничего не хотел делать и не возвысил Его.

III. Бог очень разгневался на Израиль и был справедлив; посмотрите на знаки Божьего недовольства, которыми им здесь угрожают.

1. Так как народ, который Бог вывел из Египта, чтобы сделать Своим народом, оказался неверным, то Бог поместит их в худшие условия, по сравнению с теми, в которых Он нашел их (ст. 5): «Не возвратится он в Египет, хотя тот был весьма суровым домом рабства. Он окажется в более суровых условиях и вынужден будет больше трудиться, ибо Ассур будет его царем и будет обращаться с ними хуже, чем фараон». Они не вернутся в Египет, располагавшийся недалеко, где могли часто получать известия из своей страны и иметь надежду вскоре вернуться на родину, а будут уведены в Ассирию, расположенную намного дальше, где будут отрезаны от всякой связи с родиной и лишены надежды вернуться; и это было справедливо, ибо они не захотели обратиться. Отметьте: кто не желает вернуться к обязанностям, которые он оставил, тому не стоит надеяться вернуть утерянные утешения.

2. Бог, давший им Ханаан, эту добрую землю, и благополучно поселивший их там в безопасности, пошлет им Свои суды, которые сделают их обители неудобными и ненадежными (ст. 6): «Падет меч на них — меч войны, меч чужеземного врага, который победит и будет торжествовать над ними».

(1) Это наказание далеко распространится. Меч обрушится на их города, где расположены дома людей и склады добра; он также поразит их ветви — деревни, расположенные в пригороде (понимают одни), самих горожан (понимают другие) или затворы (означает само слово) городские ворота или все статьи их доходов и богатств, или же их детей — отрасль их семей.

(2) Это будет долго длиться: меч будет обитать в их городах (англ. пер.). Давид считал, что три месяца бегства от неприятеля было лишь одним из трех судов, которых следовало ожидать, но этот меч будет пребывать более длительный промежуток времени в городах Израиля. Они продолжали оставаться непокорными Богу, и поэтому Он продолжал наказывать их.

(3) Он совершит полное истребление. Он истребит затворы их и пожрет их; все будет уничтожено за умыслы их, то есть за те планы, которые они вынашивали, Бог предаст их справедливому суду. Отметьте: грешники погибнут из-за своих умыслов. Намерения Бога направлены на то, чтобы спасти их, а их личные умыслы губят их.

Стихи 8−12. Данные стихи говорят о том, что:

I. Бог чудесным образом медлит и не спешит уничтожить Израиль (ст. 8−9): «Как поступлю с тобою, Ефрем?» Здесь обратите внимание:

1. Бог великодушно обсуждает Сам с Собой ситуацию Израиля; это полемика между справедливостью и милостью, в результате которой победа склоняется на сторону милости. Удивляйтесь этому, небеса! Изумляйся, земля, славе Божьей милости! Эти слова не означают, что в Боге происходит такая же борьба, как в нас, или что Он когда-либо колеблется или нерешителен; нет, Он единомышлен и знает это; но употребляемые здесь выражения присущи людям и должны показать, какого сурового наказания заслуживал грех Израиля, и как, тем не менее, божественная благодать будет прославлена, пощадив его. Связь между этой мыслью и предыдущей довольно неожиданная; в адрес Израиля было сказано (ст. 7), что он закоснел в отпадении от Бога, и хотя его призывали вернуться к Богу, но он не возвысил Его; и за этим (кто-то мог бы подумать) должно следовать: «И теперь Я решил уничтожить Его и никогда больше не миловать». Но божественная милость обладает такой полной властью, а божественная благодать — такой свободой и полнотой, что далее сразу следует: «Как поступлю с тобою, Ефрем!» Здесь обратите внимание (1) на предложения, внесенные справедливостью в адрес Израиля, которые подразумеваются: «Давайте откажемся от Ефрема, как от неисправимого сына, которого обычно лишают наследства, или как от безнадежного пациента, которого оставляет врач. Пусть он погибнет. Пусть Израиль будет предан в руки врагов, как агнец отдается льву, чтобы тот растерзал его на кусочки; пусть его постигнет участь Адмы и Севоима — двух городов, которые вместе с Содомом и Гоморрой были уничтожены огнем и серой, пролившейся с небес; пусть он будет полностью и безвозвратно уничтожен и в своем опустошении похож на эти города, как был похож на них в своем грехе. Пусть свершится над ним проклятие, записанное в законе, и вся земля станет серой, солью и пожарищем, как по истреблении Содома, Гоморры, Адмы и Севоима» (Втор 29:23). Ефрем и Израиль заслуживали подобного наказания, и Бог был бы справедлив, если бы поступил с ними подобным образом.

(2) На противопоставление данным предложениям со стороны милости: «Как предам тебя, Израиль?» Подобным образом увещевает себя нежный отец: «Как могу я изгнать своего непокорного сына? Он — мой сын, хотя и непослушный; как мое сердце согласится с этим?» Так и здесь: «Ефрем был для Меня дорогим сыном, милым ребенком, разве могу Я так поступить? Он созрел для гибели, суды, готовые завладеть им, стоят у его дверей; он заслуживает того, чтобы предать его, но Я не могу сделать этого. Они были близким для Меня народом; среди них есть и благочестивые люди; они являются детьми обетования; если они погибнут, то враги будут торжествовать; может быть, они покаются и изменятся, поэтому как Мне поступить с тобою?» Отметьте: Бог небес медлен на гнев; особенно неохотно Он предает полному истреблению народ, который имел особую близость с Ним. Посмотрите, как милость воздействует при упоминании об этих суровых наказаниях: «Повернулось во Мне сердце Мое» (как и мы говорим: «Дрогнуло мое сердце», когда нам приходится делать то, к чему не лежит душа). Бог говорит так, словно осознает, что в Нем происходит непонятная борьба чувств и сострадания к Израилю, как в Книге Плач Иеремии 1:20: «Волнуется во мне внутренность, сердце мое перевернулось во мне». И далее: «Возгорелась вся жалость Моя!» Его внутренность стремилась к ним, Его душа скорбела из-за их греха и страдания Израилева (Суд 10:16). Сравните с Иер 31:20: «Как только заговорю о нем... внутренность Моя возмущается за него». Когда Бог отдавал Своего Сына в жертву за грех, Спасителя — за грешников, то не говорил: «Как предам Его?» Нет, Он не пощадил Своего собственного Сына; Господу угодно было поразить Его; Бог не пощадил Его, чтобы иметь возможность пощадить нас. Но это говорит только о Его терпимости; и если люди продолжают грешить, то в великий день, когда придет Его гнев, Ему не будет трудно излить его; более того, Он говорит: «Я посмеюсь вашей погибели».

2. Какое великодушное решение Он принимает в результате этой полемики. После длительного состязания в итоге милость одерживает верх над судом, за ней остается последнее слово, и она побеждает (ст. 9). Принято решение, что отсрочка будет продлена еще на какое-то время. «Не сделаю по ярости гнева Моего, — говорит Господь, — хоть Я разгневан». Они не останутся ненаказанными, но Он смягчит приговор и умерит его строгость. Он покажет, что справедливо гневается, но не является непреклонным; поэтому они будут наказаны, но не истреблены. «Не истреблю Ефрема»; суды, которыми они поражались, не будут повторяться, равно как и не будут такими суровыми, как они того заслуживали. Он не вернется, чтобы истребить (в англ. пер.), как солдаты, которые, однажды ограбив город, возвращаются, чтобы взять еще, как происходит, когда оставшееся от гусеницы съедает саранча. В конце стиха добавлено: «Я не войду в город, в Самарию или другой из этих городов; Я не войду в них как враг, чтобы полностью разрушить их и оставить опустошенными, как поступил с городами Адмой и Севоимом».

3. На основание для данного решения: «Ибо Я — Бог, а не человек, среди тебя — Святый». Чтобы ободрить их надеяться, что они обретут милость, Он предлагает задуматься, (1) Кем Он является Сам по Себе: Он — Бог, а не человек во всех вопросах, даже в вопросах прощения греха и пощады грешников. Если они оскорбляют человека, подобного себе, то тот не захочет и не сможет смириться с этим; его страсть перевесит сострадание, и он изольет ярость своего гнева, но Я — Бог, а не человек. Он — Господин Своего гнева, в то время как гнев человеческий чаще всего господствует над людьми. Если бы земной князь столкнулся с трудностью, когда ему пришлось выбирать между справедливостью и милостью, то он оказался бы в затруднении, как примирить их; но Тот, Кто является Богом, а не человеком, знает, что сделать, чтобы сохранить честь Своей справедливости и при этом возвысить славу Своей милости. Человеческое сострадание — ничто, по сравнению со щедротами и милостями нашего Бога, Чьи мысли и пути, как принять вернувшихся грешников, намного выше наших, как небо выше земли (Ис 55:9). Отметьте: мы можем значительно ободрить себя надеяться на Божьи милости, если будем помнить, что Он — Бог, а не человек. Он Святый. Кто-то подумал бы, что это может быть основанием, почему Он должен отказаться от этого непокорного народа. Но Бог знает, как щадить и прощать бедных грешников, чтобы не только не навлечь порицание на Свою святость, а значительно прославить ее, ибо Он верен и праведен, чтобы простить нам наши грехи и тем самым возвестить Свою праведность теперь, когда Христос приобрел прощение и пообещал его нам.

(2) Кем Он является по отношению к ним: Он среди тебя — Святый; Его святость содействует благу Его Церкви, и даже в это порочное время в этой деградирующей стране есть некоторые люди, которые воздают благодарение при воспоминании о Его святости, и Он требует от них быть святыми, как Он свят (Лев 19:2). До тех пор, пока имеем Святого посреди нас, мы в безопасности и с нами все благополучно, но горе нам, если Он оставляет нас! Отметьте: кто подчиняется влиянию, тот может утешиться Божьей святостью.

II. Бог имеет чудесное желание делать благо для Израиля; это следует из того, что Он сделает их достойными принять предназначенные для них блага (ст. 10−11): «Вслед Господа пойдут они». Подразумевается та же милость, которая упоминалась в Ос 3:5: «Обратятся сыны Израилевы и взыщут Господа Бога своего»; это сказано о десяти коленах, и пророчество частично исполнилось, когда некоторые из них вместе с двумя коленами вернулись во времена Ездры, а полностью исполнилось в отношении Божьего духовного Израиля, евангельской Церкви, когда она была собрана вместе и объединилась благодаря Евангелию Христа. Древние евреи считали это ссылкой на времена Мессии; образованный д-р Покок рассматривает эти слова как пророчество о пришествии Христа, когда Он будет проповедовать Евангелие рассеянным чадам Израиля — сынам Божьим, рассеянным по разным странам. И тогда обратите внимание:

(1) Как они будут созваны и собраны вместе. «Как лев, Он даст глас Свой». Слово Господа (так говорят халдеи) будет подобно львиному рыку. Христос назван львом из колена Иудина, а Его Евангелие в самом начале было гласом вопиющего в пустыне. Когда Христос воскликнул громким голосом, то это было похоже на рык льва (Откр 10:3). Глас Евангелия был слышен далеко, как рычание льва; это могущественный глас (см. Иоиль 3:16).

(2) Как на них воздействует этот призыв: как воздействует рычание льва на зверей в лесу. Когда Он даст глас Свой — то встрепенутся сыны (см. Ам 3:8: «Лев начал рыкать, Господь Бог сказал — кто не содрогнется!»). Когда те, чьих сердец коснулось Евангелие, вострепетали, изумились и воскликнули: «Что нам делать?», когда благодаря этому они стали совершать свое спасение, поклоняясь Богу со страхом и трепетом, тогда это обетование исполнилось. Встрепенутся сыны с запада. Рассеянные евреи были уведены на восток — в Ассирию и Вавилон, и поэтому возвращавшиеся евреи приходили с востока, следовательно, это, скорее всего, ссылка на призвание язычников, живших западнее Ханаана, ибо именно в том направлении особенно распространилось Евангелие. Они встрепенутся: услышав призыв Евангелия, они будут передвигаться и приходить с трепетом, беспокойством и спешкой с запада — из народов, которые проживали в той стороне, западнее горы Господней (Ис 2:3) и евангельского Иерусалима. Апостол говорит о великих знамениях и чудесах, которые совершала проповедь Евангелия от Иерусалима и окрестности до Иллирика (Рим 15:19). Тогда встрепенулись сыны с запада. И хотя по плоти Израиль был рассеян в Египте и Ассирии, но обещано, что они действенным образом будут призваны оттуда (ст. 11): «Они встрепенутся; они придут с трепетом и в спешке, как птицы, из Египта, и как голуби, из земли Ассирийской». Голубь известен стремительным и постоянным полетом, особенно когда он летит к своей голубятне (Ис 60:8); и именно с этим явлением сравнивают приход евреев и язычников в Церковь. Где бы ни находились те, которые были избраны благодатью — на востоке, западе, севере или юге, — они услышат трубный зов и придут на него. Находящиеся в Египте и Ассирии придут вместе, а проживающие в самых отдаленных друг от друга уголках встретятся во Христе и соединятся с Церковью. Об объединении Египта и Сирии пророчествовалось ранее (Ис 19:23).

(3) Какое воздействие это окажет на них. Благоговея, побегут к ковчегу и вслед Господа пойдут они — после служения Господу (в халдейском переводе); они примут Иисуса Христа своим вождем и наставником; они подчинятся Его руководству как вождю своего спасения, покорятся наставлению Духа как своему наставнику в слове; они оставят все, чтобы следоватьза Христом, как и приличествует ученикам. Отметьте: святой трепет, который мы испытываем, слыша слово Христа, привлечет нас к Нему, а не оттолкнет от Него. Когда Он дает глас, как лев, то рабы трепещут и бегут от Него, а дети трепещут и бегут к Нему.

(4) Как встретят их, когда они вернутся (ст. 11): «Я вселю их в домы их». Все, кто придет по евангельскому призыву, будут иметь место и имя в евангельской Церкви, в отдельных церквах, которые являются их домами и к которым они принадлежат; они будут пребывать в Боге; в Нем они будут находиться дома, в покое и безопасности, как человек в собственном доме; они будут иметь обители, ибо их много в доме Отца. Они будут обитать в Его скинии на земле и Его храме на небесах — в обителях вечных, которые можно назвать их домами, ибо они — их жребий, которого они будут держаться до конца дней.

III. Бог с печалью жалуется на вероломство Ефрема и Израиля; возможно, подразумевается не Израиль по плоти, а духовный Израиль, которому принадлежали вышеприведенные обетования, ибо, что касается этого Ефрема и этого Израиля, то они окружили Бога ложью и лукавством; все их богослужения, когда они окружали Его жертвенник, были притворными и лицемерными; когда они окружали Его своими молитвами и хвалой, то всякий, возносящий прошение, лгал Ему своими устами и льстил своим языком; хотя их внешние действия были очень красивыми, но намерения — весьма грязными, и, если бы было возможно, они обманывали бы Самого Бога. Их исповедания и обещания были ложью, и именно ими они думали окружить Бога, чтобы оградить Его, держать в своей среде и не дать покинуть их.

IV. Данные стихи похвально отзываются о непорочности двух колен, которой они крепко держались; и в данном случае это усугубляет вероломство десяти колен и служит основанием, почему Бог хранил милость для Иуды, но не для Израиля (Ос 1:6−7): ибо Иуда держался еще Бога и верен был со святыми, или Святому святых.

1. Иуда царствовал с Богом (англ. пер.), то есть служил Богу, а служение Богу — это не только истинная свобода, но достоинство и владычество. Иуда царствовал, то есть князья и правители Иуды царствовали с Богом; они использовали свою власть для Него, для Его славы и поддержки Его интересов. Тот царствует с Богом, кто владычествует в страхе Божьем (2Цар 23:3); поступая так, они воздают себе честь, и их хвала будет от Бога, как в данном случае хвала Иуды. Иуда и Израиль — владычествующие с Богом.

2. Он верен святому Богу и ревностно поклоняется Ему, равно как и верен Его святым — Аврааму, Исааку и Иакову, по чьим стопам они неуклонно шли. Они ходили путем добрых людей, а поступающие так владычествуют с Богом и имеют значительную часть на небесах. Иуда еще поступал так; эти слова подразумевают, что настанет время, когда и он станет непокорным и отойдет от Бога. Отметьте: когда мы видим, как много тех, кто окружил Бога ложью и лукавством, то нам утешительно думать, что Бог имеет остаток, который прилепился к Нему с искренним сердцем и верен Его святым; а для тех, которые останутся верными до смерти, сохранится венец жизни, когда участь всех лицемеров и лжецов будет извне.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: был еще ребенком.
1  [2] — В НЗ (Мф 2:15) это пророчество относится к возвращению Иисуса из Египта, здесь же имеется в виду исход израильтян из египетского рабства, а сыном назван весь народ Израиля.
2  [3] — Букв.: призывали их — возможно, имеется в виду, что их, т. е. израильтян, призывали или звали пророки.
3  [4] — Букв.: брал их на руки.
3  [5] — Букв.: лечил их (в смысле восстановления их физического и духовного здоровья).
4  [6] — Букв.: поднимает ярмо с челюстей их.
5  [7] — См. примеч. к 8:13.
6  [8] — Или: сокрушит засовы на воротах; евр. текст в этом месте неясен.
8  [9] — Адма и Цевоим — города, истребленные вместе с Содомом и Гоморрой (Втор 29:23).
9  [10] — Друг. возм. пер.: не могу полностью уничтожить Ефрема. Милость и избавление от полного уничтожения, обещанные здесь Ефрему, т. е. Северному израильскому царству, должны рассматриваться в эсхатологическом контексте.
9  [11] — Друг. возм. пер.: и Я не войду в город. Ср. Быт 19.
10  [12] — Букв.: от моря.
12  [13] — Или: вероломством (по отношению к Завету) — имеется в виду идолопоклонство.
12  [14] — Друг. возм. пер. этой не вполне ясной фразы: Иуда ходит с Богом и верен Святому.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.