Осия 14 глава

Книга пророка Осии
Под редакцией Кулаковых → Толкование Мэтью Генри

Под редакцией Кулаковых

1 Поплатится и Самария за то,

что восстала она против Бога своего —
от меча падут все жители ее,
младенцев их о камни разобьют,
а женщинам беременным
животы будут вспарывать.

2

Обратись же, Израиль! Вернись к ГОСПОДУ,
Богу своему!
Ибо ты споткнулся — нечестие твое тому виной.

3

Возвращайтесь к ГОСПОДУ с покаянием,
и пусть приношением вашим будут слова:
«Прости нам все грехи,
и да будет Тебе благоугодна жертва наша —
не тельцы закланные,
а то, о чем говорят уста наши.1

4

Больше не будем ни ждать
спасения от Ассирии,
ни садиться на коней боевых,2
впредь не будем богами звать то,
что своими руками сделали.
Ибо Ты сочувствуешь3 сироте,
которого некому защитить ».

5

«Излечу, избавлю их от отступничества,
буду щедр на любовь Мою к ним
и гневаться на них4 впредь не стану.

6

Для Израиля Я буду подобен росе,
и тогда, как лилия, он расцветет,
глубоко пустит корни, как кедр на Ливане,5

7

и раскинет ветви свои широко.
Будет Израиль, как олива, прекрасен
и, как кедр ливанский, станет благоухать.

8

И снова люди будут жить под сенью его,6
оживут они, как зерно проросшее,
разрастутся, как лоза,
и прославятся, как вино с Ливана.

9

Что общего может быть у Ефрема с идолами?
А что до Меня, Я и отзываюсь,
и глаз с него не свожу,
ибо Я — словно кипарис, зеленеющий вечно.
От Меня одного всякое преуспеяние твое».7

10

Запомните это, люди мудрые,
и кто разумен, пусть примет это к сердцу:
пути ГОСПОДНИ — прямые пути,
праведные легко идут по ним,
а непокорные на этих путях спотыкаются.

Толкование Мэтью Генри

Тема данной главы отличается от предыдущих глав. Те в основном представляли собой обличения во грехе и угрозы о гневе, а данная глава состоит из призывов покаяться и обетований о милости. Этими словами пророк заканчивает свой труд, ибо все предыдущие обличения и угрозы из его уст предназначались для того, чтобы приготовить им путь. Он поражал, чтобы исцелить. Дух обличает, чтобы утешить. Эта глава — урок для раскаявшихся грешников, и таковые в то время находились в Израиле, как бы плохо ни обстояли дела. В данной главе представлены:

(I) Наставления покаяться: что нужно делать и говорить (ст. 2−4).

(II) Ободрения покаяться, вытекающие из готовности Бога принять вернувшихся грешников (ст. 5, 9) и утешений, которые Он хранил для них (ст. 6−8).

(III) Торжественные рекомендации для нашего серьезного размышления поступать так же (ст. 10).

Стихи 2−4. В данных стихах:

I. Милостивое предложение грешникам покаяться (ст. 2). Оно обращено к Израилю — народу, исповедующему Бога. Их призывают обратиться. Отметьте: об обращении нужно проповедовать даже тем, кто находится в лоне Церкви, а не только язычникам. «Ты — Израиль и поэтому связан со своим Богом обязанностями, благодарностью и выгодой; именно поэтому твое отступничество от Него так отвратительно, а возвращение к Нему так необходимо». Пусть Израиль увидит, (1) что он сделал такого, что требовало покаяния: «Ты упал от нечестия твоего». «Ты споткнулся», — читают некоторые. Их идолы были их камнями преткновения. «Ты отпал от Бога и впал в грех; ты пал под тяжестью вины и проклятия». Отметьте: грех — это падение, и тот, кто впал в грех, должен постараться вновь встать благодаря покаянию.

(2) Что он должен сделать при покаянии: «Обратись, Израиль, к Господу Богу твоему; вернись к Нему как к Господу, на Которого ты уповаешь, как к своему Богу, Которому ты принадлежишь по завету и в Котором имеешь часть». Отметьте: кто отступил от Бога, тот должен стараться обратиться к Богу и творить прежние дела. «Вернись к Тому, от Которого ты отпал и Кто единственно может поднять тебя. Возвратись к Господу, или в дом Господень: не только посмотри на Него или сделай несколько шагов по направлению к Нему, а соверши основательную работу». В древние времена евреи говорили, основываясь на этой мысли: «Покаяние — великая вещь, ибо оно возносит человека к престолу славы».

II. Им даются необходимые наставления, как каяться.

1. Они должны подумать о том, что сказать Богу, когда придут к Нему: «Возьмите с собой молитвенные слова». Нужно, чтобы они принесли не жертвы и приношения, а раскаянные молитвы и просьбы — плоды твоих уст, но не только уст, но и сердца, в противном случае слова — лишь ветер. Один раввин сказал: «Это должны быть такие слова, которые исходят из того, что вначале произносится внутренним человеком; сердце должно диктовать языку». Мы должны взять с собой хорошие слова, имея хорошие мысли и чувства. Verbaque praevisam rem non invita sequentur — Кто выбирает тему, тот редко нуждается в словах. Отметьте: когда мы приходим к Богу, то должны задуматься, что нам говорить Ему, ибо если мы приходим без определенной цели, то, скорее всего, останемся без ответа. «Что скажем мы?» (Езд 9:10). Мы должны взять с собой слова из Писания, взять нх у Духа благодати и молитвы, который учит нас восклицать: «Авва, Отче!» и ходатайствует в нас.

2. Они должны задуматься, что им делать, и не только взять с собой слова, но и обратиться к Господу: внутренне — в своем сердце, и внешне — в своей жизни.

III. Чтобы им помочь и ободрить, Богу угодно вложить слова в их уста и научить, что им говорить. Безусловно, мы можем надеяться, что нам удастся договориться с Богом, раз Он Сам обеспечил нас обращением и вложил его в наши руки, а Его Дух написал его для нас; и, несомненно, мы добьемся успеха, если желания нашей души согласуются со словами, которые здесь предлагаются нам. Вот они:

1. Слова прошения. Данные стихи направляют нас просить (1) об освобождении от виновности. Когда мы возвращаемся к Господу, то должны сказать Ему: «Господи, отними всякое беззаконие». В то время они были поражаемы за грех, но здесь их учат молиться не так, как молился фараон: «Отврати от меня сию смерть», а: «Отврати от меня этот грех». Отметьте: когда мы страдаем, то должны больше беспокоиться о том, чтобы были прощены наши грехи, а не удалены наши страдания. «Отними всякое беззаконие, освободи нас от него как от бремени, под тяжестью которого мы можем погибнуть, или как от камня преткновения, из-за которого мы часто падали. Господи, убери его, чтобы оно не выступило против нас для позора и осуждения. Убери его через добровольное и полное прощение, ибо мы не можем делать вид, что побеждаем хоть одно из них, принося свое удовлетворение». Когда Бог прощает грех, то Он прощает все грехи — этот огромный долг; и когда мы молимся о прощении греха, то должны молиться обо всех грехах, не исключая ни одного.

(2) Чтобы в глазах Бога мы были приняты праведными: «Прими нас во благо. Позволь нам иметь Твое благоволение и любовь, чтобы Ты уважал нас и наши дела. Прими милостиво наши молитвы; благоволи к тем делам, которые мы смогли совершить благодаря Твоей благодати». Прими благо (дословно); прими его, чтобы дать нам — дай благо (написано на полях). Эти слова следуют за просьбой, чтобы Он отнял всякое беззаконие, ибо, пока беззаконие не будет убрано, у нас нет оснований ожидать какого-либо блага от Бога, а отвращение беззакония делает возможным передачу блага removendo prohibens — с помощью устранения препятствий. «Дай благо» — они не говорят, какое именно благо, а полагаются полностью на Бога; это не то благо, которое демонстрирует мир (Пс 4:7), а то благо, которое дает Бог. «Дай благо — то благо, которого мы лишились, которое Ты обещал и которое необходимо нам в данной ситуации». Отметьте: обращаясь к Богу, мы должны ревностно желать и молиться, чтобы Он милостиво принял нас и явил благословенные плоды и знаки этого. «Дай благо — то благо, которое сделает нас благочестивыми и удержит от возврата к своим беззакониям».

2. Слова обещаний. Они также вкладываются им в уста, но не для того, чтобы воздействовать на Бога или обязать Его оказать им милость, а чтобы обязать себя вернуться к своему долгу. Отметьте: наши молитвы о том, чтобы Бог простил и принял нас, всегда должны сопровождаться искренними стремлениями и обетами о новом послушании. Они должны пообещать и дать обет (1) быть благодарными. «Прости наши грехи и прими нас — так мы принесем жертву наших уст»; «плоды наших уст», — написано в Септуагинте; данное слово там используется для обозначения всесожжений и поэтому согласуется с еврейским переводом. Апостол цитирует эту фразу (Евр 13:15), под плодами наших уст подразумевая жертву хвалы Богу, прославляющей имя Его. Отметьте: хвала и благодарение — наша духовная жертва, и если они исходят от правого сердца, то благоугоднее Господу, нежели вол и телец (Пс 68:31, 33). Ощущение того, что Бог простил и принял нас, переполнят наши сердца хвалой и благодарением. Кто принят во благо, тот может и должен принести жертву своих уст — незначительную благодарность за щедрую милость; тем не менее, если она искренняя, то более приемлемая, чем тельцы из стойла.

(2) Изменить свою жизнь. Эти стихи учат их не только словесно обещать, но и реально проводить изменения. Нас же здесь наставляют [1] при возвращении к Богу давать обещание не грешить. Не стоит надеяться, что Бог уберет грех и простит его, если мы сами не оставим его.

[2] Быть обстоятельными, давая обещание и принимая решение не грешить, каковыми мы должны быть и при своем исповедании, ибо обман заключается в обобщении.

[3] Особенно не совершать те грехи, которым мы были часто подвержены и которые с особой легкостью поражали и побеждали нас. Мы должны хранить себя, а поэтому и остерегаться, чтобы не согрешить (Пс 17:24). Таким образом, грех, противостоять которому они здесь обещали, тем самым признавая, что были виновны в нем, — это воздавание другому той славы, которая должна принадлежать одному Богу. И они обещают, что никогда не будут, во-первых, возлагать на творения упование, которое нужно возлагать только на Бога. Они не будут доверять союзам, заключенным с иноземными государствами: «Ассур (т.е. Ассирия) не будет уже спасать нас. Мы не будем, как раньше, заискивать перед ассирийцами, чтобы получить от них помощь, когда окажемся в беде (Ос 5:13; Ос 7:11; Ос 8:9); мы не будем заключать с ними союзы и полагаться или уповать на них. Имея Бога, к Которому мы можем прийти, Бога вседостаточного, Которому можно довериться, мы считаем неприемлемым быть обязанными ассирийцам за помощь». Они не будут возлагать надежды на свои военные приготовления, особенно в тех видах оружия, которые им были запрещены: «Не станем садиться на коня, то есть не будем заискивать перед Египтом», откуда они брали своих лошадей (Втор 17:16; Ис 30:16; Ис 31:1, 3). «Когда враги нападут на нас, то мы будем уповать на своего Бога и Его помощь нашей пехоте и не будем стараться восстановить свою кавалерию». Или можно понять так: «Мы не станем садиться на коня, торопясь от одного творения к другому в поисках помощи, а пойдем самым близким и единственно верным путем, обращаясь к Богу» (Ис 20:5). Отметьте: истинное покаяние избавляет нас от упования на плотскую мышцу и побуждает полагаться только на Бога ради обретения всех благ, в которых мы нуждаемся. Во-вторых, воздавать творениям те почести, которые нужно воздавать только Богу. «Не будем более говорить изделию рук наших: «Боги наши»». Они должны пообещать никогда больше не поклоняться идолам и сделать это на добром основании, ибо самым глупым и безрассудным в мире можно назвать того, кто молится как богу изделию своих рук. Мы должны пообещать не привязываться сердцем к прибылям этого мира и не гордиться внешними религиозными обрядами, ибо фактически это то же самое, что сказать делам своих рук: «Вы — боги наши».

3. В их уста вкладываются слова ходатайства: «...потому что у тебя милосердие для сирот». Мы должны черпать ободрение в молитве не в заслугах, которые Бог находит в нас, а в милости, которую надеемся обрести в Боге. Эта мысль содержит в себе великую истину, гласящую, что Бог особым образом заботится о сиротах (Пс 67:5−6). Таков Он в Своем законе (Исх 22:22) и в Своем провидении (Пс 27:10). Бог обладает исключительным правом помогать беспомощным. Для таковых у Него всегда есть милость, ибо они являются подходящим объектом для милости. В Нем они обретут ее, ибо там она хранится для них и там они должны искать ее. Ищите и найдете. Эти слова появляются здесь как хорошая просьба о милости и благодати, равно как и ободрение для их веры.

(1) Они ссылаются на свое бедственное положение и условия: «Мы сироты, лишенные помощи». Надеяться обрести помощь в Боге могут те, кто реально осознает свою беспомощность и готов признать ее. Это правильный шаг, чтобы получить утешение. «Если у нас не хватает смелости назвать Бога Отцом, но в то же время без Него мы считаем себя сиротами и поэтому склоняемся у Его ног, то Он будет смотреть на нас с состраданием».

(2) Они ссылаются на то, что им, находящимся в таком трудном положении, не хватает Божьей благости: «У Тебя милосердие для сирот; они у Тебя не только могут обрести его, но обретают и будут обретать». Когда мы возвращаемся к Богу, то великим ободрением для нашей веры и надежды является тот факт, что Его слава — быть Отцом сирот и помогать беспомощным.

Стихи 5−8. В данных стихах приводится положительный ответ на молитвы об обращении Израиля. Они ищут лица Божьего и будут искать не напрасно. Бог обязательно встретит с милостью тех, кто возвращается к Нему и становится на путь долга. Если мы, разговаривая с Богом, возносим к Нему хорошие молитвы, то Он ответит нам хорошими обетованиями, как Он ответил Ангелу словами благими и утешительными (Зах 1:13). Если, приходя к Богу, мы ободряем себя предыдущими словами, то можем сослаться на следующие стихи для укрепления своей веры и посмотреть, как эти слова согласуются с теми.

I. Они возвращаются к Богу, так как приходят в ужас и боятся вызвать Его недовольство? — Он заверяет их, что если они будут покорны, то гнев Его отвратится от них. Это приводится как основание для всех дальнейших милостей, обещанных здесь. «Я сделаю то и то, ибо гнев Мой отвратился, и поэтому открылась дверь, чтобы к ним текли все блага» (Ис 12:1). Отметьте: хотя Бог справедливо и сильно гневается на грешников, но Он не безжалостен в Своем гневе; его можно отвратить, и он будет отвращен от тех, кто отвратится от своих беззаконий. Бог примирится с теми, кто примирился с Ним и полностью покорился Его воле.

II. Они молятся о том, чтобы Бог отнял всякое беззаконие? — Он заверяет их, что уврачует отпадение их; Он обещал это (Иер 3:22). Отметьте: хотя отпадение от Бога — это опасная болезнь и ранит душу, но она не является неисцелимой, ибо Бог милостиво пообещал, что если отпавшие грешники обратятся к Нему как к своему целителю и согласятся с Его методами исцеления, то Он уврачует их отпадение. Он уврачует их отступничество прощающей милостью и их склонность к отступничеству — обновляющей благодатью. Их нечестие не будет им преткновением.

III. Они молятся, чтобы Бог принял их во благо? — Посмотрите, в ответ на эту молитву Он обещает: «Я возлюблю их по благоволению». Бог ненавидел их, пока они грешили (Ос 9:15), но теперь, когда они вернулись и покаялись, Он любит их; Он не только перестал гневаться на них, но с удовольствием смотрит и желает им благ. Он возлюбит их по благоволению: абсолютной и полной любовью (читают некоторые), ибо в Нем не осталось прежнего недовольства. Свободной и щедрой любовью (читают другие); в Своей любви Он откроет для них Свои объятия и будет считать, что им можно все дать и все сделать для них. Радостной и охотной любовью: всегда имея желание и расположенность. В день твоего покаяния Он не скажет: «Как принять тебя вновь?», как сказал в день отступничества: «Как поступлю с тобою?» Незаслуженной и предотвращающей любовью. Кого Бог любит, того любит по благоволению, по Своему соизволению, а не потому, что тот заслуживает Его любви. Он любит, потому что хочет любить (Втор 7:7−8).

IV. Они молятся, чтобы Бог дал благо и сделал им во благо? — Посмотрите, в ответ на эту молитву Он обещает: «Я буду росою для Израиля» (ст. 6). Обратите внимание:

1. Какую милость Бог подарит им. Это благословение их отца Иакова: «Да даст тебе Бог от росы небесной» (Быт 27:28). Более того, Бог будет не только давать им все необходимое, но и Сам для них будет тем необходимым, в чем они нуждаются: «Я буду росою для Израиля». Эти слова заверяют, что они будут иметь духовные благословения в небесных благах, и следуют за обещанием исцелить их отпадение, ибо прощающая милость всегда сопровождается обновляющей благодатью. Отметьте: для израильтян Бог несомненно будет росою. Он будет наставлять их; Его доктрина будет подкреплять их, как роса (Втор 32:2). Они будут узнавать Его больше и больше, ибо Он придет к ним как дождь (Ос 6:3). Он освежит их Своими утешениями, и их души станут подобны напоенному водою саду (Ис 58:11). Для истинно раскаявшихся грешников Он будет как роса для Израиля, когда он был в пустыне, как роса, которая содержала в себе манну (Исх 16:14; Чис 11:9). Благодати Духа являются сокровенной манной, сокрытой в росе; Бог даст им хлеб с небес, как в изобилии давал Израилю в росе (Ин 1:16).

2. Какой плод произведет в них это благоволение. Благодать, данная по благоволению, не будет напрасной. Те души, те израильтяне, для которых Бог будет как роса и которых Он благословит Своей благодатью:

(1) Расцветут. Плохая суть через благодать Бога станет хорошей, и благодаря той же благодати они станут хорошими, ибо благодать там, где она является истинной, расцветает.

[1] Они вырастут ввысь и расцветут, как лилии или (как читают некоторые) как розы. Лилия вырастает из луковицы очень быстро и стремительно. В течение всей зимы кажется, что она умерла в почве, но когда весенняя роса освежает ее, то очень скоро она дает росток. Так и благодать Бога иногда очень быстро воздействует на молодых обращенных. Лилия, поднявшаяся во весь свой рост, очень красивый цветок (Мф 6:29); так и благодать делает душу привлекательной (Иез 16:14). Это — красота святости, которую производит утренняя роса (Пс 119:3).

[2] Их корни разрастутся, и они станут более устойчивыми. Безусловно, лилия растет быстро и становится красивой, но очень скоро отцветает и ее легко выдернуть; поэтому в данном месте Израилю обещано, что он будет цвести, как лилия, и иметь корни, как кедр. Он пустит корни свои, как Ливан, как деревья Ливана, которые, благодаря глубоким корням, невозможно выдернуть (Ам 9:15). Отметьте: духовный рост чаще всего заключается в росте корней, который невозможно увидеть. Чем больше мы уповаем на Христа и питаемся от Него живительным соком и добродетелями, чем больше в религии мы поступаем под воздействием духовных принципов, чем более твердыми и решительными в ней мы становимся, тем больше мы пускаем свои корни.

[3] Они разрастутся вширь (ст. 7): «Расширятся ветви его во все стороны». Он расцветет как виноград (ст. 8), чьи ветви растут дальше ветвей любого другого дерева. Иосиф должен был стать отраслью плодоносного дерева (Быт 49:22). Когда к Церкви прибавятся многие извне, когда вырастет обнадеживающее поколение, тогда Израиль расширит ветви свои. Когда отдельные верующие начнут изобиловать добрыми делами, возрастут в познании Бога и во всяком добром даре, тогда можно будет сказать, что их ветки расширились. Внутренний человек со дня на день обновляется.

(2) Они будут милыми и приемлемыми и для Бога, и для человека. Благодать привлекательна и делает тех, кто обладает ею, действительно привлекательными людьми. Здесь они сравниваются с деревьями, которые приятны [1] на вид: «И будет красота его, как маслина, которая всегда зеленая». Зеленеющею маслиною именовал тебя Господь (Иер 11:16). Постановления — это красота Церкви, в них она является и будет вечно зеленой. Святость — красота души; когда верующие сердцем исповедуют веру устами, когда они оправдывают и украшают это исповедание соответствующим образом жизни, тогда их красота подобна зеленеющей маслине (Пс 51:10). Обетование деревьям праведности гласит, что их лист не увянет.

[2] На запах: «И благоухание от него, как от Ливана (ст. 7), и аромату него, как вино Ливанское (англ. пер. ст. 8)». Такова была слава их отца Иакова: «Запах от сына моего, как запах от поля, которое благословил Господь» (Быт 27:27). Церковь сравнивается с садом благовонных растений (Песн 4:12, 14), которыми благоухает ее одежда. Истинные верующие угодны Богу и достойны одобрения от людей. Бог обоняет приятное благоухание их духовных жертв (Быт 8:21), и они приняты множеством братьев. Благодать — это благоухание души; благоухание имени делает его подобным дорогой масти (Еккл 7:1), поэтому воспоминания будут как вино Ливанское (написано на полях): не только сейчас ожившие их утешения, но и восстановленные почести, которых они были лишены, будут как вино Ливанское, имеющее нежный аромат. Вера процветающих церквей возвещается во всем мире (Рим 1:8), имя их будет памятным в род и род (Пс 44:18); память о благоуспешных святых блаженна, и она останется такой же, как у тех, кто верой получил хорошее свидетельство.

(3) Они будут плодоносными и полезными. В данном месте Церковь сравнивается с виноградной лозой и оливой, которые производят полезные плоды, чтобы почтить Бога и человека. Более того, даже тень от Церкви будет приятна (ст. 8): «Возвратятся сидевшие под тенью его — под Божьей тенью (в некоторых переводах), под тенью Мессии (в халдейском переводе)». Верующие живут под сенью Всемогущего Бога (Пс 90:1): там они пребывают в безопасности и покое. Но скорее имеется в виду под тенью Израиля, под тенью Церкви. Отметьте: Божьи обетования принадлежат тем, и только тем, кто пребывает в тени Церкви, исполняет Божьи постановления и держится своего народа: не тем, кто спешит в эту тень только для того, чтобы обрести прибежище в жаркий день, а кто пребывает в ней (Пс 26:4). Эти слова также можно применить к отдельным верующим: когда действенным образом приводится в дом Бога человек и все, кто пребывает под тенью его, — дети, слуги, подданные и друзья. Ныне пришло спасение дому сему. Пребывающие под тенью Церкви возвратятся; их угасающий дух вернется, а они сами получат подкрепление и утешение. Он подкрепляет душу мою (Пс 22:3). Они оживут, как зерно (ст. 8, англ. пер.), которое при посеве вначале умирает, а затем оживает, и принесут много плода (Ин 12:24). Обещано, что народ Божий будет благословением для мира, как хлеб и вино. Великая и ценная милость — быть полезным для своего поколения. Этому сопутствует утешение и почести.

Стихи 9−10. А теперь давайте послушаем заключение по этому вопросу.

I. Относительно Ефрема. В данных стихах говорится о нем, и к нему обращены эти слова (ст. 9). Здесь говорится:

1. О его покаянии и реформации: «Что мне еще за дело до идолов?» — скажет Ефрем. Как полагают некоторые, в данных стихах Бог увещевает и убеждает его отказаться от идолопоклонства: «О Ефрем! Что же ты решил относительно Меня и идолов? Какое согласие или договор может быть между Мною и идолами? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? (2Кор 6:14−15). Поэтому ты должен разорвать договор с ними, если хочешь заключить завет со Мной». Как мы читаем, Бог обещает привести Ефрема к этому решению и поддержать его в нем: «Скажет Ефрем...», Бог вложит в его сердце желание сказать: «Что мне еще за дело до идолов?» Он пообещал (ст. 4) более не говорить изделию рук своих: «Боги наши». Но обетования Бога в значительно большей степени защищают нас и дают силу умертвить грех, чем наши обещания Богу, поэтому в данной ситуации Бог Сам становится Заступником раба Своего ко благу его: вкладывает желание в его сердце и слова в его ус га. Все хорошее. что мы когда-либо говорим или делаем. произведено в нас Богом. Бог торжественно призывает Ефрема не называть идолов своими богами и далее обещает, что он примет решение не иметь дела с ними. Он отменит их и откажется от них с величайшим отвращением, ибо в нашей жизни необходимо не только отвернуться от греха, но в своем сердце восстать против него. Здесь обратите внимание (1) на силу божественной благодати. Ефрем привязался к идолам (Ос 4:17), он настолько полюбил их, что можно было подумать, никогда не откажется от них; тем не менее Бог произведет в нем такую перемену, что он будет испытывать к ним такое же отвращение, как раньше — любовь к ним.

(2) На то, насколько выгодно иметь освященные привязанности. Ефрем был поражаем за свое идолопоклонство; из-за этого он подвергался одному наказанию за другим, и поэтому плодом сего будет снятие греха с него (Ис 27:9).

(3) Посмотрите на природу покаяния: это твердое осознанное решение не иметь ничего общего с грехом. Вот речь раскаявшегося грешника: «Мне стыдно, что я привязался ко греху, но я уже достаточно настрадался из-за него; я ненавижу его и благодаря Божьей благодати никогда больше не вернусь к нему и буду остерегаться всего, что ведет к нему». Ты скажешь им: прочь отсюда, скажешь искусителю: «Отойди от меня, сатана».

2. Бог милостиво обратит Свое внимание на него: «Я услышал его и призрел на него (англ. пер.); Я услышал его и призрю на него (читают в некоторых переводах)». Отметьте: Бог небес знает мысли и решения раскаявшихся грешников. Он ожидает и желает покаяния грешников, так как не радуется их гибели. Он будет смотреть на людей (Иов 33:27), наблюдать и слушать (Иер 8:6). И если в человеке будет хоть малейшее расположение покаяться, то Он будет доволен. Когда Ефрем плакал перед Богом, то был дорогим сыном и любимым чадом (Иер 31:20). Бог встречает раскаявшихся грешников с милостью, как отец встречал возвратившегося блудного сына. Бог наблюдал за Ефремом, чтобы увидеть, произведет ли он плод, достойный совершенного им покаяния, в котором исповедовался, и укрепится ли в своих благих намерениях. Он наблюдал за ним, чтобы сделать ему благо и утешить, соответственно крайне тяжелой его ситуации.

3. На милость, которую Бог предназначил для него, чтобы утешить и помочь остаться верным принятым им решениям; Бог будет для него всем во всем. Раньше Израиль сравнивался с деревом, и теперь Бог сравнивает Себя с ним. Он будет для Своего народа (1) как ветви дерева: «Я буду как зеленеющий кипарис, и таким Я буду для тебя». В тех странах кипарисы вырастают очень большими и толстыми и становятся укрытием от солнца и дождя. Бог будет для всех истинных верующих и наслаждением, и защитой; под Его защитой и влиянием они будут жить в безопасности и покое. Он будет либо солнцем и щитом, либо тенью и щитом, соответственно требованиям ситуации. Они будут с удовольствием сидеть в Его тени (Песн 2:3). Он будет таким в любую погоду (Ис 4:6).

(2) Как корни дерева: «От Меня будут тебе плоды», под которыми можно понимать плоды, произведенные для нас (именно благодаря Ему мы имеем все наши утешения), или плоды, произведенные нами, ибо от Него мы получаем благодать и силу, которые помогают нам совершить свой долг. Какие бы плоды праведности мы ни производили, хвалу за них мы должны воздавать Богу, ибо именно Он производит в нас желание и возможность делать добро.

II. Относительно каждого, кто слышит и читает слова пророчества этой книги (ст. 10): «Кто мудр, чтобы разуметь это?» Возможно, пророк имел обыкновение заканчивать произнесенную им проповедь этими словами, и теперь ими же он заканчивает всю книгу, в которую включил некоторые отрывки из многих своих проповедей. Обратите внимание:

(1) на характер тех, кто действительно получил пользу от переданных им истин: «Кто мудр и разумен? Тот уразумеет и познает это». Кто старается понять и познать эти истины, тот тем самым демонстрирует, что мудр и разумен, и благодаря своим стараниям станет мудрее и разумнее; а кто не понимает и не знает их, то потому, что глуп и неразумен. Кто мудр в исполнении своего долга и разумен в практической религии, тот, скорее всего, познает и поймет истины и провидения Бога, которые остаются тайной для других (Ин 7:17). Тайна Господня — боящимся Его (Пс 24:14). Кто мудр? Эти слова подразумевают желание, чтобы те, кто читает и слышит эти истины, поняли их (О, если бы они рассудили!), и жалобу, что таковых немного — Кто поверил слышанному от нас?

(2) На превосходство тех истин, относительно которых наставляют нас эти стихи: «Правы пути Господни, и поэтому мы поступим мудро и исполним свой долг, если познаем и уразумеем их». Пути Божьих заповедей, по которым мы должны ходить согласно Его требованиям, правы; они согласуются с принципами вечного благоразумия и справедливости и прямо ведут нас к вечному блаженству. Все пути Божьего провидения, в которых Он приближается к нам, правы; никакой ошибки не может быть найдено в том, что Бог делает, ибо все, что Он делает, превосходно. Его суды над нераскаявшимися грешниками, равно как и милости, оказанные раскаявшимся, правы; как бы их ни извращали и неверно истолковывали, в конце Бог всегда будет оправдан и прославлен ими. Его пути правы.

(3) Правы пути Бога для тех, кто благочестив, и они будут благоуханием живительным к жизни; праведники ходят по ним. Они приспособятся к воле Бога, явленной в Его заповедях и провидениях, и получат утешение от этого. Они хорошо поймут намерения Бога, явленные в Его слове и Его делах; они примирятся с ними и приноровятся к ним. Праведники будут ходить этими путями, ведущими к великой цели, и достигнут ее.

(4) Правые пути Бога для нечестивцев будут запахом смертоносным к смерти: беззаконные падут на них — не только на своих путях, но и на правых путях Господних. Христос, Который для одних является каменным основанием, для других — камень преткновения и камень соблазна. То, что было дано для жизни, из-за злоупотребления станет для них смертью. Так как нечестивцы должным образом не использовали Божьи провидения, те ожесточили их и ускорили их гибель. Бог являет нам Себя в судах Своих уст и в судах Своих рук соответственно тому, как они воздействуют на нас. Recipitur ad modum recipientis — Полученное оказывает влияние соответственно качествам получающего. Одно и то же солнце плавит воск и делает твердой глину. Но из всех преступников в самой опасной ситуации оказываются те, кто пал на путях Господних, кто потерпел крушение на скале веков и высасывал отраву из бальзама Галаадского. Пусть грешники на Сионе боятся этого.

В русском переводе Библии стих 1 главы 14 соответствует стиху 16 главы 13 в английском переводе Библии.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Друг. чтение: плод уст наших.
4  [2] — Т. е. не будем заключать никаких договоров с Египтом и перегонять оттуда боевых лошадей.
4  [3] — Или: являешь милость.
5  [4] — Букв.: отвратится Мой гнев от них; так евр. глагол шав («отвратится») продолжает игру слов, образованные от того же корня шув: «обратись», «возвращайтесь» (ст. 2, 3) и «отступничество» (ст. 5).
6  [5] — Букв.: пустит корни, как Ливан — горный хребет на западе Палестины.
8  [6] — Друг. чтение: Моей.
9  [7] — Или: твой плод.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.