Аггей 1 глава

Книга пророка Аггея
Под редакцией Кулаковых → Толкование Мэтью Генри

Под редакцией Кулаковых

1 Во второй год царствования Дария, в первый день шестого месяца,1 было слово ГОСПОДНЕ через пророка Аггея наместнику Иудеи Зоровавелю, потомку2 Шеальтиэля, и первосвященнику Иисусу, сыну Ехоцадака.
2 Вот что говорит ГОСПОДЬ Воинств: «Народ этот упрямится. Говорят: „Не пришла еще пора, не время строить Храм3 ГОСПОДЕНЬ!“»
3 Потому и было послано это слово ГОСПОДНЕ через пророка Аггея:
4 «А для вас самих настало уже время жить в домах роскошных,4 тогда как Храм Мой всё еще в руинах лежит?
5 Потому и говорит вам ГОСПОДЬ Воинств: „Задумайтесь, есть ли смысл в такой жизни?!5
6 Сеете много, а урожаи у вас скудные — собирать почти нечего. Едите вы, а сытыми не бываете, пьете вино, но не веселит вас оно,6 кутаетесь в одежды всякие, а согреться никак не можете. Трудитесь, но сколько бы ни получили за труды свои, всё — в дырявый карман!“»
7 «Подумайте! — говорит вам ГОСПОДЬ Воинств. — Какой прок вам от такой жизни?!
8 Пойдите в горы, принесите оттуда лес строевой и восстановите Храм, который радовал бы Меня, и тем проявите почтение ко Мне»,7 — говорит ГОСПОДЬ.
9 «Мечтаете вы о больших урожаях, а с полей собираете мало; и даже то, что домой приносите, по ветру Я пускаю. А всё почему? Потому, что Дом Мой до сих пор в руинах лежит, а вы всё лишь к своим жилищам спешите!» — обличает вас ГОСПОДЬ Воинств.
10 Потому и не дает небо росу земле вашей, а земля — урожаев не дает!
11 «Так на неверность вашу ответил Я засухой, что пришла на всю землю: на холмы ее, поля, зерном засеянные, виноградники и рощи оливковые. На всё, что родит земля, пало это бедствие. Пострадали и скот, и люди, и всё, к чему бы они ни приложили свои руки».
12 Зоровавель, потомок Шеальтиэля, и первосвященник Иисус, сын Ехоцадака, и весь вернувшийся из плена остаток народа вняли призывам ГОСПОДА, Бога своего, и словам пророка Аггея, когда ГОСПОДЬ Бог послал его к ним; и проникся народ благоговением к ГОСПОДУ.
13 Тогда Аггей, вестник ГОСПОДЕНЬ, передал народу от ГОСПОДА послание: «Я с вами — заверяет ГОСПОДЬ».
14 Так воспламенил ГОСПОДЬ дух Зоровавеля, наместника Иудеи, потомка Шеальтиэля, также и первосвященника Иисуса, сына Ехоцадака, и дух всего остатка народа, и они пошли и приступили к восстановлению Храма ГОСПОДА Воинств, Бога их,
15 в двадцать четвертый день шестого месяца второго года царствования Дария.8

Толкование Мэтью Генри

В данной главе после вступления к пророчеству:

(I) Иудейский народ обличается в медлительности и лени при построении храма; это спровоцировало Бога бороться с ними и наказать их голодом и недостатком, а также побудило Его убедить их возобновить это доброе дело и ревностно продолжить его (ст. 1−11).

(II) Говорится об успешности этой проповеди, в результате чего народ вернулся и усердно приступил к этому делу, в то время как пророк во имя Бога, вдохновлял и ободрял их, заверяя в том, что Бог с ними (ст. 12−15).

Стихи 1−11. Иудеи в Вавилоне жаловались, что знамений своих они не видят и нет уже пророка (Пс 73:9); это было их справедливым наказанием за то, что они высмеивали пророков и неправильно с ними обращались. Мы читаем, что во время возвращения у них не было пророков, как во время выхода из Египта (Ос 12:13). Бог непосредственно Своим Духом побудил их готовиться к этому походу (Езд 1:5), ибо хотя Бог использует пророков, но не нуждается в них; Он может сделать Свое дело и без них. Тем не менее светильник ветхозаветного пророчества будет издавать яркий и сияющий свет, пока не иссякнет; и Аггей явился первым в качестве особого посланника небес, когда слово Господне было редко (когда началось пророчество, 1Цар 3:1) и видения были не часты. Во время правления Дария, сына Истаспа, третьего персидского царя, во второй год его царствования, был послан этот пророк; слово Господне пришло к нему, а через него — к лидерам иудеев, которые здесь перечислены (ст. 1). Это главный правитель (1) государства, Зоровавель, сын Салафиилев, принадлежащий дому Давидову, который был лидером иудеев, когда они возвращались из плена.

(2) Церкви, Иисус, сын Иоседеков, который в то время был первосвященником, великим иереем. Это были великие и благочестивые люди, и тем не менее их нужно было побуждать исполнять свой долг, когда они становились недобросовестными. Людям нужно говорить об их ошибках, когда они в чем-то виновны, чтобы они использовали свою власть и заинтересованность для их исправления. В задачу пророков, которые были особыми посланниками, не входила отмена обычных постановлений гражданской власти и служения, но они должны были прилагать усилия, чтобы их изменить и сделать более эффективными для достижения той цели, ради которой они были учреждены, ибо оба нуждаются в поддержке. Обратите внимание:

I. В чем заключался грех иудеев в то время (ст. 2). Как только они вышли из плена, так сразу построили жертвенник для жертвоприношений и год спустя заложили основание для храма (Езд 3:10). Похоже, в то время они были очень решительными в своих действиях, и казалось, что это дело будет скоро завершено; но так как вскоре после их ухода вышло постановление персидского суда, запрещавшего продолжать строительство, то они покорились силе, так как фактически были в их власти, и это можно было им простить; но впоследствии, когда насилие оппозиции угасло, они продолжали оставаться безразличными к этому делу, не имея ни желания, ни смелости вновь приступать к нему, а, казалось, радовались тому, что у них был повод не браться за него. Хотя занятые служением Богу из-за бури могут оставить свое дело, но должны вернуться к нему, как только буря закончится. Иудеи этого не сделали, а продолжали медлить до тех пор, пока им не напомнили об их долге. Они внушали друг другу: «Не пришло еще время, не время строить дом Господень»; то есть говорили:

(1) «Еще не настало время нам делать это, так как мы еще полностью не оправились после плена; наши потери еще не возмещены, и мы еще не получили заблаговременно всего, что нам нужно в мире; эта задача слишком сложна для таких восстанавливающихся народов в мире, как мы; давайте вначале обзаведемся собственными домами, а потом будем говорить о постройке церквей; в такое трудное время нам хватит одного жертвенника, как у нашего отца Авраама». Они не говорили, что вообще не будут строить храм, а лишь то, что не сейчас, а в более подходящее время. Отметьте: многие хорошие дела не совершаются из-за того, что их откладывают; так Феликс отложил воздействие своих обличений до более подходящего времени. Они не говорили, что никогда не покаются, не изменятся и не станут религиозными, а что не сейчас. Так великое дело, ради которого мы посланы в этот мир, не сделано под видом того, что все нужно делать в подходящее время.

(2) «Не настало Божье время, чтобы это делать, ибо (говорили они) ограничения, возложенные на нас законной властью, не сокрушены, и поэтому мы не будем продолжать это дело, хотя в настоящее время власти смотрят на него сквозь пальцы». Отметьте: мы склонны неправильно истолковывать провидения, когда они разочаровывают нас, словно они отталкивают от своего долга, когда на самом деле предназначены лишь для нашего испытания, проявления смелости и веры. Плохо пренебрегать своим долгом, но еще хуже — оправдывать собственную недобросовестность действием Божественного провидения.

II. Что из себя представляли суды Божьи, которыми они были наказаны за свое пренебрежение (ст. 6, 9−11). Они пренебрегли постройкой дома Божьего и отложили ее на время, чтобы иметь время и деньги для устройства своих мирских дел. Они хотели освободиться от такой трудоемкой и дорогостоящей работы под предлогом того, что им нужно обеспечивать свои семьи; их дети тоже нуждались в пропитании, и поэтому, пока у них не будет всего необходимого для устройства в этом мире, они не смогут думать о постройке храма. И теперь, чтобы наказание соответствовало греху, Бог Своим провидением удерживает их в недостатке; и бедностью, предотвратить которую они хотели, отложив строительство храма, Бог наказывает их за это. Они осознавали, что подвергаются ударам суда, и каждый из них жаловался на несвоевременную погоду, на большие потери в урожае хлеба и поголовье скота, на угасание торговли, но они не осознавали причину этого суда и основания для Божьего противостояния им. Они не видели или не желали видеть и признать, что были наказаны за то, что отложили строительство храма, и испытывали на себе явные знаки недовольства Бога, и поэтому в данных стихах Бог извещает их, почему Он соперничает с ними. Отметьте: нам нужна помощь Божьих пророков и служителей для истолкования не только судов Божьих уст, но и судов Его рук, чтобы мы поняли Его намерения и значение Его жезла, равно как и Его слова; это не только раскроет нам, чем мы оскорбляем Бога, но и покажет, что Бог обижен на нас. Давайте обратим внимание:

1. Как Бог боролся с ними. Он не послал их вновь в плен, не привел к ним чужеземную армию, как они того заслуживали, а взял их наказание в Свои руки, ибо велика Его милость.

(1) Если Дающий семя тому, кто сеет, отнимает Свое благословение у посеянного, то тогда урожай не может быть обильным; они не получили ничего или почти ничего. Они сеяли много (ст. 6), распахивали большие пространства земли и ожидали, что получат прибыли больше, чем обычно, так как их земля долгое время оставалась необработанной и удовлетворяла себя за субботы свои. Много посеяв, они ожидали получить богатый урожай, достаточный для жизни и для запаса, но были разочарованы, ибо собрали мало (ст. 6); когда они собрали все до последнего, то вышло мало (ст. 9); они не получили ожидаемого урожая (Ис 5:10): «Хомер посеянного зерна едва принесет ефу»; бушель семян принесет лишь горсть. Отметьте: наши надежды на творения очень часто не оправдываются, когда мы слишком многого ожидаем от них; когда мы ожидаем многого, то получаем мало, чтобы надеялись только на Бога, в Котором это может осуществиться. В данных стихах рассказывается, как так получилось, что их надежды не оправдались: «Небо заключилось и не дает вам росы» (ст. 10); Имеющий в Своих руках ключ от облаков, запер их и удалил дождь, когда земля требовала его (раннего или позднего дождя), и тогда, безусловно, земля не дала своих произведений, ибо когда небо становится как медь, то земля — как железо. Возможно, пшеница взошла очень хорошо и обещала дать обильный урожай, но из-за недостатка росы в раннее время не наполнилась зерном, завяла из-за жара солнца и высохла. Вернувшиеся пленники, которые долгое время удерживались в Вавилоне в нужде, думали, что ни в чем не будут нуждаться, когда вернутся на родину и вступят во владение своей землей. Но разве станет лучше их участь от этого, если облака не находятся в их власти? Бог даст нам осознать, что мы постоянно нуждаемся и зависим от Него, во всех звеньях в цепочке вторичных причин — от первой и до последней; поэтому мы ни в коем случае не должны говорить: «В данной ситуации ничто не свидетельствует о Боге и Его провидении». (См. Ос 2:21). Но Бог не только удалил освежающий дождь, но и послал иссушающую жару (ст. 11): «Я призвал засуху на землю, повелел, чтобы погода была очень жаркой, и тогда плоды земли сгорели». Посмотрите, что творения становятся по отношению к нам такими, какими Бог повелевает им быть: приносят нам то ли утешение, то ли страдания, служат или препятствуют нам. Ничто в мире нижних творений так необходимо и прибыльно, как тепло солнца; именно оно дает жизнь растениям и обновляет лицо земли весной. Но в чрезмерном количестве оно все губит. Наш Творец — наш наилучший друг, но если мы делаем Его своим врагов, то тем самым делаем своих наилучших друзей среди творений своими врагами. Эту засуху призвал Бог, и она пришла по Его призыву; не только ветры и волны, но и лучи солнца повинуются Ему Жара была повсеместной, и ее пагубные последствия коснулись всех; засуха пришла на горы, и так как их вершины располагались высоко, то пострадали в первую очередь. В горах располагались пастбища, которые раньше были покрыты стадами, но теперь на них не росла трава. Засуха пришла на хлеб, на виноградный сок, на елей; все погибло из-за чрезмерно жаркой погоды — все, что производит земля, высохло. Более того, она оказала плохое влияние на людей: одних жаркая погода лишила сил, изнурила и сделала слабыми, угасила их дух; у других вызвала воспаление и горячку. Похоже, она также поразила болезнями скот. Вкратце, она повлияла и испортила всякий ручной труд, плоды которого они надеялись употребить в пищу и за счет чего думали содержать свою семью. Отметьте: пища для живота — это пища, которая погибает, и если мы трудимся только для нее, то оказываемся в опасности потерять плоды своего труда; но мы уверены, что наш труд не будет напрасен в Господе, если трудимся ради пищи, пребывающей в жизнь вечную. Ибо рука усердного в деле религии несомненно обогащает, в то время как в мирском бизнесе самые усердные и изобретательные часто теряют плоды своих рук. Не проворным достается успешный бег, не храбрым — победа.

(2) Если Дающий хлеб тому, кто ест, отнимает Свое благословение у хлеба, который он ест, тогда тот не питает его. Причина, почему хлеб высох и не дал урожай, очевидна: из-за отсутствия дождя; но помимо этого, тайные вредители и проклятие сопутствовали тому, что они принесли домой.

[1] Когда они принесли собранное в амбар, то не были уверены, что им удастся сохранить его: «Что принесете домой, то Я развею, — говорит Господь Саваоф (ст. 9), — и все высохнет», как иногда высыхают семена весной из-за сильного мороза; мы видим результаты, но не знаем, как это происходит. «Я унесу прочь», — написано на полях. Когда люди накапливают богатство, то Бог может рассеять его дыханием Своих уст с такой же легкостью, с какой мы сдуваем перышко. Отметьте: мы ни в чем не можем быть уверены в этом мире; все, что есть в нем, уязвимо не только тогда, когда лежит на поле, но и когда хранится в помещении, ибо здесь моль и ржа истребляют (Мф 6:19). И если мы хотим получать утешение от наших временных радостей, чтобы они оставались с нами, то должны сделать Бога своим другом, ибо если Он благословит их для нас, то они несомненно будут благословением, но если Он подует на них, то нам не следует ожидать от них ничего хорошего: они сделают себе крылья и улетят к небу.

[2] Когда они поставят пищу на стол, то не получат того, чего ожидали: «Вы едите, но не насыщаетесь: то ли еда водянистая и не насыщает, то ли желудок прожорлив и не может насытиться». Вы едите, но пища не переваривается, поэтому вы не можете насытиться ею и она не соответствует своей цели, или ее недостаточно и вы не удовлетворены ею. Вы пьете, но вода не освежает и не подкрепляет вас; вы пьете, но не напиваетесь, вы ограничены и не имеете достаточно, чтобы утолить свою жажду. Виноградный сок отнят от уст ваших (Иоиль 1:5); так же и воду вы пьете мерою и в унынии, не получая от этого утешения, так как ее мало и вы боитесь, что ее не хватит.

[3] Одежда, которую они носили, не приносила им никакой пользы: «Вы одеваетесь, но не согреваетесь; ваша одежда быстро изнашивается, стареет и ветшает, потому что Бог дунул на нее; эта ситуация противоположна той, когда Израиль был в пустыне и Бог благословил их». Именно Бог делает так, что нагревается одежда наша, когда Он успокаивает землю от юга (Иов 37:17).

[4] Они не могли положиться на то, что хранили в своих мешках, — на то, что они не тратили, а накапливали: «Зарабатывающий плату тяжелым трудом и получающий ее в находящихся в обращении денежных единицах зарабатывает для дырявого кошелька; из него выпадают деньги, ибо он неразумно тратит их. Всего так мало и все так дорого, что они тратят деньги, как только получают их». Кто откладывает себе богатство на земле, тот вкладывает его в дырявый кошелек; они теряют его во время ходьбы, и идущие сзади подбирают. Если же мы собираем себе сокровище на небесах, то обеспечиваем себя вместилищами не ветшающими (Лк 12:33).

2. Почему Бог борется с ними и почему Он остановил поток обещанных милостей, когда они вернулись из плена (Иоиль 2:24). Они спровоцировали Его так поступить: «Все это вам за Мой дом, который в запустении». Именно за это Бог борется с ними. Основание для храма заложено, но строительство остановилось. «Вы бежите каждый к дому своему, чтобы его закончить, сделать удобным и красивым, но никто не заботится о доме Господнем. Поэтому Бог будет препятствовать вам во всех ваших делах, чтобы засвидетельствовать о Своем недовольстве за ваше пренебрежение, дабы вы осознали свой грех и свое безрассудство». Отметьте: те, которые прежде всего ищут Царства Божьего и правды его, не только найдут их, но и другие блага будут добавлены к ним; а пренебрегающие этими благами и откладывающие их поиск не только потеряют их, но и справедливо лишатся других благ. Если Бог препятствует нам в наших земных делах и мы сталкиваемся с бедами и огорчениями, то увидим, что причина этого заключается в том, что мы отложили несделанной ту работу, которую должны были сделать для Бога и наших душ, и ищем своего, а не того, что угодно Иисусу Христу (Флп 2:21).

III. Как пророк обличает их за пренебрежение работой по строительству в храме (ст. 4): «А вам самим время жить в домах ваших украшенных, делать их красивыми и удобными, и вашим семьям жить в них?» Им не было достаточно иметь стены и крышу над головой, их дома должны были служить им для веселья и прихотей. «Это самое подходящее время, — говорил один, — чтобы обшить стены деревянными панелями». «Это самое подходящее время, — говорил другой, — чтобы покрасить свой дом». А дом Божий все это время был в запустении, и ничего в нем не делалось. «Как! — говорит пророк, — разве это время для того, чтобы вы ублажали свои фантазии, а не время для того, чтобы угождать своему Богу?» Насколько же сильно их отношение к этому вопросу отличалось от отношения Давида, который не мог жить в доме кедровом, пока ковчег Божий находился под шатром (2Цар 7:2), и Соломона, который построил храм Богу прежде, чем построил дворец для себя. Отметьте: тот не содействует собственным интересам, кто предпочитает удобства и украшения земной жизни абсолютным и настоятельным потребностям духовной жизни, кто чрезмерно старается обогатить собственный дом в то время, как Божий храм в их сердцах остается в запустении и ничто для него или в нем не делается.

IV. Какой добрый совет дает пророк тем, кто подобным образом оказал презрение Богу, и кем Бог на этом основании справедливо недоволен.

1. Он хочет, чтобы они задумались: «Обратите сердце ваше на пути ваши (ст. 5, 7). Ощутите руку Божью, простертую против вас, и спросите о причине этого; подумайте, что вы сделали такого, побудив Бога подобным образом лишить вас утешений; и подумайте, что вы можете сделать, чтобы засвидетельствовать о своем покаянии и Бог мог повернуться к вам с милостью». Отметьте: каждый из нас должен прилагать усилия и задумываться о своих путях — обращать сердце свое на пути наши (дословно) и размышлять о путях своих (Пс 118:59), испытывать и исследовать пути свои (Плач 3:40), обдумывать стезю для ноги своей (Притч 4:26), со всей серьезностью задумываться о великой обязанности самоисследования, общения со своим сердцем в вопросе своего духовного состояния. Мы должны размышлять о своих прошлых грехах и о своем долге, от которого зависит наше будущее положение, ибо грех — это то, за что нам придется ответить, а долг — это то, что мы должны делать, поэтому мы должны спрашивать об этом больше, чем о событиях, которые нам следует оставить во власти Бога. Некоторые любят совать нос в дела других людей, но безразличны к собственным делам, в то время как каждый должен испытывать свое дело (Гал 6:4).

2. Он хочет, чтобы они изменились (ст. 8): «Взойдите на гору Ливан и носите дерева и другие необходимые материалы и стройте храм как можно быстрее; больше не откладывайте строительство, а приступите к нему со всей ревностью». Отметьте: в результате размышления о собственных путях мы должны изменить то, что нашли в них неправильного. Если каким-либо долгом долго пренебрегали, то это не значит, что нужно продолжать в том же духе; почему бы теперь наконец-то не возродить это дело? Лучше позже, чем никогда. Чтобы ободрить их с максимальной энергией приступить к этому делу, Бог заверяет их в том, (1) что в таком случае Он примет их: «Стройте храм, и Я буду благоволить к нему», а этого ободрения для них было достаточно, чтобы приступить к этому делу со всем рвением и решимостью и продолжать, чего бы это им ни стоило. Отметьте: нам должно нравиться делать то, что Бог желает увидеть сделанным; и мы должны считать это достаточным побуждением, чтобы приступить к этому делу и ревностно продолжать его, ибо разве можем мы доставить нашим душам большее удовлетворение, чем совершая то, что нравится Богу? Более всего мы должны стремиться к тому, чтобы быть угодными Богу (2Кор 5:9). Хотя они безрассудно пренебрегли домом Божьим, но если все-таки они решат возобновить его постройку, то Бог не припомнит им прежнее пренебрежение, а порадуется делу их рук. Кто в течение длительного времени откладывал возвращение к Богу, но в конце концов обратился к Нему всем своим сердцем, тот не должен сомневаться в том, что Бог будет благоволить к нему.

(2) Что, совершая это дело, они почтят Его: «Я прославлюсь», — говорит Господь. Когда храм будет построен, то в нем будут служить и поклоняться Богу и Он будет освящен в приближающихся к Нему. Поэтому пока стоит прилагать максимальные усилия и заботу, совершать затраты ради того, чем Бог будет прославлен.

Стихи 12−15. Как золотая серьга (говорит Соломон) и украшение из чистого золота приятны в глазах Бога и человека, так же желанен мудрый обличитель для внимательного уха (Притч 25:12). Пророк был не только мудрым, но и верным обличителем во имя Бога, и ему пришлось иметь дело с внимательным ухом. Предшествующая проповедь вызвала в народе желание быть успешными, и их послушание получило надлежащее ободрение от Бога. Обратите внимание:

I. Как люди обратились к Богу, приступив к исполнению своего долга. Все, кому была проповедана эта проповедь, приняли слово в любви, и оно оказало на них воздействие. Зоровавель, правитель Иудеи, не считал себя выше ограничений и повелений слова Божьего. Он был выдающимся мужем, полезным для государства в его дни и служащим ради интересов Церкви, но он не ссылался на свои прежние заслуги в ответ на обличение в нынешней недобросовестности, а подчинился ему. Задача Иисуса как первосвященника заключалась в том, чтобы учить, но он сам хотел учиться и охотно принял увещевания и наставления. Весь прочий народ (а он представлял собой всего лишь остаток, лишь несколько из многих тысяч Израилевых) также был очень податлив; все они послушались гласа Господа Бога своего и преклонили свои шеи под ярмо Его заповедей. Это описано здесь, чтобы почтить их действие (ст. 12). Их отец сказал: «Сыновья! Пойдите сегодня работать в винограднике моем, в моем храме», и они не только сказали: «Иду, государь», но и немедленно приступили к работе.

1. Они считали пророка вестником Господним, а проповеданное им слово — посланием Господа, обращенным к ним, поэтому приняли его не как слово человека, а как слово Всемогущего Бога; они повиновались его словам как посланного Господом Богом их (ст. 12). Отметьте: слушая Божьих служителей, мы должны взирать на пославшего их и принимать их ради Него, пока они действуют согласно данным им поручениям.

2. Они убоялись Господа. Пророчество было для них чем-то новым; в течение долгого времени они не получали особых посланий с небес, и поэтому сейчас, получив одно, уделили ему огромное внимание, в то время как их отцы, имевшие много пророков, насмехались и плохо обращались с ними. Иногда так бывает: когда редко можно услышать хорошую проповедь, то она оказывает особо хорошее воздействие на людей, в то время как манну, падающую обильно, как дождь, считают негодной пищей. И так как народ охотно принял этого пророка, то через месяц или два Бог поставил им еще одного (Зах 1:1). Они убоялись Господа; они оказали большое уважение божественной власти и сильно боялись божественного гнева — были из тех, кто убоялся слов Бога. Хотя суды Божьи, которым они подверглись, были суровыми, но они не заставили их бояться Господа, пока им не было послано Божье слово, чтобы истолковать Его провидения; и тогда они убоялись. Отметьте: святой страх Божий окажет большое влияние на тех, кто повинуется Ему. Служите Господу со страхом; если мы не боимся Его, то и не служим Ему.

3. Господь возбудил их дух (ст. 14).

(1) Он побудил их исполнять свой долг, вложил в их сердце желание совершать его. Отметьте: слово Бога дает успех в том случае, когда Бог Своей благодатью побуждает наш дух покориться Ему; без этой благодати мы останемся глупыми и абсолютно нерасположенными делать добрые дела. Именно в день божественной силы мы становимся готовыми.

(2) Он ободрил их исполнять свой долг и этим ободрением расширил их сердце (Пс 118:32). Когда они услышали слово, то убоялись; но чтобы они не ослабели от тяжести страха, Бог воодушевил их, сделал веселыми и смелыми, чтобы они не боялись проблем, с которыми им придется столкнуться. Отметьте: когда Богу нужно совершить дело, то Он либо найдет годных людей, либо сделает их годными совершить его, побудив к исполнению.

4. Они приступили к своему делу с максимальной энергией: пришли и стали производить работы в доме Господа Саваофа, Бога своего. Каждый, согласно своим способностям и возможностям, тем или иным образом участвовал в работе, чтобы ускорить это хорошее дело; они делали это, взирая на Бога как на Господа Саваофа, на своего Бога и Бога Израилева. Размышления о полновластном владычестве Бога в этом мире посредством Своих провидений и о Его заветных взаимоотношениях со Своим народом посредством Его благодати должны побудить наш дух трудиться для Него ради продвижения интересов Его царства среди людей и делать все, что в наших силах.

5. Они приступили к работе немедленно; Аггей произнес им эту проповедь в первый день шестого месяца, а в двадцать четвертый день того же месяца, немногим более трех недель спустя, все они были заняты работой в доме Господа Бога их (ст. 15). Чтобы показать, что они стыдятся своей прежней медлительности, теперь, когда их обличили и призвали, они решили больше не откладывать, а ковать, пока железо горячо, и приступить к работе, пока еще находились под впечатлением обличений. Отметьте: кто потерял время, тот должен искупить его; чем дольше мы медлили и откладывали хорошее дело, тем более стремительны должны быть после того, как нас обличили в безрассудстве.

II. Как Бог встретил их на пути милости. Тот же пророк, который принес им обличение, принес утешительное и ободряющее слово (ст. 13): тогда Аггей, вестник Господень, посланный от Господа, во имя Его и от Него, сказал к народу: «Я с вами! Говорит Господь». Это все, что он хотел сказать, и этого достаточно, как и того, что Христос сказал Своим ученикам (Мф 28:20): «И се, Я с вами во все дни до скончания века». «Я с вами, то есть я прощу вам ваше прежнее недобросовестное отношение, и оно больше не припомнится вам; Я удалю суды, постигшие вас за ваше пренебрежение, и заступлюсь за вас так же, как выступал против вас. Я с вами, чтобы защищать вас от врагов, которые недоброжелательно относятся к вашей работе, и чтобы дать вам процветание и успешность; Я с вами, чтобы укрепить ваши руки и благословить их труд, ибо без благословения напрасно трудится строитель». Отметьте: кто трудится для Бога, с тем пребывает Бог; а если Он — за нас, то кто — против нас? Если Он с нами, то какие трудности могут остановить нас?

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Здесь совмещаются два календаря, персидский и еврейский, вероятная дата, указанная в этом стихе, — 29 августа 520 г. до Р. Х. Дарий — персидский царь Дарий I Гистасп, правил в 522−486 гг. до Р. Х.
1  [2] — Букв.: сыну; см. 1Пар 3:17−19, где отец Зоровавеля — Федайа; то же в ст. 12 и 14. Имя Зоровавель (евр. Зеруббавель) — ассиро-вавилонское и означает «семя Вавилона».
2  [3] — Букв. (здесь и далее): дом.
4  [4] — Или (ближе к букв.): в обшитых (добротным тёсом) домах.
5  [5] — Букв.: направьте сердце / ум на пути ваши; то же в ст. 7.
6  [6] — Букв.: пьете, но не напиваетесь.
8  [7] — Или (ближе к букв.): в котором была бы явлена слава Моя.
15  [8] — Т. е. 21 сентября 520 г. до Р. Х. В некот. переводах выражение «второй год царствования Дария» относится к началу следующей главы.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.