Откровение 18 глава

Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)
Под редакцией Кулаковых → Толкование Мэтью Генри

Под редакцией Кулаковых

1 После этого я увидел другого ангела, сходившего с неба. Великая была у него власть, и земля озарилась сиянием славы его.
2 Ангел же возвестил громко:

«Пал, пал Вавилон великий!
Стала столица развратная обиталищем бесов
и пристанищем всякого нечистого духа,
пристанищем всякой птицы нечистой
[и всякого нечистого зверя], ненавистного.

3

От вина блудной страсти ее1 опьянели все народы;
даже цари земли блудили с ней;
купцы же разбогатели от безудержного роскошества ее».

4 Потом услышал я другой голос с неба. Он говорил:

«Выйди из нее, народ Мой,
чтобы не быть тебе соучастником в грехах ее
и не подвергнуться каре, ее ожидающей.

5

До небес выросла гора грехов ее —
все их припомнил Бог, все неправды ее.

6

Воздайте же ей, как она воздавала,
и вдвое воздайте за дела ее.
В чаше, в той самой, в которой она подавала вино,
дайте и вы ей теперь, но больше вдвое.

7

Сколько превозносила она себя и роскошествовала,
столько же воздайте ей мучением и скорбью;
за то воздайте, что в сердце своем она говорит:
„Сижу, как царица, я не вдова и мне не скорбеть“.

8

Но обрушатся на нее однажды2 кары, смерть, скорбь и голод;
будет сожжена она огнем,
велика ведь сила Господа Бога, приговорившего ее.

9 А цари земные, в блуд и роскошь впадавшие с нею, станут бить себя в грудь, возрыдают о ней, когда увидят дым от пожара, в котором сгорит она.
10 Со страхом будут смотреть они издали на мучения ее и тогда возопят:

„Горе, горе тебе, великая столица,
могущественный город Вавилон!
В час единый свершился суд над тобой!“

11 Купцы земные восплачут и будут скорбеть о ней, потому что никто уже не купит товаров у них,
12 золотых товаров и серебряных, камней драгоценных и жемчуга, тончайшего льна, пурпура, шелка и багряницы; разных благовонных деревьев и из кости слоновой различных изделий не купит никто; и утвари всякой из дерева дорогих пород и меди, железа и мрамора тоже не купят.
13 И корицы не купят больше и пряностей,3 фимиама не купят и мира, и ладана; вина и елея, крупчатки, пшеницы не купят; не купят крупного скота и овец, коней, колесниц, и тел, и душ человеческих
14 ( будет сказано о том: „Спелых плодов, которых жаждет душа твоя, не стало у тебя, вся роскошь и весь блеск твой пропали, ничто уже не вернется к тебе“).4
15 Страх охватит торговавших всем этим и разбогатевших через великую блудницу купцов, когда увидят они все мучения ее. В ужасе отвернутся они и восплачут отчаянно:5
16

„Горе, горе, столица великая,
в тончайший лен одетая, в пурпур и багряницу,
золотом, драгоценными камнями и жемчугом блистающая!

17

В миг единый6 в ничто обратилось богатство твое!“


И все, кто живет от моря, кормчие все и матросы, мореплаватели7 — все они стали поодаль
18 и кричали, глядя на дым, что поднимался над пожарищем: «Какой город сравнится с городом этим великим?»
19 Пеплом посыпали они головы свои и кричали, скорбя и рыдая:

„Горе, горе тебе, столица великая!
У кого были корабли на море,
твоими они все обогащались драгоценностями —
вот во мгновение ока в ничто превратилась ты!“

20 А вы, небеса, ликуйте!8

И вы, народ Божий,9 апостолы и пророки, ликуйте!
Взыскал Бог с нее за вас!»

21 Взял тогда один могучий ангел большой, размером с мельничный, камень и, бросив его в море, сказал:

«С такой вот силой10 будет повержена великая столица Вавилон
и не будет уже найдена после того.

22

Не услышат более в тебе ни звуков кифары, ни пения;
не прозвучат на улицах твоих флейты и трубы;
не найдут у тебя ни одного человека,
который продолжал бы заниматься ремеслом своим;
и шума жерновов не услышат более в тебе.

23

Не будут уже светильники светить в тебе,
и голосов жениха и невесты не будет слышно в тебе.
И всё потому, что выше всех считали себя
купцы твои на земле,11
потому что чародейством твоим обмануты были все народы.

24

Будет, будет наказан Вавилон,
потому что кровь пророков на нем,
кровь всех людей Божьих и вообще всех на земле невинно убиенных».

Толкование Мэтью Генри

Здесь представлен ангел:

I. Провозглашающий о падении Вавилона (ст. 1−2).

II. Объясняющий причины его падения (ст. 3).

III. Предупреждающий всех принадлежащих Богу выйти из Вавилона (ст. 4−5) и содействовать его уничтожению (ст. 6−8). Затем описывается:

IV. Великий плач о Вавилоне тех, кто участвовал в греховных удовольствиях этого города и получал прибыли от него (ст. 9−19).

V. Великая радость всех остальных при виде его окончательной гибели (ст. 20 и далее).

Стихи 1−8. Падение и разрушение Вавилона — событие, предопределенное в планах Божиих и имеющее огромное значение для Его интересов и славы, поэтому видения и предсказания о нем повторяются.

1. Здесь представлен другой ангел, посланный с неба и наделенный великой властью и сиянием славы, ст. 1. Он имел свет не только в самом себе, чтобы различать истину своих предсказаний, но и освещал весь мир, чтобы открыть ему это великое событие. Кроме света для освещения его, он имел также власть для осуществления его.

2. Этот ангел возвещает о падении Вавилона как о событии, уже совершившемся, и говорит об этом очень громким голосом, чтобы все могли услышать его возглас и понять, как приятно было ему возвестить об этой новости. Здесь, по-видимому, содержится намек на пророчество о падении языческого Вавилона (Ис 21:9), где тоже повторяются слова пал, пал Вавилон. Некоторые полагают, что под этим подразумевается двойное падение Вавилона, вначале его падение и потом его гибель, и что непосредственно следующие за этим слова подтверждают такое понимание: Он сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице... ст. 2. Но это также заимствовано из Ис 21:9, где описывается не столько грех Вавилона, его поклонение идолам (которых истинное название — бесы), сколько его наказание, так как, согласно всеобщему представлению, нечистые духи и отвратительные и нечистые птицы часто посещают город или дом, лежащий в развалинах.

3. Объясняется причина его разрушения (ст. 3). Хотя Бог и не обязан давать отчет в Своих действиях, тем не менее Ему угодно делать это, особенно в наиболее грозных и страшных действиях. Нечестие Вавилона было безмерно велико, ибо эта великая блудница не только сама забыла истинного Бога и обратилась к идолам, но с великим искусством и большим усердием вовлекла в свое духовное блудодеяние многих людей и удерживала их под своим влиянием с помощью богатства и роскоши.

4. Всем, ожидающим милости от Бога, дается предупреждение, чтобы они не только вышли от нее, но и содействовали ее уничтожению, ст. 4−5. Заметим здесь:

(1) Даже в Вавилоне Бог может иметь Своих людей, принадлежащих к избранным по благодати.

(2) Дети Божии призываются выйти из Вавилона, и призываются действительно это сделать.

(3) Те, что решили участвовать с нечестивыми в их грехах, подвергнутся язвам их.

(4) Когда грехи людей достигают небес, тогда гнев Его достигает земли.

(5) Хотя Бог запретил личную месть, но Он желает, чтобы Его дети, по Его призыву и под Его водительством, участвовали в низложении врагов, Его и одновременно их собственных, врагов непримиримых и злостных, ст. 6.

(6) Бог будет наказывать грешников в соответствии с их нечестием, гордостью и самоуверенностью, ст. 7.

(7) Когда бедствие постигает людей неожиданно, эта неожиданность еще более усугубляет их бедственное положение, ст. 8.

Стихи 9−24. I. Горестный плач друзей Вавилона о его падении. Заметьте здесь:

1. Кто эти плачущие. Это те, которые были увлечены ее блудом, те, кто принимал участие в ее чувственных наслаждениях и разбогател от ее богатства и торговли, — цари и купцы земные. Цари земные, кого она обольстила идолопоклонством, позволив им произвольно и жестоко управлять своими подданными, оставаясь в то же время в рабском подчинении ей. Купцы земные, то есть те, которые торговали вместе с ней индульгенциями, отпущениями грехов, уделами и привилегиями; они будут рыдать, потому что обогатились от этой торговли.

2. Как они плакали.

(1) Они стояли вдали, они не осмеливались приблизиться к нему. Даже друзья Вавилона будут издали наблюдать за его падением. Хотя они участвовали в его грехах, в его греховных наслаждениях и обогащении, однако не желали участвовать в его язвах.

(2) Они издавали горестные вопли: Горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий!

(3) Они плакали и посыпали голову свою пеплом, ст. 19. Греховные удовольствия временны и кончаются безутешной печалью. Все те, кто радуется успеху врагов церкви, будут участвовать в их падении; те, кто более всего предается своей гордости и прихотям, менее всего способны переносить несчастья. Их печаль будет такой же чрезмерной, какими были прежде их удовольствия и веселье.

3. Что было причиной этого плача — не грехи, а наказание за них. Они плакали не о том, что впали в идолослужение, полюбили роскошь и стали гонителями, но о том, что их постигло разорение — они лишились своей торговли, богатства и власти. Дух антихриста — это мирской дух, и печаль его — это печаль мирская. Они плачут не о том, что гнев Божий обрушился на них, но о том, что они понесли большие убытки, лишились внешнего комфорта. Здесь приводится большой перечень богатств и товаров этого города, которые все были неожиданно потеряны (ст. 12−13), и потеряны безвозвратно (ст. 14): ...все тучное и блистательное удалилось от тебя, — ты уже не найдешь его. Церковь Божия может временно пасть, но потом снова воскреснет, падение же Вавилона будет окончательным низвержением, подобно низвержению Содома и Гоморры. Благочестивая скорбь поддерживает в несчастьях, а мирская скорбь усугубляет их.

II. Ликование и торжество по поводу безвозвратного падения Вавилона, как на небе, так и на земле: в то время как его собственные люди плакали о нем, рабы Божии призываются веселиться, ст. 20. Заметьте:

1. Какой всеобщей будет эта радость: небо и земля, ангелы и святые будут участвовать в ней. То, что составляет предмет радости для рабов Божиих на земле, является радостью и для ангелов на небесах.

2. Как она справедлива и обоснована, потому что:

(1) Падение Вавилона было актом справедливого возмездия Божьего. Бог отомстил за Свой народ. Они доверили свое дело Тому, Кому принадлежит возмездие, и вот пришло время воздаяния врагам Сиона, и хотя они не находят удовольствия в чьем-либо несчастье, однако имеют причину радоваться откровению славного правосудия Божия.

(2) Оно было окончательным. Этот враг уже не потревожит их, они были заверены в этом замечательным знамением (ст. 21): И один сильный Ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: «С таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его. В нем уже не будет жить человек, никакие работы не будут производиться там, никакого веселья не будет, не будет света, но будут мрак и опустошение в возмездие за его великое нечестие: во-первых, за то, что волшебством его были введены в заблуждение все народы, и, во-вторых, за убийство тех, кого он не смог обольстить», ст. 24. Отвратительные грехи заслуживают великого разорения.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Друг. возм. пер.: от вина блуда ее, навлекающего ярость Божью; букв.: от вина ярости (или: страсти) блуда ее.
8  [2] — Букв.: придут в один день.
13  [3] — Или: благовоний.
14  [4] — Букв.: и больше не найдут их.
15  [5] — Букв.: торговцы этих (вещей), обогатившиеся от нее, будут стоять поодаль из-за страха мучений ее, плача и скорбя.
17  [6] — Букв.: потому что в один час; то же и в ст. 19.
17  [7] — Или: путешественники.
20  [8] — Букв.: ликуй о ней, небо!
20  [9] — Букв.: святые; то же и в ст. 24.
21  [10] — Или: яростью.
23  [11] — Букв.: потому что купцы твои были вельможами земли.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.