1 Царств 6 глава

Первая книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Толкование Мэтью Генри

Под редакцией Кулаковых

1 Ковчег ГОСПОДЕНЬ находился на филистимской равнине семь месяцев.
2 Филистимляне призвали жрецов и гадателей и спросили: «Что нам делать с ковчегом ГОСПОДНИМ? Расскажите, как нам вернуть его на место!»
3 Те ответили: «Если вы хотите отослать ковчег Бога Израилева, то не отсылайте его просто так, а принесите Богу1 жертву за провинность.2 Тогда вы исцелитесь и узнаете, за что Он наказывает вас».
4 Они спросили: «Какую жертву за провинность принести Ему?» Те ответили: «По числу ваших областей3 — пять золотых изображений нарывов и пять золотых крыс,4 ведь всех вас и правителей ваших постигла одна и та же беда.
5 Поэтому сделайте изображения нарывов и крыс, которые опустошают вашу страну. Воздайте славу Богу Израилеву — может быть, тогда Он перестанет карать вас,5 ваших богов и вашу страну.
6 К чему вам упрямствовать, как упрямствовали египтяне и фараон? Ведь они вынуждены были отпустить израильтян, когда Господь6 посрамил их. И израильтяне ушли.
7 Так что снарядите новую повозку и двух дойных коров, прежде не ходивших под ярмом: коров запрягите в повозку, а телят их отведите обратно в загон.
8 Возьмите ковчег ГОСПОДЕНЬ и поставьте на повозку, а рядом с ним — ящик с золотыми предметами, которые вы принесете Ему как жертву за провинность. Потом отпустите повозку, куда повезут ее коровы,
9 а сами наблюдайте: если ковчег отправится в свою страну, к Бет-Шемешу, то эту великую беду наслал на нас Бог, а если нет, то мы будем знать, что не Его рука поразила нас и что беда эта постигла нас случайно».
10 Так и поступили эти люди: взяли двух дойных коров и запрягли в повозку, а телят их оставили в загоне.
11 Поставили на повозку ковчег ГОСПОДЕНЬ и ящик с золотыми крысами и изображениями нарывов.
12 Коровы пошли по дороге, прямо ведущей к Бет-Шемешу: шли они, не сворачивая ни вправо, ни влево, и мычали, а филистимские правители шли следом за ними до самого Бет-Шемеша.
13 В полях Бет-Шемеша в то время жали пшеницу, и когда жнецы подняли глаза свои, то увидели ковчег и возликовали.
14 Повозка доехала до участка Иисуса из Бет-Шемеша и остановилась там, где был огромный камень. Люди Бет-Шемеша порубили повозку на дрова и принесли коров во всесожжение ГОСПОДУ.
15 Затем ковчег ГОСПОДЕНЬ и ящик, в котором были золотые предметы, левиты сняли и поставили на тот огромный камень, а жители Бет-Шемеша принесли в этот день ГОСПОДУ всесожжения и прочие жертвы.
16 Увидев это, пять филистимских правителей в тот же день вернулись в Экрон.
17 Золотых изображений нарывов, что филистимляне принесли в жертву ГОСПОДУ за провинность, было пять, по одному за каждый город: одно за Ашдод, одно за Газу, одно за Ашкелон, одно за Гат и одно за Экрон.
18 А золотых крыс было по числу филистимских крепостей вместе с их предместьями в пяти областях.7 (Огромный камень, на который поставили ковчег ГОСПОДЕНЬ, и по сей день стоит на поле Иисуса из Бет-Шемеша.)
19 Тем временем люди Бет-Шемеша стали заглядывать в ковчег ГОСПОДЕНЬ, и за это поразил ГОСПОДЬ семьдесят человек [из пятидесяти тысяч].8 В скорбь повергло народ жестокое поражение от ГОСПОДА.
20 Люди Бет-Шемеша стали говорить: «Кто сможет устоять перед ГОСПОДОМ, этим святым Богом? Хоть бы кто-нибудь взял да унес от нас этот ковчег! »9
21 Отправили они гонцов к жителям Кирьят-Еарима со словами: «Филистимляне возвратили ковчег ГОСПОДЕНЬ — придите и заберите его».

Толкование Мэтью Генри

Данная глава рассказывает о возвращении ковчега в землю Израиля, которую мы теперь с радостью посетим и обратим внимание:

(I) Что филистимляне по совету своих священников (ст. 1−11) отправили ковчег вместе с богатыми подарками для Бога Израилева, чтобы искупить свой грех (ст. 3−5); тем не менее они планировали вернуть его обратно, если провидение не направит коров согласно их желанию в землю Израиля (ст. 8−9).

(II) Как израильтяне приняли его.

1. С великой радостью и жертвами хвалы (ст. 12−18).

2. С чрезмерным любопытством и желанием заглянуть внутрь его, за что многие были поражены намертво. Охвативший их ужас побудил израильтян отослать ковчег дальше, в другой город (ст. 19−21).

Стихи 1−9. Первые слова данной главы сообщают, как долго ковчег оставался в плену: пробыл ковчег Господень в области Филистимской семь месяцев. В поле Филистимлян (написано в оригинале), из чего некоторые делают вывод, что, испытав его во всех своих городах и убедившись в том, что для каждого из них он был наказанием, филистимляне наконец отвезли его в открытое поле, в результате чего там появилось огромное количество мышей, которые уничтожили пшеницу, готовую к жатве, и нанесли значительный ущерб земле. Таким судом они были наказаны (ст. 5), хотя об этом не упоминалось в предыдущей главе. Тем самым Бог хотел показать им, что куда бы они ни отправили ковчег, но пока он находится в плену, всегда будет для них проклятием. Проклят ты будешь в городе и проклят ты будешь на поле (Втор 28:16). Но многие, как и мы, считают, что здесь речь идет о стране Филистимской (в англ. пер.).

1. В течение семи месяцев Израиль был наказан отсутствием ковчега, который был особым знаком Божьего присутствия. Какой опустошенной выглядела без него скиния! Теперь в святом городе было запустение, а святая земля стала пустынею! Нет сомнений, что для благочестивых людей, особенно для Самуила, настали печальные времена; но они, как и мы в подобных бедственных ситуациях, лишившись радости и возможности участвовать в государственных постановлениях, могли утешить себя тем, что Господь во святом храме Своем, престол Его на небесах, и там верой и молитвой мы можем смело приступать к Нему. Бог может находиться близко к нам, когда ковчег далеко.

2. В течение семи месяцев филистимляне были наказаны присутствием среди них ковчега; так долго длилось для них это наказание, потому что раньше они не хотели отпускать его домой. Отметьте: грешники продляют свои бедствия, упрямо отказываясь расстаться со своими грехами. Меньше десяти казней обрушилось бы на Египет, если бы сердце фараона не было ожесточено нежеланием отпускать народ Божий. Наконец было решено отослать ковчег обратно; если бы они продолжали удерживать его, то ничто не помогло бы им и они погибли бы.

I. Жрецы и прорицатели совещались по этому вопросу (ст. 2). Считалось, что они лучше других ознакомлены с принципами мудрости, обрядами поклонения и искупления. А так как израильтяне были их соседями и более других народов известны постановлениями своей религии, то они несомненно из любопытства должны были ознакомиться с их законами и обычаями. Поэтому вполне уместно их можно было спросить: «Что нам делать с ковчегом Господним?» Все народы уважали своих священников как людей, чьи уста хранят ведение. Были ли у филистимлян прорицатели? У нас есть предсказатели, у которых мы должны спрашивать: «С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом небесным?»

II. Они дали полный ответ и, похоже, были при этом единодушны. Удивительно, что, дружески настроенные к своей стране, они не дали свой совет ex officio — официально до того, как их спросили об этом.

1. Они настаивали на том, что необходимо побыстрее отправить ковчег обратно, ссылаясь на пример фараона и египтян (ст. 6). Возможно, некоторые не желали подчиниться и хотели задержать ковчег еще на какое-то время, и именно к таким людям они обращались: «Для чего же вам ожесточать сердце ваше, как ожесточили сердце свое Египтяне и фараон?» Похоже, они хорошо знали историю времен Моисея и могли ссылаться на ее эпизоды. Подобным образом и мы должны использовать сохранившиеся записи о судах Божьих, постигших упрямых грешников, и благодаря этому принимать предостережения, чтобы не ожесточать свои сердца, как они. Намного выгоднее учиться на опыте других людей, чем на своем личном. В конце концов египтяне были вынуждены отпустить Израиль, поэтому филистимляне должны были своевременно покориться и отпустить ковчег.

2. Они посоветовали, чтобы, отсылая его обратно, они вместе с ним послали жертву повинности (ст. 3). Какими бы ни были боги других народов, но священники знали, что Бог Израиля был ревностным Богом и весьма строг к Своему народу в вопросах приношения жертвы за грех и жертвы повинности. Поэтому, убедившись в том, что Он в высшей степени разгневан нанесенным Ему оскорблением, когда они удерживали ковчег в плену, и борется с ними, они должны принести Ему жертву повинности и не надеяться, что смогут исцелиться при других условиях. Оскорбленная справедливость требует удовлетворения. Так естественный свет наставляет людей. Но когда они стали придумывать, что из себя должно представлять это удовлетворение, то начали путаться в своих суетных представлениях. Кто своим добровольным грехом бесчестно заключил в узы истину и подавляет ее неправдою, как филистимляне поступили с ковчегом (Рим 1:18), тот убедится в том, что только с помощью жертвы за грех можно заключить мир с Тем, Кого они так оскорбили; и мы знаем только одного, Кто может простить этот грех.

3. Они объяснили, что эта жертва повинности должна выражать их признание наказания за свое беззаконие, с помощью которой они признают себя побежденными, покоренными и виновными перед Богом; она должна показать, что они стыдятся этого и воздают славу Богу Израилеву как своему могущественному победителю и справедливому мстителю (ст. 5). Они должны были изготовить изваяния наростов, то есть ран, от которых они страдали, порицая ту позорную болезнь, которой были преданы из-за своих поступков (Пс 77:66), и изваяния мышей, опустошающих землю, тем самым признавая всемогущую власть Бога Израилева, Который смог наказать и смирить их такими маленькими и презренными животными даже в день их ликования. Изваяния нужно было сделать из золота самого драгоценного металла; это подразумевало, что они не остановятся ни перед какими расходами, чтобы установить мир с Богом Израиля, и не считают, что покупают его слишком дорого, уплатив золотом, даже множеством золота чистого. Золотых наростов должно быть изготовлено пять: по числу владельцев Филистимских, которые, похоже, все страдали от них и были согласны таким образом признать это; жрецы посоветовали, чтобы и золотых мышей было изготовлено пять, но так как ими была поражена вся страна, то позже они посоветовали сделать их больше: по числу городов укрепленных и открытых сел (ст. 18). Они напомнили, что казнь одна на всех них; они не должны обвинять друг друга, ибо все виновны; именно это подразумевалось в этих словах. Их предложение принести жертву повинности за нанесенное оскорбление было вполне приемлемым для божественного откровения в то время, а вот предметы, сопровождавшие жертву повинности, весьма необычны и показывали, что филистимляне были чудовищно невежественны в вопросах примирения, которые определялись законом Моисея, ибо только кровь, а не золото, может искупить душу.

4. Они ободряют филистимлян надеяться, что благодаря этому они смогут избавиться от наказания: тогда исцелитесь (ст. 3), ибо, похоже, болезнь упрямо сопротивлялась всем методам исцеления, предписанным врачами. «Поэтому отошлите ковчег обратно, говорят они, и тогда узнаете, за что не отступает от вас рука Его, то есть тогда станет ясно, наказаны ли вы за то, что удерживаете у себя ковчег; если так, то как только вы отдадите его, болезнь прекратится». Иногда Бог подвергает таким испытаниям Свой народ, чтобы он увидел не принесет ли ему облегчение реформация. Хотя бы в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф (Мал 3:10; Агг 2:18−19). Тем не менее они говорят с сомнением (ст. 5): «Может быть. Он облегчит руку Свою над вами», словно теперь они начали задумываться о том, что это наказание пришло от Божьей руки, но как только вернут ковчег, оно прекратится; как бы ни было, но это был самый подходящий способ обрести милость. Уберите причину, и последствия прекратятся.

5. Тем не менее жрецы предлагают филистимлянам испытать, не Божья ли рука поражает их этими казнями. Во славу ковчега они должны положить его на новую повозку или колесницу, которую должны тащить две первородившие коровы, которые кормят своих детенышей (ст. 7), не привыкшие тащить повозки и желавшие идти домой к яслям, где они питались, и к телятам, которых они кормили; кроме того, они абсолютно не знали дороги, ведущей в Израиль. Никто не должен вести или направлять их, а они сами должны выбрать свой путь; были все основания ожидать, что они вновь повернут к себе домой. И если только Бог Израиля, после всех других чудес, совершенных Им, не совершит еще и это и Своей невидимой силой не направит коров, вопреки их природному инстинкту и желанию, в землю Израиля, а именно к Вефсамису, то они изменят свое прежнее мнение и будут считать, что их поражает не рука Бога, а сделалось это с ними случайно (ст. 8−9). Так Бог позволил этим необрезанным филистимлянам после всех остальных нанесенных Ему оскорблений искушать Его и предписывать, что делать. Понравилось бы им, чтобы честь их бога Дагона подвергалась таким испытаниям? Посмотрите, как сильно стремятся нечестивцы избавиться от обличений, навязанных им рукой Божьей, чтобы, оказавшись в беде, считать, что это сделалось с ними случайно. Тогда жезл, который они должны услышать и принять во внимание, не будет иметь голоса.

Стихи 10−18. Данные стихи рассказывают:

I. Как филистимляне избавились от ковчега (ст. 10−11). Они так же были рады расстаться с ним, как радовались тому, что захватили его. Как Бог вывел Израиль из дома рабства, так и сейчас Он вывел ковчег из плена; как тогда обрадовался Египет исшествию их (Пс 104:38), так и сейчас филистимляне.

1. Они не получили денег или подарков в выкуп за него, как надеялись, и никакого царского выкупа. Вот что пророчествовали о Кире (Ис 45:13): «Он отпустит пленных Моих не за выкуп и не за дары».

2. Более того, чтобы избавиться от него, они отдали золото, как египтяне отдали золото израильтянам. Так ковчег, который был отнесен в землю филистимскую в качестве трофея их победы, вернулся домой с собственными трофеями и стал вечным памятником позора филистимлян. Отметьте: Бог не потеряет Своей славы из-за успешности врагов Церкви, сражающихся против ковчега, и будет прославлен теми, кто старается опозорить Его.

II. Как коровы привезли его в землю Израиля (ст. 12). Они пошли прямо на дорогу к Вефсамису близлежащему городу в земле израильской, к городу священников, и не уклонились ни направо, ни налево. Это был чудесный пример власти Бога над животными. Если задуматься обо всех обстоятельствах, то это было чудо, раз скот, не привыкший к ярму и не имеющий погонщика, мог тащить повозку ровно, в одном направлении, хотя должен был пойти к дому тому месту, к которому естественным образом привязаны все домашние животные; чудо, что они не пошли к своим детенышам, к которым испытывали природную любовь, а добровольно, без погонщика пошли прямо по дороге, ведущей в Вифлеем город, находящийся на расстоянии восьми или десяти миль, ни разу не сбившись с пути, не свернув на поля, чтобы поесть травы, и не повернув домой, чтобы накормить своих телят. Они отправились в путь, мыча из-за того, что им приходится расставаться с детенышами, из чего следует, что они не забыли их и испытывали недовольство из-за того, что нужно уходить от них; тем самым было явлено, что власть Бога природы намного сильнее, раз Он может управлять такими сильными природными инстинктами. Эти две коровы, говорит д-р Лайтфут, знали своего хозяина, своего великого Хозяина (Ис 1:3), которого не знали Офни и Финеес; к его словам я могу добавить, что они привезли ковчег домой, к стыду и позору Израиля, который не совершал никаких попыток освободить его из плена. Божье провидение знает даже побуждения животных и через них служит своим личным целям. Безусловно, что владельцы филистимские сопровождали их в качестве подходящего эскорта, изумляясь силе Бога Израилева; так те, которые собирались ликовать, взяв ковчег в плен, были вынуждены идти за ним следом, как презренные слуги.

III. Как с радостью он был принят в земле Израиля: жители Вифсамиса жали тогда пшеницу (ст. 13). Они были заняты своим мирским бизнесом и не переживали из-за ковчега; они не интересовались, что с ним стало; если бы они спрашивали о нем, то, наверно, заранее знали бы о его прибытии и заблаговременно вышли бы проводить до своей границы. Но они были такими же невнимательными, как люди, которые строили себе дома в то время, когда дом Божий был в запустении. Отметьте: Бог в должное время совершит спасение для Своей Церкви, несмотря на то, что против нее будут воевать враги и она будет пренебрегаема своими друзьями. Некоторые обращают внимание на тот факт, что когда ковчег вернулся, то жители не бездельничали и не развлекались на улицах города, а были заняты жатвой пшеницы на своих полях. Подобным образом новость о рождении Христа была доставлена пастухам, когда они содержали ночную стражу у стада своего. Дьявол приходит к бездельникам со своими искушениями, а Бог приходит к трудолюбивым людям со своими милостями. Та же невидимая рука, направлявшая коров в землю Израиля, привела их на поле Иисуса Вефсамитянина и остановила в том месте. Некоторые полагают, что это было сделано ради владельца поля, которому Бог хотел оказать эту честь, так как тот был весьма благочестивым человеком. Я же думаю, что это было сделано на том основании, что там лежал большой камень, который упоминается в ст. 14, 15−18, подходящий для того, чтобы на него можно было поставить ковчег.

1. Когда жнецы увидели ковчег Господень, то обрадовались (ст. 13); они радовались ковчегу больше, чем жатве, и поэтому оставили свою работу и пошли, чтобы радушно принять его. Когда Господь вновь вернул ковчег из плена, они были как бы видящие во сне: тогда уста их были полны веселья (Пс 125:1−2). Хотя им не хватало ревности и смелости попытаться спасти или выкупить его, тем не менее, когда он был возвращен им, они радостно приветствовали его. Отметьте: возвращение ковчега и восстановление святых постановлений после дней бедствия, когда они были лишены их, вызвало радость в каждом верном израильтянине.

2. Они принесли коров во всесожжение во славу Бога, а в качестве топлива использовали дерево, из которого была изготовлена колесница (ст. 14). Возможно, отправляя коров, филистимляне хотели, чтобы они стали частью их жертвы повинности и таким образом было принесено искупление (ст. 3, 7). Тем не менее жители Вефсамиса сочли вполне уместным использовать их, потому что больше они не были ни для чего пригодны: колесница, которая однажды перевозила священный символ божественного присутствия в дальнейшем не могла использоваться для других целей, а на коров, находившихся под таким непосредственным водительством небес, как в данном случае, Бог и так уже предъявил Свои права. Они служили Ему и поэтому должны быть принесены Ему в жертву и, несомненно, были приняты Им (несмотря на то, что были женского рода), хотя по закону все, приносившееся во всесожжение, должно быть мужского пола.

3. Они поставили ковчег вместе с ящиком драгоценностей, подаренных филистимлянами, на большой камень, лежавший в открытом поле; это была холодная и весьма презренная обитель для ковчега Господнего, но лучше, чем храм Дагона или плен филистимлян. Хотелось видеть ковчег на своем месте в торжественной и красивой обстановке, но лучше было владеть им, когда он стоял на большом камне в поле, чем не владеть вообще. Внутреннее богатство учрежденных постановлений не должно уменьшаться в наших глазах из-за бедности и невзрачности места, где они совершаются. Сожжение повозки и коров, с помощью которых ковчег был доставлен домой, символизировало их надежды на то, что больше он никогда не будет увезен из земли Израиля; а то, что он был поставлен на большой камень, символизировало их надежды, что впредь он будет стоять на крепком основании. Церковь построена на скале.

4. Они принесли благодарственную жертву Богу, как полагают некоторые, на большом камне, но скорее всего на жертвеннике, сделанном из земли для этой цели (ст. 15). Так как ситуация была необычная, то обошлись без закона, повелевающего приносить жертву на алтаре, расположенном во дворе скинии, тем более, что в то время Силом был лишен своих привилегий; сам Бог оставил его, а ковчег, который был его основной славой, находился у них, в Вефсамисе. Хотя этот город находился в уделе колена Данова, но принадлежал Иуде, и поэтому сам факт, что ковчег непредумышленно был доставлен в это место, послужил указанием того, что со временем он должен быть установлен именно там; ибо когда отверг шатер Иосифов, то избрал колено Иудино (Пс 77:67−68). Это был один из городов, выделенных из удела Иуды сынам Аарона (Нав 21:16). Куда еще мог отправиться ковчег, как не в город священников? И хорошо, что в то время нашлись представители священной череды (хотя здесь они названы левитами, ст. 15, но, похоже, были священниками), которые имели право снять ковчег и совершить жертвоприношение.

5. Владетели филистимские вернулись в Аккарон (как мы можем предположить) весьма изумленные тем, что увидели славу Бога и ревность израильтян, но они, как и прежде, продолжали поклоняться Дагону, ибо переменил ли какой народ богов своих, хотя они и не боги? (Иер 2:11). Хотя они не могли не признать, что Бог Израилев величествен святостью и досточтим хвалами, но решили считать Вельзевула, бога Аккаронского, таким же, как Он, и к нему они прилепились, потому что он был их богом.

6. Обращается внимание, что большой камень так и остался лежать на том же месте; там он находится до сего дня (ст. 18), ибо является вечным памятником этого великого события и служит подтверждением истории, передаваемой из поколения в поколение. Отцы говорят своим детям: «Это тот камень, на который поставили ковчег Божий, когда он был избавлен от рук филистимлян; этого нельзя забывать».

Стихи 19−21. Данные стихи описывают:

(1) Грех жителей Вифсамиса. Они заглядывали в ковчег Господа (ст. 19). Каждый израильтянин слышал много разговоров о ковчеге и проникся к нему большим благоговением; но им говорили, что он хранится за завесой, и даже первосвященнику разрешено заглядывать в него только раз в году и то через облако воскурений. Возможно, это побудило многих сказать (как часто мы сами склонны жаждать запретного), что ничего страшного не произойдет, если они заглянут в него. Мы можем предположить, что некоторые жители Вефсамиса именно по этой причине обрадовались, что увидели его (ст. 13), а не ради государственных интересов. Но это не удовлетворило их; они могли смотреть на него, но хотели большего: снять покрытие, которое было прикреплено к нему, и заглянуть внутрь якобы для того, чтобы посмотреть, не забрали ли филистимляне из него две скрижали и не нанесли ли им вред. Но на самом деле они хотели удовлетворить свое любопытство, побуждавшее увидеть то, что Бог решил скрыть от них. Отметьте: когда суетные люди пытаются вмешиваться и выведать тайны, которые их не касаются, то они в высшей степени оскорбляют Бога (Втор 29:29; Кол 2:18). Нас всех погубили амбиции запретного знания. Желание заглянуть в ковчег было великим грехом, ибо исходило от весьма низменного и презрительного мнения о ковчеге. Данная ситуация, из-за которой они оказались так близко к ковчегу, породила пренебрежение и непочтение к нему. Возможно, они решили, что это допустимо, так как сами были священниками, но высокое положение, которое они обрели благодаря своему служению, ни в коей мере не оправдывало, а усугубляло их беспечное и непочтительное отношение к святыням. Своим примером они должны были учить других держаться на расстоянии и смотреть на ковчег со святым благоговением. Возможно, они считали, что ковчег в долгу перед ними из-за радостного приема, который они ему оказали, и принесенных ими жертв по поводу его возвращения домой, а им положена награда и позволено удовлетворить свое любопытство и заглянуть в него. Но никто не должен думать, что его служение для Бога оправдает его в тех случаях, когда он проявляет неуважение и непочтение к Божьим святыням. Или, возможно, они вообразили, что нынешние презренные обстоятельства, в которых оказался ковчег, только что избавленный от плена и не имеющий постоянного места, и тот факт, что он стоял на холодном камне, позволял им свободнее обращаться с ним; никогда больше у них не будет такой возможности быть близко от него. Мы оскорбляем Бога, если непочтительно относимся к Его постановлениям из-за скромной манеры их осуществления. Если бы они взирали на ковчег разумеющим глазом, а не судили о нем по внешнему виду, то осознали бы, что никогда еще он не сиял таким величием, как в данном случае. Он победил филистимлян и вышел из их дома рабства (как Христос вышел из могилы) благодаря собственной силе. Если бы они задумались об этом, то не заглядывали бы в него, как в обычный ящик.

(2) Их наказание за грех: «Поразил Господь народ поражением великим». Как ревностен Бог за честь ковчега! Он не позволит, чтобы его оскверняли. Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Кто не боится Его величия и без благоговения относится к знакам Его благодати, тому придется прочувствовать Его справедливость и погибнуть от знамений Его недовольства. Кто пытается проникнуть в запретное и подходит слишком близко к священному огню, тот увидит, что сделал это себе в погибель. Бог убил из народа пятьдесят тысяч семьдесят человек. В оригинале это количество пораженных людей выражено весьма необычным образом, и помимо неправдоподобия, чтобы было виновно и убито такое огромное количество людей, оно побуждает многих теологов сомневаться в правильности нашего восприятия сути этого вопроса. В оригинале написано: «Он убил из народа семьдесят, пятьдесят тысяч человек». В сирийском и арабском переводах написано: «Пять тысяч и семьдесят человек». Халдеи читают: «Семьдесят мужей старейшин и пятьдесят тысяч обычных людей», а некоторые: «Семьдесят мужей таких же ценных, как 50 000, ибо они были священниками». Одни полагают, что семьдесят людей были вифсамитянами, убитыми за то, что заглянули в ковчег, а 50 000 были убиты возле ковчега в земле филистимской; другие что Он убил семьдесят человек, то есть пятьдесят из тысячи, что составляет одного из двадцати, или половину десятины. Септуагинта излагает это место так же, как мы: «Он убил семьдесят человек и пятьдесят тысяч человек». Иосиф Флавий утверждает, что было убито только семьдесят человек.

(3) Ужас, поразивший жителей Вифсамиса из-за этого сурового наказания. Они спрашивали (и вполне имели право задавать этот вопрос): «Кто может стоять пред Господом, Сим Святым Богом!» (ст. 20). Некоторые считают, что их слова выражают недовольство Богом, словно Он поступил с ними жестоко и несправедливо. Вместо того чтобы порицать себя за свои грехи, они порицали Бога и Его суды; подобным образом печалился Давид при схожей ситуации (2Цар 6:8−9). Но я думаю, что данные слова подразумевают их страх, благоговение и восхищение Богом как Господом и святым Богом Богом, перед Которым никто не может устоять. Именно к такому выводу они пришли после этого страшного суда. «Кто может устоять перед Богом ковчега?» Стоять перед Богом и поклоняться Ему (да будет благословенно Его имя) возможно: через Христа нас приглашают, ободряют и дают возможность делать это; а вот стоять перед Богом и соперничать с Ним мы не сможем. Кто может устоять непосредственно перед престолом Его славы и во всей полноте видеть Его? (1Тим 6:16). Кто может устоять перед судом Его непоколебимой справедливости и оправдать себя? (Пс 129:3; Пс 142:3). Кто может устоять перед мышцей силы Его, когда Он разгневан, противостоять или отражать ее удары? (Пс 75:8).

(4) Их желание в связи с этой ситуацией избавиться от ковчега. Они спросили: «К кому Он пойдет от нас?» (ст. 20). Им следовало бы спросить: «Как мы можем заключить с Ним мир и восстановить Его благоволение?» (Мих 6:6−7). Но они устали от ковчега так же, как филистимляне, хотя, кто знает, возможно, если бы они обращались с ним с почтением, то он остался бы у них и они были бы благословлены ради него? Подобным образом, когда слово Божье вырабатывает страх в совести грешников, то они, вместо того чтобы винить и стыдить в этом самих себя, спорят со словом и отказываются от него (Иер 6:10). Они отправили посланников к старейшинам Кириафиарима укрепленного города, расположенного в центре страны, и попросили их прийти и забрать к себе ковчег (ст. 21). Сами они не осмеливались прикоснуться к нему и принести его туда, а держались от него на расстоянии, как от опасной вещи. Так глупцы впадают из одной крайности в другую: от самонадеянной дерзости к рабской робости. Кириафиарим, то есть город деревьев, принадлежал Иуде (Нав 15:9, 60). Он лежал на пути от Вефсамиса к Силому, и поэтому, когда они послали к старейшинам, чтобы те забрали ковчег, мы можем предположить, что они хотели, чтобы старейшины Силома отвезли его туда; но у Бога были другие планы. Так ковчег отсылали от города к городу, и государство не проявляло о нем никакой заботы; это было знаком того, что не было царя в Израиле.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Букв.: Ему.
3  [2] — Или: жертву признания вины; то же в ст. 4, 8 и 17. См. Лев 5:15,16; Лев 7:1−10.
4  [3] — Букв.: правителей.
4  [4] — Или: мышей.
5  [5] — Или: отведет от вас Свою (карающую) руку.
6  [6] — Букв.: Он.
18  [7] — Или: от укрепленного города до неогороженного поселка.
19  [8] — Букв.: семьдесят человек (и) пятьдесят тысяч; в некот. рукописях: пятьдесят человек.
20  [9] — Или: к кому (должен) перейти (ковчег) от нас?
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.