Бытие 17 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 Когда Авраму было девяносто девять лет, ГОСПОДЬ явился ему и сказал: «Я — Бог Всесильный.1 Помни, что твоя жизнь перед лицом Моим проходит,2 и будь непорочен,
2 а Я силу придам Завету, Союзу, что заключен между Мною и тобой, и дарую тебе потомство многочисленное».
3 Аврам пал ниц, а Бог, продолжая говорить с ним, сказал:
4 «Что до Меня, то по Моему Завету с тобой ты непременно будешь отцом многих народов.
5 И имя твое отныне будет не Аврам, но Авраам, ведь Я сделаю тебя отцом не одного, но множества народов.3
6 Тьмы тем потомков Я дам тебе: произойдут от тебя народы, и царями будут потомки твои.
7 Я упрочу4 Завет Мой — Союз между Мною и тобою. Распространится он и на потомков твоих после тебя из поколения в поколение как Союз навеки, дабы быть Мне Богом твоим и потомков твоих.
8 В вечное владение тебе и всем потомкам твоим после тебя отдам эту землю, по которой странствуешь ты ныне, — всю землю ханаанскую отдам потомкам твоим и буду их Богом».
9 «Но и ты, — воззвал Бог к Аврааму, — будь верен Завету Моему:5 и ты, и потомки твои во всех после тебя поколениях.
10 Во исполнение этого Завета Моего, который сохранять должен ты и все потомки твои, да будут обрезаны у вас все мужчины.
11 Крайнюю плоть обрезайте себе — это будет знаком Завета, знаком Союза, заключенного между Мной и вами.
12 Всякий мальчик на восьмой от рождения день должен быть у вас обрезан. Делайте это из рода в род не только со всеми, кто рожден в вашем доме, но и с рабами, которых купили вы у кого-нибудь из иноплеменников, людей не из вашего рода.
13 И в доме твоем рожденный раб и купленный — все должны быть обрезаны. Так будет запечатлено на плоти вашей, что Союз, или Завет Мой, — Завет вечный.
14 А необрезанный, каждый, чья крайняя плоть не обрезана, такой да будет исторгнут6 из народа своего — он нарушил Завет Мой».
15 И добавил Бог к сказанному: «Сару, жену твою, не называй более Сарой, Сарра да будет отныне имя ее.7
16 Я благословлю ее — от нее родится у тебя сын; благословлю ее — будет она матерью многих народов. Цари народов произойдут от нее».
17 Авраам вновь пал ниц, но засмеялся про себя: «Неужели от столетнего будет сын? Сарре ли рожать в ее девяносто лет?»
18 И сказал он Богу: «О, хотя бы Измаил жил, по милости Твоей!»8
19 «Нет, — ответил ему Бог, — именно Сарра, твоя жена, родит тебе сына, которого ты должен назвать Исааком.9 Я сохраню в силе Завет Мой с ним как Завет вечный и для его потомков после него.
20 Я и об Измаиле услышал просьбу твою: знай, Я благословлю его и сделаю его плодовитым, так что многочисленным будет потомство его. От него родятся двенадцать князей, Я произведу от него великий народ.
21 Но Завет Мой, Союз Мой, Я буду сохранять с Исааком, которого Сарра родит тебе ровно через год».
22 Закончив говорить с Авраамом, Бог оставил его.
23 В тот же самый день Авраам сделал всё, как сказал ему Бог: обрезал крайнюю плоть и сыну своему Измаилу, и всем мужчинам из домочадцев своих, включая рабов, рожденных в доме его или купленных им за серебро.
24 Аврааму было девяносто девять лет, когда он был обрезан,
25 а Измаилу, сыну его, — тринадцать.
26 Авраам и Измаил, сын его, были обрезаны в один и тот же день,
27 с ними и все мужчины из домочадцев Авраама — как рожденные в доме его, так и купленные у иноплеменников.

Комментарии МакДональда

17:1−14 Слова Бога, обращенные к Авраму в ст. 1, можно интерпретировать как завуалированную попытку Бога сказать Авраму, что ему следует прекратить пытаться делать все собственными силами. Вместо этого, он должен позволить Всемогущему Богу совершить то, что Он задумал. Сразу же после этого Бог обновляет завет с Аврамом и изменяет имя патриарха. Вместо имени Аврам («возвеличенный отец») он получил имя Авраам («отец многих»). Здесь также устанавливается обряд обрезания, как знак завета. Эта хирургическая операция, предназначенная для детей мужского пола, означала, что ребенок принадлежит к избранному Богом народу на земле. И хотя этот обряд уже практиковался в те времена на Ближнем Востоке, для Авраама и его семьи он приобрел новый смысл. Все люди мужского пола в доме Авраама были обрезаны, и с тех пор каждый мальчик, родившийся в доме Авраама, должен был подвергнуться обрезанию на восьмой день после рождения. В противном случае он должен был истребиться из народа, то есть, быть отлученным от общества израильтян (ст. 9−14). Выражение «истребиться из народа» иногда означает смертную казнь — как, например, в Исх 31:14−15. Но в других отрывках (как и в этом), оно, скорее всего, имеет значение «изгнать» или «сделать изгоем».

Апостол Павел обращает особое внимание на то, что Авраам был оправдан (15:6) до того, как сделал себе обрезание. «И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании» (Рим 4:11). В наши дни верующие тоже получают такую печать, но это не знак на теле, а Святой Дух, Которого они получают в момент обращения (Еф 4:30).

ЗНАК ОБРЕЗАНИЯ

Бог сделал обрезание физическим знаком завета, который Он заключил со Своим народом (Быт 17:10−14). Поэтому все потомки Авраама стали называться «обрезанными» (Деян 10:45), а язычники — «необрезанными» (Еф 2:11). Обрезание — это также знак и печать праведности, которую Авраам получил по вере (Рим 4:5).

Слова «обрезание» и «обрезанный» обрели со временем множество разнообразных значений. Выражение «необрезанные уста» (Исх 6:12) означало отсутствие ораторских способностей. Люди с «необрезанными ушами» и «необрезанными сердцами» — это те, кто не слышат Бога, не любят Его, не подчиняются Ему (Лев 26:41; Втор 10:16; Втор 30:6; Иер 6:10; Деян 7:51). «Необрезанные плотью» (Иез 44:7) означало «нечистые».

В Новом Завете выражение «обрезание Христово» (Кол 2:11) относится к Его смерти на Кресте. Верующие принимают это обрезание, отождествляя себя с Христом. Павел называет это «обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти» (Кол 2:11). Обрезание, таким образом, означает смерть для греховной природы. Это происходит в жизни каждого верующего, но должно подкрепляться конкретными делами — умерщвлением греховных поступков плоти (Кол 3:5). Апостол называет верующих подлинным обрезанием (Флп 3:3), противопоставляя их иудейским законникам — так называемым «обрезанным» (Гал 2:12).

Помимо всего символизма, заключенного в этом обряде, обрезание имеет также и практическое преимущество. Некоторые из Божьих законов предназначались для того, чтобы спасти Его народ от болезней, которым были подвержены язычники. Сегодня многие медики уверены, что обрезание способствует предотвращению некоторых форм рака — как у самих мужчин, так и у их жен.

17:15−17 Бог изменил также имя Сары. Теперь она стала Саррой (имя в переводе означает «принцесса»). Господь пообещал при этом Аврааму, что его девяностолетняя жена родит сына. Патриарх рассмеялся — от радостного удивления, а не от неверия. Его вера была непоколебимой (Рим 4:18−21).

17:18−27 Когда Авраам выпрашивал у Бога благоволение для Измаила, в ответ ему было сказано, что завет будет исполнен именно через Исаака. Впрочем, у Измаила тоже будет многочисленное потомство, которое станет великим народом. Исаак — это прообраз Христа, в Котором завет будет окончательно исполнен.

Обратите внимание на то, как быстро Авраам исполняет повеления Господа. В тот же день и сам патриарх, и его сын Измаил были обрезаны.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Евр. Эль-Шаддай традиционно переводилось как «Бог Всемогущий» или как «Бог Вседержитель».
1  [2] — Букв.: ходи предо Мной.
5  [3] — Имя Аврам означает «превознесенный отец», а имя Авраам (евр. Аврахам) созвучно в евр. выражению «отец множества».
7  [4] — Или: утвержу; то же в ст. 19, 21.
9  [5] — Букв.: храни / соблюдай Завет Мой.
14  [6] — Евр. карат — здесь в знач. «быть отрезанным» (от общества, живущего в Союзе / Завете с Богом); такое могло происходить либо через ниспосылаемое от Бога наказание смертью, либо через изгнание из общества или лишение всех прав и связей с этим обществом. Возможно, что это имел в виду апостол Павел в Рим 9:3.
15  [7] — Имена Сара и Сарра в их греческом, церковнославянском и русском написании передают соответственно евр. Сарай и Сара. Последнее переводится как «княгиня», первое же, по мнению некоторых исследователей, могло означать «моя княгиня», т. е. прежде Сарра была княгиней у Авраама, а затем стала родоначальницей целого народа.
18  [8] — Букв.: жил перед лицом Твоим.
19  [9] — Имя Исаак (евр. Ицхак) означает «он смеется».
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.