Бытие 19 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 Когда вечером того же дня те два ангела подошли к Содому, Лот сидел у городских ворот.1 Как только Лот увидел их, он поднялся, чтобы приветствовать их, и, поклонившись до земли,
2 сказал: «Прошу вас, господа мои, зайдите в дом ко мне, к рабу вашему, чтобы ноги вымыть и переночевать. А рано утром вы сможете продолжить путь свой». «Нет, — ответили они, — мы хотим переночевать на площади».
3 Но он так настоятельно упрашивал их, что они согласились и вместе с ним направились к нему в дом. Он приготовил им богатое угощение, напек пресных лепешек, и они поужинали.
4 Они еще не легли спать, как жители города — мужчины Содома, и стар и млад, все без исключения, — окружили дом
5 и, вызывая к себе Лота, кричали ему: «Где те люди, что сегодня вечером пришли к тебе? Давай их сюда! Мы совокупимся с ними!»
6 Лот вышел к ним на порог дома и, закрыв за собой дверь,
7 сказал: «Братья мои, не делайте такого зла!
8 Послушайте, у меня есть две дочери, еще девушки; давайте я выведу их к вам, и делайте с ними, что хотите, только людей этих не троньте, ведь они как гости вошли под кров дома моего».
9 «Убирайся прочь! — кричали из толпы. — Сам-то ты здесь пришлый! Тебе ли нас судить?! С тобой мы хуже поступим, чем с ними!» С такими криками они яростно устремились на человека этого, Лота, и подступили к двери, чтобы выломать ее.
10 Но те два мужа, два гостя, схватив Лота, ввели его назад в дом и заперли дверь,
11 а людей тех, что столпились у входа в дом, поразили слепотой, так что все они от мала до велика измучились в тщетном поиске входа в дом.
12 «Кто еще есть у тебя в этом городе? — спросили у Лота те два мужа. — Зять, сыновья твои, дочери твои или еще кто-нибудь? Выводи их из этого места.
13 О горьких жалобах на жителей его знает ГОСПОДЬ,2 и Он послал нас уничтожить этот город».
14 Лот вышел из дома и стал убеждать женихов3 дочерей своих скорей покинуть это место. «Сейчас ГОСПОДЬ уничтожит этот город», — говорил он им. Но те подумали, что Лот шутит.
15 Как только рассвело, ангелы начали торопить Лота: «Скорей уводи отсюда жену и обеих дочерей, которые остались с тобой, чтобы не погибнуть тебе, когда город будет наказан».4
16 А Лот всё еще медлил, тогда, по милости ГОСПОДНЕЙ к нему, мужи те взяли за руки его, жену его и обеих дочерей, вывели их и оставили вне города.
17 Как только они оказались с ними за городом, один из них сказал Лоту: «Теперь беги, чтобы остаться в живых, не оглядывайся назад и нигде в долине не останавливайся, а беги в горы, дабы тебе не погибнуть».
18 «О нет! Владыка мой! — возразил Лот. —
19 Молю тебя, вспомни, ты уже был так добр ко мне, рабу твоему, и оказал мне великую милость: спас жизнь мою. Но теперь мне не добежать до гор: бедствие застигнет меня на пути, и я погибну.
20 Взгляни, вон там недалеко селенье, куда можно убежать, и оно маленькое. Побегу я туда, это ведь такое небольшое селенье — там я останусь в живых!»
21 «Хорошо, — сказал ангел, — я выполню просьбу твою: не уничтожу селенье, о котором ты говоришь.
22 Но ты беги туда скорее, ибо я ничего не смогу сделать, пока ты не будешь там». (Поэтому и называется это селенье Цоар.)5
23 Солнце взошло над землею в то самое время, как Лот пришел в Цоар.
24 Тогда по изволению ГОСПОДА дождем пролилась на Содом и Гоморру сера горящая — от ГОСПОДА с неба то было, —
25 и уничтожил Он полностью города эти, и всю долину, и всех, кто жил на ней, и всё, что росло на земле.
26 А жена Лота, бежавшая следом за ним к Цоару, оглянулась назад и превратилась в соляной столп.
27 Утром Авраам встал рано и поспешил к тому месту, где накануне стоял перед ГОСПОДОМ.
28 Когда он посмотрел в сторону Содома и Гоморры и на всю широко простиравшуюся долину, увидел он густой дым, поднимавшийся с земли, подобный дыму из плавильной печи.
29 Но, уничтожая города этой долины, Бог не забыл6 об обещании Аврааму и спас Лота от гибели, когда предал полному уничтожению города, где жил Лот.
30 Боясь оставаться в Цоаре, Лот вместе с обеими дочерьми ушел в горы. Там он и поселился вместе с ними в пещере.
31 Однажды старшая дочь сказала младшей: «Отец наш стар, и здесь вокруг нет ни одного мужчины, который бы жил с нами, как это в мире водится.
32 Напоим нашего отца вином, переспим с ним и приживем себе от него детей».
33 В тот вечер напоили они отца своего вином, и старшая дочь пришла к нему и спала с ним. Он и не чувствовал, когда она легла и когда встала.
34 Наутро старшая дочь сказала младшей: «Прошлой ночью я спала со своим отцом. Напоим его вином и в этот вечер; ты пойдешь и переспишь с ним, и мы приживем себе детей от отца нашего».
35 В тот вечер они снова напоили отца своего вином. Теперь уже младшая дочь пришла к нему и спала с ним. Он и не чувствовал, когда она легла и когда встала.
36 Так обе дочери Лота забеременели от своего же отца.
37 Старшая родила сына и назвала его Моав. Он — предок теперешних моавитян.
38 И младшая тоже родила сына и назвала его Бен-Амми.7 Он — предок теперешних аммонитян.

Комментарии МакДональда

19:1−11 Название «Содом» стало синонимом греха гомосексуализма или содомии. Но сексуальные извращения были не единственной причиной падения этого города. В книге пророка Иезекиля 16:49−50 Господь говорит, что грех Содома заключался в «гордости, пресыщении и праздности».

Лот принял двух ангелов у себя дома и настоял на том, чтобы они остались у него на ночь, зная о той опасности, которая их подстерегала в противном случае. Но даже тогда жители Содома попытались изнасиловать этих небесных пришельцев. Отчаянно пытаясь спасти своих гостей Лот бесстыдно предложил им своих двух дочерей. Всех спасло только чудо; ангелы поразили Содомлян временной слепотой, которая привела их в замешательство.

ГОМОСЕКСУАЛИЗМ

Как в Ветхом Завете (Быт 19:1−26; Лев 18:22; Лев 20:13), так и в Новом (Рим 1:18, 32; 1Кор 6:9; 1Тим 1:10), Бог осуждает грех гомосексуализма. Он показал свой гнев, вызванный этим грехом, разрушив города Содом и Гоморру. По закону Моисея, мужеложство каралось смертной казнью. Ни один гомосексуалист не наследует Царства Божьего, если не откажется от этого греха.

Так называемые «геи» дорого платят за свой аморальный стиль жизни. Апостол Павел пишет, что они наказываются, «получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение» (Рим 1:27б). К последствиям гомосексуализма относятся венерические болезни, пневмоцистит, саркома Капоши (разновидность рака) и СПИД. Кроме того, гомосексуализм связан с навязчивым чувством вины, умственными и душевными расстройствами, а также ненормальными искажениями личности.

Как и все другие грешники, гомосексуалисты или лесбиянки могут спастись, если раскаются в своих грехах и обратятся к Христу — Господу и Спасителю, умершему за них. Бог любит гомосексуалистов и лесбиянок, хотя и ненавидит их грех.

Гомосексуальные наклонности и гомосексуальный стиль жизни — это не одно и то же. Библия осуждает гомосексуальное поведение, а не ориентацию. Многие люди испытывают влечение к представителям своего пола, но отказываются поддаваться этому влечению. Полагаясь на силу Святого Духа, они научились противостоять искушению и жить в чистоте. Многие христиане, имеющие гомосексуальные тенденции, «с сожалением и раскаянием видят свое положение, но так как сами изменить себя не могут, уповают на силу Святого Духа, Который дает силы переносить искушения и жить в воздержании. Это и есть подлинное освящение. Последовав за Христом, они отдают этот внутренний дефект Богу, чтобы сила Божия совершилась в немощи человеческой».

Некоторые гомосексуалисты обвиняют Бога в том, что они родились такими. Но причина не в Боге, а в человеческой греховности. Каждый из падших детей Адама имеет греховные наклонности. Кто-то согрешает в одном, кто-то в другом. Искушение — это не грех. Грех — это то, что мы делаем, поддаваясь искушению.

От гомосексуализма и лесбианства, как и от всех других видов похоти, можно освободиться. Но почти в каждом случае очень важна постоянная помощь верующего душепопечителя. Христиане должны принимать геев и лесбиянок как людей, не одобряя при этом их стиль жизни. Христос умер и за них, и поэтому верующим нужно изо всех сил стараться привести их к жизни в святости, «без которой никто не увидит Господа» (Евр 12:14).

19:12−29 Ангелы торопили Лота и его семейство. Уходить из города нужно было быстро. Лот пытался уговорить своих зятьев (или будущих зятьев — см. ИСВ), но те решили, что он шутит. Лот настолько погряз в мире, что, когда наступил кризис, его свидетельство не имело силы. На рассвете ангелы вывели Лота, его жену и дочерей из Содома. Но Лот и здесь заупрямился, предпочитая убежище в Сигоре — одном из окрестных городов, таких же развращенных, как и Содом. В Содоме не нашлось и десяти праведников, поэтому Бог уничтожил город. Но молитва Авраама была услышана. Помня об Аврааме, Бог спас Лота от гибели.

Жена Лота, хотя и покинула город, в душе все же была привязана к нему, и Господь покарал ее. Христос сказал: «Вспоминайте жену Лотову» (Лк 17:32). Эти слова содержат предупреждение для всех, кто не принимает всерьез Его спасение.

19:30−38 Покинув Сигор, Лот стал жить в пещере. Дочери Лота напоили его и соблазнили с ними переспать, в результате чего произошло кровосмешение. Со временем старшая дочь родила сына по имени Моав, а младшая — другого сына, получившего имя Бен-Амми. От них произошли два народа — моавитяне и аммонитяне, которые часто враждовали с Израилем. Моавитянки совращали израильтян (Чис 25:1−3), а аммонитяне научили Израиль поклоняться Молоху, принося в жертву даже детей (3Цар 11:33; Иер 32:35).

Мы знаем, что Лот был праведником (2Пет 2:7−8), но из-за своей привязанности к миру он не смог убедительно свидетельствовать (ст. 14), потерял жену (ст. 26), зятьев, друзей, общение верующих (которого в Содоме просто не было), все свое имущество (он пришел в Содом богатым, а вышел оттуда нищим). Жизнь в Содоме повлияла также на его характер (ст. 35), род занятий, и сам он едва не погиб (ст. 22). Развратное поведение дочерей Лота говорит о том, что они подверглись влиянию порочного образа жизни, царившего в Содоме. Это неизбежно (Евр 2:3).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — На Древнем Востоке площадь перед городскими воротами была местом суда, торговых сделок и различных встреч.
13  [2] — Букв.: ибо велик вопль на них перед Господом!
14  [3] — Или: мужей.
15  [4] — Или: не погибнуть в беззаконии города.
22  [5] — В Син. пер., как и в LXX: Сигор; название города созвучно евр. слову мицар, означающему «быть маленьким, незначительным».
29  [6] — Букв. вспомнил; см. примеч. к 8:1.
38  [7] — По общераспространенной этимологии Моав объясняется как возникшее от меав «от (моего) отца», а Бен-Амми переводится как «сын моего народа».
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.