Бытие 2 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 Так были созданы небо, земля и всё, что в красе своей наполняло их.1
2 К седьмому дню окончил2 Бог тот труд, который совершал Он; и в день седьмой уже не делал3 всего того, что совершал прежде.
3 Благословил Бог день седьмой и освятил его, ибо в этот день Он в покое пребывал после тех дел, которые при сотворении совершал.
4 ВОТ РАССКАЗ4 О НЕБЕ И ЗЕМЛЕ ПРИ ИХ СОТВОРЕНИИ.
Когда ГОСПОДЬ5 Бог создал землю и небо,
5 на земле не было дикого кустарника, не было ничего дикорастущего,6 ведь и дождя ГОСПОДЬ Бог еще не посылал на землю, и не было человека, чтобы ее возделывать.
6 Пар7 поднимался с земли и орошал всю поверхность ее.
7 ГОСПОДЬ Бог создал8 человека из праха земного и вдохнул в него9 дыхание жизни, и стал тот твореньем живым.10
8 Насадил ГОСПОДЬ Бог сад на востоке, в Эдеме,11 и там поселил человека, которого создал.
9 Из земли по изволению ГОСПОДА Бога выросли всякие деревья, приятные на вид и с пригодными в пищу плодами, а посреди сада — дерево жизни и дерево познания добра и зла.
10 Из Эдема, орошая его, текла река, и далее она разделялась на четыре реки.12
11 Название первой — Пишон; она течет вокруг всей земли Хавила, той самой, где есть золото.
12 (Золото той земли хорошее; есть там и благовония, и драгоценный камень оникс.)13
13 Название второй реки Гихон, она течет вокруг всей земли Куш.
14 Название третьей реки Тигр, она течет к востоку от Ассирии. Четвертая река — Евфрат.
15 ГОСПОДЬ Бог сделал всё для благополучия14 человека в Эдемском саду, за которым тот должен был ухаживать и который должен был беречь.15
16 И тогда Господь Бог дал такую заповедь человеку: «Ты можешь есть плоды любого дерева в саду,
17 но не с дерева познания добра и зла. Не ешь его плодов, ибо в тот же день, как отведаешь их, непременно умрешь».
18 И сказал ГОСПОДЬ Бог: «Нехорошо человеку быть одному, в помощь ему сотворю Я того, кто будет ему под стать».
19 Привел ГОСПОДЬ Бог к человеку созданных Им из земли всевозможных животных, что на суше обитают, и птиц, что по небу летают, чтобы посмотреть, как человек их назовет: они должны были получить от него свои имена.
20 Человек дал имена скоту всякому, имена птицам под небом, имена диким зверям — но для него не нашлось помощника, который был бы ему под стать.
21 Тогда ГОСПОДЬ Бог навел глубокий сон на человека, и как только тот уснул, вынул у него ребро и закрыл плотью место, где оно было.
22 Из того самого ребра создал ГОСПОДЬ Бог женщину и привел ее к человеку.
23

И воскликнул человек:
«Наконец! Кость от кости моей
и плоть от плоти моей!
Женщиной она называться будет,
ибо взята из мужчины».16

24 Поэтому отца и мать оставляет мужчина, соединяясь с женою своей, — двое плотью единой становятся.
25 И Адам, и жена его были наги, но не стыдились.

Комментарии МакДональда

2:1−3 Сотворив мир, Бог покоился на седьмой день. Этот покой вызван не усталостью, а удовлетворением от завершенной работы. Несмотря на то, что тогда еще не было заповеди о субботнем покое, принцип отдыха раз в семь дней уже прослеживается.

2:4−6 Имя «Господь Бог» (Иегова [Яхве] Элохим) впервые появляется в стихе 4, но только после сотворения человека (гл. 1:27). Под именем Элохим Он выступает как Творец. Под именем Иегова, Он заключает с человеком завет. Не понимая этого, критики Библии объясняли различные имена Бога сменой авторов манускриптов.

Слова «Вот происхождение неба и земли» (ст. 4) относятся к началу Сотворения, о котором шла речь в главе 1. Стих 5 — «и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла» — описывает состояние земли на тот момент, о котором сказано в 1:10 — когда появилась суша, но еще не было растений. Земля орошалась не дождем, а изморосью.

2:7 Здесь мы находим более подробное повествование о сотворении человека. Бог сотворил человеческое тело из праха земного, но только дыхание Божие сделало человека живым существом. Имя Адам («земля» или «красный») он получил от красной земли, из которой был сделан.

2:8−14 Тот сад, который насадил Бог в Едеме, был на востоке, т.е. находился к востоку от Палестины — географической точки отсчета в Библии. Сад находился в Месопотамии, недалеко от рек Хиддекель (Тигр) и Евфрат. Дерево познания добра и зла было посажено там для того, чтобы проверить, будет ли человек послушен Богу. Есть плоды этого дерева нельзя было только потому, что Бог запретил это делать. В несколько видоизмененной форме, этот плод знаком нам и сегодня.

2:15−23 Наказанием за несоблюдение этой духовной заповеди была смерть (ст. 17) — мгновенная духовная смерть и медленная физическая. Наделяя зверей и птиц именами, Адам, по-видимому, заметил, что среди них есть самцы и самки. У каждого животного была пара — похожая на него, но немного другая. Это, должно быть, навело Адама на мысль, что ему тоже нужен помощник, подобный ему. Невеста Адама была сделана из его же собственного ребра, которое у него вынули, пока он спал. А из пробитого копьем бока Христа, пролившего кровь в невыразимой агонии, пришло спасение для Его Невесты. Женщина была сделана не из головы, чтобы не господствовать над мужем, и не из ноги, чтобы ее не попирали, а из места под рукой — чтобы ее защищали. Это место было близко к сердцу, чтобы ее любили.

Бог сделал мужа главой семьи еще до того, как в мир вошел грех. Апостол Павел аргументирует это порядком сотворения (муж был сотворен первым) и целью сотворения (жена была сотворена для мужа) (1Кор 11:8−9). И, несмотря на то, что первой согрешила Ева, сказано, что грех вошел в мир именно через Адама. Адам был главой семьи, и вся ответственность лежала на нем.

В стихе 19 описано действие, совершенное ранее. «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых.» — то есть, до сотворения человека.

2:24 В этом стихе Бог устанавливает институт моногамного брака. Как и все другие божественные установления, брак был создан на благо человеку, и не может быть нарушен безнаказанно. Узы брака служат также иллюстрацией союза между Христом и Церковью (Еф 5:22−32).

2:25 Хотя Адам и Ева, живя в Саду Едемском, не носили одежды, стыд был им неизвестен.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: и всё их воинство. Возможно, что евр. цава (одно из значений которого «воинство, военная служба») в этом контексте указывает на упорядоченность и красоту; так это было понято переводчиками LXX и Вульгаты.
2  [2] — Друг. возм. пер.: завершил в седьмой день.
2  [3] — Евр. шават может быть переведено и как «успокоился», но его основное значение — «прекращать». Здесь, как и в ст. 3, говорится не об отдыхе после истощения сил, а о прекращении процесса сотворения.
4  [4] — Евр. слово толдот, традиционно переводимое словом происхождение, в ВЗ используется в таких значениях, как: история происхождения, родословие или потомство. Первая часть стиха с использованием этого слова служит здесь, как и в других местах Бытия, своеобразным заголовком последующего повествования.
4  [5] — Обозначенное малыми прописными буквами слово «ГОСПОДЬ» используется там, где в оригинале встречается непроизносимое имя Божье, так называемый тетраграмматон: יהוה ЙХВХ.
5  [6] — Букв.: никакого же кустарника полевого еще не было на земле, и никакая трава полевая еще не росла. Слова «полевой кустарник» и «полевая трава» не относятся к той растительности, о которой шла речь в первой главе; они скорее предвосхищают «терния и колючки» и «полевую траву», которые появятся позже вследствие грехопадения (3:18). И в сообщении о дожде можно видеть намек на потоп (7:4).
6  [7] — Или: туман. Смысл используемого здесь евр. слова эд неясен, кроме этого места оно встречается в Иов 36:27. Иные переводят его как «источник», «потоп» или даже «подземные воды».
7  [8] — Букв.: изваял / вылепил; то же в ст. 8, 19.
7  [9] — Букв.: в ноздри его.
7  [10] — Букв.: и стал человек живым существом; или: душою живою.
8  [11] — Евр. эден, т. е. блаженство, наслаждение.
10  [12] — Букв.: начала / ответвления.
12  [13] — Букв.: там бдолах и (драгоценный) камень шохам.
15  [14] — В отличие от ст. 8, где сказано, что Бог «поселил» человека, здесь автор использует другой глагол, а именно тот, который он применяет, когда пишет о покое или благополучии, которые Бог дает человеку (ср. Втор 3:20; Втор 12:10).
15  [15] — Традиционный перевод «возделывал и хранил (сад)» наталкивается на серьезные возражения семантического порядка. Глаголы «возделывать» и «хранить» в оригинальном тексте ВЗ чаще всего используются в знач. «служить (Богу)» и «повиноваться». Вероятно, и в данном случае они употреблены в этом же смысле.
23  [16] — Евр. слово «женщина» (ишша) сходно по звучанию со словом «мужчина» (иш).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.