Бытие 25 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 Авраам взял себе другую жену, ее звали Кетура,
2 она родила ему Зимрана, Йокшана, Медана, Мидьяна, Ишбака и Шуаха.
3 У Йокшана родились Шева и Дедан. Ашшуреи, летушеи и леуммеи — потомки Дедана.
4 Сыновья Мидьяна: Эфа, Эфер, Ханох, Авида и Эльдаа. Все они потомки Кетуры.
5 Всë, чем он владел, Авраам передал Исааку,
6 а сыновей наложниц своих он щедро одарил и еще при жизни своей отослал их на восток, в земли восточные, подальше от сына своего Исаака.
7 Всех лет жизни Авраама — сто семьдесят пять.
8 Прошли годы странствий его, и он скончался. Умер Авраам в глубокой старости, насытившись жизнью; и отошел он к праотцам своим.1
9 Похоронили его Исаак и Измаил, сыновья его, в пещере Махпела, на востоке от Мамре, на поле Эфрона-хетта, сына Цохарова,
10 на поле, которое Авраам приобрел у хеттов; и Авраам, и жена его Сарра погребены там.
11 После смерти Авраама благословил Бог его сына Исаака, поселившегося возле Беэр-Лахай-Рои.
12 ЗАПИСЬ О ПОТОМКАХ2 Измаила, сына Авраама от египтянки Агари, рабыни Сарриной.
13 И вот имена сыновей Измаила по старшинству: Невайот, первенец Измаила, за ним Кедар, Адбеэль, Мивсам,
14 Мишма, Дума, Масса,
15 Хадад, Тема, Етур, Нафиш и Кедма.
16 Это сыны Измаила, по именам которых названы селения и стоянки их. Это двенадцать вождей со своими племенами.
17 Измаилу было сто тридцать семь лет, когда он испустил свой последний вздох; умер он и приобщился к покою праотцев своих.
18 Потомки Измаила расселились от Хавилы до Шура, что находится восточнее Египта по направлению к Ашшуру.3 Жили они в стороне от всех братьев своих.4
19 ПОТОМКИ Исаака, сына Авраамова.
У Авраама родился Исаак.
20 Исааку было сорок лет, когда он взял в жены Ревекку, дочь Бетуэля-арамея из Паддан-Арама, сестру Лавана-арамея.
21 У Ревекки не было детей, и поэтому Исаак молился ГОСПОДУ о жене своей. Ответил ГОСПОДЬ на мольбу его: Ревекка, жена его, зачала.
22 Младенцы же во чреве ее так сильно толкали друг друга, что она воскликнула: «Если так и впредь будет, то для чего мне это?» И пошла вопросить ГОСПОДА.
23 ГОСПОДЬ сказал ей:

«В себе два народа ты носишь,
два племени, что путями своими
пойдут от рожденья;
одно племя сильней другого станет,
и старший будет младшему слугой!»

24 Когда настало ей время родить, оказалось — близнецы во чреве ее!
25 Первый явился на свет красноватым,5 волосатым, как ворсистая одежда, его назвали Исавом.6
26 Потом родился второй близнец, ухватившийся рукой своей за пятку Исава; его назвали Иаковом.7 Исааку было шестьдесят лет, когда они родились.
27 Дети выросли. Исав стал ловким охотником, человеком поля, а благонравный Иаков предпочитал оставаться дома.
28 Исаак любил Исава — нравилась ему дичь Исавова, а Ревекка любила Иакова.
29 Однажды, когда Иаков готовил обед, Исав вернулся с охоты, измученный и голодный.
30 «Изнемог я! — сказал он Иакову. — Дай, прошу, мне поесть того красного, того варева красного». (Потому и прозвали его Эдом.)8
31 «Хорошо, если право быть первенцем9 сейчас же уступишь мне», — ответил Иаков.
32 «К чему мне это право — я умираю!» — вскричал Исав.
33 «Сперва поклянись мне», — настаивал Иаков; и после того, как он продал Иакову свое право считаться первенцем в семье,
34 дал Иаков хлеба Исаву и чечевичной похлебки. Тот поел, попил, поднялся и ушел. Так пренебрег Исав своим правом быть в семье первенцем.

Комментарии МакДональда

12. Потомки Авраама (25:1−18)

25:1−6 В 1-ой книге Паралипоменон 1:32 Хеттура называется наложницей Авраама. Стих 6, похоже, подтверждает это. Хеттура не пользовалась всеми правами жены и не была хозяйкой в доме. Мы снова видим, что Бог не умалчивает о семейных проблемах патриархов, хотя Он и не одобряет многоженство.

25:7−18 Авраам умер, когда ему было сто семьдесят пять лет. Его положили в пещеру в Хевроне, где была похоронена Сарра. Двенадцать сыновей Измаила, о которых идет речь в стихах 12−16, — это исполнение обещания, данного Аврааму в отношении Измаила: «Двенадцать князей родятся от него» (17:20). После смерти Измаила Исаак становится главным героем повествования.

Б. Исаак (25:19 — 26:35)

1. Семья Исаака (25:19−34)

25:19−26 Ревекка была замужем уже почти двадцать лет, и все еще оставалась бесплодной. Затем, по молитве Исаака, она зачала. Близнецы в ее утробе боролись друг с другом. Ревекка не знала, что это значит, пока Бог не открыл ей, что от ее сыновей произойдут два враждующих народа (Израиль и Едом). Родившийся первым получил имя Исав («косматый»). Другой был назван Иаковом («вытесняющий»). Даже при рождении Иаков пытался победить брата, ухватившись за его пятку! Исааку было шестьдесят лет, когда родились братья-близнецы.

25:27−28 Дети подросли. Исав стал умелым охотником, и много времени проводил в полях. Иаков же, наоборот, был тихим и домашним человеком, живущим в шатрах. Исаак больше любил Исава, а Ревекка — Иакова. Видимо, он был «маменькиным сынком».

25:29−34 Будучи старшим сыном, Исав должен был получить двойную часть отцовского наследства — то есть, в два раза больше, чем любой другой наследник. Старший сын становился также главой рода или семьи. Это называлось правом первородства. Исав, кроме того, мог бы стать предком Мессии. Но однажды Исав, вернувшись с охоты, увидел, как Иаков готовит красное жаркое. Исав стал упрашивать брата поделиться с ним едой. Настойчивость, с которой он упрашивал, вошла в историю. Исав получил прозвище «Красный» (Едом). Прозвище закрепилось и за ним самим, и за его потомством — идумеями. Когда же Иаков предложил обменять похлебку на право первородства, Исав, не долго думая, согласился. «За исключением запретного плода в Едемском саду, никакая еда никому не обходилась так дорого, как эта похлебка». Пророчество, содержащееся в стихе 23, частично исполняется в стихах 29−34. Бог не одобряет плутовство Иакова, но нет сомнений в том, что Иаков ценил право первородства и принадлежность к избранному народу, а для Исава желудок был важнее духовных благословений.

В конце главы подчеркивается отношение Исава к своему первородству, а не отношение Иакова к брату. Потомки Исава были злобными врагами Израиля. Их окончательная участь определена в книге Пророка Авдия.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
8  [1] — Букв.: приобщился к народу своему — евр. эвфемизм, означающий «умереть».
12  [2] — См. примеч. «а» к 2:4; то же в ст. 13, 19.
18  [3] — Или: к Ассирии. Возможно, здесь имеется в виду упомянутое в ст. 3 племя ашшуреев, обитавших на Синайском полуострове.
18  [4] — Друг. возм. пер.: они (букв.: он, т. е. Измаил) всему родству сели на шею.
25  [5] — Или: рыжий. Из текста неясно, относится ли это определение к коже или волосам ребенка.
25  [6] — Т. е. грубый, волосатый.
26  [7] — Т. е. держащийся / хватающий за пяту, как бы желающий поставить подножку, отсюда производное значение: обманщик. В именах обоих братьев игра евр. слов: слова «красноватый» (адмони) и «волосы» (сеар) указывают на место, где будут жить потомки Исава (Эдом и Сеир), а имя Иаков (евр. Яаков) созвучно евр. слову «пятка» (акев).
30  [8] — Игра слов: Эдом (название страны, в которой жили потомки Исава) и адом («красный»).
31  [9] — Право первенца, первородство, давало как материальные, так и духовные преимущества (Исх 13:2; Втор 21:17).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.