Бытие 34 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 Когда Дина, дочь Иакова от Лии, пошла познакомиться с местными девушками,1
2 Шехем, сын Хамора-хиввея, правителя той страны, увидел ее, схватил и совершил над нею насилие.
3 После этого он сильно привязался к Дине, дочери Иакова, полюбил ее и пытался уговорами завоевать сердце девушки.2
4 Да и отца своего, Хамора, Шехем просил: «Возьми мне в жены эту девушку!»
5 Иаков узнал, что Шехем обесчестил его дочь Дину, но так как сыновья его в то время пасли скот далеко в поле, Иаков хранил молчание и ничего не предпринимал, пока сыновья не возвратились домой.
6 Хамор, отец Шехема, пришел к Иакову, чтобы переговорить с ним о Дине.
7 Как раз в это время сыновья Иакова, услышав о случившемся, вернулись с поля. Глубоко оскорбленные, они3 преисполнились яростью. Шехем навлек бесчестие на Израиль — изнасиловал дочь Иакова, сделал то, что совершенно недопустимо!
8 Хамор же убеждал Иакова и его сыновей: «Сын мой Шехем пленился дочерью вашей.4 Прошу вас, отдайте ее в жены ему!
9 Давайте породнимся: отдавайте нам в жены своих дочерей и берите за себя наших.
10 Если поселитесь среди нас, вся страна наша перед вами: живите на ней, кочуйте по ней и приобретайте во владение участки земли для себя».
11 Тут Шехем сказал отцу Дины и братьям ее: «Окажите мне милость, я дам вам всё, что скажете!
12 Назначьте сколь угодно большой выкуп за невесту, требуйте любой свадебный подарок, и я дам вам всё, что вы мне скажете, только отдайте мне эту девушку в жены».
13 И так как Шехем обесчестил их сестру Дину, сыновья Иакова, разговаривая с Шехемом и его отцом Хамором, ответили хитростью на их просьбу:
14 «Мыслимое ли дело — отдать сестру нашу необрезанному мужчине! Это позор для нас!
15 Уступить вам? Разве только вы станете такими, как мы, и каждый мужчина у вас будет обрезан.
16 Лишь тогда мы будем отдавать вам в жены своих дочерей, а ваших — брать за себя; жить будем среди вас и одним народом станем.
17 Если вы не захотите принять наше условие и не совершите обрезание, мы заберем сестру свою5 и уйдем».
18 Хамору и его сыну Шехему это показалось справедливым.
19 Юноша не колебался относительно того, чтобы сделать себе обрезание, ибо был влюблен в дочь Иакова. (А он пользовался особым уважением в доме Хамора, отца своего.)
20 И пошли Хамор и сын его Шехем к городским воротам и сказали горожанам:
21 «Это мирные люди, и к нам они относятся хорошо. Пусть селятся и кочуют они по стране нашей — земли достаточно и для них. Мы будем брать в жены их дочерей, а своих — выдавать за них.
22 Но эти люди согласны жить здесь и стать с нами одним народом лишь на таком условии: все мужчины у нас должны быть обрезаны, как и у них.
23 Если мы сделаем это, их стада, имущество и все животные — не для нас ли всё это? Так давайте же согласимся с ними, и тогда они будут жить среди нас».
24 Все мужчины, что собрались у городских ворот, послушались Хамора и его сына Шехема, и обрезан был каждый мужчина, живущий в том городе.
25 А на третий день, когда те были тяжело больны из-за обрезания, Симеон и Левий, сыновья Иакова, братья Дины, вооружившись мечами, напали на город, не подозревающий об опасности, и перебили в нем всех мужчин.
26 И Хамора, и сына его Шехема сразили мечом, забрали Дину из дома Шехема и ушли.
27 На место кровавой резни пришли6 остальные сыновья Иакова и разграбили город, в котором обесчестили их сестру.
28 Они забрали овец, коров и ослов — всех животных, что были в городе и на поле,
29 всё богатство тех людей; они взяли в плен и детей, и женщин и разграбили всё, что было в домах.
30 Узнав о том, что произошло, Иаков сказал Симеону и Левию: «Беду страшную навлекли вы на меня и ненавистным сделали меня для жителей этой страны — ханаанеев и периззеев. А нас с вами — раз-два и обчелся, и если они соберутся против нас и нападут, никому из дома моего не остаться в живых!»
31 «А как посмели они, — вспылили Симеон и Левий, — обойтись с сестрой нашей, как с девкой продажной?!»

Комментарии МакДональда

7. Грехи Сихема (Гл. 34)

34:1−12 Имя Бога в этой главе не упоминается. Когда Иаков с семьей жил в Сихеме, его дочь Дина начала общаться с языческими женщинами. Это был первый шаг к дружбе с миром. Во время одного из таких визитов Дины ее изнасиловал Сихем, сын Еммора. Затем он захотел во что бы то ни стало жениться на ней. Понимая, что Иаков и его сыновья в ярости, Еммор предложил мирный вариант решения конфликта: заключение браков между израильтянами и хананеями, а также наделение израильтян равными правами с жителями Сихема. (Стих 9 можно считать одной из многих попыток сатаны осквернить благочестивую родословную). К тому же, Сихем был согласен уплатить любой выкуп и готов был принести любые дары.

34:13−24 Сыновья Иакова вовсе не собирались отдавать Дину Сихему, но они обманули его, сказав, что выполнят его просьбу, если все мужчины города будут обрезаны. Священный знак завета Божьего был использован во зло. Ни о чем не подозревая, Еммор, Сихем и все мужчины города выполнили это условие.

34:25−31 Но пока жители Сихема приходили в себя после операции, Симеон и Левий предательски убили их, разграбив их имущество. Когда Иаков мягко упрекнул их, они ответили, что не надо было поступать с их сестрой, как с блудницей. Похоже, что Иакова больше заботило собственное благосостояние, чем ужасающая несправедливость по отношению к мужам Сихема. Обратите внимание, что в стихе 30 местоимение «я» и его производные формы используется семь раз (в английском переводе — восемь).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: посмотреть на дочерей земли / страны.
3  [2] — Букв.: говорил по сердцу девушки.
7  [3] — Друг. возм. пер.: сыновья Иакова вернулись с поля. Услышав (о происшедшем), они были глубоко оскорблены.
8  [4] — Букв.: Шехем — сын мой, страстно желает душа его дочь вашу. Здесь используется более сильное выражение, чем в ст. 3, которое свидетельствует не только о чувствах, но и об осознанном выборе Шехема.
17  [5] — Букв.: нашу дочь. Некоторые комментаторы полагают, что свою нелюбовь к Лии Иаков перенес и на свою дочь Дину, рожденную Лией. Поэтому родные братья Дины, Симеон и Левий, фактически взяли на себя роль ее отца.
27  [6] — Букв.: наткнулись (или: наступили) на убитых.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.