Бытие 42 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 Когда Иаков узнал, что в Египте есть зерно, он сказал своим сыновьям: «Что сидите вы здесь и смотрите друг на друга?
2 Я слышал, что в Египте есть зерно. Ступайте туда и купите — не умирать же нам голодной смертью!»1
3
4 И пошли они в Египет за зерном. Пошли десять братьев Иосифа — Вениамина, младшего брата, Иаков с ними не отпустил. «Как бы не случилось с ним какой беды», — подумал он.
5 Так сыновья Израиля оказались среди прочих, кто, страдая от голода в земле ханаанской, пришел за зерном в Египет.
6 Иосиф был правителем Египта, он и продавал зерно всем жителям той страны. Братья пришли к нему и поклонились ему до земли.
7 Увидев братьев, Иосиф тут же узнал их, но не подал виду и был суров в обращении с ними. «Откуда вы пришли?» — спросил он. «Из земли ханаанской, — отвечали братья. — Пришли мы купить зерна, пищу себе купить».
8 Иосиф узнал своих братьев, а они не узнали его.
9 Вспомнил он тогда те сны, которые видел про них, и сказал им: «Вы — лазутчики. Вы пришли высмотреть уязвимые места страны нашей!»
10 «Нет, господин мой! — спешил каждый из них заверить его. — Мы, рабы твои, пришли купить зерна.
11 Мы все дети одного отца, люди честные. Никакие не лазутчики рабы твои!»
12 «Нет! — настаивал он. — Вы пришли высмотреть уязвимые места страны нашей!»
13 «Нас, — продолжали они оправдываться, — рабов твоих, было двенадцать братьев — все сыновья одного человека, который живет в Ханаане; младший брат наш остался с отцом, а одного из нас уже нет».
14 Но Иосиф не отступал: «Так и есть, вы — лазутчики, как я и говорил!
15 Вот как мы вас проверим: не выйдете вы отсюда, пока не явится ко мне ваш младший брат, — и это точно, как и то, что здесь живет фараон.2
16 Пошлите одного из вас, чтобы он привел сюда брата вашего! А сами вы останетесь под стражей, пока рассказ ваш не будет проверен; я узнаю, правду ли вы сказали. Если нет, тогда вы лазутчики. И это точно, как и то, что здесь живет фараон!»
17 После этого Иосиф держал их под стражей три дня.
18 А на третий день сказал им: «Сделайте, как я скажу, и останетесь в живых, ибо я боюсь Бога.
19 Если вы — люди честные, один из вас останется здесь, в заключении, а остальные отвезут зерно для голодающих семейств ваших.
20 Но вы должны привести ко мне вашего младшего брата. Так вы подтвердите свои слова, и никто из вас не умрет».
Делать нечего — пришлось им согласиться.3
21 И стали они говорить друг другу: «Воистину беда эта постигла нас за вину перед братом нашим! Видели мы, как он страдал, умолял нас о милости, а мы даже выслушать его отказались. За то и страдаем».
22 «Не говорил ли я вам, — напомнил им Рувим, — не берите греха на душу, не делайте ничего худого мальчику?4 Да вы не послушались меня. Вот и расплачиваемся за его кровь!»5
23 (Братья не догадывались, что Иосиф понимает их, потому что говорил он через переводчика.)
24 Иосиф удалился от них и заплакал, а затем вернулся, чтобы закончить разговор с ними и приказать слугам взять Симеона и связать его на глазах у братьев.
25 Он велел наполнить зерном их сумки и мешки, положив незаметно каждому обратно в мешок его серебро, и дать пищи в дорогу — повеление его было исполнено.
26 Братья взвалили на ослов свою поклажу с зерном и отправились в путь.
27 Когда же один из них на ночлеге развязал мешок, чтобы покормить осла, он увидел свое серебро — оно лежало сверху в мешке!
28 «Мне вернули серебро! Вот оно в моем мешке!» — закричал он. У них оборвалось сердце, и братья в ужасе спрашивали друг друга: «Что же такое делает с нами Бог?»
29 Возвратившись в Ханаан, к своему отцу Иакову, они рассказали ему всё, что с ними случилось:
30 «Человек, который управляет той страной, был строг с нами и принял нас за лазутчиков.
31 Мы сказали ему, что мы люди честные и вовсе не лазутчики,
32 что было нас двенадцать сыновей у отца: одного из братьев уже нет в живых, а младший остался в Ханаане с отцом нашим.
33 Тогда сказал нам правитель той страны: „Вот как я смогу узнать, честные ли вы люди: оставьте одного из ваших братьев у меня, возьмите зерно и отвезите своим голодающим семьям,
34 но ко мне приведите вашего младшего брата, чтобы мне убедиться, что вы не лазутчики, а честные люди. Тогда отпущу я вашего брата, и страна наша будет открыта для вас“».6
35 А когда они стали опорожнять мешки, оказалось, что у каждого в мешке был его узел с серебром. Ужас охватил и братьев, и отца их при виде этого серебра.
36 «Лишаете вы меня детей! — воскликнул Иаков, отец их. — Иосифа нет, Симеона нет, а теперь еще и Вениамина взять хотите! Как тяжко нести мне всё это!»
37 Рувим сказал отцу: «Убей моих двух сыновей, если я не приведу Вениамина к тебе. Доверь его мне, и я верну его тебе живым».
38 «Не пойдет сын мой с вами! — возразил им Иаков. — Брат его умер, и он один у меня остался. Случись с ним несчастье в пути — не перенесу я утраты. Скорбью по нему в могилу сведете вы седую голову мою».7

Комментарии МакДональда

6. Братья Иосифа в Египте (Гл. 42−44)

42:1−5 Действие снова переносится к Иакову в Ханаане, где царит жестокий голод. Услышав, что в Египте много еды (хлеба) и не зная, что его сын, Иосиф, находится там, Иаков посылает своих десятерых сыновей за едой. Только Вениамин остался дома, потому что Иаков считал его единственным оставшимся в живых сыном возлюбленной Рахили.

42:6−25 Когда братья Иосифа предстали перед ним, он обошелся с ними сурово: обвинил их в шпионаже и бросил в тюрьму. Затем он потребовал, чтобы к нему привели Вениамина — младшего брата. Симеон остался в тюрьме заложником, а остальные девять отправились в Ханаан за Вениамином, унося с собой еду, зерно и деньги, которые были возвращены им и спрятаны у них в сумках, хотя сами они об этом даже не догадывались. Все это повествование насквозь пронизано любовью Иосифа к братьям и заботой о них (ст. 24а−25). Вместе с тем, мы видим, что они все глубже и глубже осознают тот грех, который совершили против своего «пропавшего» брата двадцать лет назад (ст. 21−22). Иосиф, конечно же, хотел, чтобы они признали свою вину.

Мы верим, что в образе Иосифа нам открывается то, как Христос поступит со Своими братьями-евреями во время Великой Скорби. Описание событий, предшествующих примирению Иосифа с братьями, является одним из самых драматичных мест в Библии. Трудно найти другую историю с таким точным, глубоким и полным описанием Христа.

ТИПОЛОГИЯ

Новый Завет ясно говорит о том, что некоторые люди, события и предметы в Ветхом Завете служат прототипами (от греч. «типой»), или символами, того, что открывается в Новом Завете. Так, об Адаме сказано, что он — образ Христа (Рим 5:14). О других этого не сказано прямо, но параллели слишком многочисленны и очевидны, чтобы можно было это отрицать. В Библии нигде не говорится, что Иосиф — прообраз Христа, но в ней насчитывается свыше ста соответствий между Христом и Иосифом. В разговоре с двумя учениками по дороге в Эммаус, Иисус «изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лк 24:27, курсив наш). Воплотившийся Христос говорит: «как в начале книги написано о Мне.» (Евр 10:7). Поэтому следует искать Христа во всем Писании.

Что касается истории ветхозаветного Израиля, то Апостол Павел пишет: «Все это происходило с ними, как образы [греч. «типой»]; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» (1Кор 10:11). Эти слова служат подтверждением тому, что Ветхий Завет содержит не только обозначенные образы, но и множество других.

Павел напоминает Тимофею, что все Писание полезно (2Тим 3:16). Мы можем усвоить множество духовных уроков, если мы способны их разглядеть.

Значительная часть послания к Евреям посвящена разъяснению значения образов ветхозаветной скинии и ее утвари. И хотя слишком узкое понимание символизма может лишить верующего многих благословений при чтении Ветхого Завета, не стоит впадать и в другую крайность, принимая практически все за образы, и превращая саму историю просто в аллегорию. Образы Ветхого Завета зачастую подвергались надуманной или натянутой интерпретации, и потому к толкованию символов зачастую относятся скептически. Не стоит позволять экстремизму лишать нас того духовного богатства, которое содержится в Ветхом Завете. Если толкование текста прославляет Христа, и/или наставляет верующих, и/или несет Евангелие заблудшим, не противореча при этом остальному учению Слова Божия, то нужно признать, что такое толкование, по меньшей мере, является правильным применением истины.

42:26−28 По дороге домой один из братьев открыл мешок и нашел свои деньги. Это повергло остальных в панику. Теперь они боялись, что их обвинят в краже (ст. 26−28).

42:29−38 Когда они возвратились домой и рассказали о своих приключениях, остальные братья тоже нашли деньги и испугались еще сильнее. Иаков же был безутешен. Несмотря на то, что Рувим готов был отдать в залог жизни своих двух сыновей, патриарх боялся отпускать Вениамина в Египет, чтобы с ним не случилось беды.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Букв.: чтобы нам жить и не умереть.
15  [2] — Букв.: жив фараон — клятвенное заверение или ссылка на авторитет фараона; то же в ст. 16.
20  [3] — Букв.: так и сделали.
22  [4] — Букв.: не грешите против мальчика.
22  [5] — Букв.: кровь его взыскивается.
34  [6] — Друг. возм. пер.: и можете торговать в этой земле.
38  [7] — Букв.: то сведете седину мою со скорбью в Шеол.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.