Собравшись вместе, сыны Иакова,
послушайте,
послушайте отца своего Израиля!
Рувим, первенец мой, сила моя,
первый плод моей зрелости,
в чести и власти своей
ты братьев своих превыше!
Неудержим ты, как стихия водная,
но знай — не первенствовать тебе более,2
коли лег ты на брачное ложе отцовское
и его осквернил.
На мою постель возлечь он посмел!
Симеон и Левий, одного духа братья!
Орудия жестокости — мечи3 их.
В умыслах их не хочу быть участником
и к сборищу их да не буду причтен —
они в приступе гнева мужей убивают,
из прихоти калечат4 быков.
Гнев их да будет проклят,
ибо жесток он,
и ярость их, ибо она беспощадна;
разбросаю их среди сынов Иакова,5
рассею среди потомков Израиля.6
Иуда, восхвалят7 тебя братья!
Врагов своих ты в бегство обратишь,8
и сыновья отца твоего
пред тобой в покорности склонятся.
Иуда — лев молодой,
ты только что над своею добычей стоял,
сын мой,
и вот он уже потянулся
и разлегся, как лев,
как царь зверей,9
и кто посмеет его потревожить?
Скипетр будет в руке Иуды10
и жезл повелителя — у ног его,
пока не придет Тот,
Кто покой принесет11 людям,
Кому повиноваться будут народы.
Иуда осла своего
к виноградной лозе привязывает
и осленка — к лозе наилучшей.
Одежды свои он в вине полощет,
облачения свои —
в крови гроздьев винограда.
Глаза его — вина темнее,
белее молока — зубы его.12
Завулон на морском берегу поселится,
у него — безопасная гавань для кораблей,
и Сидон у него совсем рядом.13
Иссахар — это осел крепкий,14
что улегся меж загонами для скота.
Стоило ему увидеть пристанище хорошее
и местность приятную,
как он подставил спину свою под ношу
и стал работать в уплату дани.
Дан будет суд вершить в народе своем
как одно из колен15 Израиля.
Быть Дану змеей на дороге,
аспидом на пути,
что жалит коня в ногу,
так что всадник его навзничь падает.
(В Тебе, ГОСПОДИ,
спасение наше — на это и надеюсь я!)16
Гад… Досаждать ему будут
набеги грабителей,
но всякий раз тем придется
от него бегством спасаться.17
У Асира хороша пища, и ее — в изобилии,18
лакомства его
хоть к столу царскому поставляй.
Неффалим — лань он вольная,
потомство производит он на свет превосходное.19
Иосиф же — дерево молодое, плодоносное,
у источника выросшее
молодое древо плодоносное,20
ветви21 которого над стеной возвышаются.
Как бы яростно ни нападали на него лучники,
с какой бы злобой ни пускали стрелы в него,
лук его остается упругим
и руки его крепки
силою Могущественного Бога Иакова,
именем Пастыря, Твердыни Израиля,
Бога отца твоего —
Он и впредь да поможет тебе!
И Всесильный Бог да ниспошлет тебе
Свои благословения,
благословения, с неба изливающиеся,
благословения, из глубин земных исходящие,
благословения груди кормящей
и чрева рождающего.
Благословения отца твоего превосходят
благословения гор22 древних,
щедрые дары холмов вечных;
да будут они на голове Иосифа,
на темени его, мужа,
среди братьев его прославленного.
Вениамин — волк прожорливый,
утром он с жадностью добычу свою глотает
и вечером стремится урвать
хоть часть другими похищенного».23
11. Пророчество Иакова о будущем его сыновей (Гл. 49)
49:1−2 Последние слова Иакова были одновременно и пророчеством (ст. 1), и благословением (ст. 28).
49:3−4 Рувим, будучи первенцем, служил воплощением мужской силы отца, и ему должны были принадлежать власть и почет. Ему принадлежало и право первородства, вместе с двойной долей наследства. Но он утратил это право, потому что в нем бушевали темные страсти, и он согрешил с Валлою, наложницей отца (35:22).
49:5−7 Симеон и Левий, из-за того, что жестоко убили жителей Сихема и перерезали жилы тельца, будут разделены в Иакове и рассеяны в Израиле. Во время второй переписи израильтян (Чис 26), эти два племени были самыми малочисленными. Пророчество исполнилось и тогда, когда большая часть племени Симеона была поглощена племенем Иуды (Нав 19:1−9), а уделом племени Левия стали 48 городов по всей земле. Иаков проклял их жестокий обман, но не самих людей, родившихся в этих двух племенах.
49:8−12 Иуду (имя которого означает «хвала»), братья будут хвалить и уважать, потому что он победит врагов. Иуда сравнивается со львом, который бросается на добычу, а затем возвращается на заслуженный отдых, и никто не смеет потревожить его. Право первородства, которое получил Иосиф, означало двойной надел земли. Право первородства, которое получил Иуда, означало главенство среди других племен. Власть будет принадлежать племени Иуды до тех пор пока не придет Шилох (Мессия), Который будет править вечно. В день силы Его избранный народ добровольно подчинится Ему. Точное значение слова «Шилох» неизвестно. Среди возможных вариантов перевода можно назвать следующие: Князь мира, мирный, семя (Иуды), его потомок, Тот, Кому принадлежит (см. Иез 21:27).
49:13 Завулон будет процветать за счет морской торговли. Так как в ветхозаветные времена это племя не имело земли на побережье, то это пророчество может иметь отношение к Тысячелетнему Царству.
49:14−15 Иссахар сравнивается с крепким ослом, который так удобно расположился на сочных пастбищах, что не захотел бороться за свою независимость и оказался под вражеским ярмом.
49:16−18 Дан, оправдывая свое имя, будет судить народ. Стих 17 труден для толкования. Возможно, это предсказание об идолопоклонстве, которое началось в колене Дана и привело к падению Израильской нации (Суд 18:30, 31). Многие считают, что здесь содержится скрытое указание на то, что антихрист произойдет из племени Дана, и именно поэтому Дан не упоминается среди племен Израиля в 1Пар 2:3; 1Пар 8:40 и в Откр 7:3−8. В стихе 18 Иаков молится об избавлении своего народа от врагов, или о собственном избавлении.
49:19 Гад получит земли на восточном берегу Иордана. Враги часто будут нападать на эти незащищенные территории, но племя Гада разобьет вражеские войска.
49:20 К счастью для Асира (имя которого означает «счастливый»), его племя получит плодородные земли, на которых будут произрастать плоды, достойные царского стола.
49:21 Неффалим сравнивается с оленем, выпущенным на свободу. Он несется на большой скорости, чтобы принести радостную весть. Все ученики Христа, за исключением предателя, жили в земле Неффалима. Там же происходили многие события во время земного служения Господа нашего (Мф 4:13−16).
49:22−26 Иосиф, земли которого включают в себя территории Ефрема и Манассии, — отрасль плодоносного дерева, благословения которого простираются далеко за его пределы. На него ополчились враги, но он выстоял, потому что мощный Бог Иаковлев укрепил его. От Бога придет Пастырь и твердыня Израиля (то есть, Мессия). Бог благословит Иосифа обилием дождей, колодцев и источников, а также многочисленным потомством. Иаков смиренно осознавал, что получил больше благословений, чем его предки. И теперь он желает, чтобы эти благословения перешли к Иосифу, который был избран между братьями (или «выделяется среди братьев»).
49:27 Вениамин, племя воинов, будет постоянно побеждать и делить добычу. Кто-то сказал, что Вениамин действительно был самым смелым и воинственным племенем.
49:28−33 В заключение Иаков повелел своим сыновьям похоронить его в пещере на поле Махпела, недалеко от его дома в Хевроне. Там же были похоронены Авраам и Сарра, Исаак и Ревекка, а также Лия. Затем патриарх положил ноги на постель и скончался.