Бытие 8 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 Но Бог вспомнил1 о Ное, о всех зверях диких, о скоте домашнем — о всех, кто был с Ноем в ковчеге. По воле Божьей сильный ветер поднялся на земле, и вода стала убывать.
2 Источники бездны и окна небесные закрылись, и шедший с неба проливной дождь прекратился.
3 Вода стала постепенно уходить с земли и совсем сошла спустя еще сто пятьдесят дней.
4 В семнадцатый день седьмого месяца ковчег остановился на Араратских горах.2
5 Вода продолжала постоянно убывать до десятого месяца. В первый день десятого месяца показались вершины гор.
6 Сорок дней спустя Ной открыл сделанное им в ковчеге окно
7 и выпустил ворона, который — пока не просохла земля — то улетал от ковчега, то возвращался к нему.
8 После этого Ной выпустил голубя, чтобы узнать, сошла ли вода с земли,
9 но голубь, не найдя себе места, где мог бы он сесть, возвратился, ибо вода еще покрывала всю землю. Ной протянул руку и взял его к себе в ковчег.
10 Подождал он еще семь дней и вновь выпустил голубя из ковчега.
11 Вечером того же дня голубь возвратился — в клюве у него был только что сорванный лист маслины! Понял тогда Ной, что вода действительно сошла с земли.
12 Подождав еще семь дней, он снова выпустил голубя, и тот уже не вернулся к нему.
13 К первому дню первого месяца шестьсот первого года жизни Ноя ушла вода с земли, и когда Ной открыл кровлю ковчега, он увидел, что поверхность земли просыхает.
14 К двадцать седьмому дню второго месяца земля вполне просохла,
15 и тогда Бог сказал Ною:
16 «Выйди из ковчега вместе со своей женой, сыновьями своими и женами их.
17 И все животные, всех видов:3 и птицы, и скот, и ползающие по земле твари — пусть все выйдут с тобой, чтобы могли они расселиться по суше, давать потомство и размножаться на ней».
18 Тогда вышел Ной вместе с сыновьями, женой своей и женами своих сыновей,
19 и все звери, и все птицы, и всякое пресмыкающееся — все, кто может передвигаться по земле, покинули ковчег, один вид за другим.
20 Ной поставил жертвенник ГОСПОДУ и на нем принес жертвы всесожжения, выбрав их из всех чистых животных и птиц.
21 ГОСПОДЬ вдохнул отрадное для Него благоухание4 и сказал Себе:5 «Впредь не буду Я предавать землю проклятию из-за человека, ведь6 его помыслы и стремления уже с детства порочны; и не буду больше уничтожать всё живое, как это Я сделал в дни ваши.
22

И пока существует Земля,
сеяние и жатва,
холод и зной,
лето и зима,
день и ночь не прекратятся».

Комментарии МакДональда

8:1−19 Хронология потопа выглядит следующим образом.

1. 7 дней — с того дня, когда Ной вошел в ковчег и до начала потопа (7:10).

2. 40 дней и 40 ночей — продолжался дождь (7:12).

3. 150 дней — с момента, когда начался дождь, до того, как уровень воды начал уменьшаться (8:3) и ковчег остановился на горе Арарат (ср. 7:11 и 8:4).

4. 224 дня — с начала потопа до появления из воды горных вершин (ср. 7:11 и 8:5).

5. 40 дней — со дня появления горных вершин до того момента, когда Ной выпустил ворона (8:7).

6. 7 дней — между отправкой ворона и первой отправкой голубя (8:6−10; ст. 10, «еще семь дней других»).

7. 7 дней спустя — голубь послан во второй раз (8:10).

8. 7 дней спустя — голубь отправляется в последний раз и не возвращается (8:12).

9. 314 дней — с начала потопа до того дня, когда Ной открыл кровлю ковчега (ср. 7:11 и 8:13).

10. 371 день с начала потопа до того дня, когда земля высохла (ср. 7:11 и 8:14). Тогда Бог повелел Ною выйти из ковчега (ст. 16).

Нечистый ворон (ст. 7) и чистый голубь (ст. 8) удачно символизируют разницу между ветхой и новой природой верующего. Ветхий человек питается мусором и падалью, а новому человеку сцены смерти и суда не приносят удовлетворения. Новый человек не находит себе места, пока не ступит на землю воскресения.

8:20−22 Ной ответил на спасительную благодать Божию, построив жертвенник. Те из нас, кто спасен от грядущего гнева, должны также поклоняться Богу всем сердцем. Богу угодно такое поклонение сейчас также, как это было во дни Ноя. Заключив завет, Господь обещает, что больше никогда не проклянет землю и не уничтожит потопом все живущее на ней, как Он это сделал ранее. Кроме того, Он установил на земле постоянно сменяющие друг друга времена года.

В Быт 6:5 и 8:21 Бог говорит о том, как испорчено сердце человеческое. Но в первом случае не было жертвоприношения, и поэтому состоялся суд. Во втором отрывке была принесена жертва, и Бог проявляет милосердие.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — «Бог вспомнил…» — не раз повторяющееся в Бытии и других книгах ВЗ выражение: Бог «вспомнил» об Аврааме (19:29), Он «вспомнил» о Рахили (30:22), «вспоминает» о Своем Завете (9:15,16) и т. д. Человеку велено помнить не только о прошлом, но и о будущем (см. Ис 47:7; Эккл 11:8), т. е. более точный эквивалент этому слову в библейском употреблении — «думать о…», а не вспоминать о ком-нибудь или о чем-нибудь забытом. Когда Бог «вспоминает», Он действует: Он спасает Лота, дает Рахили детей, освобождает Израиль от рабства (Исх 2:24; Исх 6:5).
4  [2] — Или: на одной из гор Арарата. Арарат — евр. наименование Урарту, царства на севере Ассирии (2Цар 19:37; Ис 37:38; Иер 51:27), ныне территория Восточной Турции, Южной Армении и северо-западной части Ирана.
17  [3] — Букв.: которые с тобой от всякой плоти.
21  [4] — Букв.: запах успокоения (или: умиротворения). Используемый здесь автором антропоморфизм определенно имел своей целью показать, что это жертвоприношение Бог принял как выражение благодарности, веры и посвящения.
21  [5] — Друг. возм. пер.: подумал; букв.: сказал в сердце Своем.
21  [6] — Иные находят возможным передать это словом: хотя.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.