2 Царств 17 глава

Вторая книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 Ахитофел предложил Авессалому: «Позволь мне выбрать двенадцать тысяч человек, и я в эту же ночь пущусь в погоню за Давидом.
2 Я настигну его, пока он изнурен и слаб; его самого и весь народ при виде меня охватит ужас: люди его не устоят, разбегутся, но я убью одного лишь царя.
3 Весь остальной народ я приведу к тебе — всех людей ценой одного,1 чьей смерти ты ищешь, а народ останется цел».
4 Эти слова понравились Авессалому и всем старейшинам Израилевым.
5 Но Авессалом велел: «Приведите и Хушая-аркитянина, выслушаем, что скажет он».
6 Хушай пришел к Авессалому, и тот спросил его: «Вот что предложил Ахитофел — поступить ли нам по его совету? А если нет — что предложишь ты?»
7 Хушай отвечал Авессалому: «На сей раз совет, поданный Ахитофелом, не хорош.
8 Ты ведь знаешь своего отца и его людей: они крепкие воины и теперь разъярены, как дикая медведица, у которой отняли детенышей. К тому же отец твой — опытный воин и не станет ночевать вместе с народом.
9 Вот и теперь он скрывается в какой-нибудь пещере или укромном месте. Если он нападет первым и мы понесем потери, то разнесется слух: „Гибель настигла тех, кто шел за Авессаломом!“
10 Тогда и мужественный человек, чье сердце подобно львиному, падет духом, ведь весь Израиль знает, что и отец твой, и его люди — крепкие воины!
11 Вот что я посоветую: лучше пусть соберется к тебе весь Израиль, от Дана до Беэр-Шевы, пусть людей будет так много, как песку на морском берегу, — и сам поведи их в битву!
12 Тогда мы нагрянем, где бы он ни оказался, нападем на него, как роса падает на землю, и не останется ни одного человека из тех, кто был с ним.
13 Если же он убежит в какой-нибудь город, то весь Израиль принесет к тому городу веревки, и мы растащим его по камешкам и сбросим в долину, ничего там не останется».
14 Авессалом и все израильтяне сказали: «Совет Хушая-аркитянина лучше совета Ахитофела!» Но на самом деле это ГОСПОДЬ судил, чтобы верный совет Ахитофела отвергли: так ГОСПОДЬ навел беду на Авессалома.
15 Хушай пересказал священникам Цадоку и Эвьятару: «Вот что посоветовал Авессалому и старейшинам Израилевым Ахитофел, и вот что посоветовал я.
16 А теперь срочно отправьте гонца и передайте Давиду: „Не ночуй сегодня у переправы через Иордан по дороге в пустыню, но скорее переправляйся, не то погибнут и царь, и всё его войско“».
17 Ионафан и Ахимаац стояли у Эн-Рогэля, ожидая вестей, поскольку им нельзя было появляться в городе. Одна из служанок ходила и всё им пересказывала, а они тут же отправлялись и извещали об этом царя Давида.
18 Но их увидел юноша, который донес на них Авессалому. Ионафан и Ахимаац спешно бежали и добрались до дома некоего человека в Бахуриме. У него во дворе был колодец,2 они спустились туда,
19 а жена хозяина взяла покрывало и накрыла колодец, рассыпав сверху зерно, чтобы никто ничего не заметил.
20 Слуги Авессалома пришли к той женщине в дом и спросили: «Где Ахимаац и Ионафан?» «Они ушли за реку», — ответила женщина. Те искали их, но не нашли и вернулись в Иерусалим.
21 Когда слуги Авесалома ушли, Давидовы люди вылезли из колодца, пришли к царю и передали ему: «Вставайте, переправляйтесь скорей через реку! Ахитофел посоветовал насчет вас то-то и то-то. Бегите! »
22 Давид и все люди, что были при нем, встали и еще до утренней зари переправились через Иордан, все до одного. Никого не осталось на том берегу Иордана.
23 Ахитофел, увидев, что его совету не последовали, оседлал осла и отправился домой, в свой город. Он оставил распоряжения о своем доме и повесился. Его похоронили в гробнице предков.
24 Давид пришел в Маханаим. В это время Авессалом и все израильтяне переправились через Иордан.
25 Авессалом поставил над войском вместо Йоава Амасу. Тот был сыном одного израильтянина3 по имена Итра, который жил с Авигалью, дочерью Нахаша, она была сестрой Церуи и матерью Йоава.
26 Израильтяне и Авессалом расположились станом в Гиладской земле.
27 Когда Давид пришел в Маханаим, то Шови, сын Нахаша из Раббы аммонской, Махир, сын Аммиэля из Ло-Девара, и Барзиллай из Роглима Гиладского
28 принесли всё необходимое для войска: постель, чаши и глиняные сосуды, а также пшеницу, ячмень, муку, жареное зерно, бобы, чечевицу,4
29 мед, творог, овец и коровий сыр — на пропитание Давиду и людям, что были с ним, при этом они говорили: «Народ изнывает в пустыне от голода и жажды».

Комментарии МакДональда

17:1−4 Добившись успеха своим первым советом, теперь Ахитофел посоветовал Авессалому собрать двенадцать тысяч человек, напасть на Давида, убить его, когда он этого не ожидает, и вернуть его последователей обратно в Иерусалим.

17:5−14 Авессалому это понравилось, но он решил посоветоваться с Хусием. Хусий только этого и ждал. Он сказал, что «на этот раз» совет Ахитофела нехорош. В конце концов, Давид и его люди сильно раздражены этим мятежом и будут неистово сражаться. И Давид слишком мудр для того, чтобы ночевать со своими воинами; он укроется где-нибудь в пещере. Если первое нападение Ахитофела не увенчается успехом, то весь народ запаникует, и Авессалом проиграет. Хусий предложил альтернативный план, который вроде бы указывал на его верность Авессалому, но на самом деле был направлен на то, чтобы у Давида было больше времени, чтобы скрыться и разработать вариант убийства Авессалома. Он предложил всеобщую мобилизацию всех Израильских воинств, которые возглавит Авессалом. Такую армию будет невозможно одолеть. На Давида будет организовано нападение, и он не сможет убежать. Авессалом решил, что совет Хусия был лучше, поэтому он отказался от плана Ахитофела согласно молитве Давида (15:31).

17:15−17 Хусий без промедления отправил весточку священникам Садоку и Авиафару и сказал им уведомить Давида пересечь Иордан, где он будет в безопасности. Священники послали весть со служанкой своим сыновьям, которые ждали у источника Рогель на окраине города.

17:18−22 Но это тайное собрание заметил отрок и донес Авессалому о шпионах. Тогда сыновья священников, Ионафан и Ахимаас, спрятались в колодце (в резервуаре без воды) в Бахуриме, пока не прошли те, кто их искал. Потом они убежали и принесли вести Давиду. Давид перешел Иордан, оставив природную преграду между своими войсками и воинами Авессалома. Затем Давид отправился в Маханаим, город в Галаадской земле.

17:23 Ахитофел впал в уныние, так как его совет был отвергнут, и потому что он решил, что Давид одержит победу. Он вернулся домой, навел там порядок и удавился. Как его жизнь, так и смерть, были «прототипом» Иуды Искариота.

Ж. Смерть Авессалома и плач Давида (17:24 — 19:8)

17:24−26 Авессалом преследовал своего отца через Иордан и до Галаада, назначив Амессая командующим своими войсками. Отец Амессая был Измаильтянином от рождения (1Пар 2:17), но согласно своим религиозным исповеданиям он был Израильтянином. Он был племянником Давида и двоюродным братом Иоава.

17:27−29 Когда Давид пришел в Маханаим, к нему пришли три человека и принесли все необходимое для него и его людей; их звали Сови, Махир и Верзеллий.

Сови был сыном Нааса, усопшего Аммонитского царя. Его брат Аннон отверг благорасположение Давида и пострадал за это (Гл. 10). Но Сови, будучи чужеземцем по рождению, заботился об Израильском царе больше, чем большинство Иудеев. Подобным образом, большое количество язычников приняло Того, кого «Свои» отвергли (Ин 1:11).

Махир много лет заботился о Мемфивосфее, пока Давид не привез последнего в Иерусалим (9:3−5). Он служил всем нуждающимся, хромому князю или свергнутому царю. Все, кто отдает свое имущество на служение Христу посредством гостеприимства, получит вознаграждение в сто раз больше за свою доброту, когда Он вернется во славе.

Верзеллий подкреплял Давида все время, пока он был в Маханаиме. Он был очень богатым человеком, и его поддержка много значила для царя (19:31−39). Когда Давид был при смерти, он сказал Соломону возвысить сыновей Верзеллия до положения придворных при дворе царя (3Цар 2:7). Христос не забудет тех, кто Ему служил; для них приготовлены почетные места в Его царстве.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Масоретский текст в этом месте не вполне ясен, в LXX: весь народ я приведу к тебе, как невесту к жениху, кроме одного
18  [2] — Или: резервуар — высеченная в камне подземная цистерна для сбора дождевой воды.
25  [3] — LXX: измаильтянина.
28  [4] — Масоретский текст еще раз добавляет: и жареное зерно.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.