3 Царств 15 глава

Третья книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 В восемнадцатый год правления в Израиле Иеровоама, сына Невата, воцарился в Иудее Авия.
2 Он царствовал три года в Иерусалиме. Его мать звали Мааха, она была дочерью Авессалома.
3 Он жил1 в тех же грехах, что и его отец, и сердце его не было так же предано ГОСПОДУ, Богу его, как сердце праотца его Давида.
4 Но ради Давида ГОСПОДЬ, Бог его, оставил светильник в Иерусалиме, посадив на престол его потомка и утвердив Иерусалим, —
5 ведь Давид делал то, что было праведно в глазах ГОСПОДА, и всю свою жизнь не уклонялся от повелений Его, кроме случая с Урией-хеттом.
6 Как Ровоам и Иеровоам воевали друг с другом всю свою жизнь,2
7 так и Авия и Иеровоам также воевали друг с другом. Что же до прочих деяний Авии и событий его жизни, то не описаны ли они в летописи царей иудейских?
8 Авия отошел к праотцам, и похоронили его в Городе Давидовом. После него воцарился его сын Аса.
9 В двадцатый год правления Иеровоама, царя Израиля, в Иудее воцарился Аса.
10 Сорок один год правил он в Иерусалиме. Его бабку3 звали Мааха, она была дочерью Авессалома.
11 Аса делал то, что было праведно в глазах ГОСПОДА, как и праотец его Давид.
12 Он выдворил из страны продающих тело свое в капищах языческих и уничтожил всех идолов, сделанных его предками.
13 И даже бабку свою Мааху он лишил звания царицы за то, что та поставила изваяние Ашеры. Это изваяние Аса снес и сжег у потока Кедрон.
14 И хотя капища на холмах не были разрушены, но Аса всем сердцем был с ГОСПОДОМ всю свою жизнь.
15 Он перенес в Храм ГОСПОДЕНЬ всё, что они с отцом посвятили ГОСПОДУ: серебро, золото и храмовую утварь.
16 Аса и Вааса, царь израильский, воевали друг с другом всю свою жизнь.
17 Вааса, царь израильский, напал на Иудею и стал возводить крепость Раму, чтобы никто не смог послать помощь Асе, царю иудейскому.
18 Тогда Аса взял всё серебро и золото, что оставалось в сокровищнице Храма ГОСПОДНЕГО и в сокровищнице дворца, и передал своим слугам. Послал их царь Аса к Бен-Хададу, сыну Тавриммона, внуку Хезьона, царю арамейскому, что правил Дамаском, с такими словами:
19 «Союз да будет между нами, как был между отцами нашими! Посылаю тебе в дар серебро и золото. Расторгни союз с Ваасой, царем израильским, и тогда он оставит меня в покое ».
20 Бен-Хадад послушал царя Асу и послал своих военачальников на израильские города. Он напал на Ийон, Дан и Авел-Бет-Мааху, на весь Кинрот и на всю область колена Неффалима.
21 Услышав об этом, Вааса перестал строить Раму и вернулся в Тирцу.
22 Тогда царь Аса приказал всем иудеям, чтобы они забрали из Рамы со строительства, начатого Ваасой, камни и бревна. Из них царь Аса построил Гиву Вениаминову и Мицпу.
23 Что до прочих свершений Асы, и подвигов его, и событий его жизни, и городов, которые он построил, то не описано ли всё это в летописи царей иудейских? В старости у него стали болеть ноги.
24 Аса отошел к праотцам и был похоронен с ними в Городе праотца его Давида. После него воцарился его сын Иосафат.
25 Во второй год царствования Асы в Иудее воцарился в Израиле Надав, сын Иеровоама. Два года он правил Израилем.
26 Он творил то, что было злом в глазах ГОСПОДА, в своих грехах следуя по стопам отца, который вводил Израиль в грех.
27 Вааса, сын Ахии, из колена Иссахара, составил заговор против него. Вааса сразил Надава при филистимском городе Гиббетоне, когда тот с израильским войском осаждал город.
28 Убив его, Вааса сменил его на престоле — было это в третий год правления царя Асы в Иудее.
29 Став царем, Вааса перебил весь род Иеровоама, не оставив в живых никого из потомков Иеровоама, — по слову ГОСПОДНЮ, возвещенному Ахией из Силома,
30 за грехи Иеровоама, который грешил сам и вводил в грех израильтян, смущая их и вызывая гнев ГОСПОДА, Бога Израиля.
31 Прочие дела Надава и события его жизни записаны в летописи царей израильских.
32 Аса и Вааса, царь израильский, воевали друг с другом всю свою жизнь.
33 В третий год царствования Асы в Иудее воцарился в Израиле Вааса, сын Ахии. Двадцать четыре года правил он в Тирце.
34 Он творил то, что было злом в глазах ГОСПОДА, и в своих грехах следовал по стопам Иеровоама, вовлекая Израиль в тот же грех.

Комментарии МакДональда

Г. Царь Авия Иудейский (15:1−8)

Авия был сыном Ровоама и правил Иудеей три года (913−911/910 гг. до Р. Х.; 2Пар 13:1 — 14:1а).

15:1 В стихе 1 содержится устойчивое выражение, которое часто повторяется в 3−4 Книгах Царств. Оно описывает начало одного правления, называя имя царя, правящего в другом царстве, с указанием того, сколько он уже правит. Так, в этом стихе объясняется, что правление Авии над Иудеями началось в восемнадцатый год правления Иеровоамом над Израилем (см. также 1Пар 3:10; 2Пар 12:16).

15:2 Здесь мать Авии названа Маахой, дочерью Авессалома; во 2 Паралипоменон 11:21 она названа также, а во 2 Паралипоменон 13:2 — Михаией, дочерью Уриила. Возможно, у его матери было два имени, и она была дочерью Уриила и внучкой Авессалома. (В Библии слова «сын» или «дочь» часто имеют значение «потомок»).

15:3−8 Авия пошел по стопам отца своего, будучи идолопоклонником, а не подражал Давиду, который был предан Богу в том смысле, что не поклонялся рукотворным идолам. Стихи 4 и 5 предполагают, что Бог уничтожил бы дом Авии, если бы не завет с Давидом. Обратите внимание на конец стиха 5: как один момент страсти может запятнать образцовую жизнь! Война с Израилем началась во время правления Ровоама и продолжалась в правление Авии. В стихе 6 Ровоам и Иеровоам означают Иудею и Израиль. Война между царствами продолжалась в течение всей жизни Авии. Он пытался убедить Израиль вернуться и вернуть народ силой, убив 500 000 израильтян (2Пар 13:1−20).

Е. Царь Аса Иудейский (15:9−24)

Аса, сын Авии, был царем Иудеи сорок один год (911/910−870/869 гг. до Р. Х.; см. 2Пар 14:1б — 16:14).

15:9−15 Аса был одним из немногих благочестивых царей Иудеи. Он удалил из земли содомитов (идолопоклонников-гомосексуалистов) и уничтожил всех идолов, которых сделали отцы его (ст. 12; см. также 2Пар 14:3−5). Он лишил звания царицы мать свою и уничтожил ее истукан, хоть и не тронул высоты, связанные с этим идолом. Он обогатил храм дарами из сокровищ отца и своих собственных.

15:16−22 Когда Вааса, царь Израильский, начал укреплять Раму, в нескольких километрах к северу от Иерусалима, Аса понял, что его столице угрожает опасность. Но, вместо того, чтобы обратиться к Господу, он искал союза Венадада, царя Сирийского. Заплатив этому иноземному царю, он убедил его напасть на Израиль с севера, в районе Галилеи. Ваасе пришлось отвести войска на север, а Асе удалось разрушить Раму и построить крепости Гиву и Мицпу на своей северной границе.

Серебро и золото, которые Аса принес в храм, были посвящены Господу. Но, когда Вааса стал угрожать царству, Аса послал все эти сокровища языческому царю, оскорбив тем самым Бога и обогатив Сирию. Христиане должны быть осторожны и не отбирать у Бога то, что Ему принадлежит (т. е. наше время, средства, силы и т. п.), чтобы отдать это кому-то еще.

15:23−24 Тот факт, что Асу поразила болезнь ног, может указывать на недовольство Бога: ведь Аса уповал на помощь царя Сирии, а не Господа. В последние три или четыре года жизни Асы его сын Иосафат, вероятно, правил вместе с ним.

Ж. Царь Нават Израильский (15:25−27)

Нават, сын Иеровоамов, из колена Ефрема, был царем Израильским два года (910/909−909/908 гг. до Р. Х.).

Нават шел по стопам отца своего и был идолопоклонником. Один из его подданных, Вааса, сделал против него заговор и убил его. Вааса также истребил весь дом Иеровоамов, тем самым исполнив пророчество Ахии (14:10, 14).

З. Царь Вааса Израильский (15:28 — 16:7)

Вааса, сын Ахии, из колена Иссахара, был царем Израиля двадцать четыре года (909/908−886/885 гг. до Р. Х.).

15:28−34 Правление Ваасы начинает период второй династии в царстве Израиля. Конфликты между Иудеей и Израилем продолжались в правление Ваасы. Его столица находилась в Фирце, и он продолжал предаваться идолопоклонству, учрежденному Иеровоамом.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Букв.: ходил.
6  [2] — Этот стих отсутствует в LXX и рассматривается в ряде совр. переводов как допущенный переписчиками повтор; ср. 14:30.
10  [3] — Букв.: мать; то же в ст. 13; ср. ст. 2.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.