3 Царств 22 глава

Третья книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 Три года арамеи и израильтяне не воевали друг с другом.
2 На третий год Иосафат, царь иудейский, отправился к царю израильскому.
3 Царь израильский сказал тогда своим слугам: «Знаете ли вы, что Рамот в Гиладе — наш? А мы ничего не делаем, чтобы отобрать его у царя арамейского».
4 И спросил он Иосафата: «Пойдешь ли ты со мной на Рамот Гиладский?» Иосафат ответил царю израильскому: «Куда ты — туда и я, куда твой народ — туда и мой, куда твои кони — туда и мои».
5 Но Иосафат сказал царю израильскому: «Прежде всего вопроси ГОСПОДА».
6 Собрал царь израильский четырехсот пророков и спросил их: «Выступать ли мне в поход на Рамот Гиладский или не делать этого?» Они отвечали: «Выступай, Владыка предаст его в руки царя».
7 Но Иосафат спросил: «Нет ли здесь еще пророка ГОСПОДНЕГО? Мы вопросим Господа через него».
8 Отвечал царь израильский Иосафату: «Есть еще один, он также может вопросить ГОСПОДА, — только мне он не по нраву: не пророчествует он обо мне доброго, а только дурное. Это Михей, сын Имлы». На это Иосафат возразил: «Не подобает царю говорить такое!»
9 Тогда царь израильский подозвал одного царедворца1 и велел ему скорее привести Михея, сына Имлы.
10 Царь израильский и Иосафат, царь иудейский, сидели каждый на своем престоле возле гумна у ворот Самарии, одетые в свои царские облачения, а все пророки пророчествовали перед ними.
11 Цидкия, сын Кенааны, надел себе на голову железные рога и говорил: «Так говорит ГОСПОДЬ: „Этими рогами ты будешь сражаться с арамеями,2 пока не уничтожишь их!“»
12 И все пророки повторяли то же самое: «Выступай на Рамот Гиладский, и будет у тебя победа! Предаст его ГОСПОДЬ в руки царя!»
13 Гонец, которому велели привести Михея, сказал ему: «Пророки единодушны в добрых предзнаменованиях царю. Хоть бы и ты выступил с ними заодно, чтобы и твое слово оказалось добрым!»
14 Михей ответил: «Жив ГОСПОДЬ — что откроет мне ГОСПОДЬ мой, то я и стану говорить».
15 Пришел Михей к царю, и тот спросил его: «Михей, идти ли мне войной на Рамот Гиладский или не идти?» Михей ответил: «Идите, будет у вас победа! Враги будут отданы в руки царя!»
16 Царь сказал ему: «Сколько раз заставлять тебя клясться, чтобы ты говорил мне только правду во имя ГОСПОДА?»
17 Тогда Михей сказал: «Видел я всех израильтян рассеянными по горам, словно овцы, что остались без пастыря. И сказал ГОСПОДЬ: лишились они своего предводителя,3 отпусти их по домам с миром».
18 Царь израильский сказал Иосафату: «Говорил я тебе, что не пророчествует он обо мне доброго, а только дурное».
19 А Михей продолжал: «Выслушай слово ГОСПОДНЕ! Я видел ГОСПОДА, сидящего на престоле, и стояло пред Ним всё Воинство небесное по правую и по левую руку.
20 Спросил их ГОСПОДЬ: „Кто введет в заблуждение Ахава, чтобы он выступил на Рамот Гиладский и погиб там?“ И один из стоявших пред Ним отвечал Ему так, а другой иначе,
21 и тогда вышел вперед один из духов, встал пред ГОСПОДОМ и сказал: „Я введу его в заблуждение“. Спросил его ГОСПОДЬ: „Как?“
22 Тот ответил: „Я отправлюсь к нему и стану ложным духом в устах всех его пророков“. И тогда ГОСПОДЬ сказал: „Да, ты сможешь ввести его в заблуждение. Иди, так и сделай!“
23 Теперь посмотри вокруг, Сам ГОСПОДЬ вложил ложный дух в уста всех твоих пророков. Беду предрекает тебе ГОСПОДЬ!»
24 Тогда подошел Седекия, сын Кенааны, и ударил Михея по щеке со словами: «Разве Дух ГОСПОДЕНЬ меня уже оставил, чтобы с тобой говорить?»4
25 Михей ответил: «Поймешь тогда,5 когда будешь искать укромное место, чтобы спрятаться».
26 Сказал тогда царь израильский: «Возьмите Михея и отведите к градоначальнику Амону и к царскому сыну Иоасу.
27 Передайте им, что царь велит держать его под стражей и посадить на хлеб и воду,6 пока я не вернусь с миром».
28 Михей ответил: «Если ты и вправду вернешься с миром, то не ГОСПОДЬ говорил через меня». И добавил: «Попомните мои слова, народы!»7
29 Царь израильский и Иосафат, царь иудейский, выступили в поход на Рамот Гиладский.
30 Царь израильский сказал Иосафату: «Я выйду на бой под видом простого воина, а ты будь в своих царских облачениях». И царь израильский переоделся перед сражением.
31 А царь арамейский велел своим тридцати двум начальникам колесничного войска: «Не ищите боя ни с малым, ни с великим, а только с одним царем израильским».
32 И когда начальники колесничного войска увидели Иосафата, то решили, что он и есть царь израильский, и устремились к нему, чтобы схватить его. Иосафат закричал,
33 и начальники колесниц увидели, что это не израильский царь, и повернули прочь.
34 Но один из воинов8 выстрелил из лука и, сам того не ведая, ранил царя израильского стрелой, попавшей между доспехами. Царь сказал своему вознице: «Поверни колесницу, вывези меня из боя — я ранен».
35 Но жаркая была в тот день битва, и держали царя израильского весь день в колеснице, подпирая его, напротив арамейского войска, — и к вечеру он умер. А кровь из его раны залила днище колесницы.
36 Когда зашло солнце, пронесся клич по всему войску: «Идите все по своим городам, по своим землям!»
37 Мертвого царя отвезли в Самарию и похоронили там.
38 А колесницу вымыли в пруду около Самарии, и псы слизывали его кровь, и блудницы там мылись, по слову ГОСПОДА, которое Он изрек.
39 Прочее об Ахаве и обо всех событиях его жизни: и о строительстве дворца из слоновой кости, и обо всех городах, что он строил, — записано в летописи царей израильских.
40 Ахав отошел к праотцам, а после него воцарился его сын Охозия.
41 Иосафат, сын Асы, воцарился в Иудее в четвертый год царствования Ахава в Израиле.
42 Иосафат взошел на престол в возрасте тридцати пяти лет и двадцать пять лет правил в Иерусалиме. Его мать звали Азува, она была дочерью Шилхи.
43 Он следовал по пути отца своего Асы и не отступал от него, творя то, что праведно в глазах ГОСПОДА. Только капища на холмах разрушены не были, и народ еще приносил жертвы и воскурял в этих капищах.
44 Иосафат заключил мир с царем израильским.
45 Что до прочих деяний Иосафата, его доблестных подвигов и военных походов, то не описаны ли они в летописи царей иудейских?
46 Тех немногих из продающих тело свое в капищах, кто уцелел при жизни отца его Асы, он уничтожил.
47 В Эдоме тогда не было царя, там правил царский наместник.
48 Иосафат построил прочные корабли,9 чтобы ходить в Офир за золотом, но они не дошли туда, а разбились в Эцьон-Гевере.
49 Тогда Охозия, сын Ахава, предложил Иосафату: «Пусть мои слуги отправятся на кораблях вместе с твоими», — но Иосафат не захотел.
50 Иосафат отошел к праотцам и был похоронен в родовой гробнице в Городе Давидовом. После него взошел на престол его сын Иорам.
51 Охозия, сын Ахава, воцарился над Израилем в Самарии в семнадцатый год царствования Иосафата в Иудее. Он правил в Израиле два года,
52 творил он то, что было злом в глазах ГОСПОДА, и следовал по пути отца своего и матери и по пути Иеровоама, сына Невата, вовлекая Израиль во грех.
53 Он служил Ваалу и поклонялся ему, вызывая гнев ГОСПОДА, Бога Израилева, поступая так же, как и его отец Ахав.

Комментарии МакДональда

13. Последняя битва Ахава (22:1−40)

22:1−6 После трех лет мирных отношений между Сирией и Израилем Ахав решил отнять у сирийцев Рамоф Галаадский, расположенный к востоку от Иордана. Венадад обещал вернуть Израилю города, когда Ахав отпустил его (20:34), но, очевидно, не сделал этого. В то время Ахава навестил Иосафат, царь Иудеи, и предложил стать его военным союзником. Но сначала Иосафат предложил спросить, что скажет Господь, через пророков. Четыреста пророков при дворе Ахава поддержали этот план и обещали царю победу. Это вполне могли быть те 400 пророков, которые не захотели идти на гору Кармил на соревнование с Илией (18:19, 22).

22:7−12 Иосафат, должно быть, почувствовал себя не очень комфортно, потому что спросил, нельзя ли посоветоваться с каким-нибудь пророком Господним. Позвали пророка Михея, бесстрашного человека, которого Ахав ненавидел за бескомпромиссные слова. Когда позвали Михея, 400 пророков единодушно убеждали царей Израиля и Иудеи выступить против Сирии. Один из них, Седекия, сделал железные рога, которые символизировали силу Ахава и Иосафата и их способность противостоять сириянам.

22:13−17 Михея предупредили, чтобы он не противоречил остальным пророкам, но это было бесполезное предупреждение. Когда Ахав спросил его, следует ли выступить на Рамоф Галаадский, Михей сначала сказал то же, что и остальные пророки: «Иди, будет успех, Господь предаст его в руку царя». Но это, вероятно, была насмешка. В его голосе, должно быть, слышались ирония и сарказм.

Ахав понял это и повелел Михею говорить истину (Лев 5:1). Тогда пророк рассказал о видении, в котором Израиль оказался рассеянным, как овцы без пастыря: Ахав будет убит и его армия рассеется.

22:18−23 Царь Ахав представил эти слова Иосафату как доказательство того, что Михей говорит ему всегда только дурное. Тогда храбрый пророк снова заговорил. Он рассказал о видении, в котором лживый дух, появившийся перед Господом, согласился обмануть Ахава и побудить его выступить против Рамофа Галаадского, чтобы царь был убит. Лживый дух должен был вложить этот совет в уста всех пророков царя. Это пример того, как Бог, хоть Он и не творит зла, может использовать его силы для осуществления Своего конечного замысла. Он послал лживого духа только в том смысле, что допустил его появление.

22:24−25 Седекия уловил суть того, что говорил Михей. Поняв, что его и других пророков обвиняют во лжи, он ударил Михея по щеке и спросил: «Как, неужели от меня отошел Дух Господень, чтобы говорить в тебе?» Иначе говоря, Седекия сказал:

«Я говорил от имени Духа Божьего, когда посоветовал Ахаву выступить против Рамофа Галаадского. Теперь ты утверждаешь, что говоришь от имени Духа, но советуешь прямо противоположное. Как может быть, что Дух отошел от меня к тебе?» Михей спокойно ответил, что Седекия узнает истину, когда в страхе будет пытаться спрятаться — вероятно, после смерти Ахава, когда его изобличат как лжепророка.

22:26−30 Разгневанный царь Израильский приказал посадить Михея в темницу и кормить его хлебом и водою, пока Ахав не вернется в мире из Рамофа Галаадского. Михей на прощание сказал: «Если возвратишься в мире, то не Господь говорил через меня». Ахав решил переодеться перед сражением, надеясь таким образом избежать несчастья, предсказанного Михеем. Иосафат, с другой стороны, оделся в царские одежды, подвергаясь той самой опасности, которой Ахав стремился избежать.

Ахав пытался обмануть так Господа и сирийского царя, но «Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал 6:7). Ахав был убит, а Иосафат остался жив.

22:31−36 Сирийцам было приказано убить царя Израильского; такой была их основная военная задача. Сначала они приняли Иосафата за Ахава. Царь Иудеи закричал, и, вероятно, его узнали благодаря этому. Потом случайная стрела ранила Ахава сквозь швы лат, и он не смог больше принимать активное участие в сражении. Он стоял в колеснице, чтобы войско не утратило смелости. Но вечером он умер, об этом узнали, и воины разбежались по домам.

22:37−40 Тело Ахава было отвезено в Самарию и захоронено. Его залитую кровью колесницу обмывали на пруде Самарийском, когда там купались блудницы. Это было частичным исполнением пророчества Илии (21:19); все происходило в Самарии, а не в Изрееле. Так как Ахав проявил смирение (21:29), Бог пожалел его и отложил окончательное исполнение пророчества до сына царя Иорама (4Цар 9:25−26).

Смерть Ахава предсказывали трижды. В первый раз это сделал пророк, имени которого мы не знаем, когда Ахав пощадил Венадада (20:42); во второй — Илия, когда Ахав забрал виноградник у Навуфея (21:19); и в третий раз — Михей, накануне сражения (ст. 17−23).

О. Царь Иосафат Иудейский (22:41−50)

Иосафат, сын Асы, был царем Иудеи двадцать пять лет (873/872−848 гг. до Р. Х.).

Первые три или четыре года Иосафат был соправителем своего отца Асы. Мы уже читали об Иосафате в стихах 2−4. Тогда он заключил позорный союз с нечестивым царем Израиля и чуть не погиб вследствие этого. Но в целом его правление было праведным. Правление Иосафата отличалось следующими особенностями:

1. Он следовал примеру своего отца, борясь с идолопоклонством, хоть и не искоренил его полностью (ст. 43).

2. Он правил совместно со своим отцом Асой.

3. Он заключил мир с Ахавом, царем Израильским (ст. 44).

4. Он выгнал с земли блудников, занимавшихся храмовой проституцией (ст. 46).

5. Его царство включало в себя землю Идумеи (2Цар 8:14), где его представлял наместник (ст. 47). Его сын Иорам потом потерял Идумею вследствие революции (4Цар 8:20).

6. Он был союзником Охозии, сына Ахава, и они вместе строили флот в Ецион-Гавере (2Пар 20:35−36). Они собирались послать корабли в Офир за золотом. Но корабли разбились еще до выхода из порта (ст. 48), вероятно, вследствие бури. Пророк Елиезер сказал Иосафату, что это произошло потому, что Господь не одобряет его нечестивого союза с Охозией (2Пар 20:37). Когда Охозия предложил заново построить флот, Иосафат отказался (ст. 49).

П. Царь Охозия Израильский (22:51−53)

Охозия, сын Ахава, правил Израилем два года (853−852 гг. до Р. Х.; см. 4Цар 1:1−18).

Правление Охозии отличалось идолопоклонством и нечестием. Его мать, Иезавель, без сомнения, ввела его в грех, как прежде его отца. Он поклонялся Ваалу и прогневал Господа Бога Израилева. Сын был похож на отца. Третья книга Царств не имеет формального завершения, потому что изначально образовывала единую книгу с Четвертой книгой Царств, и разделение на два тома было проведено только для удобства. Повествование продолжается в Четвертой книге Царств.

=====

Примечания

(10:16−22) Слово, которое переведено как «павлин» в КИ, сегодня обычно переводится как «мартышка» (НКИ) или «бабуин» (НМВ). У древних царей павлины действительно ценились, поэтому Иероним в латинской Вульгате переводит это слово именно так (вероятно, наугад).

(10:26−29) В КИ слово «Кува» переведено как «льняная пряжа», потому что в XVII веке не знали, что это имя собственное.

(14:14−16) В оригинале здесь используется еврейское слово asherim, которое означает вырезанных из дерева идолов — символов плодородия.

(19:15−18) Должно быть, Илия перепоручил своему преемнику Елисею помазать Азаила и Ииуя, так как эти помазания произошли уже после вознесения Илии (4Цар 8:7 и далее; 9:1 и далее). Елисей единственный из трех был помазан лично Илией.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
9  [1] — Или: евнуха.
11  [2] — Или: бодать арамеев.
17  [3] — Букв.: господина / владыки.
24  [4] — Или: как же это так, что Дух Господень
25  [5] — Букв.: увидишь в тот день.
27  [6] — Или: давать ему немного хлеба и немного воды; букв.: хлеб притеснения и воду притеснения, т. е. столько хлеба и воды, сколько доступно в осажденном городе.
28  [7] — Букв.: слушайте, все народы.
34  [8] — Букв.: один человек.
48  [9] — Букв.: Таршишские корабли.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.