4 Царств 16 глава

Четвертая книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 В семнадцатый год правления Факея, сына Ремальи, в Иудее взошел на престол Ахаз, сын Иофама.
2 Было Ахазу тогда двадцать лет, и шестнадцать лет он правил в Иерусалиме. Но дела его не были праведны в глазах ГОСПОДА, он не жил так, как праотец его Давид.
3 Он следовал по пути царей израильских и даже сына своего провел через огонь1 — такие же мерзости творили народы, которые ГОСПОДЬ изгнал ради израильтян.
4 Он приносил жертвы и совершал воскурения в капищах, и на холмах, и под всяким раскидистым деревом.
5 Арамейский царь Рецин и израильский царь Факей, сын Ремальи, пошли войной на Иерусалим и осадили его, но так и не смогли одолеть Ахаза.
6 Тогда же арамейский царь Рецин вернул арамеям Элат, очистив его от иудеев. Эдомитяне2 заселили Элат, они живут там и поныне.
7 Ахаз отправил послов к ассирийскому царю Тиглатпаласару со словами: «Я твой слуга и сын! Приди и спаси меня от арамейского царя и от израильского царя, ополчившихся на меня!»
8 При этом Ахаз взял серебро и золото, какое только нашлось в Храме ГОСПОДНЕМ и в сокровищницах дворца, и отправил в дар ассирийскому царю.
9 Ассирийский царь внял его призыву, выступил на Дамаск и захватил его, жителей угнал в Кир, а Рецина предал смерти.
10 Царь Ахаз отправился в Дамаск встретиться с ассирийским царем Тиглатпаласаром. Там царь Ахаз увидел дамасский жертвенник и отправил священнику Урии изображение этого жертвенника со всеми его размерами.3
11 Священник Урия воздвиг жертвенник в точности по изображению, присланному из Дамаска царем Ахазом. Сделал он это еще до возвращения царя Ахаза из Дамаска.
12 Вернувшись из Дамаска, царь осмотрел жертвенник. Он подошел к жертвеннику и, взойдя на него, принес на нем жертвы:
13 сжег всесожжение и хлебный дар, совершил возлияние, окропил жертвенник кровью принесенного им благодарственного дара.
14 А медный жертвенник, стоявший пред Самим ГОСПОДОМ, он сдвинул в сторону от входа в Храм и поставил к северу от нового, чтобы не стоял он между новым жертвенником и Храмом.
15 Царь Ахаз велел священнику Урии: «На большом новом жертвеннике сжигай утренние жертвы и вечерние приношения — всесожжения от царя и хлебные его дары и всесожжения от народа и хлебные их дары и возлияния. Кропи его кровью от всех жертв всесожжения и всех других жертв. А медный жертвенник будет у меня для особых нужд».4
16 Священник Урия сделал всё так, как велел ему царь Ахаз.
17 Царь Ахаз велел убрать с подставок закрывавшие их щитки, снять чаши с подставок, а «море» — с медных быков, на которых оно покоилось, и поставить его прямо на каменный пол,
18 а также снести построенный в Храме Субботний навес5 и Царскую галерею, что опоясывала Храм снаружи, — и всё это ради царя ассирийского!
19 Что до прочих деяний Ахаза и всех событий его жизни, то не описаны ли они в летописи царей иудейских?
20 Ахаз отошел к праотцам и был похоронен рядом с ними в Городе Давидовом. После него воцарился его сын Езекия.

Комментарии МакДональда

Ш. Царь Ахаз Иудейский (Гл. 16)

Ахаз, сын Иоафама, был царем Иудейским двадцать лет (735−716/715 гг. до Р. Х.; см. 2Пар 28).

16:1−4 Ахаз был соправителем своего отца, возможно, в течение двенадцати лет. Имя Ахаз — сокращение от Иоахаз. В ассирийских надписях этот царь упоминается под полным именем. Приставка «Ио-» означает Иегова, и, без сомнения, Святой Дух опустил эту часть имени намеренно, так как Ахаз был отступником. Он следовал примеру царей Израильских, будучи идолопоклонником, и даже сына своего провел через огонь. В культе Молоха считалось, что дети, проходя между раскаленных докрасна рук медного идола, очищаются от зла и посвящаются богу. Иногда детей даже убивали и сжигали (Иер 7:31; Иез 16:21).

16:5−9 Для того, чтобы вынудить Иудею выступить вместе с ними против Ассирии и посадить вассального царя на престол Иудеи (Ис 7:6), Сирия и Израиль вместе собрались напасть на Иерусалим. В то же время Сирия захватила Елаф и основала там колонию сирийцев. Расстроенный этим Ахаз обратился за помощью к Ассирии, послав ей серебро и золото из сокровищниц храма и дворца. Феглаффелласар согласился помочь, захватив Дамаск и убив сирийского царя. Так исполнилось пророчество Исаии. Но Бог собирался сделать ассирийцев проклятием для Иудеи (Ис 7:17−25).

16:10−16 По пути в Дамаск к Феглаф-фелласару Ахаз увидел языческий жертвенник и решил построить такой же в Иерусалиме. Так что он послал изображение этого жертвенника священнику Урии, который построил его до прибытия царя. Ахаз принес разные жертвы на новом жертвеннике (все, кроме жертвы за грех и жертвы повинности), а потом велел Урии использовать его вместо медного жертвенника. Судя по последней фразе в стихе 15, Ахаз, вероятно, собирался использовать медный жертвенник для гадания. Однако эти слова можно понимать и так: «Что же до медного жертвенника, надо будет подумать (или спросить), что с ним делать». Священник Урия согрешил, послушавшись царя Ахаза, осквернившего святилище, вместо того, чтобы бесстрашно упрекнуть его. Урия упоминается благосклонно в Исаии 8:2, но это было до нападения на Иерусалим. Он уступил требованию Ахаза построить языческий жертвенник уже позже.

16:17−20 Ахаз убрал из храма некоторые предметы убранства, возможно, боясь, что царь Ассирии заберет их, если захватит Иерусалим. Есть мнение, что он использовал их для уплаты дани. Во 2 Паралипоменон 28:24 говорится, что в конце своего правления Ахаз вообще закрыл храм. Как и другие цари-отступники, правившие до него, Ахаз не был похоронен в царской гробнице (2Пар 28:27), но был погребен с отцами своими в городе Давидовом.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Друг. возм. пер.: предал огню в знач. «принес в жертву».
6  [2] — Друг. чтение, основанное на древн. пер.: арамеи.
10  [3] — Или: подробностями его устройства.
15  [4] — Или: для гадания.
18  [5] — Или: основание для престола.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.