Под редакцией Кулаковых
1 В третий год царствования в Израиле Осии, сына Илы, в Иудее взошел на престол Езекия, сын Ахаза.
2 Было ему тогда двадцать пять лет, и двадцать девять лет правил он Иудеей в Иерусалиме. Имя его матери — Ави,1 дочь Захарии.
3 Дела его были праведны в глазах ГОСПОДА, как и дела его праотца Давида.
4 Он убрал капища на холмах, разбил священные камни, снес столб, посвященный Ашере, изрубил на куски медного змея, сделанного Моисеем,2 потому что тогда израильтяне всё еще совершали ему воскурения, — звался он Нехуштан.3
5 Езекия4 уповал на ГОСПОДА, Бога Израилева, и не было подобного ему среди царей иудейских ни после него, ни прежде.
6 Он был беззаветно предан ГОСПОДУ и соблюдал заповеди, переданные ГОСПОДОМ Моисею.
7 ГОСПОДЬ пребывал с Езекией, и тот во всех своих начинаниях имел успех. Езекия восстал против царя ассирийского и не стал ему больше служить,
8 разбил филистимлян до самой Газы с окрестностями, захватив и сторожевые посты, и укрепленные города.
9 В четвертый год правления Езекии (это был седьмой год царствования в Израиле Осии, сына Илы) ассирийский царь Салманесер подошел к Самарии и осадил ее.
10 Город был взят к концу третьего года осады. В шестой год правления Езекии (это был девятый год царствования в Израиле Осии) Самария пала.
11 Ассирийский царь угнал израильтян в Ассирию, поселив их в Халахе, что на Хаворе, потоке в области Гозан, а также в мидийских городах,
12 потому что не слушались они гласа ГОСПОДА, Бога своего, преступили Завет, Союз с Ним, — ничего из того, что заповедал Моисей, слуга ГОСПОДЕНЬ, не слушали и не исполняли.
13 В четырнадцатый год царствования Езекии5 ассирийский царь Синаххериб напал на укрепленные города Иудеи и захватил их.6
14 Езекия, царь иудейский, отправил к царю ассирийскому в Лахиш такое послание: «Я виноват! Отступи от меня — заплачу, сколько назначишь мне». Царь ассирийский назначил Езекии, царю иудейскому, выплатить триста талантов7 серебра и тридцать талантов8 золота.
15 Езекия отдал всё серебро, какое только нашлось в Храме ГОСПОДНЕМ и в сокровищнице царского дворца.
16 Езекия тогда даже снял облицовку с ворот Храма ГОСПОДНЕГО, включая столбы (ее некогда велел сделать сам Езекия, царь иудейский), и отдал царю ассирийскому.
17 Царь ассирийский послал из Лахиша в Иерусалим к царю Езекии своего полководца, главного евнуха и главного советника9 с большим войском. Они выступили и, подойдя к Иерусалиму, остановились у водостока верхнего пруда, по дороге к полю белильщиков.
18 Они стали звать царя, но вышли к ним Эльяким, сын Хилкии, смотритель царского дворца, писец Шевна и летописец Йоах, сын Асафа.
19 Главный советник10 сказал им: «Передайте Езекии слова великого царя, царя ассирийского! На что надеешься ты?
20 Для войны нужны советники и сила, а не пустые слова. На кого понадеялся ты, когда решился восстать против меня?
21 Ты, как видно, на Египет думаешь опереться — на эту трость надломленную? Кто на нее обопрется, тому она и проткнет ладонь! Таков удел всех, кто рассчитывает на фараона, царя египетского.
22 Или скажешь мне: мы, мол, на ГОСПОДА надеемся, на Бога нашего? Уж не на Того ли, Чьи святилища и жертвенники Езекия уничтожил, потребовав от Иудеи и Иерусалима поклоняться только перед этим жертвенником в Иерусалиме?
23 Лучше договорись с моим владыкой, ассирийским царем! Я мог бы дать тебе две тысячи коней — только найдешь ли ты для них всадников?
24 Как же ты собираешься обратить в бегство хотя бы одного из наместников владыки моего, пусть и самого незначительного в его окружении? Ведь ты же на Египет надеешься, на его конницу и колесницы.
25 Разве не без воли ГОСПОДНЕЙ пришел я разорять эту страну? Так ГОСПОДЬ и сказал мне: „Иди в эту страну и разори ее“».
26 Тогда Эльяким, сын Хилкии, Шевна и Йоах сказали главному советнику: «Будь добр, говори с нами, слугами своими, по-арамейски11 — мы тебя поймем, только не говори с нами по-еврейски,12 чтобы не слышали тебя все эти люди, что на городской стене!»
27 Но главный советник отвечал им: «Разве владыка мой послал меня передать эти слова только вашему владыке и вам, а не всем тем людям, которые находятся сейчас на городской стене и которым придется вместе с вами мочу свою пить и собственные испражнения есть?»
28 Тогда он выпрямился и стал громко кричать по-еврейски: «Слушайте слова великого царя, царя ассирийского!
29 Так говорит царь: пусть не обманывает вас Езекия, ведь он не сможет спасти вас от моей руки.
30 И на ГОСПОДА пусть не внушает вам Езекия напрасных надежд: мол, непременно спасет вас ГОСПОДЬ, ни за что не будет отдан этот город в руки ассирийского царя.
31 Не слушайте Езекию! Вот что говорит вам ассирийский царь: покоритесь мне, выходите, и будет каждый из вас есть плоды своей лозы виноградной и смоковницы и пить воду из собственного колодца.
32 А потом я приду за вами и отведу вас в страну такую же, как ваша, в страну, где много зерна и вина, хлеба и винограда, маслин и меда, там вы будете живы, не умрете! Так не слушайте же Езекию, он обольщает вас: ГОСПОДЬ, мол, вас спасет.
33 Удалось ли богам других народов спасти страны свои от царя ассирийского?!
34 Где теперь эти боги Хамата и Арпада? Где боги Сефарваима, Хены и Иввы? Может быть, Самарию уберегли они от меня?
35 Из всех богов этих стран кто уберег свою страну от моей руки? Неужели ГОСПОДЬ сбережет Иерусалим?»
36 Но народ молчал и не сказал ему ни слова, потому что царь велел им ничего не отвечать.
37 А Эльяким, сын Хилкии, смотритель дворца, с главным писцом Шевной и летописцем Йоахом, сыном Асафа, разодрав на себе одежды, пришли к Езекии и передали ему слова главного советника.
Комментарии МакДональда
II. ЦАРСТВО ИУДЕИ ДО ПЛЕНА (Гл. 18−25)
А. Царь Езекия (Гл. 18−20)
Езекия, сын Ахаза, был царем Иудейским двадцать девять лет (716/715687/686 гг. до Р. Х.; см. 2Пар 29−32; Ис 36−39). Считается, что до этого он был соправителем Ахаза с 729/728 по 716/715 гг.
1. Праведное правление Езекии (18:1−8)
18:1−6 В Священном Писании Езекии уделяется больше внимания, чем кому-либо из царей со времен Соломона. Для того, чтобы лучше понять, какие духовные и политические победы одержал Езекия благодаря вере в Бога, полезно прочесть и параллельные повествования во 2 Паралипоменон 29−32 и Исаии 36−39.
Когда Езекия пришел к власти, Иудея была практически вассальным государством Ассирии. Он совершил великие реформы. Он вел борьбу с идолопоклонством во всех его проявлениях, уничтожив даже высоты и медного змея из Чисел 21 (потому что сыны Израилевы кадили ему). Он назвал этого змея Нехуштан, что буквально означает «медная вещь». Что касается веры в Господа Бога Израилева, то Езекия был величайшим из царей Иудейских. Иосия был величайшим из царей в плане изгнания из земли злодеев (23:24−25).
18:7−8 Езекия восстал против ассирийского ига, возможно, по причине своего военного успеха: он прогнал из земли филистимлян, от сторожевой башни (сельской местности) до укрепленного города (густонаселенной и хорошо защищенной местности).
2. Пленение Самарии (18:9−12)
В этом отрывке снова говорится о захвате Самарии ассирийцами. Возможно, эта тема повторяется здесь, чтобы показать, с какой серьезной угрозой столкнулся в то время Езекия. Кажущееся противоречие между датами в стихах 9 и 10 объясняется тем, что иудеи считали часть года за целый. Осада Самарии началась в конце четвертого года правления Езекии, продолжалась весь пятый год и закончилась в начале шестого года — отсюда «три года». Это должен был быть 725−722 гг. до Р. Х., период совместного правления, упоминаемого выше.
3. Первое вторжение Сеннахирима в Иудею (18:13−16)
У Ассирии в это время были свои проблемы; умер Саргон II, и взбунтовался Вавилон. Только в 701 г. до Р. Х. Сеннахирим, наследник Саргона, смог выступить против Палестины и Финикии. В своих летописях Сеннахирим утверждает, что захватил сорок шесть укрепленных городов и 200000 пленных в Иудее. Езекия послал ему раболепное послание, признавая, что был виновен, когда восстал. Он послушно уплатил триста талантов серебра и тридцать талантов золота (огромная сумма), чтобы предотвратить нападение на Иерусалим. В это время Сеннахирим находился в Лахисе, к юго-западу от Иерусалима, на пути в Египет.
4. Второе вторжение Сеннахирима в Иудею (18:17 — 19:34)
18:17−19 Затем Езекия начал укреплять Иерусалим (2Пар 32:5). Возможно, известие об этом заставило царя Ассирийского отправить в Иерусалим своих военачальников, требуя безоговорочной сдачи. Три иудейских офицера вышли навстречу ассирийцам, чтобы выслушать их условия. В НМВ титулы ассирийцев переведены как «главнокомандующий», «старший офицер» и «полевой командир». В НКИ они названы по-ассирийски: Тартан, Рабсарис и Рабсак. Это не имена собственные.
18:20−25 Рабсак заговорил с ними оскорбительно, на их собственном иудейском наречии. Прежде всего, он насмехался над упованием Езекии, полагающегося на укрепления Иерусалима. Потом сообщил, что знает о том, как Езекия просил помощи у Египта против Ассирии, и назвал Египет в насмешку надломленной тростью (ст. 21). В-третьих, он сказал, что Иудее нет смысла уповать на Господа, потому что Езекия уничтожил все высоты и жертвенники. Рабсак не осознавал, что это были языческие святилища, а не места поклонения Господу! Потом он предложил пари: он даст две тысячи коней Иудее, если Езекия сможет достать такое количество всадников. Он имел в виду, что у Иудеи нет большой кавалерии, и ей придется надеяться на Египет ради колесниц и коней. Наконец, Рабсак заявил, что Господь послал Ассирию разорить Иудею.
18:26−27 Иудейские офицеры тут же предложили Рабсаку говорить дальше по-арамейски, на языке дипломатии, а не по-иудейски. Они боялись, что такие высокомерные речи окажутся губительными для боевого духа иудейского народа, слушающего на стене. Но Рабсак считал, что народ должен слышать все и знать о сложившейся ситуации, о приближающемся голоде и грядущей погибели.
18:28−37 Обратившись непосредственно к народу, Рабсак предупредил их, чтобы они не обольщались словами Езекии и не полагались на избавление от Господа. Если они сдадутся, им будет позволено пожить какое-то время в Иерусалиме. Когда же царь Ассирийский вернется из египетской кампании, он возьмет их в Ассирию, «землю такую же, как и ваша земля». Никакие божества народов не смогли спасти эти народы от Ассирии; могут ли они ждать, что их Бог сделает это? Народ на стене хранил молчание, а три иудейских сановника вернулись к Езекии, весьма расстроенные.