4 Царств 20 глава

Четвертая книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 В те дни Езекия тяжело заболел и уже был при смерти.1 Пророк Исайя, сын Амоца, пришел к нему и сказал: «Вот что говорит ГОСПОДЬ: передай дела преемникам своим,2 ибо не выздороветь тебе — ты умрешь».
2 Ничего не ответил Езекия, отвернулся к стене и взмолился ГОСПОДУ:
3 «ГОСПОДИ, вспомни, как я верен был Тебе и от всего сердца делал то, что в Твоих глазах было праведно». Горько заплакал тут Езекия.
4 Не успел Исайя покинуть дворцовую площадь,3 как было ему слово ГОСПОДНЕ:
5 «Иди и передай Езекии, правителю Моего народа: „Вот что сказал ГОСПОДЬ, Бог праотца твоего Давида: „Я услышал твою молитву и увидел слезы твои. Исцелю Я тебя, и на третий день ты пойдешь в Храм ГОСПОДЕНЬ.
6 Я продлю жизнь твою еще на пятнадцать лет. И от ассирийского царя спасу тебя и этот город — да, защищу этот город ради Себя Самого и ради слуги Моего Давида““».
7 Тогда Исайя велел: «Принесите лепешку из смокв». Принесли ее, обложили ею нарыв, и Езекия пошел на поправку.
8 Но Езекия спросил Исайю: «Какое ты дашь знамение, что Господь исцелит меня и на третий день я пойду в Храм ГОСПОДЕНЬ?»
9 «Вот тебе знамение от ГОСПОДА, что Он исполнит обещанное, — ответил Исайя. — Выбирай, спуститься ли тени на десять ступеней или подняться?»4
10 Езекия ответил: «Легко тени спуститься на десять ступеней, но как ей подняться на десять ступеней вспять!»
11 Пророк Исайя воззвал к ГОСПОДУ и возвратил тень, что спустилась по лестнице Ахаза, на десять ступеней назад.
12 Тогда же вавилонский царь Меродах-Баладан,5 сын Баладана, услышав о том, что Езекия был болен, отправил ему письмо и подарки через своих послов.
13 Езекия с радостью принял их и показал им свою сокровищницу: серебро свое и золото, благовония и драгоценные умащения и все орудия оружейной палаты — словом, всё, что было в его хранилищах. Во всем дворце и царских владениях Езекии не осталось ничего такого, чего бы ни показал он послам.
14 Пришел тогда к царю Езекии пророк Исайя и спросил: «Что говорили эти люди и откуда пришли они к тебе?» На это Езекия ответил: «Они приходили из далекой страны, из Вавилонии».
15 Исайя спросил: «А что они видели в твоем дворце?» На это Езекия ответил: «Всё, что только есть в моем дворце! Я показал им все свои сокровища, какие только мог показать».
16 Тогда Исайя сказал Езекии: «Выслушай слово ГОСПОДА!
17 Близятся дни, когда всё, что только есть в твоем дворце и что накопили предки твои, — всё заберут в Вавилон, ничего здесь не останется! Это говорит ГОСПОДЬ.
18 А потомков твоих, рожденных от тебя, заберут и сделают евнухами6 для дворца царя вавилонского».
19 На это Езекия ответил Исайе: «Благое слово передал ты мне от ГОСПОДА!» И добавил: « По крайней мере, пока я жив, будет мир и спокойствие».
20 Что до прочих деяний Езекии, его доблестных подвигов и того, как он устроил водохранилище с водопроводом и снабдил город водой, то не описано ли всё это в летописи царей иудейских?
21 Езекия почил с праотцами своими, после Езекии царем стал сын его Манассия.

Комментарии МакДональда

6. Болезнь и выздоровление Езекии (20:1−11)

20:1−7 Обычно считается, что события, описанные в главе 20, произошли раньше, вероятно, одновременно с событиями, описанными в начале главы 18, в период первого вторжения Сеннахирима (см. ст. 6). Езекия тяжело заболел, и Исаия велел ему сделать завещание и навести порядок в доме, потому что смерть его была неминуема. Царь искренне молился о выздоровлении, и ему было даровано пятнадцать дополнительных лет жизни. Уиткомб комментирует это:

«Что бы я стал делать в остаток своей жизни, если бы Бог сказал, что мне остается всего лишь 15 лет? Что делал Езекия в эти годы? В Библии об этом не говорится, потому что последнее упоминаемое событие его правления — это уничтожение армии Сеннахирима, в 701 г. до Р. Х. (которое, вероятно, имело место меньше чем через год после его болезни). Есть предположение, что Бог продлил его жизнь, потому что у него не было сыновей — наследников престола (в 4 Царств 21:1 говорится, что Манассия начал править в возрасте всего лишь двенадцати лет). Однако Манассия мог быть соправителем отца почти десять лет, иначе невозможно было бы согласовать 55 лет его правления с хронологией иудейской истории, если отсчитывать сроки назад от известных дат вавилонского плена.

20:8−11 В качестве знамения о том, что Езекия исцелится и вернется в храм для поклонения, Бог сделал так, что тень на ступенях солнечных часов Ахаза вернулась обратно на десять ступеней. (Хронологически стих 7 следует за стихами 8−11.)

Из 2 Паралипоменон 32:31 мы делаем вывод, что это было сверхъестественное событие, новость о котором достигла даже Вавилона. Вавилоняне поклонялись небесным телам и обращали внимание на все отклонения от их нормального хода. Весть о том, что это великое чудо было совершено ради Езекии, быстро распространилась.

7. Нелепая гордость Езекии (20:12−21)

20:12−18 Беродах Баладан, царь Вавилонский, послал Езекии поздравления с выздоровлением. Несомненно, его истиной целью было укрепление союза с Иудеей против Ассирии. Езекия неразумно показал послам из Вавилона все свои сокровища. (Из 2 Паралипоменон 32:31 мы узнаем, что Бог испытывал его этой ситуацией, чтобы узнать, что у него на сердце. И ответ стал ясен: ГОРДОСТЬ!). Исаия упрекнул его за это и предсказал, что Иудея окажется в плену у Вавилона и некоторые из сынов самого Езекии станут евнухами (в НАСБ говорится «придворными») во дворце царя Вавилонского. Прежде, чем эти сокровища окажутся в Вавилоне, многие из них попадут в Ассирию, как часть дани, которую Езекия уплатил Сеннахириму, когда ассирийцы вторглись в Палестину вскоре после выздоровления Езекии (18:13−16).

20:19 Езекия подчинился воле Бога и признал свою ошибку. «И сказал: 'Почему бы нет, если в мои дни будет мир и благосостояние?'» (ИСВ).

20:20−21 Езекия построил пруд и водопровод, по которому в город могла поступать вода из колодца, расположенного за городом. Такой скрытый источник воды мог быть особо полезен в момент осады. По тоннелю Езекии до сих пор можно пройти от источника Гион к Силоамскому пруду.

В 1880 г. была найдена надпись, сделанная работниками Езекии, древнесемитским письмом. Она была увезена в один из музеев Турции, под властью которой находилась тогда Палестина как часть Оттоманской империи.

В это время закончилось служение Михея.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Эта глава и следующие с небольшими изменениями повторяются в Ис 38, 39; ср. также 2Пар 32:24−32.
1  [2] — Или (ближе к букв.): отдай (последние) распоряжения домочадцам своим.
4  [3] — Или: средний двор — место между Храмом и царским дворцом.
9  [4] — Или: тень, спустившаяся на десять ступеней, поднимется ли обратно? Эти ступени, возможно, использовались как солнечные часы: по тени определяли время.
12  [5] — Меродах-Баладан правил в Вавилоне в 721−710 гг., а затем захватил престол в 703 г. до Р.Х. Хотя события, описанные в этой главе, представлены в хронологическом порядке, они предшествовали тому, о чем повествуется в гл. 18, 19.
18  [6] — Или: царедворцами.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.