4 Царств 22 глава

Четвертая книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 Иосия взошел на престол в возрасте восьми лет, правил он в Иерусалиме тридцать один год. Имя его матери было Едида, дочь Адаи из Боцката.
2 Он творил то, что было праведно в глазах ГОСПОДА, и шел по пути праотца Давида, не отклоняясь ни вправо, ни влево.
3 В восемнадцатый год своего царствования царь Иосия отправил писца Шафана, сына Ацальи, внука Мешуллама, в Храм ГОСПОДЕНЬ с повелением:
4 «Иди к первосвященнику Хилкии и вели собрать1 всё серебро, принесенное в Храм ГОСПОДЕНЬ и собранное у народа привратниками, —
5 пусть передадут его подрядчикам, назначенным для Храма ГОСПОДНЕГО, а те пусть расплачиваются им с работниками, восстанавливающими Храм ГОСПОДЕНЬ:
6 плотниками, строителями, каменщиками, и пусть приобретают древесину и тесаный камень для ремонта Храма.
7 Не надо требовать у них отчета за то серебро, ведь они и прежде оправдывали доверие».
8 Первосвященник Хилкия сообщил писцу Шафану: «Я нашел в Храме ГОСПОДНЕМ свиток Закона!» — и передал свиток Шафану, чтобы тот прочел его.
9 Писец Шафан отправился к царю дать отчет: «Твои слуги переплавили серебро, какое нашлось в Храме, и передали подрядчикам, назначенным для Храма ГОСПОДНЕГО».
10 И еще писец Шафан сообщил царю, что священник Хилкия передал ему свиток. Шафан прочел его перед царем.
11 Выслушал царь слова Закона и разодрал на себе одежды.
12 Затем он повелел священнику Хилкии, Ахикаму, сыну Шафана, Ахбору, сыну Михея, писцу Шафану и царскому слуге Асае:
13 «Идите и вопросите ГОСПОДА обо мне, о народе и обо всей Иудее: как понимать слова этой найденной книги? Ибо велик гнев ГОСПОДЕНЬ, возгорится он на нас за то, что не послушали наши праотцы слов этой книги, не исполняли всего написанного о нас!»
14 Священник Хилкия, Ахикам, Ахбор, Шафан и Асая пошли к пророчице Хульде, жене Шаллума, сына Тиквы, внука Хархаса, хранителя одежд, что жила в Иерусалиме, в районе Мишне,2 и переговорили с ней.
15 Она отвечала им: «Вот что велит ГОСПОДЬ, Бог Израилев, передать тому, кто вас отправил ко мне.
16 Так говорит ГОСПОДЬ: „Я наведу бедствие на этот город и на его жителей — по словам, записанным в книге, которую прочел царь иудейский, —
17 за то, что они оставили Меня, совершают воскурения иным богам, гневят Меня всем, что бы ни делали. Пылает гнев Мой неугасимый, падет он на этот город!“
18 А царю иудейскому, пославшему вас вопросить ГОСПОДА, передайте, что говорит ГОСПОДЬ, Бог Израилев, о прочтенных ему словах:
19 „Я услышал тебя, потому что смягчилось сердце твое, ты склонился пред ГОСПОДОМ, узнав, что Я обещал этому городу и его жителям ужас и проклятья, ты разодрал свои одежды и рыдал предо Мной, — говорит ГОСПОДЬ. —
20 За это Я позволю тебе покоиться с праотцами, ты с миром сойдешь в могилу и не увидишь сам того бедствия, что Я наведу на этот город“». Всё это они и передали царю.

Комментарии МакДональда

Г. Царь Иосия (22:1 — 23:30)

Иосия, сын Аммона, был царем Иудейским тридцать один год (641−609 гг. до Р. Х.; см. 2Пар 34−35).

1. Восстановление храма Иосией (22:1−7)

Софония (Соф 1:1) и Иеремия (Иер 25:3) начали свое пророческое служение в это время. Возможно, Аввакум нес служение в конце правления Иосии. Правление Иосии было последним периодом реформ в царстве Иудея. Он решительно выступал против идолопоклонства и призывал народ вернуться к Господу. В восемнадцатый год правления, в возрасте двадцати шести лет, он разработал программу исправления повреждений храма. Серебро, собранное в храме, пошло на уплату рабочим и покупку материалов. Все были честны, и отчета в серебре не требовалось.

2. Обнаружение книги закона (22:8−20)

22:8−10 В ходе восстановления храма первосвященник Хелкия нашел копию книги закона, возможно, все Пятикнижие или Второзаконие. Книгу принесли царю Иосии и читали ему.

22:11−13 Когда услышал царь Слово Божье и понял, как далеко народ отошел от Него, он разодрал одежды свои в знак покаяния. Потом он послал пять своих приближенных вопросить Господа, понимая, что гнев Господень должен обрушиться на Иудею за ее грехи.

22:14−20 Приближенные пошли к Олдаме пророчице, которая жила в Иерусалиме, во второй части — некий район города. Они не пошли ни к Иеремии, ни к Софонии. Вероятно, Олдама была тетей Иеремии (ст. 14; см. Иер 32:7). Она подтвердила опасения Иосии: Бог вскоре накажет Иудею за развращенность народа. Но она добавила, что это не произойдет при жизни Иосии, потому что он смирился и раскаялся.

То, что Иосия позже погиб в сражении (23:29), на самом деле не противоречит стиху 20. Слова «Ты положен будешь в гробницу твою в мире» могут означать, что царь умрет до обещанной катастрофы вавилонского плена. Или же они могут значить, что Иосия умрет в мире с Богом (в мире с людьми он точно не был).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
4  [1] — Или: посчитать. Друг. возм. пер.: переплавить.
14  [2] — Или: во второй части города.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.