4 Царств 25 глава

Четвертая книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 В девятый год правления Седекии, в десятый день десятого месяца, вавилонский царь Навуходоносор со всем своим войском подступил к Иерусалиму, раскинул стан и окружил город осадным валом.1
2 Осада длилась до одиннадцатого года царствования Седекии.
3 В девятый день четвертого месяца,2 когда в городе был жестокий голод и простому народу нечего было есть,
4 враг ворвался в город.3 Царь и все воины ночью вышли через царский сад, а затем через тайный ход4 между двойными стенами. Они попытались уйти в пустыню,5 но город был окружен халдеями.
5 Халдейское войско пустилось в погоню за царем и настигло его на иерихонских равнинах. Все его воины разбежались,
6 а самого царя схватили и привели к царю вавилонскому в Ривлу на суд.
7 Сыновей Седекии убили у него на глазах, потом Седекии выкололи глаза, заковали его в медные оковы и отправили в Вавилон.
8 В седьмой день пятого месяца (это был девятнадцатый год царствования в Вавилоне Навуходоносора)6 один из приближенных вавилонского царя, начальник стражи Невузарадан, пришел в Иерусалим
9 и сжег Храм ГОСПОДЕНЬ, царский дворец и все дома Иерусалима — все дома знатных людей7 предал он огню.
10 А войско халдейское, что пришло с начальником стражи, разрушило стены вокруг Иерусалима.
11 Прочий народ, что еще оставался в городе, и всех перебежчиков, что перешли на сторону царя вавилонского, — всё это множество людей начальник стражи Невузарадан увел в плен.
12 Лишь самых бедных он оставил возделывать поля и виноградники.
13 Медные столбы, что были в Храме ГОСПОДНЕМ, и подставки, и медное «море», емкость для воды, что была в Храме ГОСПОДНЕМ, халдеи разбили на части и всю медь увезли в Вавилон.
14 И тазы, и совки, и щипцы, и подносы — всю медную утварь, какая только была для богослужения, — всё забрали;
15 и чаши, и сосуды для углей — что только было из золота и серебра, — всё забрал начальник стражи.
16 Оба столба, и «море», и подставки, которые сделал Соломон для Храма ГОСПОДНЯ, — и не взвесить, сколько всего там было меди!
17 Каждый столб был восемнадцати локтей высотой,8 и на нем медная капитель высотой в три локтя, а вокруг всей капители — узор в виде гранатов, и всё это из меди; и второй столб — такой же работы.
18 Начальник стражи увел в плен первосвященника Сераю, второго священника Софонию и трех привратников.
19 Он также захватил в городе одного из царедворцев,9 что был начальником над воинами, пятерых человек из царских советников,10 что находились в городе, писца в войске, зачислявшего в войско жителей страны,11 и шестьдесят человек из прочего люда, что оставались в городе.
20 Захватив их, Невузарадан, начальник стражи, отвел их к царю вавилонскому в Ривлу.
21 В Ривле, в земле Хамат, вавилонский царь предал их всех смертной казни. Так иудеи были изгнаны со своих земель.
22 А над теми, кого вавилонский царь Навуходоносор оставил в стране иудейской, он поставил править Гедалью, сына Ахикама, внука Шафана.
23 Когда все военачальники иудеев и их люди услышали, что вавилонский царь назначил Гедалью, они пришли к нему в Мицпу: там были Измаил, сын Нетаньи, Йоханан, сын Кареаха, Серая, сын Танхумета из Нетофы, и Яазанья родом из Маахи вместе со своими людьми.
24 Гедалья поклялся им и их людям: «Не бойтесь служить халдеям, оставайтесь здесь12 и служите царю вавилонскому, и будет у вас всё хорошо!»
25 А в седьмой месяц пришел Измаил, сын Нетаньи, внук Элишамы из царского рода, и с ним десять человек: он сразил насмерть Гедалью вместе с иудеями и халдеями, какие были при нем в Мицпе.
26 Тогда весь народ от мала до велика вместе с военачальниками отправился в Египет от страха перед халдеями.
27 На тридцать седьмом году изгнания Иехонии, царя иудейского, двадцать седьмого числа двенадцатого месяца,13 в Вавилоне воцарился Эвил-Меродах. Он помиловал иудейского царя Иехонию и освободил его из тюрьмы в первый год своего правления.
28 Он говорил с ним милостиво и посадил на самое почетное место среди других царей, что жили при царском дворе в Вавилоне.
29 С тех пор Иехония не носил тюремной одежды14 и каждый день до конца своей жизни15 ел за царским столом.
30 Царь вавилонский назначил ему и постоянное содержание, которое он получал ежедневно всю оставшуюся жизнь.

Комментарии МакДональда

25:1−7 Интриги Седекии с Египтом нанесли окончательный удар по Иерусалиму. Навуходоносор осадил город, и осада продолжалась восемнадцать месяцев. В городе начался жестокий голод. Седекия и его военные попытались убежать из города ночью и укрыться в пустыне близ Мертвого моря. Халдеи схватили царя и отвели его к царю Вавилонскому в Ривлу (в Емафе, Сирия). Вавилонский царь велел заколоть сыновей Седекии перед глазами его, после чего его ослепили, оковали оковами и отвели в Вавилон. Так исполнилось два замечательных пророчества: Иеремия предсказал, что Седекия увидит царя Вавилонского лицом к лицу (Иер 32:4; Иер 34:3). Это исполнилось в Ривле. Иезекииль также предсказывал, что он будет увезен в Вавилон, но не увидит его, хотя умрет там (Иез 12:13). Седекии выкололи глаза, прежде чем увезти в Вавилон. Он умер в Вавилоне.

И. Падение Иерусалима (25:8−21)

25:8−12 Окончательно Иерусалим был разрушен в 586 г. до Р. Х., Навузарданом, начальником вавилонских телохранителей. Он сжег храм, царский дворец и все большие здания. Он разрушил стены и переселил в Вавилон всех оставшихся, кроме самого бедного люда.

25:13−17 В этих стихах описывается разграбление храмовых сокровищ. Те предметы, которые были слишком велики, чтобы унести их целиком, разрезали на небольшие части. Меди было захвачено очень много. Кроме того, халдеи завладели всем, что было золотое и было серебряное.

25:18−21 Навузардан привел около семидесяти двух высокопоставленных жителей Иерусалима к царю Навуходоносору в Ривлу, где они были без промедления казнены.

К. Губернаторство Годолии (25:22−26)

Царь Вавилона назначил Годолию начальником над народом, оставшимся в Иудее. Когда четыре военачальника услышали об этом, они пришли к нему в Массифу, возможно, чтобы посоветовать народу бежать в Египет. Годолия же рекомендовал им подчиниться Вавилонскому игу, и тогда все будет хорошо. Позже Исмаил, из племени царского, напал на Годолию и его друзей и убил их. Народ остался неуправляемым и бежал в Египет.

Л. Царь Иехония (25:27−30)

Книга завершается обнадеживающей нотой. Четвертая книга Царств и книга Иеремии заканчиваются упоминанием об одном и том же событии (см. 25:27−30; Иер 52:31−34). На тридцать седьмой год плена царь Вавилонский стал почтительно относиться к Иехонии. Это вселяло надежду: может быть изгнание станет легче и рано или поздно совсем закончится.

Третья книга Царств начинается со смерти Давида, Четвертая завершается рассказом об уничтожении Иудеи. Народ терпел поражение при Моисее, при судьях, теперь — при царях. Народ отказывался слушать Слово Божье. Их не трогали слезы пророков. Их сердца ожесточались, они становились все более упрямыми, пока Бог не решил руками ассирийцев и вавилонян научить их тому, что следствие греха — смерть. Плен помог им уяснить это: он очистил сердца избранного Божьего народа от идолопоклонства.

=====

Примечания

(1:2) Многие ученые переводят имя Ваалзевул как «возвышенный Ваал».

(6:24−31) Существует мнение, что имеются в виду действительно птичьи экскременты, которые использовались для растопки.

(17:41) Однако в Луки 2:36 упоминается пророчица Анна из колена Асира, одного из десяти колен. Очевидно, некоторые из этих колен все-таки вернулись. Иаков также адресует свое послание «двенадцати коленам, находящимся в рассеянии» (1:1), так что десять колен не совсем «исчезли» с лица земли, даже в раннехристианскую эпоху.

(19:35−37)  Многие полагают, что это Христос до воплощения (на это указывает использование заглавной буквы в слове Ангел в примечаниях в НКИ).

(25:18−21) С главой 25 связаны три проблемы с числами, которые, вероятно, объясняются ошибкой переписчиков, либо здесь в 4 Царств, либо в соответствующих стихах 3 Царств и Иеремии. Точность копирования цифр в древних рукописях создает определенные проблемы. (Смотри подробнее об этих проблемах в комментарии ко 2 Паралипоменон). Трудности таковы: дата сожжения Иерусалима (в ст. 8 говорится, что это седьмое число месяца, а в Иеремии 52:12 — что десятое); высота капителей колонн (в ст. 17 сказано, что три локтя, а в 3 Царств 7:16 — пять локтей); количество убитых советников (в ст. 19−21 сказано, что их было пять; в Иеремии 52:25 — семь).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Окончательная осада города началась в десятый день месяца (см. Иер 39:1; Иер 52:4; Иез 24:1,2), т. е. предположительно 15 января 588 г. до Р.Х. Эта глава частично повторяется у Иеремии в главах 39, 40, 52.
3  [2] — В масоретском тексте месяц не указан, ср. Иер 52:6.
4  [3] — Или: была пробита брешь в городской (стене). Ср. Иер 39:2.
4  [4] — Букв.: ворота.
4  [5] — Или: к Араве — долине (пустыне) в южной части Иордана.
8  [6] — Вероятная дата — 14 августа 586 г. до Р.Х.
9  [7] — Букв.: большие.
17  [8] — Локоть — мера длины, чуть менее полуметра, т. е. ок. 8 м высотой.
19  [9] — Или: евнуха.
19  [10] — Букв.: видевших лицо царя.
19  [11] — Здесь и далее букв.: из людей земли.
24  [12] — Букв.: в земле.
27  [13] — Вероятная дата — 22 марта 561 г. до Р.Х.
29  [14] — Букв.: так он сменил свою тюремную одежду.
29  [15] — Букв.: постоянно, во все дни своей жизни.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.