4 Царств 3 глава

Четвертая книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 Иорам, сын Ахава, воцарился над Израилем в Самарии в восемнадцатый год царствования Иосафата в Иудее. Он правил двенадцать лет
2 и творил зло пред ГОСПОДОМ, хотя и не так, как отец его и мать, — он даже убрал священный камень Ваала, поставленный отцом.
3 Но Иорам был привержен к грехам Иеровоама, сына Невата, в которые тот вовлек Израиль, и не оставил их.
4 У Меши, царя моавского, были овечьи отары. Он платил дань царю израильскому — сто тысяч ягнят и шерсть со ста тысяч баранов.
5 Когда Ахав умер, моавский царь восстал против царя израильского.
6 Тогда царь Иорам выступил из Самарии, собрав всех израильтян,
7 и отправил послов к Иосафату, царю иудейскому, со словами: «Восстал против меня моавский царь. Пойдешь со мной войною на Моав?» «Куда ты — туда и я, и мой народ — с твоим народом, и моя конница — с твоей конницей, — ответил Иосафат
8 и спросил: — Какой дорогой мы пойдем?» «Через Эдомскую пустыню», — был ответ.
9 Семь дней царь израильский, царь иудейский и царь эдомский шли обходным путем, и не стало воды ни для войска, ни для вьючного скота.
10 «О горе! — сказал царь израильский. — Верно, ГОСПОДЬ собрал сюда трех царей, чтобы предать их в руки моавитян».
11 «Нет ли здесь пророка ГОСПОДНЯ, чтобы через него вопросить ГОСПОДА?» — спросил Иосафат. Один из слуг израильского царя ему ответил: «Здесь есть Елисей, сын Шафата, который постоянно служил1 Илии».
12 «У него, знаю, есть слово ГОСПОДНЕ!» — сказал на это Иосафат, и царь израильский, Иосафат и царь эдомский отправились к Елисею.
13 «Что тебе до меня? — сказал Елисей царю израильскому. — Иди к пророкам отца своего и своей матери!» «Нет! — возразил царь израильский. — Верно, ГОСПОДЬ собрал сюда трех царей, чтобы предать их в руки моавитян».
14 «Жив ГОСПОДЬ Воинств, перед Которым я стою! — ответил Елисей. — Не стал бы я и смотреть на тебя, даже не взглянул бы — говорю с тобой только из почтения к Иосафату, царю иудейскому.
15 Но теперь позовите мне играющего на лире!» И лишь этот музыкант заиграл на лире, рука ГОСПОДНЯ коснулась Елисея,2
16 и он сказал: «Так говорит ГОСПОДЬ: копайте в этой долине яму за ямой!
17 Так говорит ГОСПОДЬ: ветра не почувствуете и дождя не увидите, а вся долина наполнится водой, напьетесь и сами, и ваши стада, весь ваш вьючный скот!
18 Малое это дело для ГОСПОДА — но Он и моавитян предаст в ваши руки:
19 вы разрушите все их крепости и большие города, вырубите лучшие деревья, перекроете все источники воды и забросаете камнями все плодородные наделы».
20 И наутро, в час, когда приносили жертву, потекла вода со стороны Эдома и затопила округу.
21 Услышав, что цари выступили против них, моавитяне — все, кто только мог носить оружие, — собрались и расположились станом на границе царства.
22 Поднявшись рано утром, они увидели, как восходящее солнце залило лучами воду, и моавитянам она показалась издали багровой, как кровь.
23 «Это кровь, — сказали они, — верно, цари сразились между собой и друг друга перебили. За добычей, Моав!»
24 Они направились к израильскому стану, а израильтяне напали на моавитян и разбили их, так что те обратились в бегство — израильтяне гнались за ними и добивали бегущих.
25 Израильтяне разрушили все их города и забросали камнями все плодородные наделы — каждый кинул свой камень, перекрыли все источники воды и вырубили все деревья. А Кир-Харесет3 они окружили и стали обстреливать из пращей.
26 Царь моавский, увидев, что терпит поражение, собрал семьсот воинов с мечами и попытался пробиться к царю эдомскому, но не сумел.
27 Тогда он взял своего первенца, который должен был царствовать после него, и принес его в жертву всесожжения на городской стене. Великий гнев воспылал тогда против израильтян, и пришлось им отступить и вернуться в свою страну.

Комментарии МакДональда

Г. Царь Иорам Израильский (Гл. 3)

Иорам, сын Ахава, был царем Израильским двенадцать лет (852−841 гг. до Р. Х.; 4Цар 3:1 — 9:29).

3:1−3 Когда Иорам, сын Ахава, начал править над Израилем, в Иудее совместно правили Иосафат и его сын Иорам. Это объясняет, почему Иорам, царь Израиля, начал править в восемнадцатый год Иосафата и на второй год Иорама, царя Иудейского (4Цар 1:17).

Иорам не был таким грешником, как его родители; он снял статую Ваала, воздвигнутую Ахавом. Но он продолжал поклоняться золотому тельцу, культ которого учредил Иеровоам, сын Наватов.

3:4−9 В период правления Ахава царь Моавитский был вынужден ежегодно платить дань Израилю. Когда умер Ахав, царь Меса решил, что настало время восстать. На знаменитом Моавитском камне, обнаруженном немецким миссионером в 1868 г., упоминается о подчинении Моава Израилю и успешном восстании Месы.

Охозия ничего не стал делать в связи с бунтом Моава. Но его преемник Иорам, придя к власти, тут же решил вернуть контроль над Моавом, не желая терять крупную дань, которую он платил. Иорам попросил Иосафата поддержать его в сражении, и Иосафат снова неразумно согласился. (См. 3 Царств 22, где Иосафат чуть не погиб, будучи союзником Израиля). Они решили пройти по западному берегу Мертвого моря, к востоку от Едома и на север в Моав. Так как царь Едомский был вассалом Иосафата в то время, они заручились и его поддержкой.

3:10−12 Когда они подошли к Моаву, у войска закончилась вода. Иорам стал высокомерно обвинять Господа, а Иосафат предложил посоветоваться с пророком Господним. Узнав, что неподалеку есть Елисей, слуга Илии, три царя пошли к нему.

3:13−19 Сначала Елисей заявил, что не хочет иметь ничего общего с идолопоклонником-царем Израиля, и предложил ему пойти к пророкам-идолопоклонникам его отца. Ответ Иорама, возможно, означает, что источник проблемы — не идолы, а Господь. Из уважения к Иосафату Елисей согласился спросить совета у Господа. Гуслист играл на гуслях, тем временем сила Божья коснулась Елисея, и он предсказал, что долина наполнится водой не от дождя, и Моав потерпит поражение.

3:20−25 На следующее утро долина наполнилась водой, пришедшей со стороны Едома. В лучах восходящего солнца вода показалась моавитянам красной, как кровь, и они решили, что цари Израиля, Иудеи и Едома поссорились между собой. Они отправились к стану израильскому за добычей, но наткнулись на упорное сопротивление. Израильтяне закидали плодородную землю камнями, запрудили источники и все дерева лучшие срубили.

3:26−27 Царь Моавитский, рассерженный на своих бывших союзников Идумеев, и подозревающий, что царь Едома не будет сражаться также преданно, как Израиль и Иудея, попытался пробиться к царю Едомскому. Когда это ему не удалось, он принес своего старшего сына во всесожжение на стене, чтобы умилостивить своих богов, внушить смелость своим воинам и устрашить врага. Израиль потрясло это человеческое жертвоприношение, бывшее, разумеется, нечестивым. Либо по воле Бога, либо по велению собственной совести, они отступили, не подчинив Моав. Хэролд Стайгерс комментирует это: «По-видимому, автор задает вопрос: если этот случай так потряс Израиль, почему же его не шокировало собственное идолопоклонство? Однако   идолопоклонство продолжалось и в Израиле, и в Иудее».

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
11  [1] — Букв.: лил воду на руки.
15  [2] — Букв.: была на нем рука Господня.
25  [3] — Или: только в Кир-Харесете оставались еще камни.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.