Дни его коротки и полны скорби!1
Восходит он, как цветок, и увядает,
исчезает, как тень, безвозвратно.2
И вот с него Ты глаз Своих не сводишь?
Его-то и ведешь на суд с Тобою?
[Может ли от нечистого родиться чистый?
Нет таковых.]3
Дни его сочтены,
число месяцев Ты ему отмерил,4
установил предел, которого ему не перейти.
Так оставь же его,5 пусть отдохнет,
пусть порадуется прожитому дню,6
словно поденщик.
Даже у дерева есть надежда:
срубленное, оно вновь пустит побеги,
и ростки его новые не погибнут.
Пусть состарился его корень в земле,
и омертвелый пень землей покрыт,
но лишь почует воду —
вновь даст побеги, распустит ветви,
словно саженец.
А человек умирает — исчезает безвозвратно,
едва испустит дух — и нет его.7
Уходит вода из озера,
мелеют и пересыхают реки,
а человек — в могилу ляжет и не поднимется,
и доколе не исчезнут небеса, не проснется,
не пробудится от сна своего.
О если б Ты сокрыл меня в Шеоле,
если б укрывал меня там, пока не иссякнет гнев Твой,8
срок мне установил и вспомнил потом!
Умерев, может ли человек вновь ожить?
Я бы ждал весь срок, неся повинность,9
пока не придет мне замена…10
Ты призовешь меня — и я отвечу,
ведь возжелаешь увидеть творенье рук Своих…
Тогда каждый шаг мой Ты хранил бы
и грехов моих не примечал.
Преступленья мои были бы запечатаны в свиток,11
и вина моя Тобой прощена.12
Но осыпаются горы, раскалываются и оседают,13
рушатся скалы, сходят с места своего,
сметает камни вода,
разлив ее смывает пыль земную, —
так и Ты надежду человека губишь!
Сокрушаешь его навеки — и уходит он,
лицо его обезобразив,
отсылаешь прочь.
И не знает он — в почете ли его дети?
И не ведает, если они унижены.
Только боль тела своего он чувствует,
только самого себя оплакивает».
14:1−6 Иов продолжает вопрошать, почему Бог так неумолим по отношению к существу столь бренному, слабому и несовершенному. Стих 1 очень часто цитируют, потому, вероятно, что он подходит к множеству случаев:
«Человек, рожденный женою, краткодневен и пресыщен печалями». Почему бы не позволить ему дожить остаток его короткой жизни хоть в каком-то покое?
14:7−12 У срубленного дерева остается больше надежды, чем у Иова. В человеческой смерти есть ужасная законченность — умерший подобен пересохшей реке.
14:13−17 Иов предпочел бы, чтобы Бог укрыл его в могиле ... пока не стихнет Его гнев. После этого, если Вседержитель призовет Иова, тот сможет оправдаться. А пока Бог придирчиво отмечает каждый его грех.
В этом разделе Иов делает четыре вещи: 1) он просит откровения о том, в чем состоит его грех; 2) он указывает на мимолетность человеческой жизни; 3) выражает отчаяние из-за окончательности смерти (мечтая о посреднике и лелея надежду на новую жизнь); 4) жалуется на свое нынешнее бедственное положение.
В стихе 14а задан самый важный вопрос: если человек умирает, возродится ли он к новой жизни? Наш Господь отвечает на этот вопрос в Ин 11:25−26: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек». Гарольд Сент-Джон комментирует стихи 14 и 15:
«В 14:14−15 свет брезжит над морем молчания, свет просиял, и вот, в речи почти немыслимой смелости Иов провозглашает, что человек есть нечто большее, нежели материя, что небеса прейдут и разрушатся, вечные горы сотрутся в прах, и сам Иов может тысячелетия обитать в узилище могилы, но все же должен настать день, когда у Бога на сердце затеплится потребность в Своем друге, и Он возжелает общаться с творением рук Своих.
Тогда из глубин преисподней Иов ответит Ему и, более стойкий, чем горы, более долговечный, чем небеса, воссоединится с Богом, Которого томит разлука с рабом Его».
14:18−22 Так же неизбежно, как разрушается все в природе, человек изничтожается в испытаниях. Его тело возвратится в прах, а душа сойдет в обитель печали.
На этом кончается первый круг речей. Логика друзей Иова была такова: Бог праведен; Он наказывает нечестивых; раз Иов наказан, значит, он беззаконник. Но Иов твердо стоит на том, что он вовсе не беззаконник.