«Сколько будете терзать меня,1
истязать2 меня своими речами?
Вот уже раз десять вы надо мной глумились3 —
и не стыдно вам меня мучить!
Если и вправду я отступил от истины,
мне одному отвечать за этот проступок!4
Но раз вы похваляетесь передо мной
и в позоре моем меня обвиняете,
знайте же, это Бог возложил на меня это бремя,
и я согнулся под его тяжестью. 5
Это Он сеть Свою на меня набросил!
Вот кричу я: „Насилье!“ — и нет мне ответа!
Зову на помощь — и нет справедливости!
Дорогу мне преградил — не могу пройти,
путь мой окутал тьмою.
Обнажил меня, славы моей лишив,
венец с головы моей сорвал.
Губит меня отовсюду — я погибаю!6
Словно дерево, искоренил мою надежду.
Гневом на меня пылает,
считает меня врагом Своим.7
Собрались Его полчища,
вал против меня воздвигли,8
со всех сторон шатер мой осадили.
Он отдалил от меня и братьев моих,
знакомые чураются меня.
Бросили меня близкие и друзья,
забыли меня
мои домочадцы и служанки,
пришлым меня считают,
стал я для них чужаком.
Позову слугу — он не отвечает,
даже если начну упрашивать его устами своими.
Дыхание9 мое отвратительно жене моей,
родичам10 моим противен запах мой.
Даже малые дети меня презирают,
лишь я поднимусь — дразнят меня.11
Самым близким друзьям я стал мерзок,
те, кого я любил, от меня отвернулись.12
Плоть и кожа мои на костях обвисли,13
от зубов моих одни десны остались.14
Пощадите меня, друзья мои! Пощадите!
Ведь рука Божья обрушилась на меня!
Почему вы, как и Бог, гоните меня?
Не можете насытиться страданиями плоти моей?
О, если б слова мои были записаны,
в свиток занесены!
Если б начертаны были стержнем железным
и свинцом навеки запечатлены в камне!
Но я знаю — Искупитель15 мой жив!
И в конце16 Он встанет над прахом!17
Даже тогда, когда кожа моя распадется,
я во плоти18 моей увижу Бога!19
Сам увижу, своими глазами,
я, а не кто-то другой!
Как же томится в груди мое сердце!20
А вы всё говорите: „Как еще его подловим?
В чем еще его21 обвиним?“22
Убойтесь меча,
ибо обрушится ярость на беззаконных,23
чтобы знали вы, что есть правый суд!»24
4. Ответ Иова (Гл. 19)
19:1−22 Иов говорит своим друзьям, что им должно быть стыдно за то, как они его бесчестят. Его и так обижают Бог, его родные и близкие, его слуги. Его тело разлагается, и он едва избежал смерти. А его друзья присоединяются к Богу в безжалостном преследовании Иова.
19:23−24 Иов хотел бы, чтобы его слова в свою защиту были навеки записаны в книге и запечатлены железным резцом и свинцом на камне, тогда справедливость в отношении Иова сможет в конце концов восторжествовать в будущем.
19:25−27 В редкие минуты озарения Иов верит, что есть Искупитель, Который однажды его оправдает, а потом воскресит его, победив даже смерть и тление.
Великий английский проповедник Сперджен, чей собственный литературный стиль сходен со стилем книги Иова, дал превосходное толкование стиха 25: «Сущность утешения Иова заключена в этом коротком слове «мой» — «Искупитель мой» — и в том факте, что этот Искупитель жив. О! это причащение к Христу живому. Нам нужно получить в Нем что-то свое, прежде чем мы сможем Ему возрадоваться... Так что Искупитель, Который не искупает меня, мститель, который никогда не восстанет за мою кровь, — к чему они нам? Не успокаивайтесь, пока не сможете с верою сказать: «да, я вверил себя моему живому Господу; и Он мой». Может быть, вы держитесь за Него слабой рукой; вы готовы счесть самонадеянными слова «Он жив для моего искупления»; и все же вспомните, что если вера ваша не больше горчичного зерна, уже эта крупица веры дает вам право так говорить. Но здесь есть еще одно слово, выражающее твердую уверенность Иова — «я знаю». Сказать «я надеюсь на это, я так думаю» удобней, и тысячи людей из паствы Иисуса вряд ли когда-нибудь зайдут дальше. Но чтобы проникнуть в самое средоточие этого утешения, вы должны сказать: «я знаю». То обстоятельство, что, по вере Иова, он увидит Бога во плоти после того, как и кожа его уже истлеет, достаточно явно указывает на доктрину телесного воскресения, развернутого учения о которой в Ветхом Завете нет, но которая была признана нормативной исповедующими Ветхий Завет иудеями во времена нашего Господа.
И еще один прекрасный комментарий Сперджена к стиху 26:
«Отметим содержание благочестивого ожидания Иова — «И я узрю Бога». Иов не говорит «узрю святых» — хотя уже это, бесспорно, было бы несказанным блаженством — но «узрю Бога». Не сказано «я увижу жемчужные врата», «я увижу стены из ясписа», «буду созерцать золотые венцы», но «я узрю Бога». В этом суть и существо небес, в этом радостное упование всех верующих».
19:28−29 Ввиду этого предстоящего оправдания его друзья не должны преследовать Иова, иначе их ждет осуждение.