есть прииски, где промывают золото.
Железо извлекают из земли
и медь из руды выплавляют.
Тьме2 кладет границу человек,
ищет руду в глубинах земли,
в мраке кромешном.
Роет шахты вдали от мест обитаемых,
там, где нога не ступала,
вдали от людей висит, качаясь, в забое.
Земля, из которой родится хлеб,
внутри словно огнем оплавлена.3
Камни ее — месторождения сапфиров,4
и в ней же — золотой песок.
Дороги туда не знает и хищная птица,
глаз соколиный ее не видывал.
Не ходили по ней гордые звери,
лев по ней не ступал.
А человек к граниту прикладывает руку,
переворачивает горы до основания.
В скалах прорубает штольни,5
все драгоценности
открываются его взору.
Запирает6 он глубины рек7
и сокрытое выносит на свет.8
Но мудрость — где ее добывают?
Где они, месторождения разума?
Не знает человек к ней дороги,9
на земле живых10 ее не отыщешь.
Бездна сказала: „Не во мне она“,
море сказало: „Не у меня“.
Не добудешь ее,
чистым золотом расплатившись,
не купишь ее, отвесив серебра,
не приобретешь
за лучшее золото из Офира,
за драгоценный оникс с сапфиром.11
Дороже золота она и кристаллов,12
не выменять ее на золотой сосуд.
Кораллы и яшма13 с ней не сравнятся,
ценнее мудрость, чем жемчуга,14
дороже она топазов из Куша,15
и за лучшее золото ее не купишь.
Откуда же исходит мудрость?
Где они, месторождения разума?
Скрыта она от глаз всего живого,
от птиц небесных спрятана.
Скажут о ней Аваддон и Смерть:
„Мы слышали о ней лишь краем уха“.
Бог знает дорогу к ней,16
Он ведает, где она обитает.
Ведь взор Его пределов земли достигает,
всё, что под небом, Он видит.
Когда Он наделял силой17 ветер,
когда водам меру давал,
когда для дождя устанавливал закон
и путь — для молнии с громом,
тогда перед взором Его была мудрость,
Он исчислил ее, утвердил, испытал.
И сказал человеку:
„Благоговение пред Владыкой18 —
вот мудрость,
сторониться зла — в этом разум!“»
28:1−11 Эта чарующая глава посвящена вопросу, высказанному дважды, в стихах 28:12, 20:
Но где премудрость обретается?
И где место разума? Люди проявляют много искусности и упорства, добывая драгоценные металлы и камни. Здесь, в первой части главы, человеческая изобретательность (о которой свидетельствует устройство шахт) оказалась не способна отыскать мудрость. Согласно стихам 13−19, для приобретения мудрости не годятся никакие человеческие богатства, а в стихах 21−28 говорится, что мудрость дает только Бог.
Описание добычи полезных ископаемых в древние времена весьма впечатляюще, но здесь есть ряд трудностей для перевода. Особенно труден стих 4 — практически в каждом английском переводе он понимается по-своему. Как отмечает Андерсен, «трудно поверить, что перед всеми переводчиками лежал один и тот же древнееврейский текст».
В отличие от Вилдада, который называет человека «червем», Иов признает изобретательность человека в устройстве рудников и копий:
«Замечательные достижения человека в добыче сокровищ земли показывают, насколько он умен и искусен; но при всем этом, он совершенно неспособен добыть мудрость».
28:12−19 Местопребывание мудрости найти не так-то легко. Ее нельзя обнаружить ни на земле, ни в море, ее нельзя купить, да и назначить ей достойную цену невозможно, потому что ее цена ... превыше рубинов и топазов, и ее нельзя измерить чистым золотом.
28:20−28 Мудрость и разумение сокрыты от глаз всего живущего. Смерть и Аваддон только слышали о них. Лишь Бог, сотворивший законы природы, есть источник мудрости, потому что Он явил ее и приготовил. Бояться Его — вот в чем мудрость, и уклоняться от зла — вот в чем разумение.
Эта глава, судя по всему, подразумевает, что мы должны покоряться провиденциальным действиям Бога, даже если не всегда понимаем их.