«Я молод еще, а вы уже старцы,
потому я боялся и не смел
сказать вам о том, что знаю.
Думал я: „Пусть скажет старость,
пусть преклонные годы научат мудрости“.
Но воистину, есть Дух6 в человеке,
дыхание Всесильного — вот что дает людям разум!
Нет, не преклонные годы делают мудрым,
не старость позволяет понимать правду.
Потому говорю я: „Послушайте меня!
Я расскажу вам о том, что знаю“.
Я ждал, пока вы говорили,
слушал рассуждения ваши,
пока вы слова подыскивали.
Я внимал вам,
но никто из вас не опроверг Иова,
никто на слова его всерьез не возразил.
Не говорите: „Мы нашли мудрость,
Бог его опровергнет,7 не человек“.
Не ко мне он обращал свою речь,
и возражать ему буду не вашими словами.8
Растерялись они,9 не отвечают больше…
Слов не стало у них…
Неужто я всё еще буду ждать?
Ведь молчат они,
стоят, возразить не могут!
Тогда и я отвечу в свой черед,
расскажу вам о том, что знаю.
Ибо я переполнен речами,
дух меня всего изнутри гнетет.
Я как кувшин с вином закупоренный,
словно новые мехи, готовые лопнуть.
Выскажусь я — и облегчу душу,
открою уста и отвечу.
Угождать никому не стану,
никому льстить не буду.
Ибо льстить я не умею,
а иначе — накажи меня на месте,10 Создатель!
III. ВМЕШАТЕЛЬСТВО ЕЛИУЯ (Гл. 32−37)
А. Речь Елиуя к трем друзьям Иова (Гл. 32)
32:1−6 На этом беседа Иова и трех его друзей кончается. Как мы уже отмечали, по установившемуся порядку сейчас пришла бы очередь говорить Софару, но он в силу неких причин молчит.
Молодой человек по имени Елиуй, сын Варахиилов, Вузитянин, слушал горячие споры Иова с тремя его критиками. Многие библеисты видят в нем прообраз Христа, нашего Посредника. В его лице мы встречаем совершенного примирителя, выстраивающего переход от рассуждений друзей Иова к окончательному решению Иеговы в деле Иова. Говоря вкратце, он — промежуточное звено между людьми и Богом, посредник, подготавливающий появление на сцене Господа.
Другие комментаторы оценивают его менее благосклонно, считая самодовольным молодым выскочкой!
Как бы то ни было, Елиуй (его имя означает «Бог мой — Он») вознегодовал на Иова за то, что тот оправдывает себя, а не Бога. Тремя друзьями он тоже оказался недоволен, так как они не смогли дать Иову адекватный ответ. В последующих стихах он подводит итоги двадцати девяти глав дискуссии.
32:7−22 Из уважения к возрасту присутствующих Елиуй хранил молчание и внимательно слушал их слова, но больше сдерживаться он не в силах.
Он говорит, что большие люди (или многолетние, НКИ) не всегда мудры, и что Бог может дать разумение молодому человеку, такому, как он сам. Он упрекает критиков Иова за то, что они не нашли убедительных доводов. Из-за их несостоятельности Елиуй просто вынужден дать волю рвущимся из него словам и будет говорить нелицеприятно и без лести.