и тесно ему в груди.
Слушайте, слушайте, как голос Его рокочет,
как гром из уст Его раздается!
По всему небу Его раскаты,
молния Его достигает краев земли,
и за нею грохочет Его гул,
гремит Он гласом величия Своего,
но не укрощает грома,
когда глас Его раздается.
Гласом Своим творит1 Бог чудеса,
совершает великое, для нас непостижимое.
Снегу говорит Он: „Землю покрой!“
Дождям и ливням пролиться Он повелевает.
Так всякого Он понуждает укрываться,2
чтобы все люди знали о делах Его.
Даже дикий зверь тогда уходит в свое логово,
в норах своих прячется.
Из горних чертогов выходит буря,
суровые ветры приносят стужу.
От дыхания Божьего лед образуется
и водная ширь замерзает.
Влагой Он наполняет облака,
грозовые тучи сверкают Его молниями.
Изгибаются они, по воле Его метутся
над всем земным кругом,
исполняя всё, что Он прикажет:
то как бич для земли Он их посылает,
то как милость.
Послушай это, Иов,
остановись, подумай о чудесах Божьих!
Разве знаешь ты, как Бог ими управляет,
как озаряется туча всполохом Его?
Разве знаешь ты, как облака плывут?
Вот чудо Преисполенного всяким знанием!
Ты изнываешь от жары в одеждах своих,
когда замирает земля
под зноем южного ветра!
Может, ты силен вместе с Ним
выковать свод небесный,
прочный, словно зеркало литое?3
Научи же нас, что сказать Богу,
из-за темноты нашей
мы и двух слов связать не можем!
Разве можно заявить Ему: „Я буду говорить“?
Разве может человек сказать такое
и не погибнуть?
Невозможно смотреть на солнце,4
что сияет над облаками,
когда придет ветер и разгонит их.
Золотое сияние с севера приходит,
устрашающим великолепием Бог облечен.
Всесильный! Неприступен Он и недосягаем!
Велик Он силой, правосудием
и полнотой праведности!
Он никого не угнетает!
Потому трепещут пред ним люди,
и ко всякому считающему себя мудрым
Он не благоволит».5
37:1−13 Елиуй продолжает обзор многообразных явлений природы, чтобы показать мудрость, могущество, грозное величие и сияющую славу Бога. Его описания природных явлений — гроз с неудержимыми ливнями, бурь, снега, моросящих дождей, холодного ветра с севера, туч и легких облаков, ослепительного солнечного света — стали классикой библейской поэзии.
37:14−23 Елиуй заканчивает свою речь прямым обращением: «внимай сему, Иов; стой и разумевай чудные дела Божии». Он снова оспаривает знание Иовом тайн природы: на чем держатся облака, и почему становится тепло, когда дует южный ветер? Тем самым предвосхищаются сходные, но еще менее доступные человеку вопросы, которые уже Сам Творец будет ставить перед Иовом в следующем большом разделе книги. Такое невообразимое могущество выше нашего ограниченного понимания. Лучше бояться Господа и принимать от Него вразумление, а не уподобляться Иову, упрекающему Его за несправедливость.
37:24 Последний стих предназначен для Иова; это краткий вывод из всего сказанного. Первую строку стиха 24 понять легко; вторая трудна для понимания в переводе НКИ (и других переводах). Фрэнсис Андерсен переводит вторую строку иначе, интерпретируя в данной конструкции древнееврейский отрицательный оборот как усиление, а не отрицание:
«Поэтому люди боятся Его;
Истинно, все мудрые сердцем боятся Его!