«Если я осмелюсь тебе ответить,
выдержишь ли ты?1
Но как же удержать слово?
Ты сам наставлял2 многих,
рукам ослабевшим придавал силу.
Споткнувшегося слово твое поднимало,
дрожащие колени ты укреплял.
А теперь пришли к тебе беды — и ты не выдержал,
коснулось тебя несчастье — и ты впал в отчаяние.
Разве благоговение пред Богом — не твоя опора?3
Разве праведная жизнь4 — не твоя надежда?
Вспомни, прошу, разве погибает невиновный?
Разве стирают праведного с лица земли?
Но вот что видел я: кто вспахивает зло
и горе сеет — сам его и пожнет!
От дуновения Божьего сгинут они,
ударом гнева Его5 будут сметены.
Умолкнет рев львиный и рык6 могучего зверя,
и сокрушены будут зубы льва молодого.
Погибнет царь зверей без добычи,
и детеныши львицы разбегутся.
Прокралось ко мне слово,
ухо мое шепот услышало.
Среди раздумий о ночных видениях,
когда глубокий сон одолевает людей,
объяли меня страх и трепет,
дрожь сотрясла всё тело мое.7
В лицо мне ветер дохнул,8
и волосы мои стали дыбом.
Некто встал предо мной и замер.
Облика его не мог я различить —
лишь образ некий пред глазами.
И в тишине услышал я голос:
„Как человеку пред Богом оправдаться?9
Разве может кто быть чистым перед своим Творцом?10
Он и слугам Своим не доверяет,
и в ангелах находит изъяны,
тем более в жителях домов из глины,
что стоят на прахе,
и кого прихлопнуть проще моли.
С утра до самой ночи их истребляют,
гибнут они и навеки всеми забыты.
Рвется нить их,11
и они умирают без всякой мудрости“.
2. Первая речь Елифаза (Гл. 4−5)
В главе 4 начинается цикл речей друзей Иова и ответов Иова своим друзьям. Райдаут так обобщает суть их увещеваний:
«В аргументации трех друзей Иова мы видим единство мыслей, опирающихся на одну и ту же первооснову. Первооснова эта сводится к тому, что несчастья человека суть наказание, а не указание; что они проистекают из справедливости Бога, а не из Его любви, — хотя и то и другое всегда сливается воедино на всех Его путях. При такой первооснове неизбежно стирается грань между страданиями праведников и страданиями нечестивых». В главах 4−5 говорит Елифаз. Елифаз (его имя, возможно, означает «Бог есть сила» или «Бог есть чистое золото») был человеком набожным и глубоко уважаемым, придерживающимся самых ортодоксальных взглядов в отношении Божьего величия, но, увы, лишенным жалости и сочувствия. В ходе бесед его позиция становится все жестче. Следует отметить, что, в то время как трое друзей Иова на протяжении книги постепенно проявляют все меньше и меньше понимания (как в отношении сути, так и в отношении самого Иова), Иов все лучше и лучше понимает пути Божии, и наконец, после речей Елиуя и подлинного общения с Иеговой, принимает Божью волю с истинным смирением.
4:1−11 Елифаз, в сущности, говорит следующее: «Ты помогал другим ('Твои слова удерживали людей на ногах', 4:4, Джеймс Моффат), а теперь сам себе помочь не можешь». (Эти слова перекликаются с насмешками над Христом при распятии: «других спасал, а Себя не может спасти»). Елифаз объясняет все происходящее самоправедностью Иова. «Богобоязненность твоя не должна ли быть твоею надеждою, и непорочность путей твоих — упованием твоим?» (4:6). Поскольку люди страдают за свою нечестивость, Иов, должно быть, согрешил (4:7−9).
4:12−21 Затем Елифаз рассказывает о потаенном видении, которое пришло к нему ночью. В этом видении дух задал вопрос: «человек праведнее ли Бога? и муж чище ли Творца своего?» (4:17). Смысл здесь, по-видимому, такой, что человек не имеет права возражать Богу. Если кто-то страдает, то это его собственная вина, а не Божия. В конце концов, Бог столь велик, что не может доверять даже Своим посланникам, и по сравнению с Ним Его ангелы повинны в ошибках. А если уж это так, то что говорить о заблуждениях и ошибках простых смертных, которые бренны, как бабочка моли.