К какому из святых существ ты обратишься?
Ведь гнев погубит глупца,
и наивного ревность1 убьет.
Видел я, едва глупец пустит корни,
как тотчас его жилище постигает проклятье.2
Дети его беззащитны:3
их перебьют у городских ворот,4
и спасти их некому будет.
Урожай его достанется голодным,
что средь колючек пропитанье добывают,
и мучимые жаждой5 разграбят его богатства.6
Ведь зло не из праха поднимается,
не из земли вырастает горе.
А человек рожден для страданий,7
он словно искра,8 что ввысь устремляется.9
Но я взыскал бы Бога,
Ему изложил бы свое дело —
Тому, Чьи дела велики, непостижимы,
чудеса — бессчетны,10
Кто дождь посылает на землю,
водой орошает поля,
Кто униженных возвышает,
поднимает скорбью сокрушенных и спасает их.11
Бог разрушает козни коварных,
и валится из рук их дело.12
Он ловит мудрых на их же лукавстве
и замыслы хитреца в ничто обращает.13
При свете дня окажутся они во тьме,
в полдень будут идти на ощупь, словно ночью.
Бедняка Он спасает от их меча,14
от руки сильного.
И несчастный обретает надежду,
и беззаконие затворяет свои уста.
Благо тому, кого Бог вразумляет,
не отвергай наставления15 Всесильного.16
Ведь если ранит Он, Он же и перевяжет,
и если сокрушает Он, Его рука и исцелит.
В шести бедах Он тебя спасет,
и седьмая тебя не коснется.17
В год голодный Он избавит тебя от смерти,
на войне от меча спасет.
От жала злого языка убережешься18
и разорения не будешь бояться, когда оно настигнет тебя.
Над разорением и голодом лишь посмеешься,
дикие звери не будут тебе страшны.
В союзе будешь с камнями поля,
и звери дикие будут с тобою в мире.
Будешь знать, что мир в шатре твоем,
обходя владения, недостатков не увидишь.
Многочисленным будет твое потомство,19
рожденных в роду твоем20 — что травы в поле.
В старости глубокой21 ты сойдешь в могилу,
словно сжатые вовремя снопы.
Исследовали мы всё это, и так оно и есть.
Выслушай и ты и с этим согласись!»
5:1−7 Елифаз предлагает Иову обратиться к людям или ангелам (святым) — смогут ли они опровергнуть, что за грехом следует суд? Сам Елифаз видит непреложную связь между нечестивостью и наказанием. Беда никогда не бывает беспричинной. Человек, рожденный в грехе, обречен на страдание, подобно тому, как искры рождаются для того, чтобы устремляться вверх.
5:8−16 Иову следует искать Бога и предать свое дело в Его руки, потому что Бог всеведущ и всемогущ. Это явствует из Его владычества над природой и провиденциального управления делами человеческими. Стих 13 цитируется Павлом в 1Кор 3:19 для разоблачения ложной мудрости мира сего.
5:17−27 Предавая себя для наказания в руки Вседержителя, говорит Елифаз, человек обретает божественное избавление от голода, войны, клеветы, распрей, опустошения, засухи, диких зверей и неурожая. Ему даруются мир в доме, безопасность, плодородие и долгие годы жизни.