Псалтирь 13 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 Руководителю хора
Псалом Давида
«Бога нет!» — сами себе говорят безумцы;1
все они развращены, отвратительное творят,
и на доброе ни один из них не способен.
2 ГОСПОДЬ с неба смотрит
на всех потомков Адама,
желая видеть хоть одного, кто поступал бы разумно,
хоть одного, кто стремился2 бы к Богу.
3 Но все вероломны стали,3 все как один развратились,
нет делающего добро, нет ни одного.
4 Неужели ничего не сознают все эти злодеи,
народ мой пожирают они, словно хлеб едят?
Не думают они о ГОСПОДЕ, не призывают Его молитвенно.
5 Охватит же их страх великий,
ибо Бог на стороне4 праведных.
6 Насмехаетесь вы, злодеи, над чаянием5 человека смиренного,
но прибежище его — ГОСПОДЬ.
7 О, пришло бы с Сиона избавление Израилю!
Возрадуется Иаков и возвеселится Израиль,
когда ГОСПОДЬ отвратит несчастье от народа Своего.6

Комментарии МакДональда

Псалом 13: Вера безумца

13:1 Вера безумца состоит в том, что «нет Бога». Он не хочет, чтобы Бог был, поэтому и отрицает существование Бога. Такая его позиция иррациональна. Прежде всего, такой подход претендует на всеведение; это как заявление: «Я знаю все. Невозможно, чтобы Бог существовал за пределами того, что я знаю». Во-вторых, это претензия на вездесущность; при этом утверждается: «Я присутствую во всех местах в одно и то же время, и совершенно исключено, чтобы где-то во вселенной существовал Бог, а я об этом не знал». Кроме того, здесь игнорируются чудеса Бога, проявленные в творении — грандиозность вселенной, изумительная точность движения планет, поразительная приспособленность условий на Земле для поддержания жизни, гармоничное строение человеческого тела, фантастическая сложность человеческого мозга, необычные свойства воды и почвы.

Рассмотрим в качестве примера приспособленность условий на Земле для поддержания жизни. Генри Бош указывает на следующие примеры удивительной Божьей заботы в мироустройстве: «Земля вращается вокруг своей оси с линейной скоростью около 1700 километров в час. Если бы эта скорость составляла 170 километров в час, дни и ночи у нас были бы в десять раз дольше, и наша планета то замерзала бы, то перегревалась. В таких условиях не смогли бы жить даже растения!

Если бы Земля была маленькой, как Луна, силы тяжести не хватало бы для того, чтобы удерживать атмосферу нужной человеку плотности; но если бы Земля была такой большой, как Юпитер, Сатурн или Уран, колоссальная сила тяжести практически лишила бы человека возможности двигаться. Если бы мы находились так же близко к Солнцу, как Венера, жара была бы невыносимой; а если так же далеко, как Марс, каждую ночь у нас все покрывалось бы снегом и льдом, даже в тропиках. Если бы площадь морей и океанов оказалась вдвое меньше, чем сейчас, мы стали бы получать с дождями вчетверо меньше влаги. А если бы эта площадь была всего на одну восьмую больше, годовое количество осадков увеличилось бы в четыре раза, и наша планета превратилась бы в гигантское необитаемое болото. Вода замерзает при нуле градусов Цельсия. Но произошла бы катастрофа, если бы вода в океанах замерзала при этой температуре, потому что таяние в полярных областях тогда замедлилось бы, и лед на Земле накапливался бы столетиями! Чтобы предотвратить эту катастрофу, Господь, добавив в морскую воду немного соли, понизил ее температуру замерзания». Вероятность того, что все это устроилось само собой, в силу игры случая, слишком мала, чтобы принимать ее во внимание. Именно поэтому в Библии атеисты приравниваются к безумцам. Они нравственно безумны. Это вопрос не их интеллектуальных качеств, а их нравственных достоинств.

Заключение Бога по поводу таких безумцев: они развратились, совершают гнусные дела. Существует тесная взаимосвязь между тем, во что человек верит, и тем, как себя ведет. Чем низменней представления о Боге, тем ниже устремляется уровень морали. Что бы тут ни было причиной, а что — следствием, но атеизм и агностицизм сочетаются с аморальностью. Барнс пишет: «Уверенность в том, что Бога не существует,  обычно  основана на стремлении вести порочную жизнь или же возникает у тех, кто такую жизнь уже ведет и хочет утвердиться в своей испорченности и избавиться от страха грядущего воздаяния».

13:2−3 Когда Господь с небес смотрит, есть ли среди потомков Адама мудрый человек, ищущий Бога, итог бывает плачевным. По своей природе и по своему поведению человек грешен. Если его предоставить самому себе, он никогда не станет искать Бога. Только благодаря служению Святого Духа люди осознают свою потребность в Боге и в Божием спасении.

Павел цитирует первые три стиха этого псалма в Рим 3:10−12, чтобы показать, что грех испортил весь род человеческий и все составляющие каждого человеческого существа. Давид в этом псалме не имеет в виду всех людей, хотя такая характеристика, безусловно, была бы верна для всех; речь идет лишь об отъявленных безбожниках в противопоставлении праведникам. Это неверные, которые отрекаются от истинного, живого Бога. Они нравственно испорченны. Даже Бог не может найти среди них достойного человека — нет делающего добро, нет ни одного.

13:4 Их невежество проявляется в том, как они обращаются с народом Божьим. Если бы они понимали, что Бог защищает бедных и наказывает грех, они бы никогда не стали в качестве узаконенного, привычного дела пожирать жизнь верующих, как едят хлеб! Если бы они осознавали всю доброту и всю суровость Бога, они бы шагу не ступили без молитвы.

13:5−6 Когда Господь вступится за невинных, нечестивых охватит великий ужас. Они высмеивали всякого нищего за его простую веру, но теперь они увидят, что Бог, Которого они отрицали, — истинное упование для тех, кто Божии.

13:7 Настанет великий день, когда Мессия придет с Сиона, чтобы освободить Свой народ. Ликование Израиля будет безграничным, когда иудейские святые, принадлежащие Христу, полностью и окончательно будут вызволены из плена среди народов, отрицающих единственного истинного Бога.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: сказал безумец в сердце своем.
2  [2] — Букв.: искал.
3  [3] — Букв.: уклонились.
5  [4] — Букв.: в роде; или: из рода.
6  [5] — Или: намерением / планом.
7  [6] — Или: выведет / вызволит из плена народ Свой.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.