Словами этой песни
обратился к ГОСПОДУ Давид,
слуга ГОСПОДЕНЬ,
в день, когда ГОСПОДЬ избавил его
от всех врагов его и от руки Саула1
Таковы были слова его:
Ты — сила моя!
Бог мой — защита моя: в Нем прибежище мое,
Он — щит мой, сила2 спасения моего и твердыня моя.
и от врагов моих буду спасен.
потоки гибельные3 в ужас меня повергли.
смерти западня передо мной.
к Богу моему возопил,
и голос мой услышал Он из Храма Своего,
и внял Он воплю моему.
поколебались основания гор
и задрожали, ибо гнев Его воспылал.
дым и огонь исходили от Него,
сыпались угли горящие.5
мгла под ногами Его.
понесся на крыльях ветра.
полог вокруг Него — густые тучи дождевые.
град и молнии6 в них.
с градом и молниями
глас Всевышнего прозвучал.
множество молний — и в замешательство их привел.
основания мира обнажились
от укора Твоего грозного, ГОСПОДИ,
и от дыхания, от Тебя исходящего.
и извлек из пучины водной.7
от ненавистников моих, силою меня превосходивших.
но ГОСПОДЬ был опорою мне.
избавление Свое явив по благоволению ко мне.
по чистоте рук моих вознаградил меня.
не отступал от Бога моего, чтоб нечестию предаваться:
и от установлений Его никогда я не уклонялся.
и удерживался от греха;
по чистоте рук моих в глазах Его.
с человеком непорочным — по непорочности его,
а бесчестному — Свое уменье противостать ему.
а надменных очи свои потупить принуждаешь.
ГОСПОДЬ, Бог мой, тьму мою в свет обращает.
с Богом моим на стену неприступную могу взобраться.11
слово ГОСПОДА огнем испытано.
Он — щит для всех, кто в Нем прибежище находит.
и кто Защитник,13 кроме Бога нашего?
путь мой безопасным делает.
и твердо на высотах поставил меня.
мышцы мои — натягивать лук крепчайший.14
поддерживаешь меня сильной15 рукою Своей,
Ты снизошел ко мне, чтобы возвеличить меня.16
поступь моя уверенна.
не возвращаюсь, пока не расправлюсь с ними.
и подняться не могут.
всех восставших на меня покорил мне.
моих ненавистников я уничтожил.
к ГОСПОДУ взывали, но Он не ответил им.
разбросал, как грязь уличную.
во главе племен поставил меня,
и люди, которых я не знал, служат мне ныне.
по первому слову повинуются мне.
выходят иноплеменники из укрытий своих.
Да будет превознесен Бог спасенья моего!
покоряющий мне народы,
Ты возвысил меня над восстававшими против меня,
от людей, насилие чинящих, избавил.
имя Твое воспевать буду.
и милость оказываешь помазаннику Своему, Давиду,
и потомкам его вовеки».
Псалом 17: Сила, воскресившая Христа из мертвых
Подсказку о том, что данный псалом может подразумевать Господа Иисуса Христа, мы извлекаем из того факта, что стих 50 цитируется в Рим 15:9 в качестве упоминания о Нем:
«За то буду славить Тебя, Господи, между иноплеменниками и буду петь имени Твоему». При дальнейшем изучении вопроса мы убеждаемся, что были правы. Действительно, во всем этом псалме говорится о Господе Иисусе Христе. В нем образно описываются Его смерть, воскресение, вознесение, Второе пришествие и царствование во славе.
Больше нигде в Библии мы не встречаем такого живописного повествования о грандиозной битве, происходившей в незримом мире во время воскресения нашего Спасителя. Но мы поговорим подробнее об этом позже.
17:1−4 Песнь начинается с вознесения хвалы Господу за то, что Он услышал и не оставил безответными молитвы Своего возлюбленного Сына. Отметим образные выражения, которые употребляются для описания силы, поддержки, безопасности и спасения, которые приходят от Господа: крепость моя... твердыня моя... Избавитель мой... скала моя... щит мой, рог спасения моего и убежище мое.
17:5−7 Смерть стремительно подступает к страдающему Спасителю. В череде разворачивающихся один за другим образов Он описывает, что словно бы скован узами, потрясен ударами набегающих волн, опутан сетями, окружен множеством гибельных ловушек. В таком отчаянном положении остается одно: молиться Богу. Христос не просил избавить Его от необходимости умереть; в конце концов, ради этого Он и пришел в этот мир (Ин 12:27). Но молится Он о спасении от смерти. «Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти» (Евр 5:7).
В тесноте подступивших смертных мук Христос верит, что молитва Его будет услышана и отвечена. В оставшейся части псалма раскрыто, как умоляющие стоны Еммануила из Гефсимании и с Голгофы подвигли вступиться за Него все силы Всемогущества. «Голос слаб и одинок», писал Ф. В. Майер, «но ответ сотрясает творение».
17:8−16 Когда мы доходим до стихов 8−20, они звучат так, будто разразилась война. Именно это и происходило при воскресении Христа. Началась битва Бога с полчищами ада. Сатана и все его бесы стянулись к гробу близ Иерусалима в решимости добиться, чтобы Господь Христос никогда не воскрес из мертвых. Их успех, состоявший в факте распятия Христа, обратился бы в ничто, если бы Сын Божий после этого воскрес из мертвых. Поэтому они окружили запечатанный гроб Спасителя.
Тогда Бог наклонил небеса и сошел с них, являя облик величайшего могущества, которое когда-либо видел мир. Позднее апостол Павел говорил о действии «державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых» (Еф 1:19−20). Величественней, чем та мощь, что сотворила вселенную, чем та сила, что избавила Израиль от рабства в Египте, Божия сила воскресения обратила тем первым пасхальным утром в бегство все начальства, господства и злых духов.
При явлении Бога земля сотрясается. Гнев Его внушает благоговейный ужас, что передается описанием: поднялся дым из Его ноздрей, из уст Его вулканическим потоком низвергался огонь поядающий, и горячие угли летели на Его врагов. Когда Он сошел с небес, восседая на облаке, напоминающем херувимов, землю окутал мрак, и разразилась свирепая буря: множество молний с раскатами грома и град обрушились на врага, сминая его, мощным залпом. Как и при пересечении Чермного моря, воды морей и рек расступились в ужасе перед исполинским извержением ярости Всемогущего.
17:17−20 С изумительной образностью описано, как Бог громил, разил и уничтожал врага, пока тот не отступил, полностью разбитый. Тогда Бог склонился и вывел Христа из все еще запечатанного гроба. Аллилуия! Христос воскрес! Бог не только воскресил Его из мертвых, но и свершил Его торжествующее вознесение над царством врага и прославил Его одесную престола Своего. Тем самым, как говорит Павел,
Бог, «отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол 2:15).
17:21−31 Здесь мы встречаем некоторые пояснения относительно тайны Воскресения. Существовала определенная моральная необходимость в том, чтобы Бог воскресил Господа Иисуса. Эта необходимость вытекала из безгрешной и безупречной жизни Христа, из Его неуклонной преданности воле Своего Отца, из совершенства Его подвига на Голгофском кресте. Такие атрибуты Бога, как свойства Его праведности, непременно требовали, чтобы Он вознес Спасителя из могилы к могуществу бесконечной жизни. Именно на это указывает величественное изречение: «Христос воскрес из мертвых славою Отца» (Рим 6:4). Такое качество Бога, как Его слава, сделало Воскресение нравственно необходимым в качестве воздаяния за совершенную собственную праведность Христа.
Несмотря на то, что Давид написал строки стихов 21−31, они, по сути дела, не могут полностью относится к нему самому. Скорее, он говорил пророчески, по вдохновению от Святого Духа, о Том, Кто будет и его Сыном и его Господом (Мф 22:41−46).
17:32−43 В следующих стихах описывается Второе пришествие Христа. Это будет «явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа» (2Фес 1:7−8). При этом Он «облечен в одежду, обагренную кровью... Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы... Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя» (Откр 19:13, 15).
Здесь Христос предстает, главным образом, в качестве Господа воинств. Это вполне согласуется с другими текстами Писания, которое учит, что Христос, когда вернется на землю, придет, прежде всего, для того, чтобы «сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники» (Иуд 1:15).
Подготовленный к брани Богом Отцом (17:32−37), Христос преследует и полностью уничтожает Своих врагов (17:38−43).
17:44−46 Восторжествовав над врагами, Христос установил Свое Царство на земле и правит как Царь царей и Господь господствующих. Он стал главою иноплеменников, всех остальных народов мира. Искупленный Израиль и искупленные языческие народы искренне принимают праведную власть прославленного Христа. Иноплеменники изображают покорность.
17:47−51 Псалом кончается так же, как начинался, — песней хвалы Богу за Его чудесную поддержку Господу Иисусу. Бог предначертал великую победу Своему царю и сотворил милость помазаннику Своему, Своему Сыну.
Мы тоже должны славить Его между иноплеменниками и петь имени Его за то, что Он совершил.