Псалтирь 30 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 Руководителю хора
Псалом Давида
2 В Тебе, ГОСПОДИ, я укрылся —
да не буду вовек посрамлен!
По милости и справедливости Твоей приди мне на помощь.1
3 Услышь мольбу мою2 и поспеши спасти меня,
будь мне защитой и убежищем,
крепостью неприступной, в которой спасся бы я.
4 Да Ты и есть скала моя и крепость моя,
веди и направляй меня ради имени Своего.
5 Избавь меня от сети, что тайно расставили мне, —
Ты прибежище мое!
6 В руки Твои предаюсь:
Ты не раз спасал меня, ГОСПОДЬ, Бог истины!3
7 Ненавижу4 тех, кто сердцем своим
привязался к идолам ничтожным, —
я на ГОСПОДА полагаюсь.
8 И буду ликовать, буду радоваться милости Твоей,
ибо Ты увидел бедствие мое,
узнал о напастях, на меня обрушившихся, 5
9 не предал меня в руки врага,
свободно могу я ходить.6
10 Сжалься надо мной, ГОСПОДИ, — трудно мне;
исчахли от горя очи мои, душа моя и тело мое.
11 В печали проходит жизнь моя
и годы мои — во вздохах тяжких;
в мытарствах моих7 иссякла сила моя
и разрушаются кости мои.
12 Из-за всех врагов моих я стал презренным
даже для соседей моих,
и для знакомых моих я страшен;
стороной обходят меня те, с кем встречаюсь на улице.
13 Я предан забвению;
исчез, как умерший, из памяти8 людей,
стал как вещь ненужная.9
14 Слышу я, как многие клевещут на меня,
угрозы отовсюду слышу,
недруги мои объединяются против меня,
замышляют лишить меня жизни.
15 А я на Тебя полагаюсь, ГОСПОДИ,
и говорю: «Ты — мой Бог».
16 В Твоих руках судьба моя,10
избавь меня от врагов моих, меня преследующих.
17 Да воссияет милостью лик Твой над слугой Твоим,
по любви Своей неизменной спаси меня!
18 ГОСПОДИ, да не буду я посрамлен,
когда в надежде на помощь к Тебе взываю!
Пусть будут посрамлены нечестивые,
пусть, сомкнув уста, лежат в могиле.11
19 Пусть онемеют уста лживые,
что надменно поносят праведника
в своем высокомерии и презрении к нему.
20 Как велика доброта Твоя!
Всегда готова излиться она на благоговеющих пред Тобою;
на глазах у всех потомков Адама
являешь Ты ее тем, кто к защите Твоей прибегает.
21 Ослепительным светом присутствия Своего12 Ты окружишь их —
и тем сокроешь от злобных умыслов людских,
от злых языков сохранишь их в надежном убежище.
22 Прославлен да будет ГОСПОДЬ!
Как дивно явил Он мне любовь Свою неизменную
(в городе укрепленном)!13
23 А я было подумал в отчаянии,
что отвержен я, что не хочет Он видеть меня.
Но Ты услышал мольбы мои, когда взывал я к Тебе.
24 Любите ГОСПОДА, верные слуги Его,
верных хранит ГОСПОДЬ,
а поступающим надменно воздает сполна.
25 Так будьте же смелы и мужественны14
все, кто на ГОСПОДА надежды свои возложил!

Комментарии МакДональда

Псалом 30: В руки Твои

Стих 6 псалма 30 выделяется своей прямой ассоциацией со страдающим, умирающим Агнцем Божиим, ведь именно эти слова были Его последними словами на кресте:

«Отче! в руки Твои предаю дух Мой»
(Лк 23:46).

Разумеется, тот факт, что один стих некоего псалма явным образом связан с Мессией, еще не означает, что такая связь должна существовать и со всеми остальными его стихами. Тем не менее, если говорить именно об этом псалме, то каждый его стих, судя по всему, имеет хотя бы некоторое отношение к Мессии.

Впрочем, при анализе данного псалма возникает одна проблема. Он не прослеживает страдания, смерть, погребение и воскресение Господа Иисуса в хронологическом порядке, а переходит от Страстей к Воскресению и обратно. Но мы должны помнить, как указывал К. С. Льюис, что «псалмы — это стихи, причем стихи, предназначенные для пения; это не доктринальные трактаты и даже не проповеди».

Мольба об избавлении (30:1−6а)

30:1−2 В начальных стихах псалма Господь Иисус молится Своему Отцу с креста. Как совершенный человек, Он всегда во всем полностью полагался на Бога. Ныне, в час Его глубочайших страданий, Он подтверждает Свое упование на Господа, как Свое единственное и вседостаточное Святилище. Он просит, чтобы Ему никогда не постыдиться того, что Он во всем полагался на Бога Отца. Это очень сильная молитва, говорящая Богу, что слава Его имени неразрывно связана с воскресением Его Сына.

Для Отца воскресение Господа Иисуса из мертвых станет актом Его праведности. Иначе Спаситель предстал бы жертвой чрезмерной уверенности и тем самым был бы унижен.

30:3−4 Прибегнув к выразительному антропоморфному сравнению, одиноко страдающий Спаситель умоляет Бога снизойти к Нему на Голгофу, приклонить ухо Свое; далее Он просит Бога внять Его настойчивым мольбам и поспешить избавить Его. Еще Он просит Бога быть Его каменною твердынею, непоколебимой и неизменной, Его незыблемой крепостью, в которой можно укрыться от любой опасности.

Разумеется, Бог — уже Его каменная гора и ограда, единственный Его дом прибежища.

Нет мне прибежища другого,
К Тебе младенцем льнет душа моя,
Не оставляй меня без очага и крова,
Без дома, где жива любовь Твоя.
Чарльз Уэсли

Христос еще раз соотносит Свою мольбу с той идеей, что речь идет о славе Божией. Ради имени Твоего води меня и управляй мною. Разве Бог не обещал спасать праведников? Воистину обещал! И сейчас это призыв к Нему прославить Свое имя, избавив Господа Иисуса Христа от смерти для Его воскресения и воцарения на небесах во славе.

30:5 Для Спасителя коварно поставили сеть смерти, чтобы захватить и удержать Его. И теперь Христос взывает к Богу, чтобы Он вывел Христа из сети, спас Его от могилы, ибо Иегова — Его крепость, твердыня и оплот.

30:6а Лука пишет, что Иисус произнес слова первой части стиха 6 громким голосом. Никто не отнимал жизнь у Христа; Он отдал ее добровольно, совершенно ясно понимая, что делает. С тех пор на протяжении столетий эти слова повторяли перед лицом смерти святые Божии — такие люди, как Мартин Лютер, Джон Нокс, Ян Гус и десятки других.

Мольба о воскресении (30:6б-9)

30:6б−7 В середине стиха 6 имеет место отчетливо видный переход — от смерти к Воскресению, от мольбы к вознесению хвалы. Верный Своему Слову Бог избавил Святого Своего от смерти и могилы. Это стало прославлением и оправданием веры Его Сына в Бога живого; те, кто почитает суетных идолов, не заслуживают ничего, кроме презрения Иеговы!

30:8−9 Теперь к небесам взмывает песнь хвалы за ту неизменную любовь, которая осеняла возлюбленного Сына Божиего в Его бедствии. Это любовь, которая полностью отдает себе отчет о Его противниках, отказывается предать Его во власть врага, любовь Бога, Который вывел Спасителя из могилы и поставил ноги Его на пространном месте, а называется это место «земля Воскресения».

Глубокое горе (30:10−14)

30:10−11 Но затем мы возвращаемся к жизни нашего Господа до суда над Ним и распятия. Мы сможем услышать молитвы Мужа скорбей, встречающего жгучую ненависть грешников. Отвергнутый и презираемый людьми, Он в Своем горе обращается к Иегове и просит Его милосердно проявить участие. От невыносимой горести у Него запали глаза, а Его душа и утроба чахнут от плача. Он изнурен и изможден в Своей печали и стенаниях. Несчастье лишило Его остатков сил, и самые кости Его словно бы истончились. Единственный способ соотнести фразу «изнемогла от грехов моих сила моя» с безгрешным Спасителем — понимать ее как указание на наше беззаконие, которое Он принял на Себя, когда понес грехи наши. В противном случае этот стих не имеет мессианской трактовки.

30:12−14 Терпеливо страдающий Спаситель далее рассказывает, что стал мишенью нескрываемого презрения со стороны всех врагов Своих и жупелом для соседей. Настолько, что они готовы перейти на другую сторону улицы или юркнуть в подворотню, едва завидев Его. Воспоминания о Нем быстро изгладились из их памяти, как если бы Он был сосуд разбитый. Он слышит распространяемые о Нем клеветнические сплетни. Днем и ночью Его подстерегает ужас — против Него замышляют недоброе, хотят убить Его.

Такая картина издевательства и мучений выглядела бы достаточно печально в отношении любого человека. Но что мы должны сказать, узнав, что она изображает положение Создателя вселенной, Господа жизни и славы!

Мольба о спасении (30:15−19)

30:15−18а Печаль и воздыхания уступают место молитве, исполненной веры. Тот, Кого отвергли люди, исповедует Иегову как Свое упование и Бога Своей жизни. Неизъяснимое утешение Он находит в той мысли, что дни Его — в руке Отца. Это утешение для всех верующих в Бога людей, которые поют и во времена, когда сияет солнце, и во времена печали:

Все наши дни в руке Твоей,
Отец, да будет посему!
Нашу жизнь, наши души и себя самих мы вверяем
Провиденью Твоему!
Уильям Ф. Ллойд.

Вслед за этим подтверждением веры и послушания, Господь Иисус особо молится о том, чтобы Бог избавил Его от руки преследующих Его врагов. Он призывает Отца взглянуть на Него с благоволением. Он молит спасти Его от смерти, и мольба эта апеллирует к неизбывной любви Бога. Он еще раз просит о том, чтобы Его упование на Иегову, как единственного Своего Избавителя, никогда не оказалось тщетным. Разумеется, это риторическая фраза, стилистическое усиление ценой отказа от буквальности смысла. Совершенно невозможно было, чтобы Христос когда-либо оказался постыжен в Своем уповании на Иегову. Он знал это, и мы это знаем. Но мы что-то потеряем, если будем настаивать на строгой буквальности, когда читаем страстную молитву или же лирическую поэзию.

30:18−19 Вновь обращаясь к тому, что делают нечестивые, Христос молится, чтобы посрамлены за это оказались они, чтобы они безмолвно исчезли в Шеоле. Он просит, чтобы их уста лживые онемели в наказание за хулу на Святого Сына Божиего. Некоторые прямые и искренние люди считают эти слова не совсем христианскими по тону, но чем больше мы думаем о жестокости беззаконных, о низости их преступлений и безвинности Жертвы, тем тверже убеждаемся, что эти выражения еще не так уж и сильны!

Бог, великое Прибежище (30:20−21)

И снова псалом переходит от скорби к радости, от жалобы к прославлению. В этих стихах с их величественным ритмом Господь Иисус воспевает несравненное прибежище, которое находит у Своего Отца. Он сравнивает Бога с управителем неисчерпаемого хранилища благ, приготовленных для верующих в Него. Для всех, кто ищет в Нем прибежище, Он в изобилии хранит эти сокровища, чтобы излить перед лицом сынов человеческих. Присутствие Бога — это место, где Его избранные святые могут укрыться от злобных мятежей людских; это надежное убежище от того, что Нокс называет «шумные распри мирские».

Личная благодарность (30:22−23)

Господь Иисус встретился с чудесным проявлением благости Бога, когда был полностью окружен врагами, словно осажденный город. В Его тревоге Ему казалось, будто бы Он окончательно забыт Иеговой. Но, хотя Он был оставлен Богом в те ужасные три часа на кресте, Бог слышал Его зов и воскресил Его из мертвых.

Любите Господа! (30:24−25)

Вкусив любовь Бога, Христос откликается на нее Своей любовью и по справедливости убежден, что так же должен откликнуться каждый. Иегове можно довериться в том, что Он защитит верующих в Него и определит заслуженное наказание самонадеянным бунтовщикам!

Каждый верующий, который борется с непреодолимыми на первый взгляд обстоятельствами, может поэтому исполниться мужественной и твердой уверенностью в том, что все надеющиеся на Господа не постыдятся — никогда!

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Или: по праведности Твоей избавь меня.
3  [2] — Букв.: приклони Свое ухо ко мне.
6  [3] — Или: верный Бог / Бог, Которому можно доверять.
7  [4] — Древн. пер.: Ты ненавидишь.
8  [5] — Друг. возм. пер.: позаботился обо мне в напастях.
9  [6] — Букв.: поставил ноги мои на пространном месте.
11  [7] — Так в древн. пер.; масоретский текст: из-за моего беззакония.
13  [8] — Букв.: из сердца.
13  [9] — Букв.: разбитый сосуд.
16  [10] — Букв.: мои времена.
18  [11] — Евр. Шеол. См. примеч. «б» к 6:6.
21  [12] — Букв.: под покровом лица Твоего.
22  [13] — Друг. чтение: во время притеснения.
25  [14] — Букв.: будьте сильны, и сердце ваше да исполнится мужеством.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.