Псалтирь 4 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 Руководителю хора
Для исполнения в сопровождении струнных инструментов
Псалом Давида
2 Зов мой не оставляй без ответа,
Бог мой, опора праведности моей!
Угнетен я бывал — облегчал Ты участь мою;
и ныне сжалься надо мной и молитву мою услышь!
3 О люди, долго ли
будете бесчестить меня,1
любить пустое и ложные обвинения подыскивать?
4 Знайте же, что ГОСПОДЬ
избрал Себе слугу верного,2
слышит ГОСПОДЬ, когда я взываю к Нему.
5 Потому трепещите от страха и перестаньте грешить,
подумайте3 и помолчите на ложах своих!
6 Принесите жертвы ГОСПОДУ угодные4
и Ему доверьтесь.
7 Многие говорят: «Кто даст нам доброе в жизни увидеть?»
ГОСПОДИ, да озарит нас свет лица Твоего!
8 Доставил Ты сердцу моему радость
много большую, чем доступна тем,
у кого зерно и вино молодое в изобилии.
9 Ложусь и сплю я спокойно,
ибо Ты, и никто иной, ГОСПОДИ,
даешь мне жить в безопасности.

Комментарии МакДональда

Псалом 4: Сокровенное утешение в Боге

4:1−2 Когда Давид молится в непосредственном присутствии Бога, он называет его «Боже правды моей». Здесь выражена та мысль, что Богу праведности можно довериться, уповая на справедливость Его суда над Давидом. Люди могут клеветать и очернять человека, но Бог видит правду и проследит, чтобы справедливость восторжествовала!

Далее Давид говорит: «В тесноте Ты давал мне простор». В «Новом переводе» Дерби написано: «Под гнетом Ты мне увеличиться давал». Обычно мы предполагаем, что внешнее давление как-то сжимает или сминает вещь, уменьшает ее объем, но у Бога стесненные обстоятельства бывают предназначены для того, чтобы человек духовно вырос! Благополучие мало что дает нам, а несчастья приводят нас к духовному росту и зрелости. Сперджен однажды сказал:

«Боюсь, что вся благодать, которую я обрел во времена легкого и удобного для меня существования, в мои счастливые дни, вполне сравнима с мелкой монеткой. Но благо, которое я извлек из моих скорбей, страданий и горестей, совершенно неоценимо. Чем я только не обязан тому, что побывал между молотом и наковальней, прошел огонь и воду! Беды — это самое ценное, что входило в дом мой».

Вспоминая, как Бог отвечал на его молитвы в прошлом, когда его теснили напасти, Давид верит, что может снова обратиться к Богу с просьбой «услышь меня».

4:3−4 Конкретный повод для обращения Давида к Богу выясняется из стихов 3−6. Давид оболган и оклеветан бесчестными людьми. Эти злобные очернители пачкали его имя грязью, порочили его личные качества, подрывали его репутацию посредством необоснованных обвинений и откровенной лжи.

Давид прямо спрашивает их, доколе будут они бессмысленно злобствовать, потом предупреждает, что все их попытки уничтожить его тщетны, ведь Бог на его стороне: «Господь отделил для Себя святого Своего». Те, кто верит в Господа, ценятся Им наподобие «зеницы ока Его» (Зах 2:8). Их имена начертаны у Него на ладонях (Ис 49:16). Бог слышит, когда они призывают Его, и спешит им на помощь. Здесь Давид предвосхищает доводы Павла в Рим 8:31: если Бог за нас, кто может нам противостоять?

4:5 Врагам Давида нужно умерить свое рвение. Для гнева должны быть правильные причины. Наставление «гневаясь, не согрешайте» цитируется в Еф 4:26, но там оно обращено к верующим, напоминая им, что праведным будет гнев из-за поругания Бога, но никак не из-за своих личных обид. Здесь же, в псалме 4, эти слова, разумеется, обращены к нечестивым, предостерегая их, чтобы их гнев не нашел себе выход в неправедном насилии. Им следует, лежа в ночной тиши, поразмыслить в сердце своем — какое безумие идти против Бога! Такие трезвые размышления заставят их прекратить наветы и отказаться от нечестивых замыслов.

4:6 В смелом предвосхищении благовестия Давид призывает нечестивых не только жить праведно, но и уповать на Господа. «Сделайте справедливость своим жертвоприношением» (Желино). Но достичь этого могут только те, кто уверовал в Господа.

4:7 Многие люди стремятся к счастью и благополучию. Они настойчиво стараются обрести для себя благо. Но проблема в том, что они хотят обрести благословения без Благословляющего, и блага без Бога. Они стремятся получить все благодеяния жизни во Христе, не приходя к Благодетелю.

В отличие от них, Давид устремляется прямо к Источнику всех благ в мире со словами: «Яви нам свет лица Твоего, Господи!»

4:8 С веселием Давида в его общении с Господом нельзя даже сравнивать довольство безбожных, в изобилии заполнивших свои житницы хлебом и бочки вином. «Никогда не давали мне богатые урожаи хлеба и вина такой радости, какую вселяешь в мое сердце Ты» (Нокс).

4:9 Уверившись во вседостаточности Бога, псалмопевец внутренне успокаивается. Теперь он может сказать: «спокойно ложусь я и сплю», так как знает, что Сам Господь дает ему жить в безопасности. Какую перемену вызвала молитва всего-то в восемь коротких стихов!

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Друг. чтение: долго ли будете жестокосердными.
4  [2] — В некот. рукописях (с небольшим изменением в соответствии с 30:22): дивно явил Он мне милость Свою (или: любовь Свою неизменную).
5  [3] — Букв.: поговорите с сердцем своим.
6  [4] — Букв.: жертвы праведности; возможно, в знач. сердечного сожаления о грехах (ср. 50:19).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.