Псалтирь 40 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 Руководителю хора
Псалом Давида
2 Блажен тот, кто о слабом и бедном помнит, —
в день бедствия спасет его ГОСПОДЬ,
3 защитит его ГОСПОДЬ, сохранит жизнь ему;
счастливым будут звать его на земле.
Бога просить будут: «Не отдавай его на произвол врагам».
4 ГОСПОДЬ и на одре болезни его поддержит.
Боже, Ты и постель его всю сделаешь для него мягкой.1
5 А что до меня, я говорю: «Сжалься надо мной, ГОСПОДИ,
исцели меня, ибо против Тебя согрешил я».
6 Со злобой враги мои рассуждают обо мне:
«Когда он умрет, когда о нем вспоминать перестанут?»
7 Если и приходит кто меня навестить — говорит пустое;
такие всё худое слагают в уме2 своем
и, выйдя от меня, о том рассказывают повсюду.
8 Все ненавидящие меня друг с другом перешептываются обо мне
и, приписывая мне наихудшее, говорят:
9 «Дела его плохи:3
он слег и больше ему не встать».
10 Даже друг мой, которому я доверял,
тот, что ел хлеб мой, — восстал на меня.4
11 Сжалься надо мной, ГОСПОДИ,
дай подняться мне, чтобы смог я воздать им.
12 И тогда узнаю, что я угоден Тебе,
что не восторжествуют надо мной враги мои.
13 А меня Ты хранишь в чистоте моей
и даешь мне вовек пред Тобой5 пребывать.
* * *
14 Слава ГОСПОДУ, Богу Израиля, во веки веков!
Аминь, да! Аминь!6

Комментарии МакДональда

Псалом 40: Молитва с одра болезни

Давид был болен и, как надеялись его враги, очень серьезно. Между собой они уже со злорадством шептались, что болезнь его наверняка смертельна. И Давиду только горше было оттого, что один из этих недоброжелателей когда-то считался его близким другом.

40:1−4 Но всякое страдание не без утешения. Прежде всего Давид вспоминает, что Бог благословил того, кто помышляет о бедном. Здесь под «бедным», вероятно, понимается не столько бедный материально, сколько бедный здоровьем, бедствующий из-за болезни. Давид утешает себя мыслью, что он делал все то же самое, что делает для страдальцев Господь — он помогал занедужившим, утешал их и подбадривал. Теперь он вспоминает обетование и надеется, что Бог в день бедствия избавит и его тоже. Да, Господь будет бодрствовать у его одра, сбережет ему жизнь. Поскольку Давид заслужил себе доброе имя своей заботой о недужных и болящих, он уверен, что Бог не оставит его на произвол его злейших врагов. Напротив, Он дарует Давиду всю необходимую благодать на время болезни, чтобы в конце концов восстановить его здоровье и силы. Господь здесь сравнивается с заботливой сиделкой, которая поправляет одеяло пациента, чтобы ему было удобнее.

40:5 Но псалмопевец не полагается только на свои прошлые добрые дела на пользу немощных и недужных. Он поступает мудро, молясь Господу о посланной ему болезни, исповедуясь в своем грехе и прося об исцелении, хотя и не считает, что заслужил его. Не все болезни есть прямое следствие греха в жизни верующего. Многие недомогания, например, у пожилых людей, обусловлены естественными процессами старения организма. Иногда, впрочем, имеет место и прямая связь между грехом и болезнью; и если существует малейшая возможность такого объяснения, верующий должен устремиться к Господу с самой искренней исповедью. Во всех таких случаях прощение великого Врачевателя должно предшествовать лечению участкового терапевта.

40:6 А тем временем враги псалмопевца с нетерпением ждут извещения из клиники о смерти Давида. «Когда он умрет?», спрашивают они друг у друга, «и когда мы услышим, что с ним покончено?»

40:7 Эпизодически один из этих злопыхателей навещает Давида в приемные часы, но ничуть не пытается поддержать его, утешить и вселить бодрость. Слова его ничего не значат. Собственно, выглядит это так, будто бы он пришел исключительно для того, чтобы разузнать какие-то вещи, которые можно будет использовать против Давида. После ухода он распространяет самые злобные сплетни, какие только можно выдумать.

40:8−9 Против заболевшего человека развернута целая кампания кривотолков, и зловещие предсказатели теснят друг друга, измышляя несчастья для Давида. Они пустили слух, будто бы болезнь приковала его к постели, и оттуда ему теперь дорога прямо в морг.

40:10 Возможно, самым жестоким ударом оказалось предательство человека, который входил в число друзей Давида. Из всех печалей жизни это едва ли не самая жгучая — когда предает кто-то очень близкий. Эту печаль испытал Спаситель из-за предательства Иуды, и она не так уж редко встречается в жизни тех, кто следует за Ним, как за Главою.

Господь Иисус процитировал текст стиха 10 применительно к Иуде. Существенно, однако, что Он опустил слова «человек мирный со мною, на которого я полагался». Зная в Своем предведеньи, что Иуда предаст Его, Господь никогда ему не доверял, поэтому сказал лишь: «ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою» (Ин 13:18).

40:11 Давид отвращается от человека, который, можно сказать, вонзил ему нож в спину, и вместо этого ищет Господнего милосердия. Когда все его покинули, Давид уповает на верность Господа, Который не оставит его. Затем Давид высказывает просьбу, которая может прозвучать для нас странно: «восставь меня, и я воздам им». Если поначалу нам покажется, будто бы это недостойные устремления для человека с прерогативами Давида, мы должны вспомнить, что он был помазан Господом в цари над Израилем, а одна из обязанностей правителя состоит в том, чтобы карать мятежи и измены. Хотя в своих личных взаимоотношениях Давид, может быть, предпочел бы стерпеть подлость и вероломство по отношению к себе, царский сан требовал от него решительно подавлять любые антимонархические выступления.

40:12−13 В крахе враждебных ему заговоров Давид видит свидетельство того, что Господь к нему благоволит. Он продолжает:

Меня сохранишь в целости моей И поставишь пред лицом Твоим навеки.

Если мы предпочтем именно такой перевод [Синод. «в целости» соответствует английское in integrity — «в честности / в непорочности». — прим. перев.], то может возникнуть впечатление, будто бы Давид ударился в непомерную похвальбу. Но ведь он действительно был человеком честным, несмотря на все свои грехи и ошибки. А по сравнению со своими противниками он вообще был образцом добродетели. Вполне возможно, что Господь хранил его, видя его искренность и стремление к праведности.

Перевод этого стиха в Желино вызывает меньше затруднений:

Если Ты укрепишь меня, я буду невредим
И поставлен пред лицом Твоим навеки.

В таком переводе все зависит от воли Господа, а не от честности Давида. Провиденциальная благодать Господня дает безопасность в этой жизни и возможность лицезреть Царя небесного в жизни вечной.

40:14 Обретя уверенность и безмятежность, псалмопевец возносит заключительное славословие Богу. Иегова, хранящий завет Бог Израилев, достоин поклонения от века и до века. Давид дважды запечатлел это благословение словом аминь, и мы вслед за ним воскликнем то же!

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
4  [1] — Букв.: и всю постель его Ты сменишь / преобразишь. Это может быть понято и как указание на полное исцеление.
7  [2] — Букв.: в сердце; см. примеч. к 7:10.
9  [3] — Букв.: слово / дело от Велиала излилось на него. См. примеч. «а» к 2Кор 6:15.
10  [4] — Букв.: поднял на меня пяту.
13  [5] — Букв.: пред лицом Твоим.
14  [6] — Заключительный стих представляет собой славословие (доксологию), которым завершается Первая книга псалмов.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.