Псалтирь 80 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 Руководителю хора
На мелодию «Гиттит»1
Псалом Асафа
2 Крики радости да возносятся к Богу — источнику силы нашей,
возгласы торжества — к Богу Иакова!
3 Хвалебную песнь пойте, в бубны бейте,
играйте на сладкозвучной лире и арфе!
4 В новолуние в рог трубите,
трубите в день праздника нашего, на полнолуние.
5 Это — устав Господень для Израиля,
чин, который ввел Бог Иакова.
6 Он установил его во свидетельство для Иосифа,
когда пошел войной на Египет.
Услышал я голос, мне незнакомый:2
7 «Снял ношу Я с плеч твоих,3
от корзин освободил руки твои.
8 Ты в бедствии своем Меня призвал — Я спас тебя.
Сокрытый в туче грозовой, Я отвечал тебе,
при водах Меривы тебя испытал.
9 Слушай же, народ Мой, Мое предупреждение.
О если б ты только внимал Мне, Израиль!
10 Когда Я говорил тебе: „Да не будет у тебя иного бога,
чужому богу ты не поклоняйся,
11 ведь Я — ГОСПОДЬ, Бог твой,
тебя Я из Египта вывел“,
тебе лишь оставалось открывать уста, чтоб Я питал тебя.
12 Но Мой народ Меня не слушал,
Израиль Мне не покорялся.
13 Дал Я волю упрямству их:
что хотели они, то и делали.
14 О если бы народ Мой слушался Меня
и шел Моим путем Израиль,
15 Я бы скоро смирил их врагов,
притеснителей их силой Своей сокрушил.
16 Ненавидящие ГОСПОДА покорились бы Ему,
и сделано это было б навеки.4
17 Я питал бы Израиль лучшею пшеницей,
насыщал бы вас5 медом из скалы».

Комментарии МакДональда

Псалом 80: Праздник труб

Унгер так описывает этот иудейский праздник:

«[Праздник труб] был в строгом смысле слова праздником, то есть в этот день никто не работал, и святое собрание отмечало его в память о том, как вострубили трубы. В более поздний период священники и левиты пели Псалом 80, принося в жертву возлияние, а при вечерней жертве они пели Псалом 28. Весь день, с утра до вечера, в Иерусалиме дули в трубы... Раввины считали, что в этот день Бог судит всех людей и они проходят перед ним, как стадо овец перед пастырем».

Праздник труб символизирует воссоединение Израиля в родной земле после восхищения церкви.

80:2−6а В начальных стихах псалма народ Израиля призывают вместе восхвалить Бога, Который является источником их силы, их твердыней, и восклицать Богу Иакова, то есть Богу всяческой благодати. Левиты присоединяются к счастливому хору со своими музыкальными инструментами, а священники отмечают седьмое новомесячие, дуя в шофар. Этот праздник Бог учредил для народа Израиля (Лев 23:23−25; Чис 29:1). Он установил это в свидетельство для Иосифа (здесь Иосиф символизирует весь Израиль), когда он вышел из земли Египетской. Здесь, по-видимому, говорится о том, что Бог учредил этот праздник после столкновения с Египтом и после того, как народ покинул эту землю.

80:6б В конце стиха 6 сказано: «услышал звуки языка, которого не знал», и мы должны разобраться, говорит ли это автор псалма, Израиль или Бог.

Если это говорит автор псалма или Израиль, то этот незнакомый язык может быть:

1. Языком египтян (113:1).

2. Новым откровением Бога, обратившегося к душам израильтян после искупления из Египта.

3. Пророчеством Бога, которое содержится в остальных стихах псалма.

Если речь идет о Боге, то здесь может иметься в виду следующее:

Я услышал звуки языка (египетского), которого не признавал. Уильямс формулирует это так: «Он не признал египтян в качестве Своей паствы». В пользу последнего толкования говорит то, что форма первого лица единственного числа в остальной части псалма всегда относится к Богу.

80:7−8 Бог освободил Свой народ от тяжести рабского труда под игом египтян. Их руки освободились от корзин с глиной и кирпичами. Он избавлял их от всех бедствий, когда они Его призывали. Он услышал их среди грома — упоминание об облаке, которое вело и защищало их, или о том, как был дан закон на горе Синай. Он испытал их при водах Меривы, где Моисей ударил по скале и вызвал недовольство Бога.

80:9−11 Он предупредил их, что путь к благословению — это верность Ему как единственному истинному Богу. Он категорически запретил идолопоклонство. Напомнив им, как Он извел их из земли Египетской, Он дает чудесное обещание: если они откроют уста свои, Он наполнит их. Ленивые проповедники иногда неправильно понимали это обещание как оправдание недостаточной подготовки; достаточно открыть рот, и Господь даст им что сказать. Но здесь имеется в виду вовсе не это! Мысль здесь такова: если они придут к Господу с огромными просьбами, Он ответит на молитву. Он сделает все, что нужно, для послушного народа. Гебелен хорошо пишет об этом: «Кто способен во всей полноте понять эту фразу! Он — всемогущий Господь; для Господа нет ничего трудного. Открой рот, говорит Он, открой как можно шире, и Я наполню его. Проси, чего хочешь, во имя Мое, говорит Он в Новом Завете, и Я сделаю это. Он же просит только послушания, подчинения сердца и воли».

80:12−17 Но Божий народ не слушал гласа Его, и Израиль не покорялся Ему. Поэтому Он позволил им идти своей дорогой, позволив им страдать из-за упорства сердца их. Но Богу нелегко было оставить их. Его огорчало их постоянное безумие и упрямство. Если бы только они слушали Его, Он бы скоро смирил врагов их. Их притеснители пали бы в страхе перед Ним, и Израиль постоянно процветал бы (АВ). Он питал бы Израиль туком пшеницы — то есть давал бы лучшее питание, духовное и физическое, — и насыщал бы их медом, который дают пчелы, живущие в скалах Палестины.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — См. примеч. к 8:1.
6  [2] — Друг. возм. пер.: услышал я язык, мне незнакомый. Местоимением в первом лице здесь, очевидно, представлен народ израильский, который должен был услышать обращенное к нему слово Самого Бога (ср. ст. 8, 12, 14, 17).
7  [3] — Букв.: его; здесь и ниже в этом стихе.
16  [4] — Букв.: их время было бы навеки, т. е. притеснители были бы навеки усмирены. Друг. возм. пер.: время (благоденствия) Израиля было бы вечным.
17  [5] — Букв.: тебя, т. е. Израиль.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.