Псалтирь 82 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 Песнь
Псалом Асафа
2 Молю, о Боже, не молчи,
не будь безмолвен, Боже, не бездействуй!
3 Смотри, в каком неистовстве Твои враги,
как головы подняли ненавистники Твои.
4 В коварном сговоре они против народа Твоего,
замышляют зло причинить людям, Тобой хранимым.
5 «Пойдем, — твердят они, — и уничтожим их,
не быть им средь народов,
и имя Израиль забвенью предадим!»
6 В полном единодушии они меж собой сговорились,
союз заключили против Тебя:
7 народ1 Эдома, измаильтяне, Моав и агаритяне,
8 Гевал, Аммон и Амалик,
Филистия2 вместе с жителями Тира.
9 И Ассур с ними стал заодно,
протянув руку потомкам Лота.
10 Господи, Ты с ними поступи, как с Мидьяном, как с Сисерой,
как с Явином у потока Кишон:3
11 уничтоженные в Эн-Доре,
стали они удобрением земли.
12 Поступи с их князьями, как с Оревом и Зеэвом,
с вождями их, как с Зевахом и Цалмунной.4
13 Кичась, те говорили: «Пойдем и пажитями Бога овладеем».
14 Бог мой! Уподобь их колючкам в вихре,5
мякине, ветром носимой.
15 И как огонь сжигает лес,
как пламя горы опаляет,
16 так преследуй их бурею Своей
и ураганом в ужас приведи.
17 Дай им почувствовать унизительность своего положения,
может быть, станут они искать Тебя,6 ГОСПОДИ.
18 Пусть живут они постоянно в стыде и страхе,
преследуемые бесчестием и погибелью.
19 Да знают они, что Ты один, Которому имя ГОСПОДЬ, —
Всевышний, всей земли Правитель.

Комментарии МакДональда

Псалом 82: Псалом о шестидневной войне

28 мая 1967 г. Гамаль Абдель Нассер, президент Объединенной Арабской Республики, сказал: «Мы собираемся атаковать Израиль. Это будет тотальная война. Наша основная задача — уничтожение Израиля». Когда 5 июня война началась, к Объединенной Арабской республике присоединились Иордания, Сирия, Ирак, Алжир, Судан, Кувейт, Саудовская Аравия и Марокко. Попытка этого союза стереть Израиль с лица земли была безуспешной. Через шесть дней война закончилась. Израиль вышел из нее бесспорным победителем.

Для многих людей, любящих Библию, после шестидневной войны Псалом 82 обрел новое звучание. Возможно, содержащееся в нем пророчество обретет еще исполнение и в будущем, пока пришествие Господа Иисуса, который учредит Свое Царское правление, не приведет к полному установлению прав Израиля на землю.

82:2−6 Очевидно, здесь повествование ведется от имени осажденного Израиля, взывающего к Богу, чтобы Он нарушил молчание и начал решительно действовать. Хотя народ молит о безопасности и защите для себя, он представляет свое дело как дело Бога: «враги Твои... ненавидящие Тебя... против народа Твоего... совещаются против хранимых Тобою... заключили против Тебя союз». Они не дают Ему забыть о том, что враги Израиля — Его враги.

Подробности весьма достоверны. Враги шумят — мы четко представляем себе угрозы со стороны противника. Они составляют коварные планы — за кулисами им помогают советчики из Советской России. Они совещаются — встречаются на так называемых арабских саммитах на высшем уровне. Они угрожают Израилю уничтожением — мы это видели из приведенной выше цитаты. Они образовали крепкий союз многих народов — в основном близких родственников израильтян.

82:7−9 Если мы попытаемся отождествить упоминаемые народы с современными странами, у нас возникнут трудности. Мы знаем, что на территории древней Ассирии сейчас находится Ирак, а измаильтяне, потомки Авраама и Агари, — предки арабов. Мы знаем, что идумеи и амаликитяне были потомками Исава, а моавитяне и аммонитяне — Лота, но проследить судьбу их потомков до сегодняшнего времени практически невозможно. Филистимляне жили в области, ныне известной как сектор Газа. Город Тир находился на территории современного Ливана. Гевал — это древняя Губла или Библос, находившийся в Финикии. В некоторых источниках агаряне названы потомками Агари, то есть разновидностью измаильтян, но мы не уверены в этом. Так как со всеми этими названиями связано много неясностей, лучше не пытаться связать их с современными странами Ближнего Востока, а просто считать, что это представители языческих врагов Израиля.

Как мог маленький Израиль устоять перед натиском такого союза народов? Отчасти причина этого в том, что Божий народ — «хранимые Им» (ст. 3), «укрытые Им» (АВ), «драгоценные для Него» (ЖБ) или «Его возлюбленные» (Желино). В час опасности Он чудесным образом укрывает их, и являет Свою совершенную силу в их слабости. Обстоятельства могут быть против них, но Он посылает им победы, которые не поддаются человеческим объяснениям.

82:10−11 Теперь страдающий народ просит Иегову, чтобы Он сделал что-нибудь с надвигающейся угрозой, как Он поступал три раза с врагами в прошлом.

Иавин, царь Ханаана, и Сисара, его военачальник, были бесславно убиты в Аендоре после катастрофического поражения у потока Киссона (Суд 4). Их разлагающиеся тела стали удобрением для почвы Израиля.

82:12−13 Орив и Зив, два мидийских князя, были убиты и обезглавлены (Суд 7:23−25). Согласно Исаии (Ис 10:26), это было эпическое побоище.

Два мидийских царя, Зевей и Салман, угрожали захватить «селения Божии». Им удалось ускользнуть от израильтян, когда были убиты Орив и Зив, но потом Гедеон схватил и казнил их (Суд 8).

82:14−19 Смело прося Бога покарать врагов, Израиль не оставляет Богу возможности проявить фантазию. Суд описан во всех подробностях. Да будут они, как пыль в вихре, или, как написано в некоторых переводах, как перекати-поле. Да будут они как солома перед ветром. Преследуй их, как огонь сжигает лес, и уничтожь их всеобъемлющим пламенем. Пусть их устрашит Господня буря. Пусть они будут покрыты бесчестьем, чтобы люди начали искать Господа. Пусть они погибнут в позоре, чтобы люди узнали: Иегова — единственный Всевышний правитель над всею землею.

Слишком сурово? Да, сурово, но вполне оправданно. Когда речь идет о чести Бога, любовь может быть строгой. Морган объясняет:

«Эти древние певцы вдохновлялись прежде всего страстным желанием почтить Бога. Им, как и пророкам, были  неведомы  эгоистичные побуждения. Эгоисты не поют, у них не бывает видений. С другой стороны, человек, страстно любящий Божью славу, способен на великую суровость, как и на великую нежность».

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
7  [1] — Букв.: шатры.
8  [2] — См. примеч. к 59:10.
10  [3] — См. Суд 4−6.
12  [4] — См. Суд 7:25; Суд 4:15,23; 8:21.
14  [5] — Или: носимой ветром колючке.
17  [6] — Букв.: искать имя Твое.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.