Псалтирь 83 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 Руководителю хора
На мелодию «Гиттит»1
Псалом сыновей Корея
2 Как вожделенны чертоги Твои, ГОСПОДЬ Воинств!
3 Томилась душа моя, тосковала
по незабвенным дворам Храма ГОСПОДНЯ.
Возгласы сердца и всего существа моего
радостно к Богу Живому возносятся.
4 И птичка малая себе место находит,
ласточка вьет гнездо для птенцов своих
у алтарей2 Твоих, ГОСПОДЬ Воинств,
Царь мой и Бог мой!
5 Блаженны живущие в Доме Твоем:
непрестанно могут они славить Тебя.
6 Блажен человек, сила которого в Тебе,
в сердце таковых стези к Святилищу проложены.
7 Проходя долиной плача,3
они в ней источники открывают,
и ранний дождь приносит ей свои благословенья.
8 Постоянно обретая новых сил прилив, идут они,
пока не предстанут пред Богом на Сионе.
9 ГОСПОДЬ, Бог Воинств, услышь молитву мою,
внемли ей, Бог Иакова!
10 Боже, взгляни на щит наш4царя нашего,
благосклонно прими помазанника Своего.
11 Один день во дворах Твоих
лучше тысячи дней вне Дома Твоего,
и лучше стоять я буду у порога Дома Бога моего,
нежели жить в шатрах нечестия.
12 Ибо ГОСПОДЬ Бог есть солнце и щит;
милостью и честью Он одаряет,
не лишает даров благих живущих непорочно.
13 ГОСПОДЬ Воинств,
блажен человек, на Тебя положившийся!

Комментарии МакДональда

Псалом 83: Тоска по небесной родине

По поводу первичного толкования Псалма 83 нет сомнений. Он выражает страстное желание иудеев в изгнании вернуться в храм Иерусалима.

Конечно, его можно также применить к современному христианину, который по какой-то причине не может посещать собрания поместной церкви. Он жаждет снова быть с Божьим народом, когда они встречаются, чтобы поклоняться Богу.

Но больше всего мне нравится представлять себе благочестивого пилигрима, который тоскует по своей небесной родине. Давайте рассмотрим этот псалом с такой точки зрения.

83:2−3 Какое место может сравниться по своей красоте с жилищем Бога! Это место несравненной красоты, невиданного великолепия и неизреченной славы. Но давайте объясним, что мы имеем в виду. Мы говорим о месте, но это метонимия, потому что на самом деле мы говорим о Личности, живущей там. Так что, когда автор псалма пишет: «Истомилась душа моя, желая во дворы Господни», на самом деле он хочет быть с Самим Господом. Он сообщает о том же в следующей фразе: «...сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому».

83:4 Пилигрим сравнивает себя с птичкой (воробьем) и ласточкой. В другом псалме воробей выступает как образ предельного одиночества: «...одинокая птица на кровле» (101:7). Любой, кто видел когда-либо ласточку, знает, какое это беспокойное создание, снующее и парящее в воздушных потоках. Эти образы говорят о пребывании Божьего народа в пустыне; они одиноки и не находят покоя. Единственное место, где они могут найти отдых и уверенность для себя и своей семьи, — у алтарей Господа.

В скинии и храме было два алтаря. Один из них был медным, другой — золотым. Первый символизирует смерть Христа, второй — Его воскресение. Вместе они указывают на завершенное дело нашего Спасителя. Это место, в котором наши души могут найти отдых, как ласточки, и сюда мы можем привести в поисках покоя своих детей. «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» (Деян 16:31).

83:5 Далее следует всплеск чувства, которое мы могли бы назвать священной ревностью; изгнанники восклицают: «Блаженны живущие в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя». Думая о счастье тех любимых, которые вернулись домой к Господу, мы не можем печалиться о них. Для нас это утрата, а для них — вечное приобретение. Им там лучше, чем нам здесь.

83:6 В стихах 6−8 мы возвращаемся от благословенного состояния тех, кто уже на небесах, к меньшему благословению тех, кто на пути туда. О них говорится несколько вещей. Прежде всего, их сила в Господе, а не в них самих. Они «укрепляются Господом и могуществом силы Его» (Еф 6:10). Потом, в сердце своем они хранят путь к Сиону. Мир — не их дом. Хотя они в мире, они не от мира. У них в сердце стези направлены к Богу.

83:7−8 В-третьих, проходя долиною плача, они открывают в ней источники. Эти неукротимые души способны петь в горести и видеть радугу сквозь слезы. Они превращают трагедию в триумф и используют неудачи как трамплины к новым достижениям. Тайна их победы над обстоятельствами выражена в следующей фразе: «и дождь покрывает ее благословением». Обычно дождь символизирует Святого Духа, и здесь Он несет служение ободрения, дает благословение странствующим в пустыне — прохладную чистую воду. Вода — это Слово Божье (как в Еф 5:26). Это объясняет, почему они приходят от силы в силу. Вместо того, чтобы слабеть по ходу путешествия, они становятся все время сильнее. Несмотря на то, что внешняя оболочка истлевает, внутренняя природа обновляется каждый день (2Кор 4:16). Они могут испытывать чудесную уверенность: каждый явится пред Богом на Сионе. В этом нет сомнений: путь через пустыню приведет их к радости, они увидят Царя во всей Его красе.

83:9 Теперь автор псалма разражается страстной молитвой. Он обращается сначала к Господу, Богу сил, потом — к Богу Иаковлеву. Как Бог сил Он правит огромным количеством ангельских созданий. Как Бог Иаковлев, Он является Богом недостойного, Богом обманщика. Только представьте себе! Бог бесчисленных ангелов на небесах — это также Бог червя Иакова. Неизмеримо высокий может быть очень близким. И это — единственная причина, по которой мы с вами вообще можем войти в Его присутствие.

83:10 И каковы наши права на это? Боже, защитник наш! Приникни и призри на лице помазанника Твоего. Мы можем попасть туда только через Личность и деяния Господа Иисуса.

Бог видит моего Спасителя, а потом видит меня
В Возлюбленном, и я Ему угоден и свободен.

83:11 На что же похоже пребывание на небесах? Один день во дворах Его лучше тысячи дней в любом другом месте. Другими словами, небеса не с чем сравнить. Мы просто не можем представить себе славу, радость, красоту и свободу, ждущие нас там, где сейчас Иисус. И хорошо, что не можем. В противном случае мы были бы очень несчастны здесь и не могли бы делать свое дело.

Лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия. Сперджен говорил: «Лучше быть худшим у Бога, чем лучшим у дьявола». И не только лучше, но и надежнее. Обратите внимание на противопоставление между домом Божиим и шатрами нечестия. Дом — постоянное место жительства, шатер ставят на время.

83:12 Господь Бог есть солнце, дающее свет во тьме, щит для защиты путника от пылающего жара. Господь дает благодать, когда путник в ней нуждается, а потом, в конце пути, Он даст славу, приветствуя Своих детей в Своем вечном доме. Путник может быть уверен, что не будет ни в чем нуждаться на пути к небесам, ибо ходящих в непорочности Он не лишает благ. Он не лишит нас того, что для нас — благо; если Он что-то нам не дает, значит, это не благо. «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Рим 8:32).

83:13 Неудивительно, что автор псалма завершает его радостным возгласом: «Господи сил! Блажен человек, уповающий на Тебя!» И мое сердце вторит ему: «Да, Господи, я вечно благодарен Тебе за то, что я — христианин».

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — См. примеч. к 8:1.
4  [2] — Здесь у алтарей в метонимическом употреблении означает весь Храм.
7  [3] — Так в LXX и Вульгате; масоретский текст: долина бальзамических деревьев; возможно, одна из долин вблизи Иерусалима.
10  [4] — Друг. возм. пер.: взгляни, Боже, щит наш.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.