Исход 20 глава

Исход, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 Все эти слова сказал тогда Бог:1
2 «Я — ГОСПОДЬ, Бог твой, Который вывел тебя из Египта, где ты был рабом.2
3 Других богов, кроме Меня, быть у тебя не должно.
4 Не сотвори себе кумира3 — никаких изображений того, что на небе, вверху, и что на земле, внизу, и что в воде, ниже земли.
5 Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я — ГОСПОДЬ, Бог твой, Бог, Который ожидает безраздельной преданности Себе,4 Который и с детей взыскивает за грехи, что родители им передают до третьего и даже четвертого поколения, продолжающих отвергать5 Меня.6
6 Но тем, кто любит Меня и соблюдает заповеди Мои, Я милость творю и в тысячном поколении.
7 Не произноси без нужды7 имя ГОСПОДА, Бога твоего, — не посчитает Он невинным того, кто это делает.
8 Помни день субботний — да будет священным он для тебя!
9 Работай шесть дней и делай всё, что необходимо,
10 а седьмой день — суббота, день, посвящаемый ГОСПОДУ, Богу твоему. Никакой работой не занимайся в сей день, и не только ты сам, но и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и рабыня твоя, и скот твой, и человек пришлый, у вас поселившийся.
11 Ибо ГОСПОДЬ за шесть дней создал небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой Он пребывал в покое. Потому и благословил ГОСПОДЬ день субботний и освятил его.
12 Почитай отца своего и мать свою, чтобы жил ты долго на земле, которую дарует тебе ГОСПОДЬ, Бог твой.
13 Не убивай.
14 Не прелюбодействуй.8
15 Не кради.
16 Не давай ложных показаний против9 ближнего твоего.
17 Не желай завладеть тем, что принадлежит10 ближнему твоему: не обольщайся мыслью взять себе его жену или присвоить себе раба его, рабыню, быка или осла. Никто и ничто из всего, что есть у ближнего твоего, пусть не прельщает тебя».
18 Когда все собравшиеся вокруг горы11 услышали раскаты грома и трубный звук, увидели пламя и гору, сокрытую в дыме, затрепетали они и, подавшись назад, стали поодаль.
19 «Говори ты с нами, — сказали они Моисею, — и мы будем слушать, только не говорил бы с нами Бог — мы не вынесем этого, погибнем».
20 «Не бойтесь! — успокаивал их Моисей. — Бог сошел, чтобы испытать вас: Он хочет, чтобы, благоговея перед Ним, вы не грешили».
21 И всё же народ так и стоял в отдаленье, наблюдая за тем, как Моисей приблизился к той мгле, где ждал его Бог.
22 И тогда ГОСПОДЬ велел Моисею: «Передай сынам Израилевым: „Вы были при этом и сами убедились, что это Я обращался к вам с неба.
23 Так не пытайтесь же создать себе какое-либо божество вместо Меня: богов серебряных и золотых не делайте себе!
24 Воздвигни лишь жертвенник для служения Мне, сделай его из комьев земли12 и на нем приноси свои всесожжения и жертвы благодарственные;13 и пусть будут они, жертвы эти, из мелкого твоего и крупного рогатого скота. На всяком месте, Мной для богопоклонения избранном, везде, где имя Мое почитаемо14 будет, Я буду являться и благословлять тебя.
25 Если же захочешь поставить Мне жертвенник из камней, то не воздвигай его из отесанных, ведь всякий инструмент для обтесывания осквернит их.
26 И не восходи к жертвеннику Моему по ступеням, дабы не открылась над ним твоя нагота“.

Комментарии МакДональда

Б. Десять Заповедей (Гл. 20)

Господь Иисус разделил Десять Заповедей на две части: первая о любви к Богу, вторая — о любви к ближнему (Мф 22:37−40). Некоторые считают, что любить Бога учат первые четыре заповеди. Другие добавляют к ним и пятую. Выражение «Господь Бог твой» встречается в первых пяти заповедях.

I.

20:1−3 Да не будет у тебя других богов. Запрещается поклонение множеству богов (политеизм) и поклонение любому другому богу, кроме Иеговы.

II.

20:4−6 Не делай себе никакого изображения. Запрещается не только поклоняться идолам, но и делать их. Это касается картин, изображений и статуй, используемых для поклонения. Но запрет распространяется не на все картины и статуи, так как в скинии были чеканные изображения херувимов. В другом месте Бог повелевает Моисею сделать медного змея (Числа 21: 8). Нет сомнения в том, что заповедь запрещает использовать картины и изображения именно божества.

«Бог ревнитель» — так говорит Библия о Господе. Бог способен ревновать, когда речь идет о поклонении и любви Его народа. Он наказывает детей за вину отцов до третьего и четвертого рода. Наказание может проявляться во врожденных дефектах, нищете, болезнях и короткой продолжительности жизни. Но Божья милость — до тысячи родов (поколений) любящим Его и соблюдающим Его заповеди.

III.

20:7 Запрещено произносить имя Господа напрасно. Это означает запрет на использование имени Бога для ложных клятв. Запрет распространяется также на сквернословие, богохульство, клятвы по мелочам, а также невыполнение данного ранее обещания, подкрепленного клятвой.

IV.

20:8−11 Помни день субботний. Впервые о дне субботнем упоминается в книге Бытия 2:1−3. В книге Исход (16 глава) субботний день упоминается в связи со сбором манны. Теперь же израильтянам повелевается строго соблюдать день субботний. Это было прообразом того покоя, который теперь имеют верующие во Христе. Искупленное творение будет пребывать в этом покое после наступления Тысячелетнего Царства. Субботний день — это седьмой день недели, который длится от захода солнца в пятницу до захода солнца в субботу. Нигде в Новом Завете не говорится о том, что христиане должны соблюдать субботу.

V.

20:12 Почитай отца твоего и мать твою. Почитать в данном контексте означает слушаться. Этот стих учит нас, что те, кто послушны родителям, в целом обеспечивают себе длинную жизнь. И напротив, непослушание и грех часто приводят к преждевременной смерти. Это первая заповедь с обетованием (Еф 6:2). Она учит уважать старших и вышестоящих.

VI.

20:13 Не убивай. Речь идет именно о предумышленном убийстве. Данная заповедь не имеет отношения к смертной казни и не распространяется на непредумышленное убийство. Бог учит нас уважать человеческую жизнь.

VII.

20:14 Не прелюбодействуй. Запрещая прелюбодеяние, Библия учит нас уважительно относиться к браку и предупреждает, что нельзя эксплуатировать тело другого человека. Заповедь может распространяться на все незаконные виды сексуального поведения.

VIII.

20:15 Не кради. Эта заповедь относится ко всем незаконным способам лишения человека его имущества. Она учит уважению к частной собственности.

IX.

20:16 Не произноси ложного свидетельства. Эта заповедь запрещает говорить ложь, которая может повредить репутации человека, привести к его наказанию или даже казни. Заповедь учит уважать репутацию человека.

X.

20:17 Не желай чужого. Десятая заповедь переходит от поступков к мыслям и указывает на то, что желать чего-то, что Бог никогда не собирался нам дать, это грех. Апостол Павел свидетельствует о том, что эта заповедь привела его к глубочайшему осознанию своей греховности (Рим 7:7).

20:18−21 После того, как были даны Десять Заповедей, люди ужаснулись от проявления Божьего присутствия. Они боялись, что умрут, если Бог будет говорить с ними напрямую, и поэтому Моисей стал их посредником.

20:20−26 Закон Моисея был дан для того, чтобы показать греховность народа. Но затем Господь, по милости Своей, повелел людям соорудить жертвенник, напоминая тем самым, что грешники не могут приблизиться к Богу без пролития крови. Жертвенник указывает на Христа, через Которого мы приходим к Богу. Человеку нечего добавить к совершенству Христа — все человеческие усилия, ступени развития и достижения не помогут. Длинные развевающиеся одежды священников, поднимающихся по ступеням, могли случайно распахнуться, что в такой торжественной ситуации было бы совершенно неприемлемо.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Десять заповедей (ст. 2−17) обычно разделяются так: I — ст. 2, 3; II — ст. 4−6; III — ст. 7; IV — ст. 8−11; V — ст. 12; VI — ст. 13; VII — ст. 14; VIII — ст. 15; IX — ст. 16; X — ст. 17.
2  [2] — Букв.: из дома рабства.
4  [3] — Или: изваяние идола / истукана.
5  [4] — Букв.: Бог ревнующий; применительно к Богу евр. канна означает, что Он ожидает исключительной посвященности (34:14), что Он совершенно непримирим ко греху (Чис 25:11) и что Он горячо вступается за находящихся в опасности (ср. Иоиль 2:18).
5  [5] — Или: ненавидеть.
5  [6] — Бог не наказывает детей за грехи родителей (Втор 24:16 и Иез 18:20), но предупреждает: грех заразителен и неблагоприятно сказывается на судьбах их потомков.
7  [7] — Или: для обмана; или: попусту / без должного благоговения.
14  [8] — Или: не изменяй; или: не совращай чужую жену; или: не распутствуй.
16  [9] — Или: не клевещи / не наговаривай на.
17  [10] — Букв.: не желай дома — здесь евр. бет (дом) используется в широком смысле: свое жилье, а также семья, люди, живущие вместе, их хозяйство
18  [11] — Букв.: весь народ.
24  [12] — Всё, связанное с богослужением, должно было быть создано из подручных средств, а не из сделанных рукой человека, чтобы не стать предметом поклонения.
24  [13] — См. примеч. к 24:5.
24  [14] — Букв.: вспоминаемо; или: провозглашаемо.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.