Исход 24 глава

Исход, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 Моисею было сказано, чтобы он опять взошел на гору к ГОСПОДУ, взяв с собой Аарона, Надава, Авиуда и семьдесят старейшин Израиля; им дозволялось совершить свое поклонение лишь издали.1
2 Приблизиться же к ГОСПОДУ мог лишь один Моисей, и никто иной кроме него; а народ не должен был подниматься с ним на гору.
3 Моисей пришел и передал народу все предписания ГОСПОДА и все указания Его. Народ отозвался единодушно: «Будем делать всё, что повелел ГОСПОДЬ».2
4 Всё сказанное ГОСПОДОМ тогда же записал Моисей в Свитке Завета. Встав рано утром, воздвиг он у горы жертвенник и сложил рядом с ним двенадцать камней священных по числу колен Израилевых.
5 Потом велел он юношам израильским совершить всесожжения и заколоть быков, чтобы народ и левиты могли вместе пировать и принести ГОСПОДУ благодарственные жертвы.3
6 Кровь животных Моисей собрал и половину ее слил в чаши для служб ритуальных, а остальной окропил жертвенник.
7 После того взял он Свиток Завета с только что сделанной записью и прочитал ее народу. «Всё, что повелел ГОСПОДЬ, будем исполнять и будем Ему послушны», — сказали израильтяне.
8 Окропил тогда Моисей народ кровью, что слита была в чаши, и сказал: «Это кровь Завета, того самого Союза, который заключил с вами ГОСПОДЬ согласно всем этим словам, в Свитке записанным ».
9 Затем Моисей взошел на гору, взяв с собой Аарона, Надава, Авиуда и семьдесят старейшин Израиля.
10 И видели они образ 4 Бога Израилева. Под ногами Его — нечто подобное мозаичному полу из сапфира, голубое и ясное, как само небо.
11 Бог не допустил гибели5 вождей народа израильского: они удостоились видеть Его образ и после совершенных жертвоприношений все вместе ели и пили.
12 И еще раз ГОСПОДЬ сказал Моисею: «Взойди ко Мне на гору и будь там. Я дам тебе скрижали каменные с Законом, с заповедями, кои Я написал для наставления народа Моего».
13 Вместе со служившим при нем Иисусом Моисей тотчас же отправился на гору Божию,
14 сказав старейшинам: «Ждите нас здесь у подножия Синая, пока не вернемся к вам. С вами останутся Аарон и Гур. Если надо кому решить дело какое, пусть обращается к ним».
15 Итак, Моисей поднялся на гору, и облако окутало ее.
16 Слава ГОСПОДНЯ пребывала на горе Синай, и шесть дней окутывало ее облако, а в седьмой — воззвал из него ГОСПОДЬ к Моисею.
17 Огню испепеляющему подобна была слава ГОСПОДНЯ на вершине горы — такой видели ее сыновья Израиля.
18 Моисей вошел прямо в облако, когда восходил на гору. Пробыл он там сорок дней и сорок ночей.

Комментарии МакДональда

8. Утверждение завета (24:1−8)

24:1−2 Моисей был на горе Синай, когда Господь дал ему законы и повеления, записанные в книге Исход 20−23. Прежде, чем Моисей покинул вершину, Бог повелел ему вернуться с Аароном, его двумя сыновьями — Надавом и Авиудом, а также с семьюдесятью старейшинами. Но приблизиться к Господу мог только Моисей; остальные должны были стоять в стороне. По закону между грешником и Богом должно сохраняться расстояние. По благодати же мы имеем «дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа» (Евр 10:19). Закон утверждает: «Они пусть не приближаются.» Благодать же говорит: «Да приступаем.» (Евр 10:22).

24:3−8 Моисей сошел к народу и передал ему закон. Люди сразу же согласились повиноваться, не догадываясь еще, что на это у них не хватит сил. Чтобы утвердить условия этого завета между Израилем и Богом, Моисей вначале соорудил жертвенник с двенадцатью камнями (по числу колен Израилевых). Затем он взял кровь от жертвоприношения. Половиной этой крови он окропил жертвенник (символизирующий ту часть завета, которую будет выполнять Бог), а другой половиной окропил народ (что символизировало их решимость выполнять свою часть).

9. Явление Израилю Божьей славы (24:9−18)

24:9−11 Вслед за этим, Моисей и другие снова взошли на гору Синай, как повелел им Бог в стихах 1 и 2. Там они увидели Господа во славе Его. При обычных обстоятельствах человек, увидев Бога, умер бы. Но это был особый случай. Они видели Бога, и ели, и пили. Иными словами, они увидели Бога и остались живы, съев мирную жертву.

Читая в Библии о том, как люди видели Бога, мы сталкиваемся, на первый взгляд, с парадоксом. С одной стороны, в некоторых стихах говорится о том, что Бога нельзя увидеть (Исх 33:20; Ин 1:18; 1Ин 4:12). С другой стороны, в некоторых случаях говорится о людях, видевших Бога (например, Исх 24:10; Исх 33:23; Быт 32:30). Объясняется это следующим образом. Господь во всей Своей славе — «огонь поядающий», пламя, истребляющее любого, кто на Него посмотрит. Но иногда Он является в образе человека, ангела или облака славы (Втор 5:24), увидев которое, люди остаются в живых.

24:12−18 Здесь, по-видимому, описано другое восхождение на гору Синай. В этот раз Иисус Навин прошел с Моисеем часть пути. В свое отсутствие Моисей поручил Аарону и Ору судить народ. Моисей ждал на склоне горы шесть дней, пока облако покрывало вершину горы. Затем Бог воззвал к Нему, и Моисей поднялся на вершину, войдя в облако, где он должен был оставаться сорок дней и сорок ночей. Число сорок в Библии связано с испытаниями. В данном случае испытание предназначалось скорее для народа, чем для Моисея. И народ, не выдержав этого испытания, впал в грех. Таким образом, Бог посредством закона показал, что было в сердцах людей.

Заповеди, которые получил Моисей в это время, записаны в последующих стихах (до 31:18).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Продолжается рассказ, прерванный в 20:21 содержанием «Свитка Завета / Союза» (20:22 — 23:33).
3  [2] — Букв.: все слова, которые говорил Господь, исполним.
5  [3] — Или: от жертвы, принесенной в знак благополучия и мира (евр. зевах шеламим — традиционный перевод — «жертва мирная»; друг. возм. пер.: «жертва общения» — жертва, указывающая на восстановление общения между Богом и человеком. Слово шеламим включает в себя такие понятия, как здоровье, цельность, благополучие и мир); такого рода жертвы приносились теми, кто хотел порадоваться вместе с братьями-израильтянами своему преуспеванию и жизни в мире с Богом и людьми, пиршествуя с родными и левитами прямо во дворе Святилища. Обыкновенно этому предшествовала жертва за грех и всесожжение.
10  [4] — Хотя в подлиннике нет слова «образ», вероятно, именно это имеется в виду, ведь о Моисее сказано, что «образ / подобие Господа он видит» (Чис 12:8); то же в ст. 11.
11  [5] — Букв.: не простер Он руку Свою против.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.